Книги об авторской песне Разное
Прислала Зелина Искандерова. Книги о бардах, наверняка многих заинтересуют.
Subject: Кулагин А.В. У ИСТОКОВ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ; Кулагин А.В. БАРДЫ И ФИЛОЛОГИ: АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Кулагин А.В. У ИСТОКОВ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ: Сб. ст. — Коломна: Моск. гос. обл. соц.-гуманитарный инт, 2010.— 340 с. — 300 экз.
Кулагин А.В. БАРДЫ И ФИЛОЛОГИ: АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ. — Коломна:Моск. гос. обл. соц. гуманитарный ин-т, 2011. — 156 с. — 500 экз.
Творчество российских бардов стало заметным явлением еще на рубеже 1950—1960-х гг. минувшего столетия. Как и любой культурный феномен, авторская песня была предметом кри тико-публицистических статей, прежде чем стать достоянием академической науки. Но в 1990—2000-е гг. в орбиту исследовательского интереса попадает сначала поэзия отдельных представите-лей жанра, а затем и феномен авторской песни в целом. Аббревиатура «АП» была «официально узаконена» в российском литературоведении. Некоторыми филологами стал употребляться не вполне академически звучащий термин «АП-ведение» для обозначения отрасли литературоведения, изучающей авторскую песню (см.: Барды и филологи. С. 23).
Книга «У истоков авторской песни» в какой-то мере продолжает предыдущий сборник статей А.В. Кулагина «Высоцкий и другие» (М., 2002). Здесь также творчество бардов ставится в контекст русской литературной традиции. В книге «Барды и филологи.» обозревается отечественное АП-веде- ние. К слову, обзоры публиковались с 1995 г. на страницах «НЛО» (подкорректированные и дополненные новыми сведениями, они составили монографию). В обеих книгах Кулагин особое внимание уделяет трем мэтрам жанра — Окуджаве, Галичу и Высоцкому; в сборнике статей в качестве самостоятельных персонажей появляются Михаил Анчаров и Юрий Визбор, чье творчество по-настоящему еще не рассмотрено литературоведением. На первый план в книге выходит Вы-соцкий; его фигура крупным планом присутствует в каждой статье. Он появляется в качестве то самостоятельного персонажа, то предшественника, то последователя, в конце концов — мерила, по которому, по мнению автора, оценивается жанр в целом. Тем самым исследователь признает, что рассмотрение авторской песни вне соотнесения с творчеством Высоцкого невозможно по определению. И с этим трудно не согласиться. Во второй книге также заметен перекос в сторону таганского барда: высоцковедческая литература обозревается в двух главах — «Мир Высоцкого» (имеется в виду одноименный сборник исследований и материалов) и «И снова Высоцкий». Это объясняется очень просто: Высоцкому на научные и научно-популярные издания повезло гораздо больше, чем Окуджаве и Галичу.
Сборник статей разбит на шесть тематических разделов, перечисление которых проясняет многое: «Учителя и ученики», «Война», «Маяковский», «Пушкин», «Собеседники», «Из истории одной песни». Приложение, в котором публикуются фрагменты отзывов Кулагина на литературоведческие диссертации, посвященные авторской песне и рок-поэзии, органичнее смотрелось бы в монографии.
Открывающая книгу «У истоков авторской песни» статья «»Сначала он, а потом мы.». Крупнейшие барды и наследие Вертинского» претендует на проблемность.
Как и любая отрасль знания, АП-ведение вырабатывает свой терминологический аппарат. Так, еще в первых научных работах, посвященных жанру, обращалось внимание на авторские песни, написанные на стихи профессиональных поэтов — классиков и современников. В Украине широко распространено обозначение «ствана поезiя» (в буквальном переводе на русский «петая поэзия»), которое ка-жется нам не вполне адекватным: поэзия поется не только в авторской песне, но и в академических жанрах, и на эстраде, и в рок-музыке. Музыковед А.А. Ризнык наряду с понятием «ствана поезiя» предложил термин «бардовское композиторство» (см.: Ри- ник О.О. Сучасна авторська тсня та тенденцп ц розвитку в Украшг Дис. . канд. мистецтвознавства: У 2 ч. Ктв, 1992. Ч. 1. Л. 59). Десятилетием позже литературовед И.А. Соколова рассмотрела предвосхищенную Вертинским так называемую «композиторскую ветвь» авторской песни (см.: Соколова И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М., 2002. С. 92—93). Она либо заимствует термин у А.А. Ризныка, слегка его переиначив, либо приходит к нему самостоятельно. Кулагин использует термин в интерпретации И.А. Соколовой (см.: У истоков авторской песни. С. 7). При этом он ограничился отражением «вертинских» традиций в творчестве Галича, Окуджавы и Высоцкого, которые сочетали в одном лице композитора, поэта и исполнителя. В то же время ему должно быть известно, что свою первую песню Высоцкий написал на стихи Андрея Вознесенского, а Булат Окуджава обращался к стихам польской поэтессы Агнешки Осецкой. За скобками исследования остались барды, пишущие на чужие стихи, — Виктор Берковский, Александр Дулов, Вадим Мищук, Сергей Никитин, Александр Суханов, Ген Шангин-Березовский.
Кулагин не задавался целью охватить все бардовское движение на территории бывшего СССР. Но акценты в статьях расставлены по-новому. Например, сегодня мало кому известно, что песенное трио в составе Сергея Кристи, Алексея Охрименко и Владимира Шрейберга стояло у истоков жанра. Совместно сочиненные ими шуточные песни, считавшиеся народными, относили к тому пласту неофициальной культуры середины XX в., который принято называть интеллигентским фольклором. Им принадлежит так называемая «блатная» песня «Он был батальонный разведчик.», авторство которой ошибочно приписывалось Высоцкому (песня в переработанном варианте входила в домашний репертуар Владимира Семеновича). Из названия статьи «Высоцкий и традиция
песенного трио С. Кристи — А. Охрименко — В. Шрейберг» очевидно, что их творчество исследуется с точки зрения влияния на поэта.
Несколько работ посвящены интертекстуальным связям в творчестве бардов. В статье «Из историко-культурного комментария к произведениям Высоцкого» читателю предлагается новая интерпретация тех или иных мотивов и образов поэта, отсылающая к произведениям классиков русской литературы XX в. и современников барда, придерживавшихся различных, порой диаметрально противоположных, эстетических ориентаций и идеологических устремлений: А. Грина и И. Бабеля, М. Анчарова и Г. Шпаликова, В. Маяковского и А. Вознесенского, А. Гайдара и А. Синявского. Ну кто бы догадался провести параллель между «Парусом» Высоцкого и «Алыми парусами» А. Грина? Или между песней Высоцкого «Тот, кто раньше с нею был» и рассказом И. Бабеля «Конкин»? Особого внимания заслуживает статья «Эту книгу читал молодой Окуджава». Речь в ней идет об однотомном собрании сочинений В. Маяковского, выпущенном в 1941 г. Автор, ссылаясь на публикации и свидетельства очевидцев, прослеживает, как менялось отношение «негромкого барда» к «наидерзостнейшему футуристу»: от серьезного увлечения в студенческие годы — через полемику и иронию — к сдержанной критике в период творческой зрелости. Но, по наблюдению исследователя, Окуджава продолжал вести диалог с Маяковским на протяжении всего творческого пути. Кулагин обращается к дубиальным текстам студенческого периода, в которых, наряду с Маяковским, ощутимо влияние Пушкина, Лермонтова, Цветаевой. Изучению наследия бардов как продолжателей русской литературной традиции также посвящены статьи «»Люблю тебя сейчас.» Высоцкого в поэтическом контексте», «Еще к проблеме «Высоцкий и Маяковский». Три заметки», «»Медный всадник» и поэзия Галича», «»Талисман» Окуджавы» (последняя публикуется впервые).
В работе «О цикле Высоцкого «Из дорожного дневника»» затронут философский аспект военной темы в творчестве поэта, которого исследователи до сих пор не касались.
Для адекватного понимания творчества того или иного автора очень важно знать его художественные предпочтения. Поэтому большое значение в статьях, составивших первую книгу, придается творческому общению бардов с предшественниками и современниками, между собой («В ключе Булата», «Галич и Высоцкий: поэтический диалог», «Слушая друг друга (Высоцкий и Визбор)».
Книги дополняют друг друга и могут быть рекомендованы в качестве настольных для АП-ведов.
Геннадий Шостак
Еще и дисертации защищают:
Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века
тема диссертации и автореферата по ВАК 24.00.01, кандидат культурологических наук Хомутова, Елена Николаевна
2002
Автор научной работы:
Хомутова, Елена Николаевна
Ученая cтепень:
кандидат культурол. наук
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
Дьякова Лариса Николаевна
Русская авторская песня в лингвистическом и коммуникативном аспектах
Специальность 10.02.01 – русский язык
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
Воронеж 2007
Работа выполнена в Воронежском государственном университете.
Помните — » Не важно, есть ли у тебя исследователи, А важно, есть ли у тебя последователи…» Последователей у движения Авторской Песни — много тысяч по всему свету, но и исследователи, как мы видим, уже появились серьёзные!
Таким образом, можно сделать вывод, что всеми нами любимая Авторская Песня (АП) – новое социо-культурное и литературно-языковое ЯВЛЕНИЕ!
Думаю, многим тысячам любителей Авторской Песни будет интересно прочитать на сайте о «свежих» книгах и даже диссертациях, изучающих АП-явление и жанр!
Zelina Iskanderova[Цитировать]