«Ташкентские тополя» Искусство
Эди Огнецвет
Перевод с белорусского Ф. Ефимова
В Ташкенте есть улица имени Якуба Коласа — народного поэта Белоруссии. Память сердца привела меня к этим родным местам.
Вот этот город, улица и дом, Где я зимою грозового года Увидела: склонился над столом Поэт в тревоге за судьбу народа. Не нарушали трудной тишины Два сына и подруга дорогая, А третий сын уже в огне войны, Уже воюет, Вязьму защищая. Был напряженный в комнате покой — Лишь тикали часы да временами Бумага шелестела под рукой… Мне все казалось, что поэт не с нами; Что, стужам и ветрам наперекор, Он меряет дороги фронтовые У партизан, где искрится костер, В бору стихи читает огневые: «Не плачь, земля! Народ мой, не тужи!..» И слышался мне голос глуховатый; Он, тихий, шел из глубины души, Но был как орудийные раскаты. Стихи шагали в боевом строю, Хотя был Колас пахарь по призванью: Он пашню вековечную свою Готовил к миру, к севу, к созреванью… И вот поднялся он из-за стола, И выпрямился, и расправил плечи; В улыбке столько света и тепла — Как будто утром обернулся вечер, Как будто с партизанской стороны Повеяло весенней теплой почкой, И улыбнулись вместе с ним сыны… — Садись!— сказал он. И добавил:— Дочка! …Вот этот город, улица и сад, И вот она — заветная дорожка, И тополя ташкентские шумят Под тем же самым дорогим окошком.
Стихи средненькие, а вот улица Двенадцати тополей была….И даже роман такой есть: Улица Тринадцати тополей. И фильм такой есть. О землетрясении. Добрый такой фильм….
tanita[Цитировать]
Ассакинская, однако…
Увы, с Я.К. кроме названия, ассоциаций практически нет. А вот вторые, если не ошибаюсь, ворота справа от начала для меня лично имеют бОльшее значение — двор, там жил мой друг Давид С. с младшим братом которого Вы, дорогой ЕС, учились. Далее — здание политеха, по правой же стороне. А дальше, чуть-чуть, слева — ВХОД в парк ТЕЛЬМАНА!!!, напротив справа САНИИРИ (помните, это пространство хорошо обсуждалось?). Ну, и т.д. — в сторону к ТашМи — Костёлу мимо зоопарка… Как же часто вспоминаются эти места исхоженные детскими, юношескими и взрослыми своими ногами… Казалось-бы, что такого? Ан нет, просто врезалось… Даже флэш-момент из совсем раннего дошкольного детства: ехали домой в сторону Каблукова, отец попросил притормозить у киоска рядом со входом в Тельмана, выскочил купить курева… Ну почему момент запомнился? Да фиг знает, почему. Как и еще тысячи и тысячи вполне заурядных моментов ташкентской жизни… Заурядных, но таких дорогих…
Энвер[Цитировать]
Около Салара малюсенькие домишки, справа (если смотреть от Пушкинской) какая-то войсковая часть и склады, слева по берегу можно было пробраться на футбольное поле ТашМи.
ЕС[Цитировать]
Ассакинская однако, и жила там моя подруга Алла, вместе в Чимгане были и фотографии сохранились. И никто не звал ее Якуба Коласа. Только Ассакинская…..
tanita[Цитировать]
А жил Якуб Колас как и многие писатели в сером массивном здании на Дархане (слева от бани) — потом в нем был Гипротяжмаш, до него поликлиника. Это было, по рассказам Б. Голендера, что-то вроде гостиницы/общежития, писателей размещали пока не подыщут им квартиру.
ЕС[Цитировать]
А я потом в этом здании работала до отъезда в Москву. Директором Гипротяжмаша был наш сосед, Борис Моисеевич, а ВНИИ «ВОДГЕО» снимал там половину первого э тажа. Я кую Колас может, и жил, а Ассакинская навсегда осталась в памяти…
tanita[Цитировать]
А не «Узгипротяжпром»? Последнее название именно такое.
fram[Цитировать]
Ой,нет — последнее название — «Узогирсаноатлойиха».
fram[Цитировать]
До Тяжмаша там была детская больнице, которая потом стала 14-й и переехала на Луначарское шоссе (на Домах шахтеров). Наши девочки из 47-й школы там проходили практику (те, у кого была специализация «медсестра»)
акулина[Цитировать]
Акулина, я как-то задавала этот вопрос, но никто не ответил. Мне кажется, за основным зданием располагалась их ведомственная поликлиника в домах, похожих на дворовую застройку. Или я что-то с чем-то перепутала?
lvt[Цитировать]
Мне как-то ради шутки насыпали в глаза перца и спасать повели в эту самую больницу. С торца там был приемный покой. не знаю, может быть не все здание было занято больницей, но девчонки на практику ходили туда (те, кто на год-два были постарше нас)
акулина[Цитировать]
оригинальные шутки!!Ничо не скажешь!
tanita[Цитировать]
Какие странные шутники! Меня возили в больницу куда-то туда, на Луначарское шоссе, удаляли аденоиды.
lvt[Цитировать]
Не помню уже название улицы, на которой находится больница. Она пересекает Луначарское возле «Сайехата». Рядом находится 171 школа
акулина[Цитировать]
Это неважно, я адреса никогда не знала. Меня не захотели класть в стационар и операцию сделали через знакомого,который работал как раз на Дархане, в «почтовом ящике».
lvt[Цитировать]
Когда Ассакинскую переименовали, кондукторы в троллейбусе объявляли: «Якуба КолосА». С непривычки что ли?
lvt[Цитировать]
На трамвайно-ассакинскую тему всплыло в памяти детское воспоминание: по трамваю ходил человек в шинели, военной панаме, с двумя черными косами, перекинутыми на грудь. Его речь на тему «Подайте, кто может» начиналась словами «Братья и сестры». Ходил он, конечно, не в часы пик, вернее, я его не в это время видела. Несколько лет наши воскресные поездки сопровождались этими встречами
акулина[Цитировать]
Асакинская место особое. В 1989 приехал в Ташкент, сел в такси попросил отвести на Асакинскую. А водитель спрашивает «А где это?» Грустно как-то.
Аарон[Цитировать]