Виткович Виктор Станиславович Tашкентцы

Пишет Татьяна Перцева.

Сегодня я хочу написать о человеке, которого знают все. А помнят очень немногие. Собираясь написать о нем, я, вестимо дело, сразу же пошла на Википедию. Фото там… факты… Нет статьи в Википедии. И почти ничего нет из биографических данных. Нет  фотографии. Есть только моя память. И еще память Айиды — это совершенно-совершенно точно. Мы помним и очень любим этого человека. Писателя. Сценариста. Сказочника. Виктора Станиславовича Витковича. Вот это — самое подробное. что я сумела о нем нарыть. Простите, в других ссылках — еще меньше:

Интересные факты из жизни деятеля киноискусства: Виткович Виктор Станиславович. Фильмография и биография, победы в конкурсах и  фестивалях, правительственные награды, а так же полная фильмография и участие в кинопроектах.

21 марта 1908, Женева — 8 мая 1983

Сценарист, детский писатель.

Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1978).

Окончил общественно-историческое отделение Азербайджанского университета (1928).

Автор сценариев игровых и анимационных фильмов.

Сценарист

1983 О странностях любви

1980 Всадник на золотом коне

1976 Русалочка (Болгария, СССР)

1975 Вкус халвы

1966 Поэма двух сердец

1966 Волшебная лампа Аладдина

1965 Наргис (анимационный)

1963 Шахсенем и Гариб

1963 Внимание! В городе волшебник!

1959 Снежная сказка

1958 Сампо <http://kino-cccp.net/load/201-1-0-918> | Day the Earth Froze,

The | Sampo (СССР, Финляндия)

1957 Легенда о ледяном сердце <http://kino-cccp.net/load/201-1-0-869>

1956 Авиценна <http://kino-cccp.net/load/178-1-0-672>

1951 Пахта-Ой (короткометражный)

1946 Похождения Насреддина

1943 Насреддин в Бухаре

1940 Небеса

 

Как видите, фактов нет. Ни интересных, ни неинтересных. Родился в Женеве. Почему Кто были родители? Откуда взялся Азербайджанский университет? Одни загадки и ни одного  фото.

Я же говорила: никто не  помнит, а знают все. Да-да. Тот самый. Который «Насреддин в Бухаре» и «Похождения Насреддина». В самый разгар войны..

Помните лукавую физиономию Свердлина?  А сценарист кто?… Вот то-то и оно…

А то самое, которое на всю жизнь, почти как «все хорошо, прекрасная маркиза»… В Багдаде все спокойно, спокойно, спокойно… В Багдаде все спокойно….Мы повторяем про Багдад, не задумываясь над тем, кто это написал.

А «Мубарак, э…Мубарак»…

До того мне въелся в память образ незадачливого Муборака, сидевшего в кувшине, что теперь, когда при мне упоминали египетского президента… ну, вы понимаете

А «Наргиз» — образ девушки-тюльпана? А кто в детстве фильм про Волшебника не видел? . Ну, «Авиценнну, «Сампо», «Легенду о ледяном сердце» — это я в детстве смотрела. А уж «Русалочку» и «О странностях любви» — во взрослом возрасте…

И детских книг у него много.

Сказка о малярной кисти

Кукольная комедия <http://www.litmir.net/bd/?b=29680> Сказка среди бела дня<http://www.litmir.net/bd/?b=29678> Сказочные повести. Выпуск десятый <http://www.litmir.net/bd/?b=153946> Слово о<http://www.litmir.net/bd/?b=44681>

Волшебная лампа Аладдина <http://www.litmir.net/bd/?b=29681> земле

Ай<http://www.litmir.net/bd/?b=44681>Тайна Сан Ваныча или невыдуманная история, которую могут подтвердить многие очевидцы… <http://www.litmir.net/bd/?b=29679>

 

А вот взрослая книга всего одна. Правда, под двумя названиями. Сначала она вышла в издательстве «Молодая гвардия» в 1967 году под названием «Длинные письма.» Я читала именно «Длинные письма» В 1983 году книга вышла в «Молодой гвардии», серия «Стрела», под названием «Круги жизни. У меня — «Длинные письма». У Айиды — «Круги жизни».

И книга эта — объяснение в любви Узбекистану.

Нечто, вроде предисловия:

«Два года назад я съездил в милый  мне край, который, сколько ни пробовал оторвать от сердца — не могу. Пробовал: потому, что уводила жизнь. А не могу: вероятно потому, что все там в меня вросло….

 

Из первого письма. От 7 апреля 1964 года.

Ташкент.

 

«… видишь ли, я люблю Среднюю Азию, как люди любят свое детство Здешние краски, запахи сводят меня с ума. Особенно сейчас, весной». … Виктор Виткович провел в Ташкенте, совсем старом, довоенном Ташкенте отрочество и юность. И жил одно время — на Ниязбекской… да-да, той, что Урицкого, а сейчас снова Ниязбекская. Дружил с «Леней» Соловьевым.

Не могу не удержаться еще от одной цитаты: Специально для Зухры Ашрабовой, моей названой сестры:

«Недавно республика была взволнована: Хамид Сулейманов  нашел сорок пять тысяч неизвестных строк лирических стихотворений великого Навои. И блестяще доказал, что они принадлежат ему. Для этого объездил рукописехранилища в Ленинграде. Тбилиси, Ереване, Баку, Ашхабаде, Душанбе. По его запросу прислали микроснимки с рукописей Навои из Индии, Китая, Англии. Франции, Афганистана, Турции, Ирана, США. И буквально из-под пепла ожил, зазвучал голос поэта — целая, доселе неизвестная книга «Сокровищница мыслей».

Спасибо твоему отцу, Зухра….

Эта книга — книга бесценная. Сколько имен, сколько событий, сколько описаний! Сколько раз я читала ее и перечитывала в дни особенно жестоких приступов ностальгии! Сколько раз благословляла имя Виктора Витковича, человека, которого знают все, а помнят — очень немногие.

Недавно Татьяна Вавилова написала, что необходимо помнить и знать замечательных людей, живших Ташкентом и для Ташкента.

Я очень хочу, чтобы Виктора Станиславовича Витковича знали и помнили. Потому что он — человек замечательный и незаслуженно, несправедливо

забытый.

10 комментариев

  • Арина:

    Спасибо, Татьяна, за эти бесценные строки! Думаю, что многие, как вот я сейчас, вспомнили этого замечательного человека, любившего наш Ташкент,не смогшего,сколько ни пробовал, оторвать от сердца этот город, как мы с вами! Спасибо за эту память!

      [Цитировать]

  • Владимир:

    Спасибо, Татьяна. Я, к сожалению, не читал «Длинные письма». А почему серия Стрела? Там ведь приключенческая литература была. Что касается фильмов о Насреддине, основная заслуга, согласитесь, всё таки принадлежит Леониду Соловьёву, автору гениальной трилогии, она не устарела до сих пор, перечитайте убедитесь.Из двух фильмов — «Похождение Насреддина» и «Насреддин в Бухаре», первый не помню абсолютно, а второй смотрел бесконечное число раз. Фильм шедевр. А шедевром его сделали Протазанов, Свердлин и конечно авторы сценария. Ну, вот как-то так.

      [Цитировать]

  • tanita:

    Владимир, «Длинные письма » вообще были изданы без всякой серии. А переиздали ее именно в «Стреле», и название поменяли, почему — понятия не имею. Должно быть потому, что это роман в письмах, но о путешествии по Средней Азии. Насчет Соловьева я спорить не стану, и читать нечего — и так перечитываю. Регулярно. А фраза о введении налога на смех и на слезы — не то, что актуальна. Сверх актуальна и в нашей стране была и всегда таковой будет. Но сценарист — Виткович, и это факт. И сценарист «Аладдина» — тоже он и это тоже факт, и, согласитесь, фильм, что называется — культовый, хотя терпеть не могу этого слова. А насчет остальных фильмов — они были очень популярны в пятидесятых.У него еще одна книга тоже о путешествии по Узбекистану. Но она очень малоизвестна, я пыталась купить — очень дорогая. С иллюстрациями. Но то, что в «Кругах жизни» очень интересно о старом Ташкенте и многих знаменитых тогда людях — это тоже факт. Взять хотя бы то, что автор останавливается в Ташкенте у Алексея и Гали, но Алексей торопится в консерваторию, у него занятия с учениками… сразу понятно, о ком речь…

      [Цитировать]

  • eugeen13:

    Да! Знакомая фамилия! Спасибо, что немного раскрыли тему!

      [Цитировать]

  • Владимир:

    Cкачал. Вот ссылка кому интересно •http://depositfiles.com/files/6sjgl7sac правда в формате DJVU, не очень, с моей точки зрения удобный формат для чтения с экрана, но все иллюстрации сохранены. Начинаю читать. Татьяна ещё раз спасибо.

      [Цитировать]

  • tanita:

    Владимир, я на этой неделе пошлю Татьяне Вавиловой книжку, если хотите, и Вам выпишу и пришлю, это очень легко, только придется подождать. Что глаза ломать в компьютере, они нам еще пригодятся…:))

      [Цитировать]

  • Зухра:

    Танечка, родненькая, огромное тебе спасибо! Так неожиданно было увидеть тут имя моего папы! Прослезилась…. Разволновалась, перечитала свой абзац несколько раз…. и ушла в ступор и воспоминания…. Спасибо тебе за чуткость и внимание. Прости, что не могу выдавить из себя ничего кроме этого лепета. Слов найти не могу(((((

      [Цитировать]

  • Интман:

    Фамилию помню. Читал «Длинные письма» но не помню содержания

      [Цитировать]

  • Я был знаком с Виктором Витковичем. Лично.
    В «Длинных письмах» упоминается его знакомая по имени Арфеник. Во время войны в эвакуации Арфеник Артёмовна Харасанян-Тадэ жила в доме у моих Бабушки Шарифы и Деда Ишана на улице Политехнической и красочно описанная в «Длинных письмах» история история с извлечением черепах из панцирей произошла именно там. После войны Арфеник Артёмовна вернулась в Москву в свою квартиру в старом доме на Большой Садовой, том самом, булгаковском. Стала доктором медицинских наук. Двери ее квартиры на втором этаже московского дома были всегда открыты для всех детей, внуков и правнуков семьи, которая приютила ее во время войны.
    Я – один из множества внуков Шарифы и Ишана. Оказавшись в 1980 в Москве на практике, я примерно два месяца жил у Арфеник Артемовны. В один из дней она сказала мне, что вечером мы идем в гости к человеку, с которым она меня будет рада познакомить.
    Мы встретились на улице. Невысокий, худощавый, очень живой старик забросал меня вопросами. «Вы читали Пиримкула Кадырова? А Саида Ахмада?». Он был прекрасно осведомлен о современной узбекской советской литературе. Я, честно говоря, был далек от этих реалий. Проехав минут двадцать на троллейбусе, мы оказались в квартале, застроенном современными четырех-пятиэтажными домами. Поднялись в квартиру. Нам открыла жена Виктора Станиславовича, миловидная женщина лет примерно сорока. Из разговора выяснилось, что она пианистка. Арфеник Артемовна, оглядевшись в квартире, спросила: «А где ваш рояль?» На что хозяйка сообщила: «Продали…» Она подошла к стоявшему у стены черному музейного вида инструменту. «И купили пианино.» Открыв крышку клавиатуры, показала знаменитый логотип: «Это Блютнер». Кроме нас с Арфеник Артемовной и хозяев была знакомая Виктора Станиславовича, которую он, видимо, чего-то опасаясь, пригласил в качестве живого щита. Она никому не дала вставить ни одного слова. Примерно, как мама Юрия Деточкина в «Берегись автомобиля». Поговорить не удалось.
    Потом я узнал, что старик, у которого мы провели вечер – писатель, сценарист. Сказочник. «Длинные письма» попались мне лет через восемь после той памятной встречи и стали «книгой, к которой постоянно припадаешь». Потому что она – источник. Все, кто не читал, прочтите. Вы ясно ощутите тепло ташкентской пыли и сводящий с ума запах глины, которую полили водой из арыка…
    Место, которое я постоянно перечитываю – рассказ о поединке перепелов. Вот последние строки этого эпизода:
    …Чайханщик бережно поднял с помоста мертвую птицу и унес. А старик стал выдавать выигрыши (выигрыши?!) каждому из своей партии. Под конец повернулся к ремесленнику, стоявшему позади, протянул и ему скромный выигрыш — десять рублей.
    —А за то, что вырастил такого перепела…— И добавил ему еще двадцать пять рублей из объемистой кучи денег, оставшейся перед ним.
    Совершенно сбитый с толку, я спросил какого-то узбека: в чем дело? Тот объяснил: оказывается, есть старинный обычай — если побежденный перепел не бежал с поля битвы, а погиб наступая, победителем считается он. Это бывает исключительно редко. Перепел ремесленника умер, выиграв бой.
    Удивительный обычай. Как правило, в нынешних играх и состязаниях, да и в средневековых рыцарских поединках победителем считается тот, кто физически победил. Только в любви побеждает сердце, а не сила, и то, как тебе известно, далеко не всегда. Жизнь слишком рано заставляет нас ценить силу, а потом и связанные с нею власть, деньги, удобства, но вместе с ними из сердца человека часто уходит то, что единственно в состоянии сделать его счастливым: близость с правдой, когда победитель — тот, кто не бежал с поля боя. Великий инстинкт природы — весеннюю битву самцов — люди сумели превратить в зрелище, но присуждают победу здесь, в Средней Азии, так, как будто победители не перепела, а люди, и не просто люди, а самые лучшие из них.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.