Застолье История Старые фото

Давайте поразглядываем фото (из ФБ). Что ушло в историю? Что жалко из того что ушло а что нет? Что за растения такие большие, разве характерно для многих квартир? Или это не жилая комната? Как вам лица, прически, наряды? Посуда, напитки… Что стояло на столе в 40-х, 50-х, 60-х, до победного шествия оливье?

149 комментариев

  • tanita:

    Ну, то что растение справа — фикус — это ясно, Тогда фикус был украшением почти каждой квартиры. На подоконнике стоит хлорофитум, слева по-моему, очень темная фотография, стоит китайская роза, она тоже была довольно большим деревом, Это самые характерные домашние растения для сороковых-пятидесятых годов.Из растений поменьше была герань и ванька-мокрый или бальзамин, вот этот хлорофитум, очень редко лимоны. Это, конечно, жилая комната, потому что на стенах то ли картины, то ли фотографии. Оливье в шестидесятых уже был, а вот в сороковых -пятидесятых королем застолья был винегрет. Обязательно сыр и колбаса. ну… мама еще делала форшмак, В других домах обязательно подавали селедку и соленья, пекли пироги, сладкие с повидлом или фруктами, открытые, и пирожки, с капустой, яйцами и луком, рисом и яйцами, мясом. Смотрите на переднем плане бутылка лимонада. Такие наклейки в виде полумесяцев были на бутылках с лимонадом. видите,застолье скромное, хрусталя нет, лимонад пьют из стаканов, всего одна бутылка шампанского. возможно, чей-то день рождения. Почему-то кроме шампанского вообще спиртного не вижу… нет, еще одна бутылка, из-под водки, что ли, Видите, лица , прически и одежда тоже крайне скромные, это либо конец сороковых, либо начало пятидесятых. Тем более, что никаких стенок не видно, их мебели — самый минимум, скатерть льняная, белая, сейчас больше тефлоновые. Ушло почти все. Жалко очень атмосферы. Очень хорошо ощущается , хотя перед фотографом почти все сидят скованные , особенно мужчины. Судя по цветочкам в вазе в углу комнаты, вероятно, праздник или день рождения. но не новый год — елки нет.

      [Цитировать]

    • VTA VTA:

      Я тоже думаю. что конец 40-х или 50-е. Но скромно по нашим меркам, а для того времени вполне прилично. И комната очень хорошая, просторная тоже того времени, в новостройках поздней поры фикус не поместился бы. Мне нравилась традиция собираться дома по праздникам и дням рождения. Откладывали все дела, приходили родные и друзья, обменивались новостями, не боясь чужих ушей, пели застольные песни, рассказывали анекдоты. Очень частофронтовики вспоминали войну и рассказывали о разных случаях, то смешных, то трагических. Музыкальная «программа» была у всех разная. Из окон домов в русских рабочих кварталах доносился «Шумел камыш» (значит уже хорошо выпили!)и топот ног с традиционным «И-их,их!». В интеллигентных семьях пели романсы, если был инструмент, садились за фортепиано. На гитаре играли, но больше помню мандолину. Может потому, что у папы была. У нас собирались волжане и пели свои песни -«Есть на Волге утес», «Дубинушку» и т.д. А объединяли всех военные песни. А еще помню, обменивались новыми стихами, которые переписывали друг у друга, как мы позже обменивались затертыми записями Окуджавы и Высоцкого. Теперешние посиделки в кафе, где вокруг множество чужих людей, оглушает ресторанная музыка, которая мешает слышать собеседника, мне не по душе. Но темп жизни изменился, некогда печь и жарить, накрывать большой стол, потом все мыть. Да и где уместить при нашей тесноте!

        [Цитировать]

  • LG LG:

    Китайская роза — это гибискус.
    А вот что висит в верхнем левом углу? Обычно так вешали иконы, но вряд ли в советской квартире тех годов так в открытую она могла висеть. На картину тоже не похоже.

      [Цитировать]

  • tanita:

    На узком шкафчике стоит что-то, вроде дымковской игрушки, глиняной. куклы какие-то. А это…. может, что-то, вроде радиодинамика? Но они были круглые. Очень похоже на икону, но действительно, какая икона в советской квартире?

      [Цитировать]

    • OL:

      Холодец,да винегрет! Капустка,соленый огурчик. Вино слева, и пиво жигулевское, а может и правда лимонад.А салат оливье вроде всегда был-он вечный- только с мясом,ну у нас всегда(как себя помню)Котлеты на горячее.Картошка вареная.-на горячее.Из растений-драценка еще.-растений много.А в углу вроде икона, у нас прятали ,а у родственников висела-хотя тетка партийная была.И праздники все церковные справляли.

        [Цитировать]

      • tanita:

        ЛД, нет, оливье в нашем дворе точно не было. В сороковых-пятидесятых. А вот котлеты — вполне. И еще — в моде было печь хворост, сейчас уже и забыли, что это. Его жарили в масле, такие вроде бантиков, и посыпали сахарной пудрой.

          [Цитировать]

        • tanita:

          Ой, я латинские букввы на русском регистре нажала. ОЛ, покорнейше прошу прощения!

            [Цитировать]

          • OL:

            Ну,хворост не помнить-кто ж мы после этого-почти все блюда помню(одни и те же на праздник)А вот салат -оливье помню- мне доверяли мясо вареное разделывать-но это похоже год 57-58(пожалуй уже не детство),а майонез бабушка сама делала.

              [Цитировать]

  • akulina akulina:

    Лица скованные потому, что это, скорей всего, единственный снимок (А сейчас вылетит птичка! Улывнулись! Снииимаю). Застолье только началось. Еще на столе полно еды и не подали горячего. Подняли первый тост и сниматься… Фотографии на стене. Одна из них в фанерной выпиленной рамке. на столе вино и лимонад или пиво (сдается, «жигулевское»). Ах, извините, картошка уже на столе. Может, там еще маринованные грибочки где-то прячутся.И помидоры. Перед праздником хозяйка протирала листья цветов.Душещипательное занятие!А в углу икона, только без лампадки

      [Цитировать]

    • leonid:

      превый тост «за здоровье товарища Сталина»?

        [Цитировать]

      • VTA VTA:

        Таких тостов не слышала, но, правда, и парторгов не приглашали. А вот анекдоты рассказывали, даже отсидка в лагерях не отучила.

          [Цитировать]

        • tanita:

          Тань, точно рассказывали. Первый тост за товарища Сталина бывал только в кино. А в жизни — точно не слышала. За здоровье пили. это да, с праздничком — тоже пили, вообще пили немного. У нас всегда свое вино было или вишневка, а водки сроду не бывало. Да кому было пить? Если семья — отец почти не пил. Мы с сестрой и мама. Если гости — пили, но как-то без особенного азарта. Вот эти «И-их» с притопом, в нашем дворе тоже не практиковались. Скорее заводили пластинки. Песни за столом не пели, не приучена я.

            [Цитировать]

          • VTA VTA:

            Русские гулянья я видела и слышала в районе Паркентского базара, там подальше по трамваю была улица Дальневосточная. Мы туда к маминой однокласснице в гости ходили. На 7 ноября и 1 мая гуляли в каждом дворе. После махалли мне очень странно было.

              [Цитировать]

  • Cветлана:

    На столе почему-то не видно рюмок,одни стаканы. Как-то не характерно для домашнего застолья. И ещё нет никаких детей. Нет, точно это нежилая комната. «Корпоратив»:)

      [Цитировать]

    • Tierus:

      Интересно, в какой организации, где абсолютно везде были партячейки, уголки Ленина и Сталина, комсомол, чтобы в кабинете висела икона?
      Потом, это явно многоэтажный дом, поскольку виднеется труба центрального отопления.

        [Цитировать]

      • akulina akulina:

        У большинства людей того времени ( а на снимке явно люди обыкновенные, нетитулованные) не было кабинетов, а вся жизнь происходила на очень небольшой жилплощади — норма 9 кв.м на человека -цель, к которой можно было стремиться годами.На снимке может быть и «секция», и комната в коммуналке, и комната в общей «секции»-такое было сплошь и рядом. Ну, а стаканы? Не нашлось в хозяйстве столько рюмок, сколько надо было на такую компанию. Вообще-то могли и к соседям сходить за недостающей посудой — это было в порядке вещей. Да и не только посуду, пластинки, например одалживали. Может, это только у нас, тогда извиняйте.

          [Цитировать]

        • LG LG:

          У нас тоже соседи одалживали всё это друг другу. А ещё стулья.

            [Цитировать]

          • tanita:

            Одалживали посуду, вилки-ложки, стулья, у нас несколько раз даже стол одалживали, это было в порядке вещей. Конечно, никакой это не «корпоратив» а жилая комната. с фото в деревянных рамках и фикусах — типичнейшая обстановка того времени. А еще если стульев не хватало, клали доску на два стула, и на этой доске прекрасно умещались три-четыре человека.

              [Цитировать]

  • lvt:

    Да, труба отопления-деталь для Ташкента начала 50-х, как и многоэтажные дома, огромная редкость. Может быть, это не Ташкент? Иконы висели всюду, где жили старенькие бабушки. На балхоне иконы висели вполне открыто в единственных комнатах, где обитали семьи, в трёх квартирах из пяти. Бабушки носили кресты, дети служили при горкоме и в почтовых ящиках. Ситуация для 50-х обычная.

      [Цитировать]

    • OL:

      Да нет ,веселые все ,кроме двоих(на переднем плане,по обе стороны стола),а стаканы?-так рюмки то под водочку ,да пивко кто ж ставил?Осуждаем чьих то родственников?-даю положительную характеристику -квартира чистая,скатерть белая,стол накрыт может по случаю получения новой жилплощади! А тосты может и за Сталина поднимали-в нашем доме все про войну,да как кто воевал,на каком фронте(а помнишь,а вот мы когда через город н шли,а у нас был политруком…..!)

        [Цитировать]

    • EC EC:

      Это не Ташкент, во всяком случае малая вероятность что Ташкент

        [Цитировать]

    • geolog18:

      Во многих частных домах было паровое отопление. Поэтому и трубы.

        [Цитировать]

      • lvt:

        Какое паровое отопление «во многих частных домах»!!!!!!!???? В Ташкенте после войны??? В особо хороших домах стояли печки голландки-конрамарки!

          [Цитировать]

        • tanita:

          Элвета, ну конечно! Какое там «паровое» В некоторых домах стояли голландки, у нас, например была просто прямоугольная печь, не русская, конечно, но обмазанная огнеупорной глиной. прямоугольная. довольно высокая с тремя конфорками, причем в каждой находилось еще по две, я на них орехи пекла, и духовкой. Отапливались и готовили .

            [Цитировать]

      • Tierus:

        Частные дома, разве, были многоэтажные, чтобы делать стояковые системы?

          [Цитировать]

  • akulina akulina:

    По поводу тостов сказать ничего не могу: детей, как правило, угощали отдельно, зачастую до основного застолья, им им было безразлично, о чем говорится за столом (я не имею в виду семейные праздники). Они , насытившись, отправлялись гулять или занимались чем-то своим в соседней комнате.Вообще, болтание детей вокруг стола считалось дурным тоном. Повторяю:в нашей махалле

      [Цитировать]

    • geolog18:

      Точно ! Детей сажать за стол со взрослыми было не принято. У нас часто были гости, нас с братом никогда к взрослым за стол не приглашали и нам это в голову не приходило — поели на кухне и на улицу гулять.

        [Цитировать]

  • OL:

    Да в нашем дворе тоже!А за столом14 человек- ащин,семь мужчин-семейные?

      [Цитировать]

  • Tierus:

    Стаканы двух видов — на 200 и 250 мл. ))
    Чем плоха водочка из стаканов? Дозу каждый сам регулирует. ))

      [Цитировать]

    • leonid:

      может водочку пивком «полируют».. для экономии?

        [Цитировать]

    • OL:

      Народ простой может и в недалеком прошлом и деревенский-здесь фабричный,заводской,праздник справляют 7 ноября,а кто ж в деревне или на заводе рюмашками баловался,буржуйский пережиток-привычнее из стаканов-хорошо в руке держится граненный!Да и пивко с водкой разве в рюмке помешаешь?!Вот интересно кто тут хозяин?Фотографирует мужчина-женщин семь,а мужчин -шесть.

        [Цитировать]

    • Виктор Арведович Ивонин:

      Это не стаканы. Из стаканов никто, никогда водку не пил. Эта посуда называется «стопка» и предназначена только для употребления водки. В ней ровно 100 грамм, если до верху по самый край. Традиционно наливали грамм по 70. Стопка была непременным атрибутом праздничных застолий. Если на столе стоят стопки, то водку непременно будут пить. Лимонады и прочие безалкогольные штуки на стол не ставили. Это были детские напитки. Сейчас там стоит Жигулёвское пиво. Это видно по жёлтой этикетке. Зелёная бутылка с водкой стоит слева, возле женщин. А справа подле мужчин рядом с Шампанским стоит Кагор. Справа в углу Фикус. Его все знают. Слева наверху Икона Божьей матери. Но стариков нет. Значит они на кухне хлопочут. И не шибко верующие, поскольку лампадки нет. Это конец 50-х, или самое начало 60-х. До этого костюмы с галстуками не носили. Думаю год 58. Году в 55-ом эти полосатые рубашки с длинными острыми воротничками шили. А уж потом он костюм себе купил. Это тот, что на первом плане справа.

        [Цитировать]

      • leonid:

        на счет «стопок» в курсе.. дома имеются.. и не одна :-)) но на фото судя по поекции на корпуса бутылок все же больше похожи на граненые стаканяки..

          [Цитировать]

      • Tierus:

        Нет там стопариков.

          [Цитировать]

        • Виктор Арведович Ивонин:

          У Вас точно нет. Они побольше были. Ровно на 100 грамм. В быту стопка использовалась как мензурка. У Вас поздний суррогат изображён. Грани не те и размер не тот. В России всегда так. К примеру, немцы специально для детей изобрели интерактивное пособие начинающего фермера. Сделали глиняную свинью, раскрасили и сверху щелку для монет сделали. В эту щелку ребёнок должен был каждый день бросать мелочь. И когда копилка наполнялась, свинью разбивали и шли ребёнку покупать какую то большую и нужную вещь. Ребёнку объясняли, что точно также нужно каждый день кормить свинью, чтобы осенью иметь и мясо и деньги для приобретения больших и нужных вещей. Всё это видели советские солдаты в Германии. В результате на прилавках базаров в России и в магазинах появилась масса раскрашенных гипсовых копилок. Вот только это были не интерактивные пособия для обучения и воспитания детей. Это было всё что угодно, кроме свиней. Это были кошки, собаки и вообще кто угодно. И как родители могли что то объяснить ребёнку для чего он кормит эту живность, а тем более, зачем он её потом разбивает (убивает). Так и здесь. кто то из производителей знал, что были «стопки» и сделал их. Но только не 100 граммовые мерные. А те, что для пьянства и алкоголизма. Пей мол, на здоровье, из этой «безразмерной» посуды. Слышали звон, да не знают где он.

            [Цитировать]

          • Tierus:

            Виктор Арведович, Вы как барышня на выданье, и то вам не так и здесь не эдак. Граней было от 14 до 17 от завода зависело, у меня вот штуки три осталось стопарей классического образца с 16-ю гранями.

              [Цитировать]

          • OL:

            Бедные советские солдаты ,они наверное и не догадывались,что керамические свинки,кошечки,собачки,бочонки и сундучки появились в России еще в 80г ХIХ века,и их дарили детям на Родество,и другие праздники.Да и где им было знать-все эти штуки в их время считались пережитком прошлого и деньги тогда призывали хранить не в чулках ,кубышках,или поросятах-а на сберкнижках.Но русский народ упрям-пережиток,пережитком-а на стенах висели коврики с оленями,на комодах стояли слоники и кошки-свинки(чаще кошки-символ уюта).Так что сувенир -копилка-был самое то в качестве подарка!А как таковая -керамическая игрушка -копилка пришла в Европу из Китая 1,5 тысячи лет назад.

              [Цитировать]

    • tanita:

      СтаканАми водку тогда пили толькь=о те, кто считался отбросами общества.

        [Цитировать]

  • LG LG:

    Да, скорее всего это где-то середина или конец 50-х годов. Тогда модно было оформлять комнату с полосой-трафаретом под потолком.
    А в стаканах (всё-таки в стаканах, а не в стопках) конечно же водка налита. Уж больно прозрачная жидкость и ни пены (как у пива), ни пузырьков (как у газводы) не видно.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Лампаду могли убрать по случаю гостей. Она при горении издаёт лёгкий специфический запах. В комнате народу битком. Стоп! А не поминки ли это по той самой бабушке? Что-то очень все сдержанные…

      [Цитировать]

    • leonid:

      …а девушки даже улыбаются..

        [Цитировать]

    • Tierus:

      Поминки с лимонадом и шампанским не проводят. Заркало на заднем плане не закрыто. Так что обычный праздник. Просто лица такие кислые потому, что зашел их проверить товарищ из органов (справа), поэтому лишнее болтать низя!

        [Цитировать]

      • OL:

        Женщина в темном пиджаке-профком,местком,а мужчина напряжен,он же оттодвинулся от своего места ,сидит на углу(примета плохая), а сидел рядом с стаканом с водкой,загрустишь тут!

          [Цитировать]

  • lvt:

    Может и не поминки… Посмотрите, справа оба мужичка воевавшие. У крайнего на левой щеке прямоугольный шрам, а у его соседа под носом, переходя на щёку-бугристый. Тогда много народа ходило с такими приметами. Вполне целый человек, на первый взгляд, а на теле немыслимые впадины.

      [Цитировать]

    • OL:

      Да уж ,шрам виден-фронтовики-может день победы справляют-хотя раньше как то не принято было-правда по причине удаления во двор от застолья могла и не помнить-наверно-день победы!

        [Цитировать]

      • lvt:

        Пригляделась к другим мужским лицам, а ведь они все тоже с «порчей» и глазные впадины не совсем одинаковые. Крайний справа, может быть, вовсе слеп на левый глаз. Ровное лицо только у человека во главе стола, в рубашке. Возможно, пациенты одного врача-лицевого хирурга какого-то тылового госпиталя пришли на юбилей к своему доктору.

          [Цитировать]

        • OL:

          Первая женщина тоже вроде слепая или плохо видящая-и где это ЕС эту фотографию нашел? Весьма оригинальная-это вам не фотка с Керенским! Не догадаться нам вовек! Хирург с пациентами в старушечьей комнатке с фикусом, Ташкент ,не Ташкент-одно вроде понятно — за столом фронтовики!

            [Цитировать]

          • lvt:

            Мне кажется, женщины в порядке. Слеп человек, сидящий в профиль к нам. Все смотрят в объектив, а он нет. Я думаю, выложившие в ФБ этот снимок, не вглядывались в лица. Заинтересовались столом.

              [Цитировать]

            • OL:

              На нем и мы свое внимание остановим-но стол мы уже обшарили глазами,все увидели,обсудили-надо найти еще фотографию ,только если можно из ресторана, с фужерами,рюмками и блюда чтобы все были видны-посмотрим как оно там было,а то уже забыли многое.

                [Цитировать]

            • LG LG:

              А вам не кажется, что лица у людей нормальные, а дефекты создаются повреждениями старой фотографии. Навыдумывали и фронтовиков и шрамы и хирурга… Обычная теплая компания.

                [Цитировать]

            • lvt:

              Очень вероятно, что и так. Как можно сказать точно, не держа фотографию в рука и не знаю её истории? В пользу нашей версии свидетельствуют абсолютно гладкие лица женщин и тот факт, что в 50-е г. мужчины такого возраста на 90% были фронтовиками, на кого не укажи, не ошибёшься. Возможно, когда-нибудь ФБ откроет тайну снимка. Если Русина нас услышит нас, что она скажет об энергетике этой фотографии?

                [Цитировать]

  • akulina akulina:

    Не, ребята! Водку стаканами если и пили, то с очень большого горя и не в такой компании

      [Цитировать]

  • leonid:

    наверное все же день победы (хотя в то время его официально не празновали), но мужики задумчивые и взгрустнули даже оба.. воспоминания…

      [Цитировать]

  • lvt:

    На день Победы одели бы хоть медаль «За Победу над Германией». Нет, это какой-то частный праздник. Ещё обратите внимание, на заднем плане покатая поверхность, покрытая чем-то кружевным. Большой радиоприёмник? Второе: окно не по центру. Скорее всего, комната разгорожена. Жаль не видно, перегородка достаёт до потолка или нет? Почему-то запрещали городить фанеру на всю высоту комнаты.

      [Цитировать]

  • EC EC:

    Бутылки темные политровые… а ведь в таких и продавали «коленвал», это Столичную и Экстру в белых продавали…

      [Цитировать]

    • long59 long59:

      Коленвал был изобретен в начале 70-х.
      Он на этом столе появиться не мог.
      Напрасно писали здесь, что на столе одни стаканы.
      Если скопировать и увеличить фото , то прекрасно видно, что перед женьщинами на столе стоят фужеры

        [Цитировать]

      • akulina akulina:

        А знаете, чем «Столичная» отличается от «Коленвала»?

          [Цитировать]

        • long59 long59:

          КОЛЕНВАЛ -дешевый сорт водки, появившийся после повышения цен в 1972 году в ходе первой антиалкогольной кампании. Стоилa 3 руб. 62 коп за пол-литра (3,50 без посуды). Получилa название по характерному расположению букв на этикетке, похожему на «коленвал» автомобиля
          В 1938 году в СССР была зарегистрирована рецептура и торговый знак водки «Столичная». Выпускаться водка начала лишь через несколько лет, в 1941 году первая бутылка «Столичной» была выпущена в блокадном Ленинграде
          от себя добавлю, что Столичная водка-это вещь ни с чем не сравнимая.
          По качеству к ней приближалась Экстра, но увы, не совсем.
          Здесь в загранке пришлось ( в те мои грешные годы ) перепробовать много водки, но даже Смирнов не может идти в одном ряду с ней и ещё настоящей Московской той поры.

            [Цитировать]

        • Виктор Арведович Ивонин:

          Я знаю. В Союзе было всего 3 базовых вида водки — «Водка» (она же в народе Коленвал), «Московская водка», «Столичная водка» (она же Русская, она же Пшеничная. Лили их из одной бочки, но по графику меняли рулоны с этикетками). «Водка» — это дистилированная вода + спирт в пропорции 40% алкоголя. 40% не случайно. Докторская диссертация Менделеева на 18 страницах доказывала, что 42% раствор спирта в воде имеет наибольший объём. Поэтому промышленники быстро смекнули, что можно наливать деньги из воздуха. С тех пор в России признают только 40-градусную водку. Привыкли. При производстве Московской водки берут обычную водку и добавляют туда уксуснокислый натрий. Водка становится значительно мягче на вкус. И наконец для производства «Столичной водки» берут «Московскую водку» и добавляют туда сахар. Вот и вся разница. А каждому заводу дозволялось выпускать на базе этого «фирменные» и «элитные» водки. К примеру Московский завод Крисстал, выпускал водку «Кристалл». Это та же столичная, но спирт в ней, как и во всех экспортных водках был более глубокой очистки от сивушных масел и прочих примесей. Украина производила «Горилку з перцем». Это тоже Столичная, но со стручком перца. Белоруссия выпускала «Зубровку». Это обычная водка настоенная на траве и с кусочком этой травы. Менялся вкус и запах. А вот «Посольская водка» имела засекреченную технологию производства. На самом деле, тоже Столичная, но спирт для неё проходил очистку молоком. Сейчас в производстве водки кроме этикеток ничего не изменилось. Водка стала хуже, поскольку стандарт, гласящий то, что спирт для водки нужно разбавлять дистилированной водой никем не соблюдается. Об этом прямо пишут на этикетке. Например то, что используется «умягчённая вода». Это значит, что туда добавили неизвестно какую кислоту. В лучшем случае уксусную. Или вообще нагло пишут, что вода взята «из природных источников». В переводе, это значит из ближайшей лужи (арыка). Они этого не боятся, поскольку спирт убивает микрофлору любой лужи. А грязь даже не фильтруют. Уйдёт в осадок. Со спиртом тоже чудеса. Что бы не писали, вкус один. Это значит, что его никто не собирался очищать. Поэтому приходится только вспоминать добрым словом водку «Узбекистан», которая по своему качеству не уступала ни Смирновской, ни лучшим экспортным московским русским водкам.

            [Цитировать]

          • long59 long59:

            С 1973-по 74-й год мне пришлось пожить в Киеве и там попробовать их напитли.
            Я точно помню , что мы покупали » Горилку» и в ней было 45 градусов.
            Ещё там был Богдан Хмельницкий ( вернее памятник ему ) на этикетке.
            А с перцем у них тогда называлась » Украинская с перцем»
            По хохляцки произнести могу , вот написать проблемно.
            А, что это за водка » Узбекистан «?
            В какие года она выпускалась, что-то не припомню.

              [Цитировать]

            • akulina akulina:

              Наверное, это все правильно, но ответ: коленвал делают из опилок, а столичную из целых досок (тут можно смеяться)

                [Цитировать]

              • long59 long59:

                принимаем за основу…

                  [Цитировать]

              • tanita:

                На этот счет у меня имеются совершенно точные сведения. У моей сослуживицы свекровь жила где-то в Московской области. А там был спиртзавод, весь городок на нем держался. И вот сослуживица рассказывала мне, что когда она приезжала туда, мучилась от невыносимой вони: спирт гнали из гнилой картошки, и ее горы лежали во дворе этого завода. Смрад этого гнилья стоял над всем городком. Интересно, мыли ее до обработки или нет?

                  [Цитировать]

          • lvt:

            Плохую, дешёвую водку ещё называли «сучок» или «табуретовка».

              [Цитировать]

  • Олег:

    Последнее время, мне кажется, сильно преувеличивают различные преследования, в том числе и за религиозные убеждения, кто истинно верил- то и иконы вешал и в церковь, и в мечеть ходил. Все больше люди играют в пугалки, чтобы показать под каким «давлением» они вынуждены были скрывать свои убеждения.А теперь все, вдруг, прозрели?

      [Цитировать]

    • OL:

      Нет в Ташкенте никто не давил! Пасху справляли ,в церкви стояли ночь,моя бабушка не могла -у нее костел -она в православную не ходила,баба Люба ходила.Праздновали пышно-много блюд, пекли ,жарили,мариновали,икра,крабы-все было,второй праздник рождество-отмечали как положено- к этим двум праздникам-весь дом мыли ,драили ,стирали.Про гонения ничего не могу сказать-не испытывала.Что было то было. Ни к кому не лезли со своими убеждениями ,никого не агитировали,жили как многие-обыкновенно,но как сейчас выясняется -счастливо!

        [Цитировать]

      • leonid:

        У нас сосед был, фронтовик, бывший СМЕРШевец, (в 70-х годах, какой-то чин в ТАШТЮРЬМЕ), а жена его была поповной по происхождению, кстати тоже фронтовичка-врач.. , и теща с ними жила- попадья.. так теща куличи на пасху по всем соседям таскала, даже к соседу министру- узбеку и партийному, носила, и он не отказывался.. а сам СМЕРШевец выпивал с другим соседом, постарше его, и видимо не воевавшим, подозреваю, что ТОТ, во время войны где то срок тянул.. не помню, что бы кто-то, кого-то «прессовал» за религиозные убеждения.

          [Цитировать]

        • VTA VTA:

          А какие это были годы? Антирелигиозные компании волнами проходили.

            [Цитировать]

          • leonid:

            наверное в 72-75, да и потом так же было…. у меня даже детское фото есть как мне кулич, соседка дарят, а на заднем плане мой папаша-коммунист.. тетя Таня, да Вы их наверное и знали, Лобовы, они внизу жили, в 1 кв. и на Коммунистической тоже, как мама рассказывала, они в одном доме жили с ними. а сын их, Вова, в 43-й учился.

              [Цитировать]

            • VTA VTA:

              Ну, на куличи гонений не было, уплетали все. Дети из нашей махалли раньше меня узнавали, когда русская Пасха, ждали куличи и яйца. А вот с крещением и отпеванием бывали проблемы. Особенно попадало преподавателям и всяким начальникам. На них могли и доносы писать. В 43 школе у нас в пятом классе преподавала русский Вера Васильевна, она же и завучем была, но недолго. Умерла у нее мать и ее отпевали. Узнали недруги, донесли и с завучей пришлось уйти. И с отпевания из церкви бывало выходили некоторые, боялись неприятностей. Это были 50-е, конец их. Ну, а 20-30 всем известны и свидетелей тому даже я застала. А кому карьеру строить не надо было и профессия не требовала быть идеологически правильным, ходили в церковь и праздники все отмечали не боясь.

                [Цитировать]

              • tanita:

                Таня, все-таки в Ташкенте полегче было.Здесь даже беспартийные опасались что-то делать открыто. Я вот сына крестила в Ташкенте, в один из приездов. Куличи ели все. Моя неверующая мама-еврейка пекла куличи на пасху и яички крашеные были. Ну и маца тоже была для полного комплекту на еврейскую пасху. В Ташкенте , сама знаешь, веротерпимость и антинационализм были исключительные! У нас во дворе узбеки не жили, а жила татарская семья, и все как тут говорилось. Жили еще русские, евреи, украинцы. ну напротив жил второй секретарь горкома. уж не знаю, как они, а вот профессор Мирсагатов, живший ниже, по Кренкеля, был воинствующим атеистом и русофилом, но куличи тоже ел, мама со мной посылала, мы семьями дружили.

                  [Цитировать]

                • VTA VTA:

                  Таня, мне Ташкент не с чем сравнивать, я больше нигде не жила. Кроме того, мы ведь свои годы вспоминаем. А мамины одноклассницы вспоминали свои 20-30-е. Совсем другое дело! Они тараторили так же, как мы сейчас, но в живую. И все вспоминали мамины елки. «Ирка счастливая, говорили, ей елку делали!». Но на окна приходилось вешать ватные одеяла, чтобы с улицы свечки на елке видны не были. И это тоже все хором вспоминали. А крестить меня мама ездила договариваться в Троицкое, чтобы у папы на службе неприятностей не было, только прошел на кафедру по конкурсу. А ведь партийным не был, да и никто из нас никогда в партию не вступал. К слову, меня недавно ошарашили. Пропуск оформляла, анкету писала, а там графа о партийности. Я уж и забывать стала, что бывают партии какие-то!

                    [Цитировать]

              • leonid:

                А НДПУ, а Бирлик, а Эрк? это же тоже партии?

                  [Цитировать]

              • OL:

                Меня крестили месяц спустя после рождения-ели добрались с Дальнего Востока(а вернее с Манжурии,я в дороге, в поезде родилась)Крестной была моя тетка-партийная ,фронтовичка-а отец телеграммы слал(тоже партийный)- чтобы назвали по имени той святой,которая будет значится в день крещения.Не знаю,вроде никто тетку за это не преследовал-но в 43 там вечно кто то на кого то доносил,школа такая была.Для детей может и хорошая ,а для преподавателей-дрались там отчаяно за место под солнцем!

                  [Цитировать]

            • LG LG:

              В 50-х годах нянька моих двоюродных сестричек на пасху и куличи пекла и яйца красила и в церковь ходила их освящать. Мой дядя, партийный, да к тому же еврей, относился к этому совершенно спокойно, как и к тому, что мы, дети, таскались с крашеными яйцами и с соседскими детьми тюкали их — кто кого разобьет.

                [Цитировать]

      • lvt:

        Наш двор для меня был островком старого ташкентского быта. Магометанская семья была только одна. Считалась самой состоятельной во дворе. Как там молились, не знаю. Они жили замкнуто. Остальных-50 на 50. Разговаривали на том языке, на котором считали нужным. Пекли куличи, делали мацу, угощали тем и другим. У дедушки Шваба была узкая комнатка, где время от времени зажигались яркие свечи. Соседская девушка-комсомолка, накинув на голову кружевную накидку с подушки, венчалась в церкви. Высокая акация во дворе была любимым местом для намазов. Не знаю, на какой невидимой карте было то дерево помечено, но именно в наш двор периодически заходили деды, стелили что-то на булыжники и молились. Дежурные бабушки зазывали малышню на терраски, чтоб не мешали. Дворовым коммунистам никто не мешал молиться марксизму-ленинизму. Они тоже никого не учили жить. Это была не дружба народов пресловутая, а просто норма ташкентской жизни. Скандалы и потасовки случались, но не на национально-религиозной почве. Суеверия были общими. В «девушку, окаменевшую с иконой в руках», верила вся женская половина двора!

          [Цитировать]

        • OL:

          Похоже !На поминки шли всем двором,и провожали в последний путь всем двором-евреев,татар,русских.Праздники тоже ,в гости не ходили,но угощали друг друга всегда.Сосед -пек всегда ореховый рулет,менялся с бабушкой на яблочный штрудельСоседка делала восточные сладости на свой праздник-угощала всех детей.Да мы и не знали кто есть кто по национальности.Язык общий был-русский.

            [Цитировать]

          • tanita:

            Ну! Совершенно верно! Все друг друга угощали. Всем двором, а мы еще так и за пределами кое-кого. Другие времена, другие нравы. Я когда разношу по соседям на новый год угощение, на меня сначала смотрели как на идиотку. Потом попривыкли.

              [Цитировать]

          • VTA VTA:

            Раз уж Вы про поминки, то и я вспомню добрым словом нашего соседа Али-аку. Вечная ему память. Отец мой был в командировке, когда в 55-м умер дед. Мама и бабушка растерялись. А Али-ака пришел тут же и все хлопоты взял на себя. И в церкви панихиду заказал и стоял вместе с нами всю службу. Правоверный мусульманин, над усопшими в нашей махалле Коран читал! А когда через много лет умер и мой отец, другой узбек, письмовчанина Леонида папа, помогал нам также бескорыстно и безотказно. Так что про праздники и угощения и говорить нечего, всегда вместе.

              [Цитировать]

            • tanita:

              И это было. Вот тогда много писали про дружбу народов. А это и была дружба народов только не быля показухи и отчетов, а обычная, повседневная, негромкая, я бы сказала.

                [Цитировать]

            • leonid:

              Да, тетя Таня, я помню эти дни.. Александра Петровича тоже хорошо помню. светлая память ему..

                [Цитировать]

          • lvt:

            ОЛ, у нас в разговоре переходили с языка на язык, те, кто умел. Общим языком был русский. Команды детям отдавали по-русски, правда, они часто касались всей стайки. Молодые мамы моих сверстниц переходили на идиш, сообщая друг-другу дворовые тайны. Они почему-то думали, что дочери их не понимали. Какая наивность!

              [Цитировать]

            • tanita:

              У нас основным языком общения был русский. Таки мамы переходили на идиш, но честно я ничего не понимала. Тогда мне это было неинтересно. Сейчас страшно жалею, потому что кто знает идиш, тот знает немецкий.

                [Цитировать]

              • OL:

                Не,в нашем дворе общались на русском,хотя жили и татары,и бухарские евреи,и мордва ,и наполовину казахи наполовину русские-может дома они и говорили на родном-во дворе никогда.Бабушка знала и немецкий ,и еврейский -пользовалась этим при разговоре с сапожником-тот любил с ней за жизнь беседовать-ремонт дешевле обходился.Соседка-агроном по профессии- у нее был дар -языки на лету схватывала-все по колхозам ездила,там везде за свою принимали -говорила как на родном,а нигде не училась специально.Нет,я не знала ,и не умела ,но по узбекскому была четверка.Текст правильно произносила,и перевод дома готовила-другие не старались,а мне неудобно было-учительница(как она нам рассказывала)была дочерью последнего эмира(Самарканда или Бухары ,не помню),такая приятная женщина-сразу видно было в человеке благородное происхождение и хорошее воспитание.

                  [Цитировать]

                • akulina akulina:

                  У нас по соседству была семья: муж казах, жена эстонка. Ни тот ни другой ни бельмеса не понимали на языке партнера. Общались по-русски (с акцентом). Жили долго и счастливо, нажив 4-х детей

                    [Цитировать]

        • akulina akulina:

          Самое интересное, что это теперь описывается как реальный случай

            [Цитировать]

    • Виктор Арведович Ивонин:

      Да нет Олег. Тут однажды совсем круто было с религией. Это при Рашидове была Секретарём ЦК по идеологии женщина из комсомола. Не вспомню сейчас фамилию. Помню только какой то неприятный случай с кем то из академиков за то, что он в мечеть зашёл на похоронах брата. Тут простую вещь нужно понять. Это то, что все мы жили не при социализме, а в средневековом католицизме. КПСС полностью скопировало эту модель. Откройте Три мушкетёра Александра Дюма, абстрагируйтесь от сюжета. Ищите аналогии и Вы сразу же с удивлением обнаружите, что при Короле во Франции был Кардинал, который и вершил все дела. Так вот в средние века в Европе было право наследования престола. Только вот при каждом короле был, кардинал, епископ или что то такое же. И пока он не напишет Папе Римскому, что можно утверждать на престоле, до тех пор Король не король. А теперь вспомните. Что при КПСС было то же самое, пока райком, горком, обком, или ЦК не утвердят ты не директор и не министр, и не председатель правительства. Все постановления издавались только в виде «Постановление ЦК КПСС и Совета Министров». Иными словами Постановление Священного Синода и Совета Министров». Был у нас в то время и шариатский суд. Это заседание Парткома. Женщины прекрасно знали, что с заявлением на мужа нужно было обращаться не в суд, а в Партком. Там и судили. Она напишет заявление: — «Мой муж подлец, верните мне мужа» и вместо работы лучшие люди завода, организации сидят и копаются в этом грязном белье. А дальше тоже всё тоже самое, вплоть до святых мощей. До сих пор в Мавзолее и кремлёвской стене замурованы. Дальше не буду писать. Дальше берите атеистический словарь, читайте о католицизме и сравнивайте с той системой управления государством и обществом которую мы на своей шкуре испытали. Была тогда и инквизиция ЧК, НКВД и т.п.). Только вместо костров, отправляли в места не столь отдалённые.

        [Цитировать]

      • LG LG:

        А вместо господа бога был сначала Ленин, потом Сталин.

          [Цитировать]

      • Leonid:

        А сейчас в Узбекистоне не так? Как то по-иному?

          [Цитировать]

      • geolog18:

        Ну, Вы уж скажете…
        При Рашидове была Абдуллаева, которая очень боролась с религией, особенно мусульманской.
        Про мушкетёров — заставило посмеяться…
        Партсобрания проводились после работы, а не в рабочее время. Когда они стали проводиться в рабочее время, тогда и строгостей стало меньше по части личной жизни — «поставят на вид» если в вытрезвитель попал или тёща пожаловалась, да и всё !

          [Цитировать]

  • alla:

    Пили тогда немного!Это факт!Женщинам вино,мужчинам водку по желанию.Я помню застолья родительские-водку покупали 1 бутылку человек на 15-и еще оставалось на примочки….и бутылка вина ..Зачастую водку и не покупали-гости приносили,ведь,в Ташкенте всегда были хорошие вина…И пьяными гостей не помню… Многие женщины только пригубляли…и никто их не заставлял пить до дна..
    Пели песни,танцевали,рассказывали анекдоты.
    Думаю,»мода» на водку была искусственно внедрена,ведь для государства-это очень выгодный продукт…

      [Цитировать]

    • OL:

      Закуска хорошая была-холодец,буженина с чесноком,жареная рыба в маринаде.Кроме кислой капустки еще и мясные блюда подавали.И на горячее котлетки фирменные,или отбивные!

        [Цитировать]

      • tanita:

        ОЛ, только не в пятидесятых. Денег тогда столько не было, чтобы такие столы закатывать. Это уж ближе к шестидесятым, тогда — да, конечно.

          [Цитировать]

      • akulina akulina:

        Ну почему, денег не было? Самое, на мой взгляд дешовое и простое в таком случае — мясо туеоное с картошечкой Из серии «дешево и сердито»

          [Цитировать]

        • tanita:

          Акулина, я имела в виду коммент ОЛ, Насчет холодца — да, а остальное — это уже к шестидесятым ближе.

          Закуска хорошая была-холодец,буженина с чесноком,жареная рыба в маринаде

            [Цитировать]

          • akulina akulina:

            Еда была достаточно разнообразной: кто к чему привык. И плов, и манты употребляли тоже

              [Цитировать]

            • tanita:

              Ох, помню я эти столы в конце сороковых, Составляли списки. Винегрет, сыыр, колбаса, селедка холодец иногда, Вот котлеты да А плов и манты… впервые я их попробовала лет в восемь, на узбекской свадьбе. Но ты права, наверное, везде было по-разному

                [Цитировать]

              • akulina akulina:

                Сыр почти не ели, но на столе он должен быть непременно, так же, как и колбаса

                  [Цитировать]

                • tanita:

                  Да. Представляешь, тут я как-то на новый год готовлю, и рыбу фаршированную, и паштет. и то, и пятое-десятое, а муж вдруг спрашивает: а сыр? Почему ты никогда не подаешь на стол сыр? Я так и села. Это у него с детства, видать, застряло.

                    [Цитировать]

    • geolog18:

      Мясо тушёное подавали с жареной картошкой, утку с яблоками — у нас всегда на каждом празднике подавали, курицу отварную, рыбу, салаты всякие, фрукты. Пироги с разной начинкой, соленья. Стол был разнообразным. Бывали и ещё какие-то национальные блюда.

        [Цитировать]

  • Русина:

    Хорошее застолье, но, явно, не ташкентское. Иначе был бы плов. Волжане скорее всего. Куйбышевцы.

      [Цитировать]

    • geolog18:

      В нашей семье никогда не было плова. Да и у соседей, друзей почему-то плова не помню. Вареники с вишнями помню, холодец, свинину под хреном, а плова не было.

        [Цитировать]

      • lvt:

        О «Геолог»! Ваше ташкентское детство становится всё более «неташкентским». Мне кажется оно достойно отдельного рассказа. На какой улице помещался ваш особняк с паровым отоплением? И в какую эпоху?

          [Цитировать]

      • OL:

        В нашем плов иногда готовили -но узбеки его бы не назвали пловом,но было вкусно.А на праздники-винегрет,селедочка,раба в маринаде ,соленья,грибы маринованные и холодец. и оливье!На горячее-гусь,в утке есть нечего было,или мясо с картошкой(кавардак) или отбивные или котлетки с пюре.Довольные все были ,близким родственникам с собой еще заворачивали-в банки укладывали.Что мне нравилось -тоже и моя свекровь делала,плюс ее знаменитый наполеон и пирожки с мясом.Так ели везде-в Ташкенте,в Кирове,в Калининграде,и едят русские и сегодня в Вильнюсе.Я уже давно ничего такого не делаю-пару салатов ,мясные или куриные отбивные,больше не лезет.Да и компании нет -как то тихо все куда то подевались-иных уж нет,а те далече .

          [Цитировать]

  • Тамара:

    Точно, не Ташкент. Иначе хоть одно восточное лицо было бы. Но настолько интересно — и фото, и коменты. Умеете, ЕС, народ зацепить!

      [Цитировать]

    • OL:

      Нейтральная тема -попить ,поесть все любят!

        [Цитировать]

    • geolog18:

      В 50-е и сороковые годы в » русской» части Ташкента жило очень мало узбеков — и вполне могло и не оказаться за столом ни одного восточного лица. Тем более, если собирались соседи или родственники.

        [Цитировать]

  • leonid:

    тьфу-тьфу, не сглазьте, Тамара!!

      [Цитировать]

  • lvt:

    Да, Ташкент, да и среднеазиатское детство, это что-то такое неуловимое, но на всю жизнь. Еду в такси недавно. Шофёр, молодой парень, явно из наших краёв. Я про Азию -ни слова, ни намёка. На правах «тутошной аборигенки» показываю, куда ехать, по какой улице. Вдруг он говорит: «Вы откуда? Где родились? Вы не здесь родились!» Пришлось «колоться». Сам он оказался из Оша. Вот как он меня «разоблачил»?

      [Цитировать]

  • Русина:

    lvt
    Я услышала. Энергетика в целом этих людей сильная, светлая, чистая. Люди без второго дна. Кое-кто, разумеется, был с нелёгким нравом, но открыто говорил то, что думал . Прямо, в лицо.

      [Цитировать]

    • lvt:

      Русина, большое спасибо. Ваше чувствование «тонких материй» расширило пространство комнаты-клетки и осветило лица. Так всё было на самом деле.

        [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Вернёмся к застолью. О стаканах всё случайно раскопал: http://shirikov.livejournal.com/6195.html Выходит я самое непосредственное отношение к появлению гранёных стаканов имею, поскольку в Интернете материал а стаканах идёт под названием: «Ко мне тут намедни Ивонин в гости зашел» и об этом 4 года назад писали. А и не знал.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.