Беньков Павел Петрович (Россия / Узбекистан, 1879-1949). Часть I «Казанская» Tашкентцы Искусство История

Часть 1 — данная статья, начало
Часть 2 — продолжение
Часть 3 — окончание


Источник ЖЖ kykolnik.

Мой роман с Павлом Петровичем подходит к своему логическому завершению. А начался он с потрёпанного временем, 1972 года выпуска, набора открыток с репродукциями его работ, отданных мне за бесценок на толкучке. Именно они побудили к изысканиям. И, опять же, как и в случае с Ольгой Людвиговной Делла-Вос-Кардовской — с биографией живописца, благодаря сайту «Беньковцы» ознакомиться можно, а вот с работами — увы; их в сети, можно сказать, что и нет. Итак…

Беньков Павел Петрович (Россия / Узбекистан, 1879-1949)

Ковалевская Зинаида Михайловна (Россия-Узбекистан, 1902-1979) Портрет Бенькова Павла Петровича»

Детство
Павел Петрович Беньков родился 8 декабря 1879 года в семье железнодорожного служащего. Условия, в которых он рос, не способствовали развитию творческих способностей мальчика, хотя рисовать будущий живописец начал с 6 лет. Впервые на него обратил внимание учитель рисования в городском училище, который поручал ему рисовать птиц и животных. Но родители были против увлечений сына, они не видели в этом перспективы для добывания хлеба насущного. Мальчик же обладал таким огромным желанием и твердостью характера, что смог противостоять воле родителей, и вырваться из предопределенного ими для него жизненного пути мелкого ремесленника.

Пятнадцатилетним юношей, окончив городское четырехклассное училище, Павел без согласия родителей поступил в только что открывшуюся Казанскую художественную школу. Занятия он посещал в течение двух лет нерегулярно, на правах вольнослушателя, о чем сам просил при поступлении в школу. Тем более, что в «Положении о Казанской художественной школе» записано: «Все обучающиеся в школе — приходящие. Кроме учеников, проходящих полный курс, могут быть допускаемы с разрешения педсовета вольнослушатели, для которых научные предметы не обязательны и которые по отношению к художественным занятиям подчиняются общим правилам».

Дело в том, что Павлу нужно было зарабатывать на жизнь и учебу. Родители его жили в это время в Перми и ему совершенно не помогали. И все же того, что он получал, не хватало. В 1896—1898 годах живописец неоднократно подавал прошения об освобождении его от платы за учебу в школе. Он шел к своей главной цели с таким упорством и настойчивостью, что сумел в короткий срок закончить классы общего художественного образования.

В 1898 Павел Беньков уже значится в списках учеников. Он полностью отдавался любимому делу; уходил рано, приходил поздно, писал этюды, да так много, что мать не знала, куда их складывать.

В аттестате об окончании школы отмечено, что Беньков показал весьма удовлетворительные успехи по общеобразовательным предметам, отличные по живописи и хорошие по рисунку. Успешное окончание Казанской художественной школы открыло ему дорогу в Академию художеств.

Академия
С 1901 по 1909 годы Павел Петрович занимается в Высшем художественном училище при Академии художеств. А в марте 1903 года его уже зачисляют в мастерскую Д.Н.Кардовского.

Совет дважды — в 1902 и 1903 годах — оставлял его на первом курсе. Но в дальнейшем он справился с программой, и в конце 1903 года ему назначается стипендия, которую он получал до октября 1908 года.

В юности живописец считал, что поездки в каникулы за границу важнее, чем вовремя явиться в Академию к началу занятий, и поэтому очень часто опаздывал. В 1907 году он подолгу не бывал в мастерской, о чем Кардовский писал ему в Испанию, а в 1908 году он без разрешения задержался за границей. Бенькова отчислили из Академии, но сохранили за ним право выставить картину на соискание звания художника до 1 ноября 1909 года.

Во время учебы в академии Павел Петрович был женат на балерине Тарасевич (?), но брак этот просуществовал недолго.

«Покорность»
30 декабря 1909 года, как и предписывалось академией, Павел Петрович выставил картину «Покорность», которую завершил, находясь в Италии, и был удостоен звания художника. Картина написана в небольшом красивом итальянском городке Ассизи. Причина выбора такого сюжета неизвестна. В центре картины на смертном одре лежит молодая женщина, у ног которой, на каменных плитах пола, согнулась сломленная горем мать. Обе фигуры прекрасно завязаны в единый композиционный и психологический узел. Лица матери и дочери на одной диагональной прямой, сложенные на груди руки умершей как бы повторяются в повисшей, лишенной сил руке старой женщины.

Беньков Павел Петрович (Россия-Узбекистан, 1879-1949) «Покорность» (дипломная работа) 1909

Действие происходит в интерьере старинного храма, в полумраке которого просматриваются дверные проемы, особенности архитектуры, внутреннего убранства. Дневной свет из окна освещает часть пола, фигуру умершей, цветы. Свеча, горящая у изголовья, и свет из окон создают сложную игру дневного и искусственного освещения. Пустота в храме усиливает ощущение невыносимой безысходности. Лишь в глубине едва просматривается согбенная фигура одинокого посетителя. (Кардовский Д.Н. «Об искусстве. Воспоминания. Статьи. Письма.» 1960)

Его преподавателями были Гуго Залеман, Ян Циоглинский, Борис Кустодиев. Дмитрий Николаевич Кардовский не скупился давать молодому Павлу советы и идеи. Бенькову довелось также посещать мастерскую И. Репина. Окончив училище с отличием, молодой художник, в виде поощрения, был командирован за рубеж. Около года он учился в Париже в частной школе Жюльена, постигая метод импрессионизма, изучал жемчужины изобразительного искусства, хранящиеся в Лувре и Люксембурге, ездил в Испанию, чтобы воочию увидеть работы Веласкеса.

В 1909 году полный творческих планов молодой художник возвратился на родину.

Казань
Казанская художественная школа в начале XX в. была центром художественной жизни Казани. Еще до получения звания художника, в связи с отчислением из Академии, Беньков возвращается в Казань и в октябре 1909 года поступает на работу в Казанскую художественную школу. В ведомостях на зарплату, в списках педагогического состава, везде, отмечается: «по вольному найму», что, видимо, давало какие-то преимущества, необходимые художнику для творческой работы.

Надеждино, 1910. На фото обведены П.П.Беньков, Н.И.Фешин

В годы учебы в Казанской художественной школе Павел Беньков и Николай Фешин стали друзьями. В семье Фешина Павел нередко находил приют и ласку. Эта дружба продолжалась и в Академии художеств, и по возвращению Бенькова в Казань, вплоть до отъезда Фешина в 1923 году за границу. Перед расставанием Беньков и Фешин написали портреты друг друга. «Портрет Фешина» кисти Бенькова попал в США.

Фешин Николай Иванович (1881-1955) «Портрет Павла Бенькова» 1923

Николай Иванович интересовался жизнью приятеля, неоднократно спрашивал о нем в письмах из Лос-Анджелеса к брату Павлу Ивановичу. Двух крупнейших художников Татарии 20-х объединяло многое — личные симпатии и многолетняя привязанность, свойственная обоим одержимость искусством. Их роднили широта интересов, общность увлечений, взглядов, несмотря на большое различие характеров, вкусов, темпераментов, творческих индивидуальностей.

Возвратившись в Казань, город их детства и юности, в школу, которая была их первой колыбелью на пути в большое искусство, оба быстро завоевывают сердца и умы учащихся школы, авторитет среди педагогов, становятся ведущими в искусстве, кумирами, «властителями дум» молодежи.

Их всегда сравнивали, их талант неизменно соизмеряли па выставках. По свидетельствам современников, талант Фешина несколько заслонял Бенькова, но «беньковцы» были так же влюблены в своего преподавателя, как «фешинцы» в Фешина.

У Бенькова (как и у Фешина) в упомянутой Казанской художественной школе учились первые чувашские профессионалы Моисей Спиридонов и Никита Сверчков, с которых в Чувашии, собственно, живопись и началась.

В 1909 — 1918 годах. состоялось восемь периодических выставок, и на каждой было представлено несколько произведений Бенькова. О большинстве из них сегодня можно судить только по названиям в каталогах — «Наследница. Италия», «Тихий день», «Поздняя осень», «Утро», «Море. Капри», «Имение «Языково», «На солнышке», «Капри», «Портрет госпожи К.», «Портрет Н. П. Астаниной» и другие.

В Государственный музей искусств Татарской АССР из ранних работ попали пейзажи «Золотой плес», «Желтые листья», «На балконе». в Чистопольский краеведческий музей — «Портрет Н.О Степановой-Шевченко». Известны его произведения, находящиеся в частных собраниях — «Портрет жены», «Портрет детей Ковалевских», «На Волге. Ташевка», «Стамбул ночью».

Беньков Павел Петрович (Россия-Узбекистан, 1879-1949) «Золотой плес» 1910-е

Беньков Павел Петрович (Россия-Узбекистан, 1879-1949) «На террасе» 1910

Семья
Осенью 1911 года Павел Петрович женится на своей ученице по Казанской художественной школе Ольге Петровне Траубенберг, и выезжает в Италию в свадебное путешествие, которое продлилось семь месяцев. 30 мая 1912 года в селе Ташевка близ Казани, где у четы была дача, родилась дочь Наталия.

Беньков Павел Петрович (Россия-Узбекистан, 1879-1949) «Портрет жены» 1926

Беньков Павел Петрович (Россия-Узбекистан, 1879-1949) «Дочь Наташа под ёлкой» ~ 1917

В год, когда Павел Петрович «бежал» в Узбекистан, оставив семью в Казани, Наталья Петровна поступила в Казанский государственный университет на физико-математический факультет, откуда вышла целая плеяда магнитологов, составивших цвет отечественной науки в области изучения многообразных явлений магнетизма в воздушной оболочке Земли и связи их с внутриземными процессами. В их числе и Наталия Павловна, профессор, доктор наук, патриарх отечественной геофизики, всю жизнь посвятившая служению науке.

Наталья Павловна Бенькова
Удивительно похожа на отца…

1920-е годы
В 1919 году Беньков ушел вместе с отступающими войсками Колчака в Сибирь, где работал в Иркутском и Омском театрах декоратором, пока Сибирь была «белой». После разгрома Колчака снова вернулся в Казань.

В 20-е годы проявилось дарование Павла Петровича как театрального художника. Но его театральная деятельность хотя и занимает значительную часть жизни — около пятнадцати лет, мало изучена.
В 1913/1918 годах он работал в Казанском оперном театре, в 1919—1921 — в театрах Иркутска, Омска, где заведовал декоративной студией, обслуживавшей сельские театры, в 1923/1925 — в русском драматическом, а в 1926 — 1927 в Татарском академическом государственном театре. Ом оформил оперные постановки «Руслан и Людмила», «Чио-Чио-Сан», «Борис Годунов», «Кармен», «Любовь Яровая», «Петр I», «Гамлет», «Бесприданница», «Мистерия Буфф», «Хинд Кызы» («Индианка»), «Тагир и Зугря», «Галия-Бану», «Зенгер шаль» («Голубая шаль») и другие…

Художник не вел учета созданных работ, не фотографировал их, не фиксировал тех, кто приобретал. Поэтому судьба большинства его произведений, созданных в 1909 — 1929 годах неизвестна.

Беньков Павел Петрович (Россия-Узбекистан, 1879-1949) «Портрет писателя Г. Ибрагимова» 1926

Беньков Павел Петрович (Россия-Узбекистан, 1879-1949) «Портрет актрисы В.Шмулевич. (Дама в красном)» 1914

Беньков Павел Петрович (Россия-Узбекистан, 1879-1949) «Портрет детей Ковалевских» 1913
Знал ли он, что эта девочка с портрета станет его роковой любовью…

продолжение следует…

2 комментария

  • VTA:

    Спасибо! Много удивительных для меня фактов, прекрасные иллюстрации и текст. Я немного по-другому представляла себе судьбу этого талантливого художника. В последнее время на сайте и правда сплошные подарки! Не успеваю всё прочесть.

      [Цитировать]

  • Leo:

    с удовольствием читаю. Спасибо!! Только зачем переименовывать худ.училище? нехорошо это все.. не правильно.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.