История о первом музее История
А. Тюриков. Истории о Ташкенте.
Далекая и таинственная Средняя Азия вызывала большой интерес в ученом мире. Огромное «белое» пятно на карте России, каким являлся Туркестан после его присоединения к империи, требовало тщательного изучения и исследования. Эту большую и важную работу начал открытый в конце 1870 года Туркестанский отдел Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. На одном из его заседаний была высказана мысль о необходимости создания Туркестанского музея. И хотя это предложение осталось лишь благим пожеланием — генерал-губернатор фон Кауфман находил, что для этого еще не настало благоприятное время,— члены общества по своей инициативе начали собирать коллекции для будущего музея. Появились небольшие собрания старинных монет, а также образцы минералов, найденных в Туркестане. Через пять лет состоялось официальное открытие музея. Он принял первых посетителей в июле 1876 года в небольшом помещении на улице Романовского (нынешняя улица Ленина). Тот «Храм муз» представлял собой одну из комнат квартиры Н. Маева — хранителя музея. Собственно, огромных залов музею тогда не требовалось: в то время в нем находилось всего 1486 предметов, среди которых было 645 монет, 9 медалей и 12 различных камней.
За каких-то шесть лет музей значительно вырос благодаря множеству интересных экспонатов, привезенных учеными из экспедиций по Туркестанскому краю. Фонды его пополнились археологическими находками с раскопок самаркандского Афрасиаба, появилась здесь и большая — более 1300 камней — коллекция минералов. Музею стало тесно в квартире его хранителя, и решено было перенести экспозицию в помещение при Ташкентской публичной библиотеке. Здесь, в пяти небольших комнатах, он и обосновался на долгие годы. Работал он в те же часы, что и библиотека, то есть два раза в неделю — по пятницам и воскресеньям.
Расположенный в самом центре города, к тому же по соседству с библиотекой, он быстро приобрел популярность у ташкентцев. Это отмечали и газеты. «Среди посетителей, с большим интересом осматривающих коллекции музея, русских зрителей мало. И хотя многое в этих коллекциях и непонятно местным жителям, хотя коллекции и не имеют хотя бы кратких пояснений на местном языке, интерес к ним населения огромный».
С 1906 года в музее начался учет посетителей. В тот год их было зарегистрировано почти 5 тысяч, а в 1913 году здесь побывало около 35 тысяч человек — цифра солидная даже по нынешним временам.
Когда осенью 1890 года в городском сквере раскинулась Туркестанская сельскохозяйственная выставка, экспонаты ташкентского музея заняли здесь видное место и вызвали большой интерес как местных жителей, так и гостей. А через 10 лет музей получил почетное право демонстрировать свои экспонаты —образцы национальной одежды, местные орудия труда, стеклянные и металлические изделия, археологические находки — на представительной международной выставке в Париже.
С легкой руки ташкентцев подобный публичный музей был организован в 1896 году в Самарканде, а еще через три года и в Фергане.
Несмотря на продолжавшую расширяться экспозицию, ташкентский музей был по-прежнему лишь приложением к публичной библиотеке. Он являлся только хранилищем большой и плохо систематизированной коллекции по истории и этнографии края, разобраться в которой малограмотным посетителям было довольно сложно. О какой-либо научной работе эдесь не было и речи — ведь своим существованием музей был обязан лишь небольшой группе энтузиастов, практически лишенной помощи местных властей.
Действительным очагом просвещения трудящихся масс ташкентский музей стал лишь после Октябрьской революции, когда в стране была создана единая государственная система музеев. С 1 июня 1918 года музей отделился от библиотеки и начал самостоятельную деятельность. Тесная связь с учеными молодого Туркестанского университета позволила коллективу музея организовать многоплановые научные исследования.
…Это здание привлекает к себе внимание еще издали — старинной кладкой темно-красного кирпича, своеобразной архитектурой парадного подъезда, шатровым фонарем-башенкой над ним. Это здание на углу улиц Хорезмской и Куйбышева — один из самых почтенных старожилов Ташкента. И не случайно в нем сегодня расположился Музей истории народов Узбекистана имени Айбека.
Тяжелые резные двери, гостеприимно распахнутые перед посетителями, приглашают совершить увлекательное путешествие в глубь веков. Вы побываете на древней стоянке эпохи палеолита, познакомитесь с чустским поселением эпохи бронзы, увидите самые разнообразные предметы одежды и быта жителей Средней Азии. Страница за страницей перед вами откроется насыщенная разнообразными событиями биография двухтысячелетнего Ташкента. Вот рисунки полуразрушенной крепостной стены и цитадели, а рядом, на алом бархате, все 12 ключей от городских ворот. За стеклянной витриной тускло сверкают доспехи ташкентского воина, красуется в богатой чалме местный богатей. А вот еще один экспонат прошлого — мрачный зиндан — последний «приют» для непокорных. И как первые вестники занимающейся новой зари — революционные листовки 1905—1907 годов. Среди драгоценных реликвий музея фотографии, документы революции 17-го… В отдельном зале разместилась постоянная выставка «Узбекская ССР в братской семье народов СССР», рассказывающая о сегодняшнем дне Советского Узбекистана.
Сегодня гостей у аксакала ташкентских музеев — до 400 тысяч в год. Бывая здесь, словно медленно перелистываешь страницы любимой книги. Да и что может быть увлекательнее истории края, в котором живешь, который тебе родной?..
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.