К 90-летию А. Ю. Газиназарова История Ташкентцы
Пишет Радик Газиев.
Предлагаю заметку, посвященную «90-летию со дня рождения бывшего начальника Узбекского Управления Гражданской авиации А. Ю. Газиназарова».
Немного истории. Адхам Юлдашевич Газиназаров, 90летие которого исполнилось в этом году, был незаурядной личностью, оставивший в памяти след первопроходца в авиации Узбекистана. Начав свой жизненный путь, в годы войны, после авиационного училища, с летчика пикирующего бомбардировщика, он возглавил, впоследствии, организованное при его участии, Узбекское Управление Гражданской авиации в республике Узбекистан, где проработал бессменным руководителем ведомства, около 20 лет, что является редким случаем, по продолжительности работы. При руководстве А.Ю.Газиназаровым в Управлении, можно выделить ряд ярких событий, впервые осуществленных в Узбекистане, а именно:
1. Внедрение авиации в сельское хозяйство, когда до 1200 самолетов Ан-2, собранных с других республик, в течение всего года, летали над полями республики, обеспечивая с воздуха: подкормку посевов, уничтожение сорняков и вредителей, внесение удобрений под вспашку, дефолиация и десикация хлопковых растений, обработка садов и виноградников и т.л. Советский Союз занимал, в то время, первое место в мире по использованию авиации в сельском хозяйстве.
2. Внедрение реактивной авиации в республике, когда первые самолеты с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями типа: Ту-104, Ту-114, Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ан-2, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Як-40 и др. начали эксплуатироваться в республике Узбекистан, на дальних и ближних расстояниях. Реактивная авиация потребовала перестроить всю инфраструктуру аэропортов. Первые, дальние полеты в Среднюю Азию реактивные самолеты начинали из Москвы, именно, в Ташкент.
3. Открытие новых авиатрасс и аэропортов внутри республики. По статическим данным, в республике, на 200х воздушных маршрутах, ежегодно, летали около 5,5 млн. пассажиров. Авиация пыталась вытеснить поездки по железным дорогам и дальние рейсы на автобусе.
4. Узбекистан, со своей, разветленной сетью воздушных трасс, с честью вошел в международные организации по эксплуатации современных самолетов, типа ИКАО, ЮНЕСКО и др., завоевав почетное место в мире авиации. В г.Ташкенте стали проходить международные встречи и симпозиумы ведущих авиационных стран.
Адхам Юлдашевич сыграл большую роль в моей жизни. Как близкий родственник, он уговорил меня пойти в авиацию, что вызвал недовольство моих родителей, энергетиков. Впоследствии, мы, один за другим, защитились на степень кандидатов наук, вместе начали писать статьи и брошюры, посвященные авиации Узбекистана. Он был тамадой у меня на свадьбе и помог, впоследствии, обустроиться в жизни, (в том числе, по секрету, от имени завода обеспечивать в летнее время срочные выезды на авиационные базы, по служебным командировкам). Мы собирали материалы для издания книги, посвященные авиации Узбекистана, но сложившиеся обстоятельства спутали наши планы. Вместе с соратниками проводили его в последний путь. Дети пошли по его пути, в авиацию.
А.Ю.Газиназаров оставил после себя много учеников, которые продолжили его дело в развитии авиации в республике. К сожалению, я не смог найти публикации, посвященные его юбилея, 90летия со дня его рождения, видимо, они прошли в закрытом режиме.
Предлагаю некоторые фото из его жизни, из семейного альбома.
С уважением, Радик.
Уважаемый Радик, а когда был юбилей?
Тимур[Цитировать]
Здравствуйте Тимур. Вы задали сложный вопрос. А.Ю.Газиназаров родился январе месяце 1922г. Однако, просматривая официальные публикации празднований дня аэрофлота и других торжеств узбекской авиакомпании «Хаво йуллари» от 2012г., я не смог найти о нем никаких упоминаний, хотя в своей автобиографиии руководитель авиакомпании упоминает о совместной учебе с сыном А.Ю.Газиназарова, Улуг беком. Видимо, он знал А.Ю.Газиназарова. Но как говорят: «Судить не нам». С уважением, Радик.
радик газиев[Цитировать]
Второе и третье фото, кстати, уже публиковались. Тут и тут.
Azim[Цитировать]
Здравствуйте Азим. Вы правы, второе и третье фото использованы из сайта, об этом мною было упомянуто при предложении заметки, однако, они упущены здесь, при публикации в сайте. Видимо, сделано правильно, поскольку в первой редакции не упомянуто было о А.Ю.Газназарове, который не меньше заслуживает внимание и упоминание, чем другие герои на фото, Рафиков, Рузметов и др. С уважением, Радик.
радик газиев[Цитировать]
Или я уже забыл их вид (Гани Мазитовича и Арслана Гаиповича)или их на этих фото нет.
Тимур[Цитировать]
Здравствуйте Тимур. Если вы посмотрите на фото, предложенное здесь Азимом «тут», то в комментариях к самолету Ил-86, читатель сайта Игорь правильно определил: — «На фото третий слева Рузметов и четвертый справа Рафиков». К сожалению, А.Ю.Газиназарова на ранних фото не узнали. С уважением, Радик.
радик газиев[Цитировать]
Ой бо, да Вы правы, столько лет прошло…
Постараюсь у Улугбека точно спросить дату рождения его отца.
Тимур[Цитировать]
Спасибо большое за такую статью!
Azizbek[Цитировать]
Здравствуйте! День рождение моего дедушки 21января 1922г
Джасурбек[Цитировать]
а кто такой газиев? его ничего не связывает с Дагестаном?
газиева сабират[Цитировать]
Я очень хорошо знал Адхам Юлдашевича, мы вместе с ним работали последние годы в СП Вита, сегодня просматривал видео с моей свадьбы , на ней Адхам Юлдашевич произнес очень красивое поздравление. Очень хороший был человек , я его буду всегда помнить!!!!!
В приложение фото с компьютера.
С Уважением.
Леонид[Цитировать]