Письмо Марку Вайлю Разное
Пишет Александр Колмогоров.
К письму приложил фото. Это — сцена из спектакля «Дракон», поставленного Вайлем в «Ильхоме».
Последняя встреча с Марком Вайлем была у меня в Ташкенте в марте 2005 года. Я приехал из Москвы. Зашел в «Ильхом». Репетиции не было, и в нашем подвале народа было мало. Увидел Марка. Обнялись. Разговаривая, пошли по цехам: он стал показывать очередные новшества, аппаратуру. Когда заглянули в радиоцех, попросил ребят записать для меня кассету с рождественским вечером. На прощанье подарил книгу-буклет «Неизвестный известный «Ильхом», в которой на первой странице написал:
«Саше, которому среди многих посвящена эта книга. Одному из пионеров – актеру, летописцу, поэту, стихи которого к счастью, звучали вот-вот (январь 2005) на сцене «Ильхома». Всего самого доброго! Марк Вайль. 19. 03. 2005.»
Вернувшись в Москву, посмотрел запись рождественского вечера. Оказалось, что стихи мои звучат вместе со стихами моего старшего друга Саши Файнберга.
Сейчас сентябрь 2013-го. Четыре года нет Саши, шесть лет Марка.
А тогда, в 2005-ом, прочтя книгу о нашем «Ильхоме», написал Марку письмо. С ним выслал свои тексты, — отрывки из разных капустников.
Дорогой Марк! Здравствуй!
Спасибо за книгу про нас. То, что она получилась, — никакого сомнения. Хотели того ее авторы или нет, но теперь она, как и сам «Ильхом», — часть общей театральной жизни и истории.
Когда дочитал книгу, возникло хорошее ощущение – что она еще не дописана и должна продолжиться.
Как и обещал, перебрал старые тетрадки наших ильхомовских капустников восьмидесятых и высылаю их тебе.
Какие-то посвящения ребятам утеряны (это касается в основном премьеры «Дракона»). Многие капустные листики завяли, как любой скоропортящийся продукт. А многие съедобны (понятны) только считанным кроликам, посвященным в наши семейные сюжеты и нюансы. Но кое-какие кочерыжки остались. (Кстати! А почему ты никогда не ставил «Кроликов и удавов» Фазиля Искандера?)
Так вот!.. Перечитал я свои творения и устыдился, что не всех изваял, «изувековечил», как говорил Михаил Светлов.
Например, не успел, не смог увековечить СТАЮ БРОДЯЧИХ СОБАК, которая, к нашему общему обалдению, приходила к «Ильхому» именно перед началом «собачьего» спектакля – «Прощай, овраг!». Ты помнишь эту мистику?! Их было штук пять, шесть… Откуда и почему они к нам приходили? Слышали, как мы воем во время спектакля? Они возникали, как фантомы, как ангелы, как двойники наших героев. Мы даже узнавали, выбирали среди этих сук и кобелей своих «тезок»: вон Крошка идет, вон Черный, а вот – Головастый!..
Увидев впервые наших хвостатых бродяг перед спектаклем, моя жена восхищенно спросила: «Это что, — специально?!». Я не растерялся и все спихнул на твою гениальность. Сказал: да, это ЕГО задумка, администраторы их специально подкармливают…
Не удалось зарифмовать поразительные лица, глаза наших зрителей! Их хотелось снимать на пленку, непрерывной панорамой, — для себя. Их внимательность друг к другу, неагрессивность, несуетное достоинство внушали надежду.
А еще, Марк, жаль, что не удалось написать историю про замок, повешенный на ильхомовских дверях в день премьеры «Дракона». Почему? Может – таланта не хватило. Может, была противна рожа того, кто вешал этот замок и нагло врал зрителям, что спектакль отменяется из-за болезни актёров? Скорее всего, потому, что с удовольствием и удачно удается шутить только с теми и над теми, кого любишь, кто тебя понимает.
Желаю тебе новых идей, пьес, актёров, спектаклей, капустников. Хочу снова обнять тебя и выпить за то, чтобы все долго ещё продолжалось.
А пока – через леса и города — крепко и весело обнимаю тебя. Кланяюсь нашему войску.
Весна, кухня, Москва, 2005
НОВОГОДНЕЕ
(из английской поэзии)
Вот дом, который построил Вайль. А вот – актеры бедовые. У них зарплата хреновая. Зато они ставят пьесу новую – «Дом, который построил Свифт». А вот – подруги не новые, Которых любят актеры бедовые, Те, у которых зарплата хреновая, Которые ставят пьесу новую… У подруг – зарплата тоже хреновая. И это тоже подстроил Вайль. А есть еще и пеньки дубовые. Вместо того, чтоб украсить столовые, Они критикуют пьесу новую, - В которой играют актеры бедовые, Те, у которых зарплата хреновая, Те, у которых подруги не новые… Как появляются пни дубовые – Это не знает даже Свифт. Стих английский, он так устроен, Что в нем Новый год – И тот подстроен. Подстроены ветки еловые И шутки мои не новые. Давайте же выпьем, актеры бедовые, За наших подруг и зарплату хреновую, За то, чтоб пеньки украшали столовые, За новые роли и пьесы новые, За все, что еще нам подстроит жизнь!
О БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕНАХ
(на десятилетие «Ильхома»)
Вот дожили и мы до больших перемен. Те, кто раньше нас бодро гнобили, Те, кто выли у наших ильхомовских стен, - Вдруг пронзительно нас полюбили. В кабинетах больших нас теперь узнают. Даже премии нам почему – то дают. К хозрасчету открыта дорога… Чтоб не скурвил нас всех Этот самый уют – Не меняйтесь, друзья, ради бога!
КЛОУНСКОЙ МИМ – ГРУППЕ «ПТИЦЫ С ЮГА»
(к премьере «Рэгтайма для клоунов»)
Видали клоунов?! Спешите поздравлять И этих клоунов, И студию – их мать! Чем больше в студии Дурацких колпаков – Тем больше студия Сваляет дураков! Спасибо, клоун! Спасибо, птица! Так и должно было случиться!
К ПРЕМЬЕРЕ СПЕКТАКЛЯ «ДРАКОН»
ГАЛИНЕ ЛУКОВНИКОВОЙ (актрисе «Ильхома» и ТЮЗа)
Сыграла столько пацанов!.. Но поражает постоянство, С которым в роли тащишь вновь Свои азарт и хулиганство!
АКТЕРУ ХАБИБУ ХАКИМОВУ
(поющему душевно и громко)
Что случилось – могло б не случиться. Поздно. Знает теперь весь народ: Если плачет Вахтанг Кикабидзе – Значит рядом Хабибка поет.
АКТЕРУ МИШЕ КАМИНСКОМУ
Да, сбываются мечты! В десять лет – как быстро! – Из масхаробоза ты Вырос в бургомистра. Жизнь бежит. Артист растет. Крепнет ощущение: Мишке в пользу все идет – Даже похудение!
К ПРЕМЬЕРЕ СПЕКТАКЛЯ «ПРОЩАЙ, ОВРАГ!»
МАРКУ ВАЙЛЮ
Спать пора. Уснул бычок. Лег Хабибка на бочок. Машка просится в кровать… Только Марк не хочет спать! Не жалеет нас ни грамма: Забодал собачьей драмой! Все равно его не брошу, Потому что он – хороший.
РЕЖИССЕРУ СПЕКТАКЛЯ ВЛАДУ ФЕСЕНКО.
- Что это все означает?! – Спросят его. Он – залает. Владик! Не надо ругаться С искусствоведами в штатском.
ХУДОЖНИКУ — ПОСТАНОВЩИКУ ЮСИФУ ГУСЕЙНОВУ
Нам подарил Юсиф Гусейнов Гибрид арены и бассейна. От сук и кобелей Юсифа Благодарим за это пылко. Но персональное спасибо – За наши задницы в опилках!
КОМПОЗИТОРУ МИХАИЛУ РОЗЕНБЛЮМУ
Звал Полунин, говорят, Розенблюма в Ленинград… Мы предупреждали Вайля: Розен – блюм – блюм – блюм - каналья!
МУЗЫКАНТАМ, ПИСАВШИМ ПО НОЧАМ ФОНОГРАММУ
(Марк! Тут я ни черта не помню фамилии)
Лишь гитару грек настроит, Колки нужные крутя, - И, как зверь, она завоет, И заплачет, как дитя! По тарелке обветшалой Друг Алеша застучит… Да по клавишам устало Сашкин палец пробежит… Бутерброд жуют устало Витя Зорин и Хохлов… А Дьяченко – не досталось: Спит и видит сны про плов! Вот и ладно. Вот и любо. Кто же так их доконал? Я б спросил у Розенблюма – Ноты он писать сбежал!
ПЕВЦАМ – ПРОФЕССИОНАЛАМ
Можем выть, хлопотать можем мордой И собачий сыграть можем вальс. Ну, а там, где звучать нужно гордо, - Там, ребята, надежда на вас!
ЗВУКОРЕЖИССЕРАМ АРКАШЕВСКОМУ И МИНИЧУ
Вот что значит – талант и сноровка! Прогрессивку ввели мужики: К пульту тянутся Игорь и Вовка, Как к стаканам, - в четыре руки!
МОНОЛОГ РЕЖИССЕРА ПО СВЕТУ КОЛИ ХОДОСОВА
Есть любимые книги у многих: Станиславский, Сафронов, Камю… Дину трогают лишь «Хатха – йоги». Ну, а я – «Мойдодыра» люблю! Я читаю его без отрыва! Моюсь всюду, где только смогу. Вот сыграем «Овраг» с перерывом – На Анхор в перерыве сбегу!
ГУЛЕ КУРБАНОВОЙ, ХУДОЖНИКУ ПО КОСТЮМАМ
Мы в свое, как всегда, нарядились. Нам не надо шмотья иностранного. Всю фирму, вплоть до плавок «Адидас», Поставляет нам Гулька Курбанова!
МОНОЛОГ ТАТЬЯНЫ СТАНИСЛАВНЫ, АДМИНИСТРАТОРА
На меня глядите чо вы? Я не Алла Пугачева. Я – нужнее. И, что главно, Я – Татьяна Станиславна!
ХОР МОНТИРОВЩИКОВ
Легче рыть настоящую яму, Чем кроить этот чертов овраг! Догулялась ильхомова мама – Наплодила бродячих собак!
АКТЕРУ МИШЕ КАМИНСКОМУ
Ты похож на Рагулина трошки: Та же скромность и мощь – тоже та. Под рукой твоей стонет гармошка, Как канадец, прижатый к бортам!
Актрисе МАРИНЕ ТУРПИЩЕВОЙ
(телерепортаж из «ИЛЬХОМА»)
Из комментаторской кабины Видна Турпищева Марина! Прошу вас обратить вниманье: Актриса – с ярким дарованьем! В кого талантлива – черт знает! (Жаль «Пахтакор» так не играет!) Нерв! Голос! Пластика! Глазищи!.. Вел репортаж – Роман Турпищев.
ИРИНЕ АНИСИМОВОЙ – КРОШКЕ
Дверь собачья – от бублика дырка. Но хочу подчеркнуть – не для всех: Заровняют овраг – нашей Ирке Забронирован в цирке успех!
ИГОРЮ ПАРАМОНОВУ – КОТУ ЯМОМОТО,
японскому императору, призванному в Советскую армию
Нас император Ямомото Сумел до смерти запугать: Ждет Парамона третья рота! Япона мать!.. Пройдет два года – И мы увидимся опять?!.
Артисту НИКОЛАЮ ДУБАКОВУ
Ты театры, как фиксы, менял. Мутоту режиссеры давали. И скатился ты, зема, в подвал, - С паханом познакомился, с Вайлем. Он фиксатых на дело берет: Только б вовремя воду сливали… Фишку рубит в «Ильхоме» народ. И от Вайля отвалит – едва ли!
АРТИСТУ ХАБИБУ ХАКИМОВУ
(исполнитель роли Черного)
С другом в бар я зашел ( в смысле пива). Говорю, набирая баллон: «Погляди, как похож на Хабиба...» Пригляделись – действительно он!
АКТЕРУ ДИЛЬШОДУ ИСМАИЛОВУ
(исполнителю роли Привязанного)
Породистый галоп у Била! Есть подозренье у меня, Что Марик в хрониках Шекспира Ему доверит роль коня!
ТАТЬЯНЕ, ЖЕНЕ НАШЕГО ТРЕНЕРА
В черно – белом моем телевизоре Вайля хвалит спортсменка Талызина. Тот же Вайль, если верить газетам, Тренирует костяк «Моссовета». Ты, Татьяна, держи его дома: Пусть растит футболистов «Ильхома»!
К ПРЕМЬЕРЕ СПЕКТАКЛЯ «ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ СВИФТ»
ДРАМАТУРГУ ГРИГОРИЮ ГОРИНУ
(на его поздравление с премьерой «СВИФТА»)
«Ни пуха!» и «К черту!» - нам Горин сказал. Он верит в победу искусства. Спускайся скорей, драматург, в наш подвал! Нарвись на ответные чувства!
ТИМУРУ БЕКМАМБЕТОВУ, ХУДОЖНИКУ,
потомку завоевателя Тимура
Тимур?.. Да он и есть – Тимур! С театра он содрал сто шкур! Он нам не экономит «мани» - Заставил километр ткани Купить на кресла!.. Для чего? А чтоб боялись все его!
ГАЛИНЕ ЛУКОВНИКОВОЙ – ВАНЕССЕ
(после грузинских гастролей)
Не плачь о Тбилиси, Ванесса! Забудь про камин и вино… Люби Джонатана, Ванесса: Ведь это – почти что Вано!
М. КАМИНСКОМУ – СВИФТУ
Да, Миша, Свифт – большой писатель. Тригорин – тоже мастер слов. Теперь не я тебе приятель, А – Александр Иванов.
ЗАГИПСОВАННОМУ Б. ШЕВЧЕНКО – ДОКТОРУ
Кто не в гипсе, кто здоров – Хрен сыграет докторов!
МИМ – ГРУППЕ «ПТИЦЫ С ЮГА» И ЛИЧНО ЛУГОВСКОМУ
В брэйк – дансе вы парили вместе И пели руки песню крыл… Но тут Олег испортил песню: Ушел в отрыв – заговорил!
ИГОРЮ ЧАЙКОВСКОМУ
(бывшему Ланцелоту, ныне великану Глюму)
Ланцелот взял два стакана – Для себя и великана. На двоих подать велит Исходящий реквизит!
Народной артистке Узбекистана СВЕТЛАНЕ НОРБАЕВОЙ
В «Ильхоме» Вайль устроил чистку: У нас - на коллектив большой – Одна Народная артистка, И та – с ильхомовской душой!
БААДУРУ ЦУЛАДЗЕ,
(Народному артисту и болельщику)
Вы уклоняетесь от спора! Хоть стиль «Динамо» с «Пахтакором» Вам больше, чем другим знаком, От коньяка не отвлекаясь, Вы говорите, улыбаясь: - Болею только за «Ильхом»!
У Ш Е Д Ш И М
Саше Басину
Вадиму Иванову
Володе Салихову
Нам было над чем посмеяться. Нам будет заплакать о чем… Куда ж вы уходите, братцы?! И кто нам подставит плечо? Смотрите, ребята, смотрите – Все заняты в зале места! Ильхомовский преданный зритель Ждет выхода. Сцена пуста… Есть время понять и проститься. И все же имейте в виду: Я буду искать ваши лица, Когда на премьеру приду.
К Л О У Н
Славе Полунину
Он приглашал смеяться над собой. И первым брал нелепейшую ноту, Как будто проявлял о нас заботу: Смотрите – клоун глупенький какой. Он в ужасе на краешке доски Стоял и видел пропасть, а не тазик… Но превращал свой страх смертельный в праздник, За нас споткнувшись на краю тоски. Он был смешон, как, в сущности, смешон Любой из нас в серьезности надсадной. И, как все мы, был трогателен он В своих страстях – отважный и нескладный. О, праздник – не бояться быть смешным! Объединяй людей. Хотя б на время… От щедрости сгорит актеров племя, Но не от сплетен, вьющихся над ним! За ниточку иронии держись, Шут поколенья. Долго ли – сорваться?.. Не дай нам, бог, в такое время жить, Когда устанут клоуны смеяться.
Последние две строчки — предостережение и наказ!!!
eugeen13[Цитировать]
Пока живы капустники, театр жив. Дохлые рыбины «смеху не имут». Александр, как много хорошего вы понаписали! И псы, естественно, знали, что спектакль «собачий». Столько лет живут с нами и не понять таких пустяков? Наверное, к вам прибегали самые-самые, сверхСОБАКИ. Тонкий слой собачьей интеллигенции, пылкая, доверчивая молодёжь… Думали, что наступила ЭРА МИЛОСЕРДИЯ.
lvt[Цитировать]
Как хорошо и тепло написано, как жаль, что не все, кому адресовано могут прочесть! Читаешь и понимаешь, почему «Ильхом» такой, какой есть — только в такой атмосфере могли создавться ТАКИЕ спектакли!
Инесса Кимовна[Цитировать]
Кто-то говорит, что жизнь у человека одна, кто-то что их несколько. У Юрия Трифонова даже роман есть «Другая жизнь». Жизнь, связанная с «Ильхомом» — безусловно счастливая, радостная жизнь. Рад, если рифмованные шутки, написанные «на коленке», за день до премьеры или в день её хоть чуть-чуть передают атмосферу того времени, тот весёлый творческий кураж. В этой подборке лишь «Клоун» претендует на звание стихотворение, потому что написано после гастролей в Ташкенте «Лицедеев» и не на бегу. Его я и в свой сборник поместил. Спасибо вам за добрые слова о студии.
Александр Колмогоров[Цитировать]
Прекрасные времена, замечательные люди…
Nazim Ruzibaev[Цитировать]