Реставраторы Каракалпакского музея искусств Искусство
Тамара Санаева пишет в ФБ.
Святая святых любого музея – реставрационная мастерская. Тем более, такого хранилища редчайших полотен, каким является музей имени Савицкого.
Многие из картин, сохраняемых в его фондах, были буквально спасены от уничтожения Игорем Витальевичем Савицким, выкупавшим их у живописцев или родственников малоизвестного или вовсе безвестного мастера кисти. Некоторые полотна претерпели в свое время такое небрежение прежних владельцев, что диву даешься – валялись на пыльных чердаках или в сырых кладовых, а то и вовсе служили для латания дыр в потолке.
Заведует сложным реставрационным хозяйством Рашид Матчанов. Художник по профессии, он понимает всю важность доверенного реставраторам дела. Делает все возможное, чтобы создать условия для специалистов по реанимированию бесценных экспонатов и директор музея, заслуженный деятель культуры Каракалпакстана Мариника Маратовна Бабаназарова.
Ветеран музея А. А.Шпаде – не тольок реставратор, но и художник, ее полотна можно увидеть в залах музея, в котором она работала вместе с Савицким с первого дня создания этого уникального хранилища произведений изобразительного и прикладного искусства. Альвина Андреевна считается лучшим реставратором в республике и пользуется непререкаемым авторитетом в коллективе служителей этого храма сокровищ культуры. Ее знания, опыт, ее умелые руки помогли вернуть к жизни не одно, казалось бы, неспособное быть возрожденным полотно.
Вот и сейчас мэтр реставрационного дела вместе со своей помощницей Заремой Константиновной Гасановой колдует над очередным раритетом. Реставрируется картина «Отец народов» Надежды Кашиной – художницы, чье имя давно вошло в разряд известных узбекистанских мастеров кисти. Холст, над которым кропотливо трудятся реставраторы, через некоторое время будет выглядеть таким, каким его создала Кашина, и сохранится в фондах музея, отразив время, жизнь и художественные направления прошлого века.
Своей очереди к врачевателям картин ждут и другие холсты, хранящиеся в фондах музея. В их числе – работа Уфимцева, выполненная гуашью на тонкой незагрунтованной хлопчатобумажной ткани. Реставраторам предстоит найти способ для закрепления гуаши на холсте, выровнять потрепанные края и натянуть картину на подрамник. А вот масляное пятно в центре композиции устранить не удастся, сокрушается Альвина Андреевна. И все же это произведение обретет достойный для обозрения ценителями живописи вид.
Каждую из требующих восстановления картин здесь самыми тщательным образом исследуют, реставрируют, закрепляя краски специальными составами. Разглаживают, насколько возможно, сгибы, устраняют трещины в слое краски, выравнивают края или воссоздают утраченные фрагменты. Да так, что и не заметить некогда безобразивших полотно дефектов.Проблема в одном – в притоке новых сил в мастерскую. В том, кому передать мастерство, в чьи руки вложить заботу о сохранении в надлежащем виде ценностей, собранных в коллекции музея имени Савицкого.
Тамара Санаева.
Фото автора.
Тамара, вы очень точно описали работу реставраторов. Я как-то была на Крымском валу на выставке работ реставраторов. Они такое делают! Просто диву даешься! Спасают почти безнадежные вещи. И не только картины. И фарфор, и серебро, и скульптуры. Вот руки у людей!!!
tanita[Цитировать]
Провела в музее Савицкого вместе с Наилей Гарифулиной и группой будущих арт-медиаторов, выехавших в Нукус по проекту Швейцарского бюро развития, четыре дня. И этого показалось мало — богатейшая коллекция, уникальные фонды (нас пустили в запасники, но фотографировать в них не разрешается), самоотверженный коллектив…
Там работают не по службе, и чтут основателя музея как святого. Он таким и был.
Игорь Витальевич Савицкий сам вываривал в формалиновом растворе найденные на раскопках артефакты, не жалея своего здоровья, делая это без вытяжного шкафа, прямо там же, где жил. Наверное, берег своих сотрудников. Он и выделяемые ему квартиры отдавал своим сотрудникам, дневал и ночевал в музее. Потом ему просто перестали предлагать квартиру, правда, дали еще одну — в девятиэтажке, их всего две в Нукусе. В этой квартире теперь живет А.А.Шпаде.
На надгробной плите, установленной на месте последнего пристанища Савицкого, так и написано: «Гениальному спасателю красоты от благодарных потомков». Я потом покажу в своей хронике на фейсбуке установленный на его могиле памятник — бронзовую женскую фигурку со свирелью в руках.
Кому интересны виртуальные экскурсии по музею, заходите в фейсбук, мне помогает проводить обзор залов экскурсовод Феруза Марсова из музея Савицкого, комментируя фотографии стендов. Ее комментарии будут добавляться постепенно, я же постараюсь размещать еще и крупные планы в комментариях, так что заглядывайте время от времени, у меня масса впечатлений и фотографий, не на одну неделю хватит. Делюсь, потому что о музее Савицкого много говорят, но мало знают из того, что есть на самом деле. Хочется более приближенного к реалиям взгляда.
Пока можно посмотреть вот эти посты:
1.По дороге в Нукус — http://www.facebook.com/sanaevat/media_set?set=a.579017882142802.1073741914.100001037863897&type=3
2. Нукус, первые впечатления — http://www.facebook.com/sanaevat/media_set?set=a.579031635474760.1073741915.100001037863897&type=3
3. Первая встреча с музеем имени Савицкого — http://www.facebook.com/sanaevat/media_set?set=a.579150705462853.1073741916.100001037863897&type=3
4. ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО МУЗЕЮ им. САВИЦКОГО — http://www.facebook.com/sanaevat/media_set?set=a.581261741918416.1073741917.100001037863897&type=3
5.ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЮ САВИЦКОГО — 1: С Ферузой МАРСОВОЙ — http://www.facebook.com/sanaevat/media_set?set=a.581267751917815.1073741918.100001037863897&type=1
Тамара Санаева[Цитировать]
М-да, на таких подлинных подвижниках все у нас и держится… пока держится… кое-где еще держится…
Вот только долго ли еще продержится?
Хоть современный кондиционер чуть-чуть картину украшает, значит, какое-никакое внимание уделяют музею — и это радует и дарит некоторую надежду…
J_Silver[Цитировать]
J_Silver, внимание музею уделяют немалое, он сейчас в выстроенном новом здании (1-я очередь строительства), рядом огромная стройка, где по последнему слову музейного строительства (проектировщики знакомились с образцами в Голландии и в С-Петербурге)через три года будет введено еще два больших корпуса, это вторая очередь строительства. Я об этом расскажу позже. Просто, проблем больше, чем только строительство и оборудование, главное — нехватка кадров: научных работников, экскурсоводов, реставраторов. Нужно расширять штаты, музей государственный, без субсидий такое ему не осилить. Но и то, что музею на уровне государства отказывается такое внимание, не стоит сбрасывать со счетов. Поддерживают музей и его зарубежные друзья, существует Клуб друзей музея Савицкого. Пока в музее работает Мариника Бабаназарова, за него можно быть спокойным, дай Бог ей здоровья. Сейчас она много времени уделяет стройке, работа там кипит, особенно оживляясь по утрам и вечерам, когда спадает зной.
Насчет «чуть-чуть» кондиционера. В музее идеальные условия, в которых можно с утра до вечера провести каждый день отпуска: прохладно, чисто, уютно, хороший буфет с изумительно талантливым поваром (можно заказы на группы делать) а главное — уникальная коллекция и выставки из фондов музея. Со временем покажу и их.
Тамара Санаева[Цитировать]
Я помню про новое здание, тут на сайте, если не изменяет память, тоже было, вроде и с фотографиями, но я именно о людях, не здание делает музей музеем, а люди, что в нем работают…
J_Silver[Цитировать]
Приношу извинения за опечатку, она не «говорящая»:))
Правильный вариант: «Но и то, что музею на уровне государства ОКАЗЫВАЕТСЯ такое внимание…»
Музей не забыт, средства на его развитие выделяются и «выбиваются» директором, как это бывает, но лишних средств не бывает, их надо всегда больше, нежели есть. Так что, присоединяйтесь к списку друзей музея, если есть возможность его поддержать.
Тамара Санаева[Цитировать]
Интересно, куда идут работать выпускники колледжей и ВУЗов соответствующего профиля? Или зарплата совсем маленькая…
Галина[Цитировать]
Феруза Марсова, к примеру, пришла в музей работать экскурсоводом, с детства восхищалась его коллекцией, но она училась в вузе в Нукусе. Умненькая и симпатичная во всех отношениях девушка. Зарплата, по меркам этого города, у нее считается сносной для молодого специалиста. Выше и в Ташкенте не бывает. Но все остальные стремятся в столицы, как чеховские три сестры в свое время, хотя Нукус — тоже столица. Получить специальность и работать по ней — не одно и то же. Сложно попасть в точку, сколько угодно людей, работающих в далеких от избранной в юности профессии сферах.
Тамара Санаева[Цитировать]