Рашидов и ТАПОиЧ Старые фото

Фото Р. Газиева.

В. Н. Сивец вручает «Золотой ключ» от станции метро Чкаловская.

Отличное фото! Интересно, кому вручается ключ и где он сейчас? ЕС.

18 комментариев

  • Фото аватара Boris:

    Это какая-то ошибка. Станция метро «Чкаловская» вместе со станцией «Ташсельмаш» сдавалась в эксплуатацию в ноябре 1987 года. Это был 2-ой участок 2-ой линии Ташкентского метрополитена. Ш.Р. Рашидова уже не было. 1-ой участок этой линии от стации «Навои» до станции «Ташкент» был сдан в эксплуатацию в 1984 году. Стацию метро «Чкаловская», если мне не изменяет память, начили только строить в 1983 году.
    В.Н. Сивец вряд ли мог вручать ключи от станции, т.к. это обычно делали метростроители и вручали эти символические ключи или руководству Ташкентского метрополитена или руководству Республики. Так на митинге на станции метро «Площадь Ленина», посвященном сдачи в эксплуатации 1-го участка 1-ой линии, такой символический ключ управляющий треста Ташметрострой» П.В.Семенов вручил Ш.Р.Рашидову. Кстати 6 ноября этого года исполнится 35 лет со дня этого события.
    ТАПОиЧ принимал участии в изготовлении декоративных элементов для нескольких станции Ташкентского метрополитена, в том числе и для станции Чкаловская. Но на фото какое-то другое событие. За спиной Ш.Р.Рашидова стоит Краснослав Петрович Дудин. При строительстве 1-ой и 2-ой линий метрополитена он работал вторым секретарем Ташкентского горкома партии и курировал строительство метро и многих других крупных объектов в городе. Кому вручает В.Н.Сивец ключ не знаю, но ключ не от станции метро.

      [Цитировать]

  • Фото аватара радик газиев:

    Здравствуйте Борис. Возможно вы правы. Я уже не рискую отстаивать свое мнение, хотя участвовал с другими ребятами на отделке станций метро. Однако, предложу страницы из книги «50 крылатых лет», Ташкент, «Узбекистан» 1982г. «В канун 60летия Великого Октября в Ташкенте состоялось открытие метрополитена — первого метро на Востоке. В торжественной обстановке символическую красную ленточку перерезал кандидат в члены политбюро ЦКА КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана товарищ Ш.Р.Рашидов.
    Чкаловцы гордятся тем, что в строительстве и оформлении этих станций есть доля и их труда. Почетные заказы метростроевцев выполнялись ими вне очереди. Родина высоко оценила их вклад. И т.д.» В буклете, посвященной юбилею ТАПОиЧ,красочно оформлена страница, где представлено фото: станции метро «Чкаловская», Большой театр им. Навои и филиал Центрального музея В.И.Ленина с пояснением: » В строительстве этих униеальных зданий и сооружений столицы Узбекистана принимали активное участие труженники ТАПОиЧ». Из трех сооружений, видимо, В.Н.Сивец мог дать ключ только к метро, тем более, что сзади, как вы упомянули стоит К.П.Дудин, курирующий метро. Я знаю, что доделка станции Чкаловская и сложный подземный переход к заводу продолжалось до 1983г. Однако, я лучше извинюсь и соглашусь с вами, чтобы не спорить. Предложите свой вариант. С уважением,Радик.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Art68:

    Да и Сивца к тому времени, когда открыли станцию «Чкаловская», уже не было вживых.Его не стало в 1984 г. Рашидова -в 1983.
    Эта фотография сделана во время открытия Дворца авиастроителей, во всяком случае стеклянные двери точно те.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Art68:

    Кстати, о дверях, что на снимке!-)))
    Если все таки предположить, что это символическая передача ключа от будующей станции м. «Чкаловская»-получается что происходит за 5 лет, а то и раньше,до открытия самой станции в 1987….???!!!!??? …И где это могло происходить? Позади виден вход со стеклянными дверями на улицу. Дворец Авиастроителей?
    в 1982 после визита Брежнева …Сивец В.Н. мог выглядеть таким радостным?….

      [Цитировать]

  • Фото аватара Boris:

    Уважаемый Радик, по — моему моя информация не противоречит тому, что написано в книге, на которую Вы ссылаетесь «50 крылатых лет». Я же написал, что ТАПОиЧ принимал участие в изготовлении декоративных элементов для нескольких станций метрополитена. Так на 1-ой линии, первый участок которой сдавался к 60-летию Октября, подвесные потолки для станции «Дружба народов» изготавливал Ваш завод. Панели потолка изготовлены из алюминия с эмалевым покрытием. Завод не только изготовил сами элементы, но разработал технологию их монтажа и работники завода принимали участие в монтаже этих конструкций непосредственно на станции метро. Напомню, что это 1977 год. На первых планёрках, посвященных изговлению этих конструкций, присутствовал Сивец, а когда были определены исполнители и другие организационные вопросы, то в дальнейшем этим занимался то ли гл. инженер завода, то ли гл. технолог, уже не помню. На заводе был изготовлен специальный пресс для этих панелей. По-моему кто-то из работников завода получил правительственную награду за эту работу. Прошло уже 35 лет с тех пор и кое-что подзабылось.
    Теперь снова о ст. «Чкаловская». При строительстве пусковых линий метро, параллельно велись подготовительные работы на их продолжении или на новых линиях. Так при строительстве участка 2-й линии от ст. «Навои» до ст. «Ташкент», который сдавался в эксплуатацию в ноябре 1984 года, уже с конца 1981 года начались подготовительные работы на участке от ст. «Ташкент» до ст. «Чкаловская». Этот участок был не очень простым, т.к. надо было переложить много инженерных коммуникаций, трасса проходила частично по территории жд. ст. Ташкент -товарная и т.д. и т.п. Перегонные тоннели от ст. «Ташсельмаш» до ст. «Чкаловская» строились открытым способом с применением блоков цельносекционной обделки (ЦСО) и эти работы велись уже с 1982 года. Местоположение ст. «Чкаловская» согласовывалось с руководством ТАПОиЧ. Проект станции разработали институт «Ташметропроект» и институт «ТашЗНИИП», архитекторы О. Айдинова, А. Дашкевич, Б. Курбанходжаев. По-моему станцию начали всё же строить в 1983 году, а осваивать стройплощадку для нее в конце 1982 года. Но в любом случае она не могла быть готова в 1983 и даже в 1984 году.
    Строящиеся линии метро разбивались на пусковые участки не только из-за физических возможностей «Ташметростоя». Это диктовалось и финансированием, и возможностями Дирeкции строящегося метрополитена по освобождению трассы от инженерных коммуникации, зданий и сооружений. Кроме того, сборные ж.б. конструкции изготавливались заводом ЖБИ-2 Минстроя УзССР, директором которого при строительстве 2-ой линии был Фарбман Л.И., а возможности завода были ограничены. На пусковом участке 2-ой линии было всего 5 станций, но ст. «Навои» была пересадочная и строилась в сложных инж.-геолог. условиях, соединительная ветка между 1-ой и 2-ой линиями строилась в условиях действующего метро. Поэтому и не было возможности в 1983 — 1984 годах построить еще и станцию «Чкаловская». Основные работы по ее сооружению, а также по строительству ст. «Ташсельмаш» начались только после пуска 1-го участка 2-ой линии, т.е. с конца 1984 года. Надеюсь, что я Вас убедил.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Boris:

    Может быть Art68 прав (или права) и на снимке 1980 год. Торжественное открытие Дворца Авиастроителей?

      [Цитировать]

  • Фото аватара радик газиев:

    Здравствуйте Борис. Вы убедили меня подробной выкладкой строителства метро, спасибо. Вначале и я думал, что ключ не к метро, а к Дворцу культуры ТАПОиЧ, но не как не состыковывалась фраза: «В.Н.Сивец вручает ключ от Дворца им.В.Н.Сивца». (Кому же, в таком случае, он должен вручить ключ, если не себе). Тем более, что Дворец принадлежит заводу, т.е. ему, а получающий ключ не числился в его замах. Видимо правильно был поставлен вопрос, кому вручают ключ? Возможно, кто то внесет ясность. С уважением, Радик.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Art68:

    Ув. Радик Газиев, при рассмотрении фото. видна ретушь черным цветом позади фигур Сивца В.Н. и того, кому вручают ключ? Если у вас есть фотография в подлиннике без ретуши черным фломастером вы должны видеть,где это происходит, возможно это подскажет разгадку? А почему бы и не быть открытию Дворца? Дворец стал носить имя Сивца В.Н. после его смерти.
    А что еще было построено в период с 1976 -81г.г. с участием ТАПОиЧ, кроме обсуждаемых станций метро и Дворца авиастротелей, кто знает?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Art68:

    Да и вообще, возможно фотограф запечатлил продолжение самого действа. Рашидов Ш.Р. вручил ключ Сивцу В.Н., а тот передает его кому из дирекции…такое могло быть?
    А то получается Первый Секретарь ЦК Компартии,вообще,не при делах..-)))

      [Цитировать]

  • Фото аватара Boris:

    Может быть это не Сивец вручает ключ, а ему вручают ключи от дворца? Тогда слева это представитель организации, которая строила дворец. Строительством точно занимался Главташкентстрой, а вот какой его трест не помню. Может быть трест Nr. 159 и тогда это кто-то из его руководства? Но это только мое предположение.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Art68:

    Скорее всего так и есть.
    Сивец получил ключ- и жмет руку в знак благодарности.
    А если наоборот, Сивец вручал бы кому то, то получается сначала рукопожатие-потом ключ, потом еще раз рукопожатие в благодарность???? мдя…

      [Цитировать]

  • Фото аватара радик газиев:

    Здравствуйте, уважаемые следопыты. Отвечаю на ваш вопрос. ТАПОиЧ за время своего существования был застрельщиком почти всех грандиозных строек в Узбекистане. Его работники рыли первые каналы, строили первые гидростанции, шефствовали на совхозами и т.д. В более позднее время, при заводе было создано крупное, строительное управление, УКС, которое способно было ввести любой объект в строй под ключ, т.е. со всеми коммуникациями. В частности, транспортный отдел насчитывал более 400 самосвалов,около 200 автобусов разных величин и около 500 других спецмашин. При УКС были деревообделочный завод, гравийный, асфальтовый, завод по изготовлению арматуры, железобетона и т.д. При заводе было большое плодоовощное хозяйство и около 1000 голов скота. Помимо расширения корпусов завода и взлетной полосы со всеми вспомогательными службами, УКС поднял жилгородок на 300 000 жителей с десятками школ, детсадов, больниц и т.д. Также работники УКС участвовали в строительстве двух, новых, авиационных заводов в г.Фергане и в г.Андижане, с введением в строй их инфраструктуры. В последнее время,на ускоренное строительство объектов вовлекались работники почти всех цехов и отделов из 50000ного коллектива завода. Я упоминал о станциях Ташкентского метро, Большого театра, музея им.В.И.Ленина, еще, телебашни, дворцов и куполов города и т.д. Не было нареканий на качество строительства, поэтому и наше правительство опекало заводчан. Однако, для нас, останется единственным объектом, достойный восхищения и доброй памяти, это станция метро Чкаловская, с широким и длинным, подземным переходом, каскадом мраморных лестниц ведущих к центральной проходной, все это было построено, почти, руками заводчан. Для потомков, возможно, и это фото, тоже будет единственным, и под впечатлением, я отклонился от истины. Но как говорят: — «Ты мне друг, но истина дороже». За вами последнее слово. С уважением, Радик.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Art68:

    Почему же «останется единственным объектом, достойный восхищения и доброй памяти, это станция метро Чкаловская»,если столько всего было построено и сделано руками заводчан! Честь и хвала им !!!До сих пор же стоят объекты, перечисленные Вами ..к сожалению, уходят свидетели тех славных дел..Дай Б-г. чтобы память об этом передавалась поколениям….

      [Цитировать]

  • Фото аватара Boris:

    Уважаемый Радик, полностью согласен с Вами в части перечисленных достижений ТАПОиЧ, а вот в отношении станции «Чкаловская» поддерживаю мнение Аrt68. Я в то время имел некоторое отношение к строительству метро и поэтому мне кажется, что все же не работники завода строили станцию, хотя и принимали в этом большое участие. Ни в коей мере не хочу Вас обидеть или спорить с Вами, но все же основой задачей ТАПОиЧ было не строительство в чистом виде, а создание самолетов. Станция метро «Чкаловская» это результат труда многих: проектировщиков, строителей, заводов-поставщиков строительных материалов и оборудования, которое, кстати, поставлялось почти со 100 предприятий, эксплуатационников, которые должны были это все наладить и т.д. и т.д. Поэтому, но это мое личное мнение и Вы можете с ним не соглашаться, нельзя «приватизировать» станцию и называть ее «единственным объектом, достойным восхищения и доброй памяти». И еще немножко критики. ТАПОиЧ, и это факт, очень много сделал и для города и для Республики, но и городские власти и руководство Республики тоже очень поддерживали завод и оказывали ему помощь в решении многих вопросов. Поэтому перечисляя заслуги и достижения завода надо помнить и об этом.

      [Цитировать]

  • Фото аватара радик газиев:

    Здравствуйте Борис. Вы правы, не основная доля труда в строительстве городских объектах лежит на работниках ТАПОиЧ и, видимо, другие участники также гордятся своими достижениями, независимо от нас, просто мы здесь оказались рядом. Я восхищался творениями Главного архитектора города В.А.Акопджаняна, когда вместе обсуждали спроектированную и построенную нами, по его проекту, крышу теннисного корта в Юнус Абаде, состоящей из двух сдвижных створок 36 м. в размахе, при свободном их провисании.Вместе лазили на здание при сдачи этих створок и контроля их в движении. Мы сработались вместе. Он показывал мне альбом, где японской прессой включили его в 40 лучших архитекторов мира. Конструкторам завода пришлось работать со всеми строительными организациями г.Ташкента, но это все не от хорошей жизни, нас обязывали. Не секрет, что авиации придают большое значение, основная доля продажи военной техники в СССР и России идет за счет авиации. Доктрина итальянского генерала Дуэ: — «Кто владеет авиацией, тот владеет миром» была и остается с времен Второй мировой войны. Ташкенту повезло, имея завод по производству единственных в СССР, крупных самолетов, он получал дотацию и выпускал продукцию, со слов экономистов, равной почти половине бюджета г.Ташкента. За авиацией развивались и другие отрасли республики, которые, в основном, возглавляли выходцы из ТАПОиЧ, ибо, дисциплина и качество продукции ставилось во главу угла. Все признают, что дома отдыха, пансионаты и т.д. лучше были оборудованы у авиаторов, просто тогда не считались с расходами. Почему о станции Чкаловской чаще вспоминаем, потому, что это ближе к сердцу, как поет товарищ Рыбников о заводе, я начал жить им и посещал его с 1948г. по 1999г. К другим объектам не всегда пустят, да и бог с ними, пусть расцветают своей жизнью. Однако, признаю также и ваши заслуги в общем деле градостроительства г.Ташкента. С уважением,Радик.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Boris:

    Спасибо, Радик! Приятно общаться и дискутировать с увлеченным, умным и интелигентным собеседником!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Oleg Damaskin:

    Спасибо за фото. Случайно наткнулся на него. На фото мой двоюродный брат Краснослав Дудин. К сожалению, я мало общался с ним и мы не поддерживали связь, хотя я знал его мать (когда то работала в Маргелане и приезжала к нам в Баку), а с ним я встречался всего пару раз, когда он приезжал Москву. Знаю, что он поработал и в Афганистане до того, как стал 2-м секретарём Ташкента. По моему, они оба хорошие люди.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Boris:

    Краснослав Петрович был прекрасным человеком! Он был жестким, требовательным и многие его таким и запомнили, но в то время руководители такого уровня другими, наверное, и не могли быть. Его вклад в строительство многих престижных объектов Ташкента по-моему до сих пор не получил достойной оценки. Даже уважаемый Г.М.Саркисов в свой книге воспоминаний о нем практически не упоминает. Один раз на одной из страниц мелькнула фамилия Дудин К.П. и все.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.