Фитрат Афанди Искусство История
Об этом человеке написаны сотни страниц исследований. Его труды изданы многотысячными тиражами. Но личность этого выдающегося мыслителя и реформатора Востока по-прежнему остается загадочной и противоречивой. Историк и искусствовед Александр Джумаев пытается разобраться, каким же на самом деле был Фитрат.
Борец с клерикальной идеологией и режимом эмирата. Известный пантюркист и реакционер, реставратор старого ушедшего мира. Один из самых прогрессивных деятелей Туркестана, его гордость и слава. «Наш великий литератор и поэт Фитрат Афанди» («Буюк адиб ва шоиримиз Фитрат Афанди»). «Он ненавидел советскую власть и, как мог, боролся с ней». «Лояльный советской власти человек, друг и старший соратник Файзуллы Ходжаева». Высказывания и оценки можно продолжить, и они будут так же полярно противоположны.
Но во всех случаях речь идет об одном и том же человеке – Абдурауфе Фитрате Бухараи (1886 –1938) – поэте, писателе, философе, драматурге, публицисте, востоковеде (иранисте и тюркологе), историке, языковеде, музыковеде. А также – теоретике джадидизма, политике, революционере, государственном деятеле. В интеллектуальном движении Бухары и Туркестана, Средней Азии, да и, пожалуй, на всем мусульманском Востоке первой трети ХХ века трудно найти более сложную, противоречивую и творчески продуктивную фигуру, породившую немало мифов и стереотипов.
Наследие Фитрата значительно и многообразно, оно многосложно в своем концептуальном содержании. Как и некоторые его современники – такие крупные творческие личности, как Махмудходжа Бехбуди, Садриддин Айни, он создавал свои сочинения и на персидско-таджикском, и на тюрки-узбекском языках. Необычайная многогранность позволяла и позволяет трактовать созданное Фитратом с разных точек зрения. Без малого сто лет продолжаются споры о его личности и творчестве, политических, идеологических, художественных воззрениях. Но нет и, видимо, не будет общей оценки. И вряд ли удастся создать его целостный портрет. Что будет актуализировано, на чем будет сделан акцент – зависит от запросов нашего быстротекущего времени и установки исследователя.
Но каким же он был на самом деле, человек с литературно-поэтическим псевдонимом Фитрат? Попытаемся проследить лишь некоторые, наиболее яркие линии жизни этой личности и судьбу его идей, предупредив читателя о неизбежности субъективного в нашем подходе. Многое можно понять, обратившись к эпохе, в которую жил и для которой творил Фитрат. Эпохе на редкость противоречивой, переменчивой и трагической.
Итак, начало ХХ века. На родине Фитрата – в Бухаре время замкнуто в узком средневековом пространстве. Оно течет крайне медленно, по раз и навсегда заведенному порядку. Так, по крайней мере, кажется тем, кто жаждет перемен – сторонникам новометодных школ и политических перемен – джадидам, позже младобухарцам. Но уже установлены над воротами Арка – резиденцией правителей Бухарского эмирата – большие механические часы. И поезд – символ новой эпохи (в представлении жителей Средней Азии, «огненная арба» (оташ ароба) или «железная арба» (аробаи охани) докатился почти до самой «Благородной Бухары». Да и граммофон не такая уж редкость в семьях состоятельных бухарцев. Как и фотография, – любили бухарцы, вопреки мнению о строгости нравов бухарских мусульман, запечатлеть себя «на долгую память». В их числе и молодой Фитрат – один и с единомышленниками.
Вместе с техническими и бытовыми новшествами потоком хлынули в сознание просвещенных бухарцев новые, не известные раньше идеи, представления, культурные ценности. Они будоражили мысль, заставляя (может быть, впервые за сотни лет) усомниться в идеальности и незыблемости устройства, в справедливости существующего в Бухаре миропорядка. Формировалась критическая мысль, а вместе с ней и новые идеалы. Острый ум молодого Фитрата, обучавшегося наукам в знаменитом медресе Мири Араб, негодовал и жаждал общественного применения. Он подмечал все несовершенства и пороки, разъедавшие общество и религию. Вместе со своими единомышленниками он искал пути и способы, которые могли бы привести к переменам.
Путешествия – одобряемый в исламе способ получения знаний. Немало в Бухаре тех, кто совершал их. Фитрат вместе со своими единомышленниками отправился в Стамбул, но с конкретной общественно-политической целью. Фитрат говорит о Стамбуле как о столице халифата для исламского мира, центре развития наук и искусств. Здесь он не только учится, постигает турецкие реформы и премудрости партийной работы в младотурецком движении, но и развивает активную политическую и публицистическую деятельность. В 1909 и 1912 годах в Стамбуле издаются на персидско-таджикском языке два самых талантливых полемических (можно сказать, программных) сочинения Фитрата – «Мунозара» (полное название – «Мунозараи мударриси бухорои бо як нафари фаранги дар Хиндустон дар бораи макотиби джадида» – «Спор бухарского мударриса с одним европейцем в Индии по поводу новометодных школ») и «Баёноти сайёхи хинди» («Записки индийского путешественника»).
В предреволюционный период публицистический пафос Фитрата направлен на развенчание эмирата, критику и показ плачевного состояния исламской цивилизации. Но ошибочно думать, что Фитрат – противник ислама как такового. Он не только правоверный мусульманин, но и глубокий знаток ислама и его ценностей. В 1915 году он публикует в Самарканде на персидско-таджикском языке «Краткое изложение истории ислама» («Мухтасари таърихи ислом»), предназначенное для учащихся школ (мактабов). В следующем году в Баку выходит его книга «Семья» («Оила ё худ вазоифи хонадори»), основанная на обновленном понимании догматов ислама. Его не привлекал капиталистический путь развития по европейскому образцу. Фитрат выступал с концепцией обновления ислама, реформирования его основных религиозных догматов, вступивших в противоречие с изменившейся исторической ситуацией. Он остро осознавал значительное отставание исламского мира от России, Европы и Америки.
В «Мунозара» и «Записках индийского путешественника» Фитрат дает глубокий анализ и жесткую критику различных сторон жизни Бухарского эмирата, выявляет «социальную стратиграфию» бухарского общества, источники материального благополучия его привилегированных слоев. Для того времени это были, несомненно, революционные труды, не имеющие аналогов в литературе по остроте мысли и сатирическому пафосу. Их дополняет и поэзия Фитрата с явным революционным содержанием.
«Спор» и «Записки» открывали просвещенному обществу Бухары и Туркестана неведомые ранее стороны жизни. Уже в 1911 и 1913 годах они были переизданы в Ташкенте и Самарканде в переводе на узбекском и русском языках. Это расширило доступ к ним «читающей публики». Сочинения оказывали сильное влияние на умы и сознание людей, формировали определенное мировоззрение, поляризовали общество. Не все разделяли взгляды Фитрата и были согласны с его видением ситуации в Бухаре. Однако для джадидов и младобухарцев они стали своего рода «идеологическим оружием». Очевидно, что Фитрат дал идеологическое обоснование идее необходимости перемен, которые могли быть достигнуты как мирными средствами, так и в открытой борьбе с эмиратом. Его роль как теоретика-идеолога «бухарских событий» еще не достаточно исследована, но она очевидна. Так же как и наличие в ней сильного турецкого влияния.
В 1913 году Фитрат возвращается из Турции в Бухару уже известным писателем-джадидом и приступает к активной просветительской работе, а затем – в составе тайного общества младобухарцев – к подготовке свержения существующей власти. Но кто мог предвидеть, что новый век с его тревогами, надеждами и иллюзиями совершит поворот в сторону радикальных и трагических исторических перемен?
Период романтических иллюзий сменяется жестокой и трагической реальностью. Мирная политическая борьба за реформы и просветительство, сторонником и идеологом которых был Фитрат и другие джадиды, перешла в форму кровавого столкновения с эмирской властью и ее защитниками. События развиваются с катастрофической быстротой. Революция и трагические события 1918 года – расправа эмира с джадидами, младобухарцами и сочувствующими им – потрясли Фитрата и еще больше укрепили его крайне негативное отношение к власти эмира. А потому Фитрат спасается в Ташкенте. Он вступает в РКП(б). И вскоре вместе с Файзуллой Ходжаевым и другими соратниками участвует в свержении эмира и установлении новой власти.
Занимая в течение двух лет пост министра (назира) просвещения в Бухарской Народной Советской Республике, Фитрат много сделал для сохранения и развития традиционной культуры Бухары, в особенности музыкального и театрального искусства. По его инициативе была создана «Бухарская восточная национальная музыкальная школа» («Бухоро миллий Шарк мусики мактаби»), записан в европейской нотации и опубликован в Москве в 1924 году русским музыкальным этнографом и композитором Виктором Успенским Бухарский Шашмаком и многое другое.
Активно участвуя в политической жизни, Фитрат не порывает с научным и литературным творчеством. Более того, диапазон его интересов расширяется. Он как бы пытается нащупать опоры в исчезающем на его глазах старом мире вместе с его культурными ценностями, который он сам когда-то жестко критиковал и способствовал его разрушению. Но, как и другие его соратники-интеллигенты, не предвидел масштабов и характера начавшегося после его крушения социального и культурного хаоса. Фитрат испытывает разочарование от присущих власти большевиков методов политической борьбы. В своей поэзии и драматических сочинениях он мечется между призывами к духам героических персонажей прошлого (Амир Темур) и попытками осмыслить художественными средствами природу власти. Так появляются его известные драматические произведения и среди них самое впечатляющее – драма «Абулфайзхан».
Фитрат продолжал находиться под влиянием турецкой модели государства и культуры. Однако эта модель не могла не вступить в противоречие с культурой старой Бухары, с ее традиционным таджикско-узбекским двуязычием. А это уже тогда вызывало недоумение и способствовало появлению идейных противников Фитрата в среде интеллигенции. Другой опорой была чагатайская культура и ее феномен – чагатайский (или, как стали называть в советское время, староузбекский) язык. Фитрат боготворил культуру эпохи Хусейна Байкары и Алишера Навои, считая это время «золотым веком» («олтин даври») для литературы и музыкального искусства.
В 1923 году большевики приступили к решительным мерам по проведению классовой политики и чистке государственного аппарата в БНСР. Отстраненный от руководящей работы, Фитрат прекращает активную политическую деятельность и переходит в сферу преподавательской и научно-исследовательской работы. Он активно участвует в культурном строительстве советского Узбекистана. Его занимают вопросы развития национальных языков, переход на новую графику (Фитрат предлагал реформу на основе арабской графики), сохранение традиционного наследия и другое. Он хорошо понимает, что именно эти сферы являются базовым основанием для строительства национальной культуры.
В 1923 года Фитрат временно уезжает в Москву, где работает в Лазаревском институте живых восточных языков и получает звание профессора. Сотрудничает он также и с Институтом востоковедения АН СССР в Ленинграде. Здесь в «Записках» института выходит его серьезная работа на русском языке (в переводе с персидского) – «Три документа по аграрному вопросу в Средней Азии». Известный иранист А.Н. Болдырев рассказывал падчерице Фитрата Дильбар Рашидовой, что при появлении Фитрата в Институте востоковедения все присутствующие сразу же вставали. Так высоко было уважение к личности этого человека.
С середины 20-х годов и до конца жизни Фитрат работает в различных учебных и научных организациях Узбекистана. В это время, в особенности с начала 1930-х годов, по нарастающей идет критика его сочинений и взглядов. На авансцену истории выходит новое поколение. С невиданной силой разгорается борьба нового со старым. С полей реальных сражений она как будто перекинулась в общество. Схватка проходит по всем направлениям, во всех областях жизни и творчества. Фитрат в своих воззрениях выступает представителем старого мира. Но он не собирается сдавать своих позиций. Хотя все чаще и чаще звучат критические голоса: «Не о том поет». Композитор Муталь Бурханов, в годы своей молодости близко знавший Фитрата, вспоминает, как его навещали в Самарканде молодые узбекские поэты и писатели. Однажды пришел Гафур Гулям и, посмотрев на Фитрата, сказал: «Домла, вас критикуют, потому что вы не пишете стихов, восхваляющих наше время». Фитрат ответил: «И что же я должен воспевать?» – «Вот, например, в кишлак пришел трактор – восхваляйте». Фитрат улыбнулся и ответил: «Я боюсь его звука, как же я буду его восхвалять?»
Фитрат фактически защищает старую культуру (музыку, поэзию, литературу, рукописную традицию и многое другое) от левацких устремлений первых революционных лет. Существовала тенденция ниспровержения классических культурных и художественных ценностей. Он пытается не просто сохранить их, но и интегрировать в бурное строительство новой культуры. Он публикует серию научных и просветительских статей, рассказывая о поэтах и писателях Востока: о Ходже Ахмаде Яссави, Машрабе, Омаре Хайяме, Бедиле и других.
Осознанием опасности утраты культурных ценностей и усилиями по интеграции их в культуру нового времени можно объяснить появление во второй половине 20-х – в начале 30-х годов таких его сочинений, как «Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи» («Узбекская классическая музыка и ее история»), «Узбек адабиёти намуналари» («Образцы узбекской литературы»).
Жизнь Фитрата трагически оборвалась в 1938 году. Нужно было немало времени, чтобы вернуться на новом витке истории к забытому наследию. И ныне далеко не все, созданное Фитратом, изучено и опубликовано. Многое еще не выявлено, разбросано по различным изданиям и архивам. Но и то, что известно, позволяет поставить его имя в один ряд с выдающимися мыслителями и реформаторами Востока бурного ХХ века.
Что-то фото не видно и ссылка не открывается. А интересно очень!
VTA[Цитировать]
Интересно невероятно! Ой, спасибо, давно такого не читала.
tanita[Цитировать]
Таня, а фото у тебя открылись?
VTA[Цитировать]
Нет, Таня, ни фото, ни ссылка. Но у нас снег, метель, сайт вообще плохо работает. Очень долго загружается. Так всегда в плохую погоду.
tanita[Цитировать]
Странно, завтра попробую найти и обновить фото
EC[Цитировать]
Izvenite, a kto avtor, polnoe imya, otchestvo.
Spasibo Vam za statyu!
Rano V.[Цитировать]
Думаю, что наиболее интересным трудом из всего художественного наследия Фитрата представляются «Записки индийского путешественника». Поражает в нём, прежде всего то, что оно написано 27-летним, начинающим автором. А вот проблемы, поднимаемые им, по своей общественной значимости, совсем не 27-летние.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
Живи Фитрат сейчас… Турецкая модель… Что-то больно знакомо.
Азиз[Цитировать]
Обновил, фото должны быть видны.
EC[Цитировать]
Видны! Спасибо! Очень интересные картинки. Наше поколение крайне мало знает о джадидах, а если слышали, то, мягко говоря, полуправду. Столько еще понять нужно. Творческие души всегда противоречивы, они в поиске, ошибаются, меняют воззрения, наивно верят и обманываются. Политикам их легко использовать, а потом обвинить и погубить.
VTA[Цитировать]
Спасибо, все фото появились. Мы действительно очень мало знаем о джадидах, а если и знаем, то в осуждающем ключе. Поразительная, интересная талантливая личность, такие именно и гибли в тридцать седьмом-тридцать восьмом. За то, что имели собственное мнение и не боялись его высказывать. «высовывались» одним словом. Таких и губили.
tanita[Цитировать]
Bugungi kunda aynan shunday odam etishmayapti. Uzbekiston bugun Fitrat kabi shaxslarga muxtoj. Millat va vatan ravnaqi uchun, uzbek tili va madaniyatini mustaxkamlash va yuksak darajaga olib chiqish uchun bugun bizga Fitratlar kerak
Kamol[Цитировать]