Легенда о 40 девушках История Фото
Сегодня на Круглом столе меня спросили: почему в Интернете исчезли все тексты легенд про 40 девушек? Я не знал что отвечать. (Часовню 14 века тоже интернет…). Погуглил — их сотни, этих легенд. Публикую копию отсюда. Посмотрим, потребует ли кто-нибудь удалить публикацию, верна ли теория заговора? Кстати, есть повод опубликовать фотографии памятника 40 девушкам под Термезом: посещали прошлым летом Лангаром. ЕС.
Горой высится в безлюдной Агалыкской степи на берегу полноводного Даргома курган. Секут его нещадно осенние дожди, зимой засыпает снег, летом сжигают горячие лучи жаркого солнца. Древние дастаны рассказывают.
…Когда-то давным-давно степь была покрыта полями, садами и виноградниками. Здесь жили трудолюбивые земледельцы.
Но нежданно-негаданно на Агалыкскую степь опустилась черная ночь. Хлынула в страну прожорливая саранча — орды воинственных завоевателей. От цветущих кишлаков, садов и полей ничего не осталось. Все ураганом огня сдуло. Стоны и плач неслись к небесам. Мужчин и стариков убивали, а женщин и детей ждало рабство.
К богатому шатру согнали плетьми женщин. Одни плакали беззвучно, другие бились на земле, громко причитали — ведь всем им приходилось расставаться с родным домом! Как тут не горевать?! Только сорок девушек, державшихся в сторонке, не плакали, не заламывали рук.
В их прекрасных глазах горели ненависть и месть. Все они, как на подбор, были красивы, словно степные цветы весной. Казалось, это горные газели спустились в долину. И еще казалось, это не они несчастные пленницы. Рядом с ними, под их гордыми взглядами пленными выглядели свирепые завоеватели.
Красавицам даже не связали рук- куда они денутся. Но вот наступила ночь. Звезды светили не так ярко, как обычно. Луны не было видно. Все пришлые воины, упившись вином, беспечно заснули. И только девушки шептались.
— Угонят нас на чужбину. Там не будет родного неба, не будет прекрасных близких звезд.
— Лучше я задушу их хана ночью своими косами, чем останусь там.
— Давайте передушим стражу. Добудем у нее острые кинжалы. Ими убьем воинов, и у убитых добудем еще оружия.
Так и решили. Тихонько одна за другой подползли девушки к спавшим стражникам и набросились на них. Одержав над ними верх, забрали мечи, копья, луки со стрелами, надели на себя кольчуги и шлемы. Крадучись молодые воительницы пробрались к табуну коней. Табунщики тоже крепко спали. Долго ли поймать коней и заседлать их? Сесть верхом и ускакать навстречу утренней заре?
Теперь при свете восходящего солнца бывших пленниц трудно было узнать. В кольчугах, шлемах, с мечами в руках, с глазами, мечущими искры, они выглядели мужественными воинами, а не беспомощными красавицами.
Поздно проснулся хан завоевателей в своем расписном шатре. На завтрак ему подали и ширчай, и самсу, и шашлык, и манты. Зеленым чаем запивал он халву, и нават, и всякие сладости. Потом в полудреме развалился на шелковых курпачах и совсем было собрался соснуть немного. Тут-то все и началось. В шатер вбежал визирь.
— Девушки исчезли,- закричал он, упал на колени и начал биться лбом о землю.
Рассвирепел хан:
— Позвать начальника!
— Начальник мертв.
— Позвать стражников!
— Стражники мертвы.
— В погоню! Догнать! Доставить их ко мне!
Быстро вскочили на коней воины личной гвардии хана и поскакали. Называли гвардейцев «Черная смерть». Были на них черные плащи и черные шапки. И повсюду они несли гибель.
Весь день рыскали гвардейцы по степи. К вечеру выехали на дорогу, которая свернула в горное ущелье. Скалы нависали над головой, казалось, вот-вот рухнут. И тут вдруг один из гвардейцев схватился за грудь и упал в серую пыль. Стрела, пущенная твердой рукой, угодила другому прямо в горло. За ним упал и третий всадник. Один за другим падали гвардейцы из отряда «Черная смерть».
— Засада!- закричал военачальник. Но не успел он отдать приказ отступить, как сам свалился мертвый на землю.
Эту горячую встречу завоевателям устроили красавицы. Не прошло и минуты, как от отряда «Черная смерть» никого не осталось в живых.
Свирепый хан долго и напрасно ждал свою гвардию с добычей. Душная ночь сменилась знойным днем, но никто так и не вернулся. Послал хан на поиски новый отряд. Долго скитался он, пока не заехал, наконец, в ущелье. Тут воины увидели ужасную картину — повсюду лежали убитые из отряда «Черная смерть».
В страхе отряд повернул назад. Скорее в кочевье, скорее к воинам — там их спасут.
А сорок девушек тем временем дали клятву:
— Отомстим кровавым завоевателям за наших родных, за наши семьи, за наши разоренные кишлаки!
И с тех пор красавицы не знали ни отдыха, ни покоя: устраивали засады, совершали налеты, нападали на завоевателей. Много захватчиков нашли от их мечей и стрел жалкую гибель. А когда орда захватчиков ушла в далекий поход, сорок девушек построили на берегу канала Даргом высокий замок. Возвратясь из похода, узнал об этом хан. В гневе повелел он: замок взять, сорок девушек казнить, башни и стены разрушить, чтобы и следа не осталось. Но никак завоеватели не могли взять замок. Мужественно защищали сорок девушек его неприступные стены. Руководила ими самая красивая, самая смелая, самая умная девушка — Хуршида. Под ее началом девушки не раз совершали вылазки, не раз разгоняли целые орды завоевателей. Вновь и вновь посылал хан на приступ крепости своих воинов, и тысячи из них находили смерть около ее стен. О защитницах крепости — девушках-воительницах — народ слагал песни и легенды. Пел о том, что девушки бессмертны, что девушки неуязвимы. Песни лились широкой рекой и передавались из кишлака в кишлак. А хан завоевателей никак не мог ничего поделать — разве можно песне подрезать крылья?!
Тогда хан обложил войском крепость со всех сторон так, что и мышь не могла проскользнуть. Отвели в сторону канал Даргом, и защитницы крепости остались без воды. Было лето. Солнце нещадно палило. Голод и жажда мучили воительниц. Но они не сложили оружия, Никто из врагов не осмеливался приблизиться к замку ближе, чем на сто шагов. Но однажды…
— Что это?- в ужасе кричали кочевники.
То, что они видели, было поистине необычайно. В сияющем ореоле красоты, сверкая кольчугами и шлемами, сорок девушек поднялись над крепостью. Вместе с ними парила в воздухе песня. Девушки пели, что ни вражеские мечи, ни огонь, ни голод, ни жажда не смогут сломить их стремление к борьбе с врагами. В песне еще раз прозвучала клятва верности родине, и девушки исчезли. Было это на самом деле или не было, кто знает. Только все знают, что когда жестокие завоеватели с многочисленными предосторожностями пробились в замок, они не обнаружили там ни единой живой души. Воительницы исчезли. Но еще долго не было покоя на этой земле страшным завоевателям.
Прошли годы, прошли века. От замка остался только курган. А в Агалыкской степи из поколения в поколение передается легенда о сорока девушках, об их борьбе с завоевателями, об их клятве мужества и чести!
«Не единой живой души»…а змеи и скорпионы?
olga[Цитировать]
в Бухарской области тоже есть «Кирк Киз», и легенда почти такая.
Вячеславич[Цитировать]
.. а улетели девушки в КыркКызстан :)
AK[Цитировать]
«..Называли гвардейцев «Черная смерть». Были на них черные плащи и черные шапки. И повсюду они несли гибель..»
— это ассасины (и это давнии «экономические» связи между Хоразмом и Персией :)
AK[Цитировать]
Неважно, где, Легенда прекрасная. Поэтическая. Интересно, а вдруг нечто подобное было, я не про полет, я про существование женских отрядов. Есть же легенда про амазонок.
tanita[Цитировать]
Только,по моему,легенда о 40 девушКАХ.
Татьяна[Цитировать]
вах вах как много девушках хороших! :)
AK[Цитировать]
ВилЬка-тарелЬка
Татьяна[Цитировать]
под Алмалыком тоже есть кадамжой «Кирк-киз».. местные и не только очень чтят это место.
горожанин.[Цитировать]
илтимос Кирик-киз чашмаси, Олмаликдаги адресини ким билса ёзиб юборинг ва унинг хусусиятлари тугрисида
Боходир[Цитировать]
Олмаликка борсез такси туда обратно обориб келади. Лекин жуда яхши зиератгох.
шухрат[Цитировать]
прошу вас ест-ли кто то, знают адрес Кирк-киз в Алмалыке прошу пишите мне туда надо поехать
Боходир[Цитировать]
Столько лет живем рядом, в Ангрене — узнали про эту легенду недавно
Флюра[Цитировать]
Есть такая легенда «Кырк кыз» и в преданиях древнего Шаш Илака (Ташкентская область)
Кырк Кыз
Таня Калистратова
Кырк-кыз (Сорок девушек)
Поэма является частью цикла легенд и сказаний о древнем
«Шаш-Илаке»
Бутабайхан — не человек,
Так поговаривали люди.
Пугал обличием он всех,
Как злобный оборотень буден.
То обернётся он козлом,
С предлинной бородою,
То дервиш он, борец со злом,
В лохмотьях с нищею сумою.
То, змей огромный великан,
С шипящей ядовитой пастью,
То он скалистый истукан,
И обличён огромной властью.
Все трепетали перед ним,
И обходили стороною.
И чародейства его нимб*,
Окутывал всех с головою.
Он был несказанно богат,
Табун коней, стада баранов,
Не мог объять единый взгляд,
А для него всё было мало.
Его дворец обитель зла,
Он чёрным замком возвышался,
И водопад будто слеза,
В котором он всегда купался.
И лишь один был человек,
Его, который не боялся,
Он был давно смелее всех,
В ответ ему лишь улыбался-
То молодой ещё пастух,
На Аминджон он откликался,
И поговаривал он вслух,-
«Его дубины, чтоб боялся,
Пастушьей палкой он снесёт,
Полголовы тому злодею,
Что, наконец то смерть придёт,
И к оборотню чародею.»
Не мог он далее сносить,
Бутабайхан ту непокорность.
И как батыра загубить,
Всё день и ночь думал упорно.
Какую бы придумать месть,
Какую кару и ловушку,
Наверно способ этот есть,
Чтобы стрелою взять на мушку.
И ночью как то разбудил,
Пылая жаждою расправы,
Чтобы идею подарил,
Его мудрец всесильной кары.-
«И не сносить тебе мудрец,
Своей башки пустоголовой,
Если не скажешь, наконец,
К утру о мести нам суровой.
Как мне батыра извести,
Придумай жуткое коварство,
Удар смертельный нанести,
И не нашёл, чтоб он лекарство.»
Тут сон совсем уж потерял,
Тот лжец-мудрец на вид лукавый.
В уме ответ долго искал,
Вонзая в ночь свой взгляд упрямый.
И вдруг в кромешной тишине,
Услышал он девичьи грёзы.
Что ткала к свадьбе сюзане*,
Своей любви вплетая розы.-
«О, мой бесценный Аминджон,
Тебя люблю, тобой любима!
Стану, счастливейшей из жён,
Я скоро и тобой хранима!»
Вот так узнал Бутабайхан,
И про красавицу Дагану.
Что любит молодой чабан,
Про сюзане том, к дастархану.
В ту ночь последний свой узор,
Дагана в сюзане вплетала,
Её, завернутой в ковёр,
К ногам швырнули Бутахана.
В гареме чародея есть,
С Даганой сорок уж невольниц,
Сбылась задуманная месть,
Такой удар получит боли.
Дагана плакала навзрыд,
Ведь этой ночью с милым встреча,-
«Аминаджон, ты не забыт,
Огонь любви зажжён навечно».
И утешали, как могли,
Красавицы её девицы,
На свадебное сюзане они,
Их взгляд не мог всё надивиться.-
И вдруг с горы спускался он,
Остановясь, у водопада,
Оно так есть — то Аминджон,
Он пел, не отрывая взгляда.
А сюзане наверх подняв,
Поплыли девушки, как птицы,
И слёзы наконец уняв,
Мечты Даганы могут сбыться.
И руки к милой он тянул,
Дагана счастлива – запела.
В глаза Дагане заглянул,
Слова любви сказать хотела.
Растлали девы сюзане,
Под ноги жениха с невестой,
Клялись при бархатной луне,
Что всюду будут только вместе.
Но дикий хохот оглушил,
Все своды в мрачном том ущелье.
Под ноги девушек скрутил,
Клубок из ядовитых змеев.
И повалились на ковёр,
Все сорок девушек красавиц,
Угас навеки чудный взор,
Их пригласила смерть на танец.
Подобно молнии в ночи,
Взметнулась пастуха дубина.
Дракон теперь навек молчит,
Последний рык, издавший длинный.
-«Я говорил что ты умрёшь,
Замолкнешь от моей дубины.
Покой навеки обретёшь.
Прикусишь свой язык змеиный.»
В ту ночь, растаял тот дворец,
Бутабайхана чародея,
Заклятию пришёл конец,
Настигла кара и злодея.
Там чёрные цветы растут,
Запах зловоний излучая,
Их и вороны не клюют,
И не садится птичья стая.
А юные сорок девиц,
Лежали будто бы живые,
Улыбка не сходила с лиц,
Тюльпаны алые там ныне.
Потом на утренней заре,
На другой берег их потока,
Купая в утренней росе,
Их погребли у вод истока.
Гремящий водопад исчез,
Лишь сорок девушек невинных,
И луч, ласкающий с небес,
Рассказ о жизнях тех не длинных.
Кырк кызмазар*** зовут приют,
Последнее тех дев жилище
Ручьи там слёзы свои льют,
Там эхо часто ветер ищет.
То свадебное сюзане,
Батыр поцеловал со страстью,
И на утёсе на скале,
Выкладывал узор тот счастья.-
Из камушков и из цветов,
Узор последний не сложился,
Когда бывал почти готов,
Синий туман повсюду вился.
При свете голубой луны,
Видал тут путник запоздалый.
Две тени, нежности полны,
Склонились к сюзане устало.
*Нимб (от лат. nimbus — облако, туча)
**Сюзане (тадж. Сўзана, узб. So’zana, перс. ;;;;;;) — это вышитый вручную настенный ковер, который изготавливают в основном в Таджикистане, Узбекистане и Иране. Слово сюзане в переводе с таджикского языка означает «шитый иглой».
***Кырк кызмазар- кладбище сорока девушек,
Кырк 40,кыз девушка, мазар-клабище.
****Кырк кызлар –было бы правильнее так назвать.Потому что Кыз это девушка,т.е.единственное число, «лар» это окончание означает множественное число.
Стих написан на легенду, записанную И.В.Печуркиным со слов Карибай-бобо,чабана из кишлака Кырк-Кыз,1968г
Таня Калистратова[Цитировать]
вообще охренели.
в Сурхандарье и в Бухаре если слышали, то от каракалпаков, кто там остались.
сидят тут, Каракалпакских эпосов Алпамыс и Сорок девушек приписывают другим.
вам мало Темирлана?
чем не угодились другие великие люди, выходцы Мавернахра
qwe.rty.asd.fgh[Цитировать]
Абсолютно верно! Я сейчас все комментарии прочитала, в надежде что хоть один собратец узбек скажет, что в детстве он никогда не слышал эту легенду. Это самая истинная, чистейшая Каракалпакская легенда, ни в коем случае не может быть и не была узбекской, поймите это, пожалуйста! Мы, мои предки, пре пре пре предки, и про про про дедушки и бабушки выросли на этой легенде! Это наше наследие, и я, будучи дочкой нашего великого Каракалпакского народа также передам это наследие своим детям! Кырык кыз, Алпамыс, запомните, читатели, наследие Каракалпаков. Мы кочевный народ, у нас долгое время не было своей земли, по побывали везде и повсюду, народ у нас вольный, властный, гордый, добродушный, искренний, гостеприимный! Я подчеркну, Каракалпаки были кочевниками. Логично, что и женщины и мужчины у нас были воинственными в условиях кочевания с одной местности в другую. Вот и распространялась легенда о 40 девушках по всему Узбекистану. А узбеки не были кочевниками, так откуда у них девушки разбойники? Нас никогда не учили с детства преклоняться перед мужчинами, нас и сейчас воспитывают наравне с мужчинами. Мы равны. У нас распространенные имена: Гуляйым, Алпамыс, Гульпаршын (в легенде Баршынай, так зовут мою коллегу, но это имя уже редко сейчас).
Я Шахиста-это тоже не узбекское имя.[Цитировать]
Вы совершенно правы по поводу военной подготовки каракалпакских девушек и перемещениям каракалпаков по всей территории Центральной Азии. Развалины этих учебных заведений сохранились и в Узбекистане, и в Афганистан, и в Киргизии (КырГыз — Степной гусь, Дикий гусь, наемник).
Институт КырКыз (Степная девушка) был вроде монастыря и каракалпаки были вроде монахов. Девушки изучали все науки (получившие развитие в 10 веке на Востоке), этикет и военную подготовку (на случай когда этикет неуместен :) Современным наследником подобных заведений был Смольный (Институт благородных девиц в Санкт-Петербурге). Его выпускницы также остались в легендах как Степные девушки Центральной Азии.
AK[Цитировать]
Я каракалпачка, одна из дочерей нашего Каракалпакстана. Мне эту легенду рассказывала моя мама, а так же обе мои бабушки. Бабушка по линии отца была из города Мойнак, работала на заводе. Затем с мужем переехала в город Ходжейли, ныне район Ходжейли. (Города Мойнак и Ходжейли расположены на территории Каракалпаксиана). Бабушка по линии мамы жила в Шимбае, затем переехала в столицу Нукус, работала учительницей каракалпакского языка. ( города Шимбай и Нукус расположены на территории Каракалпакстана). Да и ко всему, мою сестру зовут Гуляйм, в честь одной девушки из легенды про кырк кыз.
Эту легенду знает каждая девушка нашего Каракалпакстана, по крайне мере те, у которых были бабушки и дедушки.
Шахсанем Рахмановна[Цитировать]