Медресе и мечеть, которым не повезло История Старые фото
Пишет Виктор Фесенко.
Я немного поспешил с комментарием к посту и допустил небольшие неточности. Решил уточнить и дополнить.
Главной градостроительной доминантой старогородского базара Ташкента до 30-х годов 20 века было медресе Беклярбека, построенное на возвышенности и обращенное своим фасадом к площади Регистан, на которой располагались лавки и торговые ряды сибзарской части базара. Эта сибзарская часть и станет тем базаром старого города, который некоторые ташкентцы помнят по 60-м годам и чуть ранее.
За тыльной (восточной) стеной медресе была небольшая четырехугольная площадь, восточной границей которой была узенькая улица Тахтапуль. На северной границе этой площади располагались три караван-сарая, а в ее юго-восточном углу квартальная мечеть Хатун, «приписанная» к махалле Эски – Джува. Эта махалля примыкала своей северо-восточной частью к площади и улице Тахтапуль. Мечеть была обращена фасадом на площадь, а боковой стеной на эту улицу. Приведу все найденные в сети снимки этой мечети.
Нынешняя площадь Эски – Джува получила свое название от существовавшей здесь ранее махалли. А место, где стояло медресе с тыльной площадью, караван-сараями и мечетью Хатун называлось Беклярбек. До 1917 года площадь за медресе замостили булыжником, на месте караван-сараев появилось здание товарищества мануфактуры «Эмиль Циндель», ставшее в советское время типографией.
Первые конторы и магазины российских и других европейских предпринимателей на территории туземной части Ташкента появились именно в районе Беклярбек, что вполне закономерно. Именно здесь имелось некое подобие свободной площади, к которой сходились три из главных радиальных улиц города – Сагбан, Чигатай, Тахтапуль. Начало улицы Карасарай располагалось также неподалеку от Беклярбека. Здесь располагалась и главная торговая площадь Ташкента – Регистан с упорядоченными торговыми рядами. На левой стороне Тахтапульской, чуть южнее мечети Хатун до революции было построено остроугольное здание европейской архитектуры, которое хорошо просматривается на последнем снимке мечети. От мечети, обойдя медресе Беклярбека слева, можно было попасть на улочку Махсидузлик, ведущую к центральной части старогородского базара (к его главному павильону с нынешними шашлычными рядами). На этой улице располагалась одноименная с ней и с махаллей мечеть Махсидузлик. На сайте в посте Олега Николаевича об этой улице уже рассказывалось и была приведена иллюстрация из книги А. Зияева «Ташкент». Лидия (LVT) в комментарии указала на ссылку https://picasaweb.google.com/oldtashkent/nGgcGH#5320218751655714498 с фотографией этой улицы, отснятой незадолго до ликвидации:
После 1917 года тыльную стену медресе Беклярбека снесли, а на его дворе воздвигли памятник Ленину, смотрящему с протянутой рукой на восток. Ниже можно посмотреть снимки этого памятника. Последний снимок позаимствован с сайта fromuz и если бы его автор при съемке повернул камеру чуть влево, то в кадр попала бы мечеть Хатун.
Через некоторое время медресе с новым памятником и вовсе снесли. Выскажу предположение, что восстановление в советское время полуразрушенного медресе Кукельдаш было некой компенсацией со стороны властей за снос вполне сохранившегося медресе Беклярбека. На освободившемся после сноса медресе месте появился небольшой сквер с новым памятником, на этот раз М. И. Калинину. Площадь перед сквером нарекли именем всесоюзного старосты, а на южной стороне площади появился главный вход в новый парк им. Пушкина.
Мечеть Хатун просуществовала до тех пор, пока не стали расширять участок улицы Тахтапуль от площади Калинина до площади Хадра. На фотографии можно увидеть этот участок после расширения, который стал называться улицей Хамзы (сейчас это часть улицы Зайкарнар). На этой же фотографии по правой стороне улицы видно здание Театра юного зрителя (ТЮЗа).
Расширение проезжей части Тахтапульской улицы было произведено за счет ее правой обочины, на которой находилась мечеть Хатун, и до передней кромки сквера с памятником Калинину. Ширина улицы Хамзы стала равна ширине бывшей площади за медресе Беклярбека. Таким образом, сейчас место, где ранее стояла Хатун, находится под проезжей частью нынешней улицы Заркайнар почти напротив современного здания детского творчества (дома – улитки). Остроугольное здание, которое стояло на противоположной стороне улицы Тахтапуль, при ее расширении не пострадало. Так что же это за здание? По плану-схеме из книги А. Зияева «Ташкент» можно увидеть, что здание театра «Еш гвардия» (в последствии – ТЮЗ) является достроенным и перестроенным тем самым остроугольным зданием. Также А. Зияев в своей книге пишет: …«Под другой театр – Юного зрителя переоборудуется национализированная контора и банк фирмы Циндаль». Наличие у этой фирмы двух зданий на улице Тахтапуль требует уточнения. А на подписи к последней открытке советского периода с видом мечети Хатун можно прочитать: «Старо-городской партийный комитет и клуб». Естественно, что подпись под открыткой относится к остроугольному зданию, а не к мечети Хатун.
В заключение вниманию письмоташкентцев предлагается схема сибзарской части старогородского базара, которую я нарисовал, используя карту Ташкента 1890 года и гугл-снимок этого района из космоса. При работе над схемой мне очень помогла информация из книги А. Зияева, рассказ о которой и о ее авторе заслуживает отдельного поста. На схеме для наглядности показаны ныне существующие объекты – главный павильон базара 1957 года постройки, Дом моделей, построенный на оси современной улицы Заркайнар и Дом детского творчества (дом с винтовым наружным пандусом). Думаю, что эта схема дает четкий ответ на вопрос: где же стояла мечеть Хатун.
В своем посте «Шашлык и панорама с дома–улитки» я говорил, что неплохо бы увидеть с того же места (смотровой площадки дома — улитки) старогородской базар позапрошлого века. Увидеть, конечно, нельзя. А вообразить можно: старый Ташкент с высоты птичьего полета представлял довольно однообразное зрелище: нагромождение тысяч небольших домов с плоскими крышами и верхушек деревьев, за которыми невозможно разглядеть ни одну из сотен узких улочек и тупиков. Только купола и минареты десятков мечетей и фасады больших медресе вносили некоторое многообразие в общую картину старого Ташкента.
Виктор Фесенко. 3.03.2013 г.
Виктор, невозможно еще раз не восхититься Вашей тщательностью, с которой проработан этот участок.
Глядя на последнюю схему «Эски Джува (1890)», хочется сказать словами одной из героинь романа Салтыкова-Щедрина: «…было когда-то целое человечье гнездо — каким образом случилось, что и пера не осталось от этого гнезда?»
Aida[Цитировать]
Виктор Фесенко сделал большую и интересную работу, окунув нас в прошлое. Интересно, почему некоторые люди делают такие странные выводы, говоря о современном городе. Глядя на него, у Салтыкова- Щедрина язык бы не повернулся так сказать о нашем городе. Да вы сами посмотрите: http://b-a-lamut.livejournal.com/141332.html?nc=16#comments Почти всё что было в нашем детстве, практически всё и осталось. Правда и построили много, и реставрировали. В общем, сделали красивее. Эх, наверное нужно было всё оставить так, как было :)
b_a_lamut[Цитировать]
Ага, так было бы гораздо приятнее некоторым адептам исторической справедливости.:-(
АГ[Цитировать]
Ой, спасибо за фото! Как похоже на ту кибитку, откуда я в школу пошла! Крыша плоская, саманная, зимой, бывало, протекала, конечно. Папе приходилось поднимать ведра с глиной и замазывать. Но весной какими маками покрывалась! Летом можно было лежать на ней, еще не остывшей от солнца, и на тебя падал черный купол неба, усыпанный яркими звездами. А дым от очагов по вечерам! А журчание перекатывающейся через камешки воды в арыках! Эх! Не зря мать Худояр-хана кокандского жила в юрте во дворе его великолепного нового дворца!
ВТА[Цитировать]
У нас улочка была поуже. Когда во время дождя у нас протекала крыша, я вставала под эти капли и говорила, что «душ». Пока меня не выгоняла оттуда мама, чтобы подставить таз или ведро. Пол был тоже вымазан глиной, и ему во время дождя тоже грозило размывание. Мне было года четыре)) Моя фотография на виньетке сделана во дворе того самого дома на фоне саманной стены.
Фотографию улицы, очень похожей на мою, я увидела недавно в книге «Ташкент — прекрасная эпоха» — http://mykaidas.mirtesen.ru/blog/43673991000/MAHALLYA
Фотографии подобных мест с Самарканд-Дарбазы недавно выложил Бахтиер Насимов в своем блоге. Дувалы и дома там, конечно, отремонтированы, заасфальтированы, но геометрия улиц и дворов та же, узнаваемая. Один из двором очень похож на двор, в котором жила моя бабушка.
Aida[Цитировать]
Aida, ну разве плохо было б сохранить такой кусочек старой махалли? Не обязательно же оставлять там жителей!))) А другой в европейском квартале. Только что смотрела репортаж о том, как умирают русские усадьбы под Питером, Москвой, Псковом. В 2011 была в Выборге, видела остатки Монрепо. И там «адепты исторической справедливости» не в силах ничего сделать. Что ж говорить о наших соломенных домиках! Про вандализм 30-х и позднее даже говорить не хочу. Но хоть оставить то, что еще сегодня можно спасти от ретивых строителей «светлого будущего»!
ВТА[Цитировать]
И кусочек махалли неплохо, и кусочек русского центра, да только у людей не спрашивали — ни тогда, ни сейчас
Aida[Цитировать]
Было бы здорово сохранить такой кусочек старой махали, только зачем сохранять, если у нас в городе таких кусочков предостаточно, как в центре, так и в старом городе. Идёшь-идёшь и, вдруг, словно в детство попадаешь. Тут тебе и узенькие улочки, и мазанки с дворами, в которых цветут цветы и растёт виноград. Или попадаешь на тенистую улочку, на которой цветет урюк или, скажем вишни с яблонями :) Татьяна Александровна, а вы точно сейчас живёте в Ташкенте? :)
b_a_lamut[Цитировать]
я так понимаю, ВТА говорит не просто о сохранении кусочка махалли, а о сохранении кусочка махалли в виде «музея под открытым небом». Мне самой эта идея всегда была симпатична. Не говоря уже о том, что стоимость такого проекта, по сравнению с восстановлением усадеб, Монрепо и масштабным современным строительством в Ташкенте, ничтожна. Ниль Ниаметович Садыков столько сил вкладывает в пробивание идеи парка миниатюрных шедевров. А старые глинобитные дома с их экологичным устройством сохранения прохлады, улочки, создававшие компактность застройки — сами по себе шедевр.
Aida[Цитировать]
Уважаемый Баламут! Аida за меня ответила, она правильно поняла. А живу я точно в Ташкенте, только так далеко от Вас, что перед моими глазами другие картинки. Но и на старых улочках я бываю, сегодня. Завтра их не будет, ни одной. Тот новый Ташкент, который Вас радует, меня не восхищает лишь по одной причине — он теряет самобытность. Даже восстановленные архитектурные памятники больше похожи на только что выстроенные. Мне бы хотелось, чтобы после реставрации оставалось ощущение старины, пусть даже руин, но законсервированных. Я давно не была в Хиве, но давным-давно она произвела на меня самое сильное впечатление именно потому, что по её узеньким улочкам можно было папасть в средние века. Если всё там обновили, как в Самарканде, и стало разноцветно и красиво, то лучше не ехать, не портить того впечатления.
ВТА[Цитировать]
Хиву сделали туристическим комплексом — атмосфера как в Кунсткамере, чисто и опрятно как в музее, похоже на правду как заспиртованные образцы.
AK[Цитировать]
«Уважаемый», как-то грозно звучит. Можно просто Борис, но Борисов здесь не я один, можно запутаться, а на Баламута я не обижаюсь, меня мама так называла. Мы давно выяснили, что глядя на одни и те же вещи, каждый видит их по-разному и это вполне нормально. Я не исследователь и не историк. На сайте есть люди, которые делают это замечательно, показывая и фотографии, и исторические моменты. Это и Олег Николаевич, и Владислав Хан, и Виктор Фесенко, и Радик Газиев, и Лидия, и Фахим Ильясов, и многие другие. Вы, опять же. Эти исследования будят воспоминания и подвигают к поиску неизвестных фактов. И это здорово. Меня лишь раздражает то, что, кто-нибудь после всего этого влезает на кучу мусора в своём дворе и, заглядывая через забор к соседу, тыкает его носом в его неустроенность и неправильное ведение хозяйства. А сосед эти недостатки и сам видит, без всяких подсказок.
А реставраторы, они же мудрые люди и профессионалы к тому же, — реставрируя, реставрируют не всё. Ну, чтоб показать красоту и величие с фасада, и остановившееся время. А туда, где время остановилось, не каждый турист заглядывает http://photoload.ru/data/84/24/8e/84248ea80cbc5e80e2e0d54c8c731804_pv.jpg.
Я хоть и не исследователь, но довольно любопытный. Хотя, кто мои ссылки на фотографии смотрит? Один-два человека.
b_a_lamut[Цитировать]
Ту ссылку не смотрите, здесь http://photoload.ru/data/84/24/8e/84248ea80cbc5e80e2e0d54c8c731804.jpg виднее остановившееся время :)
b_a_lamut[Цитировать]
Борис! Спасибо за ссылки. Я всегда смотрю фото и ссылки, которые предлагаете Вы и другие авторы. Для того и на сайт захожу часто — нет ли новенького. Мнения же на одни и те же вещи должны быть разными, и в споре, сами знаете, рождается истина. Только, чтобы без зла и обид. Я не реставратор, но не только я, специалисты тоже сетуют на «зареставрированность» некоторых памятников и не только у нас. Кстати, проблемы, о которых я говорила в предыдущем комментарии, существуют по всему миру и продолжаются с незапамятных времен. Поэтому не надо принимать сиё, как упрек именно нам и нашему времени. Тем более, что после шедевров в виде портрета Ленина на мечети, звезды на Сергиевской церкви вместо креста или самолета на крыше обезглавленной Георгиевской церкви в Самарканде, нас шокировать уже не получится.
ВТА[Цитировать]
Реставрация бывает разной-коммерческая,когда воостанавливают функциональнось предмета,поэтому реставрацию доводят до совершенства,применяя современные материалы (по современным СНиПам)Порой и получается лучше изначального.А есть музейная реставрация,которая больше похожа на консервацию.Применяется когда объекту грозит полное уничтожение.Как правило объект не предназначен для коммерческого использования.А бывает воссоздание утраченных объектов старины на основании чертежей,записей и пр .Судя по всему в Ташкенте используют все виды работ с историческими объектами.А вот какая идея воссоздания или реконструкции объекта,что хотели донести до потомков,какую часть истории-это уже другое дело.
OL[Цитировать]
Борис, Вы часто обижаетесь там, где нет для этого оснований. Не у Вас одного есть сожаления об утраченном и гордость за нынешнее. Не надо огульно подозревать всех подряд в желании унизить город и его жителей. Это недостойно Вас. Фотографий нынешнего и старого Ташкента у меня много сотен, среди них и сделанные Вами. В Ташкенте я редко, но бываю, и в курсе всех изменений — хороших и плохих. Говоря о разоренном гнезде, я имела ввиду изменения 30-х годов. Мое раннее детство (на три десятка лет позже) прошло вблизи тех мест. Одно из детских воспоминаний — маленькое медресе у Чор-су, превращенное в рабочее общежитие, расположение которого мне до сих пор неведомо, хотя, как картинку, помню до сих пор. Разрушение храмов, совершенное в 30-е годы я считаю огромной ошибкой (и не только в Узбекистане). Мне лично крайне неприятен факт, что закрытый двор медресе в свое время превратился в открытую площадь, да еще с памятником Калинину.
Aida[Цитировать]
Недаром, вход в парк Пушкина всегда напоминал мне…..,но только не вход в парк культуры и отдыха.Памятник посреди дворика медресе смотрится просто чудовищно.Лучшей агитации против советской власти нельзя было и придумать.Изощерённо.
OL[Цитировать]
у этого места (площади), энергетика сильная — что говорить, намоленное место
Aida[Цитировать]
Смотрелся…..
OL[Цитировать]
Изощренно….
OL[Цитировать]
Наверное, не обижаюсь, а удивляюсь. А почему — «огульно»? Я говорил о некоторых, а их не так много.
С весной вас! И, за взаимопонимание :)
b_a_lamut[Цитировать]
Спасибо за понимание. С весной — взаимно!
Aida[Цитировать]
Спасибо! Было очень интересно!
Алим[Цитировать]
+100
АГ[Цитировать]
Как интересно! Спасибо за труд, мне очень нравятся Ваши исследования. Думаю, что те, кто вырос в этих краях, напишут не менее интересные комментарии.
ВТА[Цитировать]
а на месте то парка было кладбище, вот даже и на вашей схеме это видно.
евгений смехов[Цитировать]
Спасибо, Виктор! Просто праздник души! Как мне нравится эта мечеть. По преданию она возведены по заказу женщины. Я думаю, что так оно и было на самом деле. Посмотрите, в каждой детали трепещет женская душа. Кажется, я вижу эту Шемаханскую Царицу: она среднего роста, на голове -нарядная шапочка с подвесками, длинные чёрные косы, одета не в платье свободного покроя, а в такой приталенный наряд. На ногах маленькие туфельки с вышивкой. Стан у неё гибкий, вообще артистическая натура! Мог ли архитектор знать свою заказчицу в молодые годы? Может быть он воплотил образ своей любимой? Или просто творчески подошёл к пожеланиям заказчицы? А уж у неё-то вкус был безупречный!
lvt[Цитировать]
Виктору — мой низкий поклон. ДО чего же тщательное, подробное, я бы сказала красивое исследование. И как жаль, что такие исторические места, святыни не сохранились. Тут употребили слово «огульно». Именно огульно уничтожали мечети. медресе, знаковые места культуры и религии. Да. вот я адепт исторической справедливости, и не вижу в этом ничего плохого. Наоборот, горжусь тем, что почитаю и благоговею перед местами, связанными с историей, религией и культурой страны. И совершенно уверена, что потомкам нужно знать эти места, иначе души их обедняются.
tanita[Цитировать]
Танечка, слово «огульно» было сказано совсем в другом смысле, ну да Бог с ним. Удивляет то, чем вы гордитесь. Ведь это тогда, когда мы были молоды и полны сил, многое было порушено, превращено в склады, общежития и хозяйственные помещения. Сейчас это исправляется, реставрируется, облагораживается. Мне, например стыдно за наше равнодушие, и за то, что мы оставили такой город нынешнему поколению. Где вы раньше то были, адепт исторической справедливости? А потом ещё на Аллу обижаетесь.
b_a_lamut[Цитировать]
Борис, а что нас когда-то спрашивали? Или у нас была власть что-то изменить? Где я была раньше? В тридцатых меня на свете не было, уж извините. Я родилась в сорок пятом. Я за то, чтобы не уничтожались Сквер и оставались хотя бы участки старых кварталов. Адепт исторической справедливости… можно подумать, это чума какая-то! и откуда вы взяли, что я обижаюсь на Аллу. На таких, как она я не обижаюсь. это, видите ли, бесполезно. Как там выразилась Таня Вавилова? Ревнители светлого будущего? Облагораживается то немногое, что осталось. И уничтожено огнем и экскаватором не только усилия нынешней, но и всех прошлых властей. В этом они совершенно одинаковы. И люди, которые пробовали бороться чаще всего оказывались в тюрьмах или психушках. Мало у нас расстрелянных в те же тридцатые? Мало уничтожено тех же медресе в те же тридцатые? Но поверьте, будущее имеет свойство становиться прошлым, и кто-то еще будет облагораживать и реставрировать…. если что-то останется от ревнителей прекрасного будущего! Почему я согласна с Аидой и Таней Вавиловой? Да потому что это — наша и не только юность, наша и не только молодость, наша и не только жизнь! «Обижаетесь»…. смешно! Ей-богу , смешно! Есть у вас союзники — я за вас рада. У меня они тоже есть. И не стоит меня попрекать. Когда мы были молоды многое было порушено не просто так. Если помните, тогда было землетрясение. Оно не выбирает. Так чему вы там удивляетесь?!
tanita[Цитировать]
Борис, я вам написала, так коммент поставили на проверку, уж извините. Но могу дополнить написанное 6 терпеть не могу демагогов, и не ожидала, что именно вы будете эту демагогию разводить! На этом я считаю нашу дискуссию законченной,
tanita[Цитировать]
Здравствуйте Виктор. Спасибо за память. Вы не упомянули время,1940-50годы, когда улица Тахтапуль называлась Красноармейской, причем, у кинотеатра С.Рахимова на повороте, в глубине улицы, в переулке, находилась еще одна небольшая, но посещаемая мечеть. Там жили все наши родственники, приехавшие из г.Чимкента, и я часто навещал их. После землетрясения 1966г. все мазанки были ликвидированы. С уважением, Радик.
Газиев Радик[Цитировать]
Уважаемый Радик, спасибо за оценку моей статьи. Кинотеатр С. Рахимова располагался на другом конце Тахтапульской в районе бывших Тахтапульских ворот старого города, т.е. на его окраине. Возможно в этом районе Тахтапульская когда то и называлась Красноармейской. Но я рассказал в статье о медресе и мечети самого центра города (района Беклярбек, Эски джува).
Виктор Фесенко[Цитировать]
«…,1940-50годы, когда улица Тахтапуль называлась Красноармейской..» Интересно, а так ли это? В Ташкенте было сразу ДВЕ Красноармейские улицы в одно время? Мне известна Красноармейская улица (бывшая Ургутская), которая шла от Конвойной до К.Маркса, проходя мимо Красной площади с востока. Именно на этой Красноармейской я жил 40е-50е до 1965 года. На схеме Ташкента 1932 года улица, что около Кр.площади тоже называется Красноармейской.
Yultash[Цитировать]
На последней карте советского периода (1991 г.) недалеко от к/т С. Рахимова словом «Красноармейская» обозначена остановка общественного транспорта.
Виктор Фесенко[Цитировать]
Виктор, давайте разберёмся с названиями театра. «Ёш Гвардия»появилась в 1968 года, она находилась в старом помещении театра им.Хамзы, ближе к Хадре. Теперь это театр им. Аброра Хидоятова. Местоположение то же самое. На первых порах узбекский и русский Тюзы работали один в здании Цинделя, другой в «остроугольном» здании. Потом до землетрясения они мирно жили под одной крышей старого ТЮЗа, возле парка им. Пушкина. Затем началась новая полоса переименований и переселений. Сейчас ТЮЗ-это узбекский ТЮЗ на ул.Кодирий, русский ТЮЗ стал Молодёжным театром, находится в бывшем театре Эстрады. Упоминание «ЁШ ГВАРДИИ» только запутывает дело, она тут совсем не причём.
lvt[Цитировать]
Лидия, чувствую, что о тех театрах Вы знаете гораздо больше меня, но после Вашего комментария у меня вопросов не уменьшилось, а увеличилось. Сформулирую позже. С уважением, Виктор.
Виктор Фесенко[Цитировать]
Одним из моих «открытий» при подготовке поста было то, что ТЮЗ при парке Пушкина, который я пару раз посещал в школьные годы (в середине 60-х), размещался в остроугольном здании, видном на одном из фото мечети Хатун.
Безусловным фактом является то, что двухэтажное здание на площади Эски Джува ранее принадлежало фирме Циндель. Условно назову его двухэтажным Цинделем.
А дальше появляются неясности:
1. А. Зияев в своей книге пишет, что ТЮЗ разместился в перестроенном здании банка и конторы фирмы Циндель. При этом остается предполагать:
— или ТЮЗ поначалу размещался в двухэтажном Цинделе. Но все другие источники свидетельствуют о том, что в советское время здесь размещалась типография;
— или Цинделю принадлежало еще и остроугольное здание;
— или в книге Зияева допущена неточность.
2. На одной из карт в книге Зияева под остроугольным зданием присутствует подпись «Еш гвардия» и я под этим зданием стал подразумевать ТЮЗ, не ставив себе задачу уточнения означенной подписи, т.к. к теме поста это не относилось. Вполне возможно, что на этой карте присутствует неточность. При ближайшей встрече с Абдуманнопом Абдурахимовичем я попытаюсь устранить некоторые белые пятна в истории ТЮЗа.
3. В тексте и иллюстрациях той же книги Зияева отмечено, что в 1928 году между Эски Джува и Хадрой был построен т.н. Народный театр, в котором производились представления театральной труппы под руководством Хамзы.
4. Во многих справочниках и на многих картах Ташкента разных периодов отмечается, что:
— ТЮЗ в остроугольном здании (по адресу: ул. Хамзы 8) был и русским и узбекским;
— Народный театр переименовали в театр им. Хамзы по адресу ул. Уйгура 2. Ни на одной из карт Ташкента я не обнаружил улицу Уйгура в районе Народного дома;
— с определенного времени театр им. Хамзы стал размещаться в здании бывшего кинотеатра «Родина» на улице Навои рядом с Хадрой, а в бывшем Народном доме стал работать театр «Еш гвардия»;
— после разделения ТЮЗов на узбекский и русский первый из них остался в остроугольном здании, а второй переехал на ул. Навои в дом у старой телебашни, где обитает и сейчас под именем «Молодежный театр»;
— после сноса остроугольного здания узбекский ТЮЗ переехал в новое здание в другом месте города;
— после 1991 г. театр «Еш гвардия» превратился в театр им А. Хидоятова.
Виктор Фесенко[Цитировать]
Ваши поиски и вопросы, связанные с размещением представительства М-ры Эмиля Цинделя и вообще со зданиями в районе ЭскиДжува, заинтересовали меня достаточно давно… по Зияеву очень сложно определить момент появления Циндельдома, а фото этого дома и типографии №1очень плохо совмещаются. А история «острого» здания в котором был ТЮЗ тоже очень смутная. Но строилось оно не для театра, а для представительств. Почему никто их старогородских любителей истории не подключается к теме? Покопайте А. Зияева на предмет этих вопросов… все таки по истории старого города он корифей…
ОлегНик[Цитировать]
Кстати улица Уйгура, «самая длинная в Ташкенте» начиналась у старого здания театра Хамзы и проходя позади Кукельдаша шла на Кукчу и далее к границе города…
ОлегНик[Цитировать]
На качественной фотографии «двухэтажного Цинделя» можно увидеть, что две трети этого здания 1912 года постройки занимала контора мануфактуры Захара Морозова , т.е. это здание не принадлежало целиком Эмилю Цинделю.
На карте 1890 г. в районе базара Чорсу можно разглядеть улочку, начинающуюся от места постройки в 1928 году Народного театра (театра им. Хамзы) и идущую на юго-запад. Эта улица по дуге пересекает базар севернее медресе Кукельдаш, пересекает арык Джангоб и далее ведет к Кукчинским воротам города. По Зияеву в пределах базара эта улица называлась Гульбазар. После 1865 года улицу, подходящую к Кукчинским воротам нарекли соответственно Кукчинской. Потом улицы Гульбазар и Кукчинская были объединены под общим названием Уйгура. В 50-х годах при пробивке от медресе Кукельдаш нового проспекта Беруни улица Уйгура разделилась на два автономных участка, сохранивших свое название. На восточном участке улицы за театром еще в 80-х годах размещались скобяные лавки и мастерские, изготавливающие из тонкого листа секции дымоходов, водосточных труб и им подобных изделий. Интересно, как сейчас называется этот участок?
Виктор Фесенко[Цитировать]
https://mytashkent.uz/2012/10/30/k-100-letiyu-tramvaya-mezhdu-xadroj-i-eski-dzhuva/ Виктор, в статье про трамвай есть интересная для вас фотография и кое-что в комментариях. На фото Пенсона ул. Хамзы до расширения. По левую руку стена театра Хамзы(ещё Дома НАРОДОВ), а по правую стоят дома, которые вскоре снесли.
lvt[Цитировать]
Про остроугольное здание очень-очень интересно. Наверное, в библиотеках Ташкента есть книги о Республиканском ТЮЗе им. Ахунбабаева. В интернете усечённое изложение: момент открытия, а дальше всё про Абдурахманова и его спектакли… Но в «Письмах» были интересные статьи, где упоминался и ТЮЗ, и старый театр им Хамзы. Театр ХАМЗА, как говорили в народе, располагался в махалле Гульбазар.еГО ПОЧТОВЫЙ АДРЕС В 1954Г.:УЛ.хАМЗЫ, ПРОЕЗД Вилоят 2; в 62 г. то же место числилось по ул. Уйгура 2. Это угловое здание, боком стояло на ул.Хамзы, а фасад смотрел на Уйгура. https://mytashkent.uz/2013/01/26/kolybel-xudozhnika/ По ссылке рассказ художника, уроженца Гульбазара о тех местах и тех театрах. Меня немного смущает отождествление Тахтапуля с Заркайнаром. Ведь Тахтапуль это ул.Сабира Рахимова, перпендикулярна почти Заркайнару. Именно ул.Рахимова бежала к воротам Тахтапуль.Могла ли улица изогнуться под прямым углом? Хотя в Старом Городе всё возможно. Для наглядности даю ссылку на известную вам карту https://mytashkent.uz/tag/karta/page/2/ Спасибо, за очень интересную статью. К празднику перешлю её в подарок ведущей актрисе ТЮЗа, много лет игравшей на его сцене.
lvt[Цитировать]
Придет время и будет Вам виртуальная модель старого Ташкента в деталях и нюансах, а для гурманов и с запахом… А со старьём надо раставатся, без сожаления
HamidT[Цитировать]
Она не «нам» будет, он будет всем ташкентцам, виртуальная модель — это очень хорошо.
И со старьем расставаться будет здорово — Ташкент, памятники Хивы, Бухары, Самарканда, городища, и чего итальянцы Пизанскую башню сохраняют — валится ведь, давно пора было просто разрушить. Наверное еще запах в виртуальную модель перевести не успели))
Aida[Цитировать]
Ну да, вот талибы те просто взяли и разбомбили памятник культуры и правы: что там сохранять! Только в виртуальную модель перевести не догадались! Особенно важен запах, конечно, Для людоедов это всего важнее!
tanita[Цитировать]
Запахи!Это будет непросто.Их много и все разные.Малясова-это запах карамели.Энгельса ,напротив парашютного-это запах свежего белого хлеба.Около Алайского -пивзавод-запах отходов пивоварения.Запах толкучки- запах шашлыков и лука .Запах парка Победы-запах зеленоватой воды.Запах Алайского -запах фруктов ,дынь,арбузов.Добавляйте ….
OL[Цитировать]
ОЛ, напротив парашютки пахло хлебом, потому что там был хлебный магазин. А в начале Малясова, со стороны Энгельса пахло странными цветами -эфироносами, голубоватыми кистями на кустах. Если поднести к ним спичку, они вспыхивали искорками. Сладкой карамелью пахло ближе к концу. От фабрики «Уртак. Вот мы мимо ходили и принюхивались. А умельцы лепили из карамельного теста розы. Я приходила домой с толстым слоем карамели на сандалиях. отец счищал его ножом. Подошвы сгорали за месяц из-за лимонной кислоты. А на Таджикской, параллельной Малясова, той, что выходила на парашютку и старую тюремную церковь, пахло отвратительно — из большого дворового туалета на Таджикской семь, и застоявшейся водой и гнилыми водорослями из никогда не чистившегося арыка. Очень давно, на Каблукова пахло металлом, а на Алайском пахло деревом, рыбой, дынями….. В парке горького пахло праздником, а вв Сквере — тенью и покоем. В ОДО — цветами. в сорок третьей школе — тоже цветами — там был большой пришкольный участок, где и хлопок выращивали. В сорок четвертой — чем-то старым-старым, а в «Тридцатке» — былым благородством…
tanita[Цитировать]
Да.в ОДО пахло сказочной ночью-там цветочки какие то цвели.,а напротив ,через дорогу рядом со второй школой .пахло розами.На Энгельса , пахло хлебом из цеха с белым хлебом,хотя сам хлеб выпекался где то в другом зале,а с улица были видны только чаны с закваской.Напротив парашютки был хлебзавод.А хлебный был в нашем доме ,вход с улицы.Таджикская была пыльной какой то улицей,ходила по ней редко-запаха не помню.В сквере пахло мороженым.В нашей школе(во второй) пахло такой мазью-которой натирали полы.В нашем доме по праздникам всегда пахло пирогами,а в будние дни духами-Белой сиренью,Красной Москвой,потом какими то немецкими-забыла название.,ШипромЛетом пахло клубничным вареньем,компотом из свежих вишень,яблок и еще чего то,баклажанной икрой.Восстановить виртуально можно хоть целый город-но запах то ,запах то не восстановишь.Будем только вспоминать.
OL[Цитировать]
Огромное спасибо Автору!
jaho[Цитировать]
Уважаемый Евгений Семёнович! В предыдущей статье об этой самой мечети есть очень хороший комментарий и ссылки надокументы. https://mytashkent.uz/2012/11/09/gde-byla-eta-mechet-kto-znaet/%5D
Где-то ещё надпись на табличке разгадывали. Может быть стоит все материалы собрать под одним тэгом?
lvt[Цитировать]
Здание ТЮЗа находилось своим углом на уровне площади, а вот его лицевая часть, обращенная к дороге — в низменности. Была лестница в ступеней 20. Точно помню. Вход для зрителей был именно там, в самой низкорасположенной части театра. А наверху у угла здания были ворота и служебный вход в театр. Там была сторожевая собака. А за этими воротами уже был вход в парк, вернее в ту часть парка, которая примыкала к старой махалле. Интересно, это здание с уголком возле мечети Хатун, которое переделали под ТЮЗ, изначально было построено на неровном участке? Или площадь Калинина поднялась до уровня второго этажа, когда сломали медресе? Тогда логично, если ему достроили верхние этажи. Типография же стояла на том же уровне, что и угол ТЮЗа.
Сара[Цитировать]