Реставраторы Каракалпакского музея искусств Искусство

Тамара Санаева пишет в ФБ.

Святая святых любого музея – реставрационная мастерская. Тем более, такого хранилища редчайших полотен, каким является музей имени Савицкого.
Многие из картин, сохраняемых в его фондах, были буквально спасены от уничтожения Игорем Витальевичем Савицким, выкупавшим их у живописцев или родственников малоизвестного или вовсе безвестного мастера кисти. Некоторые полотна претерпели в свое время такое небрежение прежних владельцев, что диву даешься – валялись на пыльных чердаках или в сырых кладовых, а то и вовсе служили для латания дыр в потолке.

В очереди на реставрацию — картина Уфимцева.

Заведует сложным реставрационным хозяйством Рашид Матчанов. Художник по профессии, он понимает всю важность доверенного реставраторам дела. Делает все возможное, чтобы создать условия для специалистов по реанимированию бесценных экспонатов и директор музея, заслуженный деятель культуры Каракалпакстана Мариника Маратовна Бабаназарова.

Ветеран музея А. А.Шпаде – не тольок реставратор, но и художник, ее полотна можно увидеть в залах музея, в котором она работала вместе с Савицким с первого дня создания этого уникального хранилища произведений изобразительного и прикладного искусства. Альвина Андреевна считается лучшим реставратором в республике и пользуется непререкаемым авторитетом в коллективе служителей этого храма сокровищ культуры. Ее знания, опыт, ее умелые руки помогли вернуть к жизни не одно, казалось бы, неспособное быть возрожденным полотно.

А.А.Шпаде. Натюрморт с дыней и яблоками, 1979. Холст, масло.

Вот и сейчас мэтр реставрационного дела вместе со своей помощницей Заремой Константиновной Гасановой колдует над очередным раритетом. Реставрируется картина «Отец народов» Надежды Кашиной – художницы, чье имя давно вошло в разряд известных узбекистанских мастеров кисти. Холст, над которым кропотливо трудятся реставраторы, через некоторое время будет выглядеть таким, каким его создала Кашина, и сохранится в фондах музея, отразив время, жизнь и художественные направления прошлого века.

Альвина Андреевна Шпаде вместе с Заремой Константиновной Гасановой реставрируют картину «Отец народов» Надежды Кашиной

Своей очереди к врачевателям картин ждут и другие холсты, хранящиеся в фондах музея. В их числе – работа Уфимцева, выполненная гуашью на тонкой незагрунтованной хлопчатобумажной ткани. Реставраторам предстоит найти способ для закрепления гуаши на холсте, выровнять потрепанные края и натянуть картину на подрамник. А вот масляное пятно в центре композиции устранить не удастся, сокрушается Альвина Андреевна. И все же это произведение обретет достойный для обозрения ценителями живописи вид.

Альвина Андреевна Шпаде вместе с Заремой Константиновной Гасановой реставрируют картину «Отец народов» Надежды Кашиной

Каждую из требующих восстановления картин здесь самыми тщательным образом исследуют, реставрируют, закрепляя краски специальными составами. Разглаживают, насколько возможно, сгибы, устраняют трещины в слое краски, выравнивают края или воссоздают утраченные фрагменты. Да так, что и не заметить некогда безобразивших полотно дефектов.Проблема в одном – в притоке новых сил в мастерскую. В том, кому передать мастерство, в чьи руки вложить заботу о сохранении в надлежащем виде ценностей, собранных в коллекции музея имени Савицкого.

Тамара Санаева.
Фото автора.

8 комментариев

  • tanita:

    Тамара, вы очень точно описали работу реставраторов. Я как-то была на Крымском валу на выставке работ реставраторов. Они такое делают! Просто диву даешься! Спасают почти безнадежные вещи. И не только картины. И фарфор, и серебро, и скульптуры. Вот руки у людей!!!

      [Цитировать]

  • Тамара Санаева:

    Провела в музее Савицкого вместе с Наилей Гарифулиной и группой будущих арт-медиаторов, выехавших в Нукус по проекту Швейцарского бюро развития, четыре дня. И этого показалось мало — богатейшая коллекция, уникальные фонды (нас пустили в запасники, но фотографировать в них не разрешается), самоотверженный коллектив…
    Там работают не по службе, и чтут основателя музея как святого. Он таким и был.
    Игорь Витальевич Савицкий сам вываривал в формалиновом растворе найденные на раскопках артефакты, не жалея своего здоровья, делая это без вытяжного шкафа, прямо там же, где жил. Наверное, берег своих сотрудников. Он и выделяемые ему квартиры отдавал своим сотрудникам, дневал и ночевал в музее. Потом ему просто перестали предлагать квартиру, правда, дали еще одну — в девятиэтажке, их всего две в Нукусе. В этой квартире теперь живет А.А.Шпаде.
    На надгробной плите, установленной на месте последнего пристанища Савицкого, так и написано: «Гениальному спасателю красоты от благодарных потомков». Я потом покажу в своей хронике на фейсбуке установленный на его могиле памятник — бронзовую женскую фигурку со свирелью в руках.
    Кому интересны виртуальные экскурсии по музею, заходите в фейсбук, мне помогает проводить обзор залов экскурсовод Феруза Марсова из музея Савицкого, комментируя фотографии стендов. Ее комментарии будут добавляться постепенно, я же постараюсь размещать еще и крупные планы в комментариях, так что заглядывайте время от времени, у меня масса впечатлений и фотографий, не на одну неделю хватит. Делюсь, потому что о музее Савицкого много говорят, но мало знают из того, что есть на самом деле. Хочется более приближенного к реалиям взгляда.
    Пока можно посмотреть вот эти посты:
    1.По дороге в Нукус — http://www.facebook.com/sanaevat/media_set?set=a.579017882142802.1073741914.100001037863897&type=3
    2. Нукус, первые впечатления — http://www.facebook.com/sanaevat/media_set?set=a.579031635474760.1073741915.100001037863897&type=3
    3. Первая встреча с музеем имени Савицкого — http://www.facebook.com/sanaevat/media_set?set=a.579150705462853.1073741916.100001037863897&type=3
    4. ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО МУЗЕЮ им. САВИЦКОГО — http://www.facebook.com/sanaevat/media_set?set=a.581261741918416.1073741917.100001037863897&type=3
    5.ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЮ САВИЦКОГО — 1: С Ферузой МАРСОВОЙ — http://www.facebook.com/sanaevat/media_set?set=a.581267751917815.1073741918.100001037863897&type=1

      [Цитировать]

  • J_Silver J_Silver:

    М-да, на таких подлинных подвижниках все у нас и держится… пока держится… кое-где еще держится…
    Вот только долго ли еще продержится?
    Хоть современный кондиционер чуть-чуть картину украшает, значит, какое-никакое внимание уделяют музею — и это радует и дарит некоторую надежду…

      [Цитировать]

  • Тамара Санаева:

    J_Silver, внимание музею уделяют немалое, он сейчас в выстроенном новом здании (1-я очередь строительства), рядом огромная стройка, где по последнему слову музейного строительства (проектировщики знакомились с образцами в Голландии и в С-Петербурге)через три года будет введено еще два больших корпуса, это вторая очередь строительства. Я об этом расскажу позже. Просто, проблем больше, чем только строительство и оборудование, главное — нехватка кадров: научных работников, экскурсоводов, реставраторов. Нужно расширять штаты, музей государственный, без субсидий такое ему не осилить. Но и то, что музею на уровне государства отказывается такое внимание, не стоит сбрасывать со счетов. Поддерживают музей и его зарубежные друзья, существует Клуб друзей музея Савицкого. Пока в музее работает Мариника Бабаназарова, за него можно быть спокойным, дай Бог ей здоровья. Сейчас она много времени уделяет стройке, работа там кипит, особенно оживляясь по утрам и вечерам, когда спадает зной.
    Насчет «чуть-чуть» кондиционера. В музее идеальные условия, в которых можно с утра до вечера провести каждый день отпуска: прохладно, чисто, уютно, хороший буфет с изумительно талантливым поваром (можно заказы на группы делать) а главное — уникальная коллекция и выставки из фондов музея. Со временем покажу и их.

      [Цитировать]

    • J_Silver J_Silver:

      Я помню про новое здание, тут на сайте, если не изменяет память, тоже было, вроде и с фотографиями, но я именно о людях, не здание делает музей музеем, а люди, что в нем работают…

        [Цитировать]

  • Тамара Санаева:

    Приношу извинения за опечатку, она не «говорящая»:))
    Правильный вариант: «Но и то, что музею на уровне государства ОКАЗЫВАЕТСЯ такое внимание…»
    Музей не забыт, средства на его развитие выделяются и «выбиваются» директором, как это бывает, но лишних средств не бывает, их надо всегда больше, нежели есть. Так что, присоединяйтесь к списку друзей музея, если есть возможность его поддержать.

      [Цитировать]

  • Галина:

    Интересно, куда идут работать выпускники колледжей и ВУЗов соответствующего профиля? Или зарплата совсем маленькая…

      [Цитировать]

  • Тамара Санаева:

    Феруза Марсова, к примеру, пришла в музей работать экскурсоводом, с детства восхищалась его коллекцией, но она училась в вузе в Нукусе. Умненькая и симпатичная во всех отношениях девушка. Зарплата, по меркам этого города, у нее считается сносной для молодого специалиста. Выше и в Ташкенте не бывает. Но все остальные стремятся в столицы, как чеховские три сестры в свое время, хотя Нукус — тоже столица. Получить специальность и работать по ней — не одно и то же. Сложно попасть в точку, сколько угодно людей, работающих в далеких от избранной в юности профессии сферах.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.