Кинематограф «Эльже» и другие увеселения туркестанской публики История
Пишет Татьяна Вавилова.
В последнее время на сайте часто вспоминают парк Горького, который ранее называли Ташкентским городским садом. В одном из споров о «Знаменщике» был назван и мало известный кинематограф «Эльже».
Специально не искала, но среди другого заметила запомнившееся название. По приводимому ниже проекту кинематографа можно представить себе, как он выглядел.
Проект составлен в 1910 году, а в 1911 кинематограф уже работал. Деревянный временный барак в два яруса построили в Городском саду. Генеральный план части сада между Куйлюкским и Московским проспектами, на котором указано место строительства кинематографа, кажется мне не менее интересным, чем рисунок главного фасада. Это та часть парка, которую недавно вернули городу и наполнили современными «увеселениями».
В начале прошлого века их тоже было предостаточно. В 1910 году, а возможно и всегда, в парк вели 3 входа: главный — от сквера, боковые ворота — с проспектов. Памятник стоял на перекрестке линий, соединяющих все входы, и виден был с разных сторон. А сколько мест для развлечений! Летний театр, Общественное собрание, кинематограф Чаринова и вот добавлялся еще один.
Считается, что первый киносеанс состоялся в Ташкенте в 1897 году и что первый синематограф или «Волшебный фонарь», привез Краузе и показал ташкентской публике диковинную новинку в городском саду.
Но сенсация не обошла и Самарканд. В том же году «Самаркандский листок телеграмм и объявлений» спешил сообщить горожанам: «Новость! Новость! Всюду колоссальный успех. Настоящий французский синематограф. Живая движущаяся фотография в натуральную величину гениального изобретателя Люмьера. В городском театре в субботу 6-го и в воскресенье 7-го декабря дневные и вечерние сеансы». (№146 от 05.12.1897).
И в 1900 году «Туркестанские ведомости» почти дословно повторяют: « Сюда прибыл физик Краузе, показывающий через призму «Волшебного фонаря» движущиеся туманные картины и оживленные фотографии во весь рост посредством настоящего синематографа братьев Люмьер. Первое представление – «Сенсационные иллюзии американского биографа» — состоится во вторник 25 января».
«Волшебный фонарь» нам знаком с детства, мы его называли диапроектором. Но первые слайды, которые увидели туркестанцы, были необычны – большие стеклянные пластины рисовались от руки. Изображения двигались благодаря специальным механическим устройствам. Сами проекторы постоянно совершенствовались. Российское представительство французского акционерного общества рекламировало и продавало синематографы «Эльже» новейшей конструкции и принадлежности к ним. К аппарату прилагались электрическая лампа, объектив для живых проекций и световые источники взамен электрического света – кислородно-эфирное освещение. («Вся Россия», 1907).
Скоро те же «Туркестанские ведомости» уже печатали впечатления зрителей: «Синематограф показывает вполне приличные картины, не истрепанные, нет никаких пятен, дрожание незначительное, что дает возможность видеть каждую отдельную фигуру на картине» (Туркестанские ведомости, декабрь 1902). Видимо не всегда различались отдельные фигуры. Не зря картины назывались «туманными»!
Тем не менее публика любила кино. Отсутствие звука скрашивала музыка, сопровождавшая сеансы. Рядом с экраном ставили фортепиано и нанимали тапёра. В ташкентском Городском саду играл военный оркестр. В «Обществах народного чтения» тексты иллюстрировали тоже с помощью «Волшебного фонаря».
А вот и реклама господина Эльже: « Сеансы кинематографа для учащихся. Сегодня в час дня в кинематографе господина Эльже по особой программе состоятся сеансы для учащихся в наших средних учебных заведениях и начальных училищах. Господин Эльже для этой цели предоставил в распоряжение учебного начальства 400 бесплатных билетов» (Туркестанские ведомости. 1911 год).
Какое же кино смотрели наши предки? Судя по названиям, за прошедшую сотню лет вкусы массового зрителя мало изменились: «Нарядная и убогая», «Женщина в 40 лет», «Алтарь любви», «Брак по ошибке», «Горные шакалы», «Кровавый кошмар». Но для учащихся, я думаю, показали «Емельян Пугачев».
Как свидетельствует Алексей Дмитриевич Греков, приехавший в Ташкент из Мерва в 1911 году, город стал настоящим культурным центром края. Кинематографов с самыми причудливыми названиями насчитывалось более десятка, театр, оркестры, библиотеки.
В Ташкент, Самарканд и Скобелев уже давно приезжали на гастроли даже зарубежные мастера. «Самаркандский листок телеграмм и объявлений» сообщал в 1898 году о прибытии Итальянской оперы под управлением Ф. Кастеллано. В репертуаре итальянцев во время их поездки по России были «Фауст», «Трубадур» и «Паяцы». В 1899 году представление давал Г. Заржецкий, а в 1908-м играл известный скрипач-виртуоз К.М. Думчев вместе с пианисткой Е.Ю. Злоторович. Подумать только! Тот самый Константин Думчев, которому сам Чайковский подарил скрипку работы итальянского мастера Санто-Серафино, с триумфом объехавший Европу и Америку, давал концерты на провинциальных сценах далекого Туркестана! Приезжал и М. Петипа с пьесой «Дон Жуан» и «Ревизором» Николая Гоголя.
А домоседы, любители домашних вечеринок, как например врачи ташкентского военного госпиталя, выписывали граммофоны и набор пластинок с записями разных знаменитостей и, конечно же, Федора Шаляпина.
Были и свои местные знаменитости. В Самарканде очень любили скрипачку Селину Эдуардовну Мерц. « Чарующие звуки ее скрипки льются широко и свободно, а когда «Fantaisie-Ballet» оборвалась и смычок оторвался от скрипки, буря аплодисментов раздалась в зале. «Бис! Браво!», — так писала «Русская окраина» о последнем выступлении любимой артистки. Не знаю, удастся ли когда-нибудь выяснить, как судьба забросила в Самарканд уроженку Манчестера, англичанку, дочь знаменитого балетмейстера Лондонского Королевского театра, но именно здесь она нашла верного зрителя и своё последнее пристанище.
Однако большая часть публики жаждала просто зрелищ. Кроме элитных «Хивы» и «Колизея», которые появились чуть позже, множество передвижных цирков и синематографов завоевывали своего зрителя даже в самых отдаленных казачьих станицах и узбекских кишлаках. Особенно выгодно было устраивать представления и сеансы в базарные дни и на праздники. К примеру, 1 августа 1911 года был утвержден проект на постройку временного цирка Феодосия Соколовского на площади в Старом Городе « для праздничного увеселения во время уразы». Округлое строение с манежем в 10 сажен диаметром и с конюшней огорожено было забором и в ненастные дни затягивалось сверху брезентом. Бревна, вкопанные в землю, доски и брезент – вот и всё незатейливое устройство. А на площади Нового города установили такой же цирк Сильченко для пасхальных развлечений.
Кроме того, публика могла посетить сад «Олимпия», расположенный на участке Ассадулабека Абдуллабекова.
На углу Московской и Уратюбинской улиц там, где стояла «Красная мельница», предполагалось построить деревянную временную открытую сцену и крытые трибуны для публики в два яруса. Да, мест для развлечения хватало и они всегда были многолюдны. Если же публика капризничала и не торопилась на представление, то в афише могли сделать приписку: « В виду значительной реальности представления, просьба барышень и детей не приводить». Действовало безотказно, билеты раскупались тут же.
Однако, не всех сиё радовало. Доктор Добросмыслов, человек строгих правил, сетовал: « Господа ташкентцы жалуются на безденежье, но цирком и синематографом очень увлекаются, где оставляют не менее, в среднем 1000 рублей в вечер, не считая расходов господ ташкентцев по увеселительным заведениям с певицами. Смело, таким образом, можно сказать, что ташкентцы выбрасывают на ветер до полмиллиона рублей в год, между тем город не имеет достаточного количества школ, больниц, докторов, удобного помещения для библиотеки и музея». Интересно, остался бы доволен Добросмыслов сегодняшними господами ташкентцами?
Источники:
- Архивные материалы ЦГА Руз
- Газеты «Туркестанские ведомости», «Русская окраина», «Самаркандский листок телеграмм и объявлений».
- А.Д. Греков. « 50 лет работы врача в Средней Азии».
- А.И. Добросмыслов. Ташкент в прошлом и настоящем.
Картинки и некоторые цитаты из «Туркестанских ведомостей» взяты из:
http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/3-10/nigora_karimova.
http://proskurin.ucoz.kz/publ/kartinki_tumannogo_proshlogo/5-1-0-128.
С удовольствием прочитала второй раз. Спасибо, Танечка, а господин Добросмыслов очень строг. Что же теперь , бедным ташкентцам и не поразвлечься?!!!:)))
tanita[Цитировать]
Да, дай волю Добросмыслову, так кроме больниц ничего бы и не строили! Но сама знаешь — «Хлеба и зрелищ!»
VTA[Цитировать]
Таня, а помимо этого: людей забросило по тогдашним понятиям на край света. Жара, пыль, непонятный яхык, полно нищих и дервишей, по улицам верблюды с ишаками ходят… не хлебом единым жив человек. Нужно же как-то и отвлечься. Тем более, что цирк и кино — развлечения довольно скромные!
tanita[Цитировать]
Всякий раз, когда я прошу что-то опубликовать, имею надежду, что кто-то обратит внимание на упомянутые имена и расскажет об этих людях. Вот самаркандская скрипачка Селина Эдуардовна Мерц. В некрологе сказано, что она дочь знаменитого балетмейстера Лондонского Королевского театра. Как??!! Каким образом попала к нам? Что за история стоит за этим? Никому не встречалось такое имя? Или это одна из тайн, которую мы опоздали узнать?
VTA[Цитировать]
Как хорошо написано: «Опоздали узнать…» Может быть что-то выскочит из корзинки истории. Сейчас у меня ничего нет. А в каком году она умерла?
lvt[Цитировать]
Теперь я отыскала все «Кинематографы…» Спасибо, ВТА. Как всегда интересно и абсолютно достоверно.
lvt[Цитировать]
Потрясающая заметка, спасибо. Прочла с огромным удовольствием.
Eugenie[Цитировать]
Очень интересно и познавательно. Спасибо огромное за ташкентские новости прошлых лет.
Ефим Соломонович[Цитировать]
Очень интересно!!!
Когда видишь проектную документацию архитектуры той эпохи — получаешь настоящее эстетическое наслаждение!!!
А от современной отрендеренной трёхмерной архитектурной модели, которую можно вертеть на мониторе во все стороны для ознакомления, да ещё с разными вариантами освещённости, почему-то восторгов не испытываешь! Разве что впечатляет наглядность.
Всё-таки человеческую руку, как инструмент, по универсальности ещё ни один механизм или цифровая техника пока не превзошли!
eugeen13[Цитировать]
Спасибо!Хочется продолжения-так читала бы и читала….Очень интересно!
alla[Цитировать]