Самолёт Ли-2 и ТАПОиЧ История
Пишет Радик Газиев:
Здравствуйте Евгений. Попытаюсь, после праздничного перерыва, по частям, освятить авиационную тематику, в частности, самолет Ли-2.
Итак: «Самолет Ли -2. ТАПОиЧ». Немного истории.
Ярким событием в американо-советских отношениях в 1930е годы было приобретение лицензии на производство самолета ДС-3, т .е. Ли-2, в Советском Союзе. В 1933 г., после договора о торговле между США и СССР, президентами Ф. Д. Рузвельтом и И .В. Сталиным, начались поставки американского оборудования на строительство крупных предприятий в Советском Союзе, автозавода Форда, Днепрогэс, тракторных заводов и т.д. Другие страны с недоверием и опаской следили за первыми шагами сближения США с СССР. Президент Ф. Д. Рузвельт шел смело на открытость с коммунистической страной, недаром, он использовал лозунги В.И.Ленина в США, во время Великой депрессии в мире и в Америке, в 1929-1934г., а именно: — «Кто не работает, тот не ест, Земля крестьянам, хлеб голодным»» и др., когда безработица в стране достигла невиданных масштабов (до 25% работающего контингента страны).
В 1934г. после долгого отбора между конкурирющими авиационными фирмами США: Локхид, Дуглас, Боинг и т.д. был выбран единственный, для массового производства, самый современный в то время, самолет ДС-3, фирмы Дуглас. В конце декабря 1935г. самолет ДС-3 совершил первый полет и был запущен сразу на нескольких заводах Америки, а в 1936г., под гром голосов недовольных политиков, он был уже передан Советскому Союзу, со всеми чертежами и оборудованием, что явилось революцией в авиационной промышленности в СССР и в выпуске последующих, первых, комфортабельных, пассажирских самолетов.
Выехал за чертежами Главный инженер Харьковского авиационного завода Б.П.Лисунов. Осваивали самолет в г.Химках, в 1937г., под руководством Генерального Конструктора В.М.Мясищева. Там же начинал свою творческую деятельность будущий директор ТАПОиЧ К.С.Поспелов. В 1939г. было построено 6 самолетов ДС-3, впоследствии, названый Ли-2, а к 1941г. Аэрофлоту было передано уже 72 самолета. В начале Великой Отечественой войны около 20 эшелонов с оборудованием были направлены в г.Ташкент, 2-3 эшелона подверглись бомбардировке с воздуха, погибло несколько сотен тружеников завода. В начале 1942г., с Ташкентского авиационного завода был передан фронту первый самолет Ли-2, а всего, за время войны, были направлены на фронт свыше двух тысяч военно-транспортных самолетов, многие с турельными установками на фюзеляже.
Самолет Ли-2 был единственным пассажирским и военно-транспортным самолетом не только в СССР, но и основным в США, под марками ДС-3, С-47 Дакота и др., там их было изготовлено во время войны свыше 10 000 экземпляров. Самолет ДС-3 (Ли-2) сыграл большую роль в победе над фашизмом. Он, как единственный по тоннажу, пассажирский самолет в СССР, обеспечивал связь с фронтами, с партизанскими корпусами, снабжал передовые дивизии провиантом и оружием, и многое, другое. На нем летал И.В.Сталин на Тегеранскую конференцию в 1943г, также, на Ялтинскую и Потсдамскую конференции в 1945г, на нем узбекский летчик Тайметов привез из Берлина Акт о безоговорочной капитуляции Германии и Знамя победы над фашизмом и т.д.
Использовал самолет ДС-3 и президент США Ф.Д.Рузвельт при полете в г.Тегеран и на встречах, в горячих точках мира, где его дочь сопровождала и поддерживала его, при его недуге, полиомиелите ног. И.В.Сталин единственный раз в жизни по этому поводу горько высказался: -«Почему природа так безжалостна к нему?». (По Ленд-Лизу Ф.Д.Рузвельт, во время войны, поставил СССР до 20% необходимой военной и гражданской продукции, а при совещаниях тройки руководителей государств постоянно поддерживал И.В.Сталина).
После войны пытались наладить производство самолетов Ли-2 на заводах в Комсомольске-на-Амуре, в Улан-Уде, однако г.Ташкент остался единственным производителем этого легендарного самолета и до 1954г. здесь всего было изготовлено свыше четырех с половиной тысяч самолетов, многие уже в пассажирском варианте. Эксплуатировался самолет вплоть до 2000 года, он начинал строить Байконур, обслуживая первых космонавтов. В США, к этому времени, наладили производство ДС-3 в других странах. Всем миром признано, что самолет ДС-3 (Ли-2) самый, массовый, пассажирский самолет и самый долговечный, он эксплуатировался свыше 50 лет. США и СССР были основными производителями самолета ДС -3 (Ли-2), во всех справочниках и книгах эти страны упоминаются вместе. В 2003г., в США была выпущена книга, как библия, посвященная 100летию авиации мира, на обложке представлен самолет ДС-3 (Ли-2), легендарный самолет эпохи возрождения и развития транспортной авиации в мире, равных ему не оказалось, фото 1. Самолет ДС-3 (Ли-2) возвеличивали в каждом рекламном проспекте или журнале, фото 2, 3 и 4.
В знаменитом Музее авиации и космонавтики, в г. Вашинтоне, при входе в зал, посетителей сразу встречает подвешенный самолет ДС -3, фото 5 (вид с антресоли второго этажа). В Америке свыше 200 открытых и закрытых музеев посвящены развитию авиации и, почти в каждом музее представлен самолет ДС-3, фото 6. Также и проспекты к музею и красочные открытки посвящаются самолету ДС-3 (Ли-2), фото 7 и 8. К слову, в СССР, военно транспортные самолеты, в том числе Ли -2, были представлены только в двух музеях, в г. Монино и на ТАПОиЧ. Сохранятся ли они здесь, на площадке автосборочного завода, никому не известно. (В частности, на Байконуре, в одном из ангаров, был организован музей космонавтики, где был представлен легендарный «Буран». В один прекрасный день рухнула крыша ангара и не стало, ни музея, ни «Бурана». Нет музея, нет проблем). Для меня, посвятившему пол века авиации, творческая жизнь начиналась под крылом самолета Ли-2, фото 9, двор авиатехникума, 1948г. Также, и закончилась она под крылом самолета Ли-2, фото 10, старейшие работники ОКБ ТАПОиЧ, 1999г. И память о нашем ОКБ также связана с самолетом Ли-2, фото11.
Завершаю заметку молитвой о вечной памяти труженикам, пионерам и созидателям первого самолета ТАПОиЧ.
«…на нем узбекский летчик Тайметов привез из Берлина Акт о безооговорочной капитуляции Германии и Знамя победы…»
А внук этого летчика Тайметова, избрав сугубо «земную профессию», погиб в авиакатастрофе в Перми несколько лет назад..
Такая вот судьба..
Timur[Цитировать]
== Попытаюсь, после праздничного перерыва, по частям,
== освятить авиационную тематику
«Освятить» — в смысле, добавить (придать?) святости?
Это достойное дело. Авиация — это прямой путь к духовности, Богу, и соответственно — к святости
Не Ивонин[Цитировать]