Прощальная встреча капитанов КТН ТАПОиЧ История Ташкентцы

Пишет Радик Газиев.

Предлагаю, на ваше усмотрение, фото: «Прощальная встреча капитанов КТН ТАПОиЧ», взятое из единственной и последней, красочно оформленной книги «Создатели крылатых машин», ТАПОиЧ, Ташкент, «Узбекистон», 1993г., изданной в честь 60летнего юбилея предприятия. К книге прилагался, красочно оформленный буклет достижений завода за 60 лет. Через 2-3 года, после издания книги, «капитаны», как и другие, покинули Альма Матер. В настоящее время — «Иных уж нет, а те далече».

Перечислю, по памяти, собравшихся КТН на последнюю встречу.

Слева направо, стоят: Ганиханов Ш.Ф., возглавлял технологический отдел, затем возглавил Ташкентский авиационный институт; Газиев Р., возглавлял КБ филиала, затем завода, по модификациям конструкций всех типов самолетов, изготавливаемых на ТАПОиЧ, их обслуживание и ремонт; Романцев А.А. возглавлял расчетную группу плазового цеха, затем стал ДТН, при кафедре российского университета; Вайсбург В.А., возглавлял отдел программного управления тех. процессом, что позволило, впервые в СССР, начать автоматическую обработку деталей самолетов на станках с ЧПУ (до 20000 наименований). Одним из основных его помощников был Е. Скляревский.

Сидят: Иоффе С.М. возглавлял технологический отдел завода, где создал, впервые в СССР, сборку агрегатов самолета по КФО, это позволило перейти со штучного производства на серийный выпуск самолетов на ТАПОиЧ, покинул наш мир в Израиле; Хомова В.Г., старейший работник завода, председатель профсоюза, КЭН; Прощицкий Б.Е., возглавлял металлургический отдел и лабораторию завода, затем возглавил технологический отдел предприятия в США.

С уважением, Радик.

Спасибо за фото! Некоторые дополнения и пояснения. КТН — эту кандидаты технических наук, если кто не знает. Еще у нас работали ктн Эльчибеков Владимир Яковлевич и Михаэлян Георгий Михайлович. Моя роль преувеличена, у нас было 6 бюро по разным направлениям, в 1984 году в отделе работали более 200 человек, я скромный рядовой технолог/наладчик/расчетчик/внедряльщик по обрабатывающим центрам, не более. ЕС

29 комментариев

  • Фото аватара Садыков Андрей Б.?, Ташкент:

    Еще на ТАПОиЧ работал, и сейчас дорабатывает кандидат техн. наук Маллин Умид Рахматуллаевич — главный метролог

      [Цитировать]

  • Фото аватара Александр Немировский:

    Ах, память, память. Время бежит, но забыть невозможно. Я намного моложе всех вышеперечисленных, но практически со всеми приходилось сталкиваться в рабочей обстановке. 3 года под непосредственным руководством Р.Р. Газиева, 7 лет в плазовом плюс вечернее отделение ТГАИ. Гора тёплых воспоминаний о тех кто учил и наставлял в полном смысле этих слов.
    Столкнувшись с данной статьёй просто не мог не ответить.

    С уважением Александр Немировский.

      [Цитировать]

  • Фото аватара анвар:

    Дааа… Ах, какое было время!Какие все знакомые лица и почти с каждым из них приходилось общаться по долгу службы в разных подразделениях.
    Неужели там еще функционирует служба метрологии во главе с Умидом Маллиным?

      [Цитировать]

  • Фото аватара радик газиев:

    Здравствуй Саша Немировский. Рад, что дал знать о себе, прошло 15 лет со дня твоего отъезда, кажется, в г.Хьюстон, где расположен центр космической науки США и где вокруг бушуют пожары от засухи. Когда прощались в г.Ташкенте с В.Ульяновым, нач. КБ плазового цеха и справляли, дважды, по нему поминки, я виделся почти со всеми плазовиками, которых знаешь и помнишь ты и твой отец. Передавай ему привет, и если желаете, можем переписываться по Е-майлу и вспоминать наше славное прошлое. Так я поддерживаю связь с Ушером Тульчинским из плазового цеха, живущего в Калифорнии, он большой патриот авиации и делиться интересными материалами. Давал позывные Столяров, бывший нач плазового цеха, из Израиля. Ностальгия — великая вещь, от нее не спрячешься. Пишите. До свидание, Радик.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Александр Немировский:

      Рад тому что есть такая связь. Да я действительно в Хьюстоне, правда чуть более короткое время. Мы уехали из Ташкента в 2000. До NASA я ещё не добрался по ряду причин, но возможности такой не исключаю. О бушующих, как Вы говорите, пожарах и засухах мы слышим только по телевизору, Техас большой и возможно где то …. Из бушующих природных катаклизмов сталкиваемся только с ураганами и ливнями. Честно скажу природа здесь великолепная. Авиационной промышленности как таковой в этом районе нет, но полученные в Ташкенте знания стараюсь не терять. В настояший момент преподаю «Компьютерную графику и дизайн» в крупнейшем колледже Хьюстона. Или говоря простым языком черчение с элементами дизайна и начертательной геометрии. Вам также большой привет от отца, он с радостью готов включиться в этот форум. Мы готовы к переписке по е-майлу, возможен Скайп.
      Мой e-mail: anemirovskiy@yahoo.com
      Пишите. До свидания. А. Немировский.

        [Цитировать]

  • Фото аватара радик газиев:

    Здравствуй Анвар. Я хорошо знал Умида Маллина и могу немного поделиться о нем. В последние годы, на заводе, я часто заходил к нему и в полутемном его кабинете мы делились последними новостями. Если кто звонил он просил обратиться к своим замам. Он показывал мне свои статьи, напечатанные в иностранных журналах, делился о служебной командировке в Турцию и т.д. Вместе читали лекции в нашем авиационном институте. Ему предлагали должности в центре, но он отказывался. В последние пять лет, когда покинул нас мой тесть, В.В.Вахидов, и мы семьей переехали в их дом, к теще, я часто с Умидом возращался с работы вместе. Выходили из метро на станции «Космонавтов» и шли, либо по проспекту Космонавтов, либо по улице Шпилькова. В этой развилке были оба дома, их родителей и родителей моей жены. В свое время родители дружили, приглашали семьи на свои мероприятия. После выхода на пенсию я потерял связь с ним, но отразил свои воспоминания о нем в «Прозе ру». Добрые дела не забываются. До свидание, Радик.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Кауме:

      Вы здорово пишите. Надо устроить встречу с «ветеранами» завода. Было бы здорово. Сегодня можно с лёгкостью всех найти

        [Цитировать]

  • Фото аватара анвар:

    Радик привет!(Пока ЕС уехал на 3 дня можно пообщаться на разные темы-шучу)Мне было просто интересно,что Умид до сих пор на заводе по информации Садыкова Андрея(см.выше). Хотя метрология нужна во всех сферах деятельности(тем более в машиностроении).Возможно и многие другие общие знакомые работают там на др.поприще.P.S.Я думаю здесь можно не говорить»Здрасьте!-Досвиданья» .

      [Цитировать]

  • Фото аватара радик газиев:

    Анвар. Ты прав, можно свое направление в работе приспособить к любому делу. Умид показывал мне свое хозяйство, а именно, в крупных цехах были выделены для него комнаты — лаборатории, где его сотрудники проверяли стандартизацию выпущенной продукации. Идея была хорошей, как бы двойной контроль, но там у него, работали не совсем квалифицированные кадры, причем, не более двух — трех, девочек на лабораторию, и им трудно было найти правду в этом лабиринте бумаг, чертежей,сложных техпроцессов и обозначений деталей больших самолетов. А в последнее время мы добавили еще свыше 100 наименований товаров народного потребления с описанием их сборки и инструкциями на их пользование, а также сроками на их гарантию и т.д., и мне жалко было смотреть на его девочек. Возможно, сейчас он подключил их, уже с опытом, к автомобилям, это нужное дело и легче чем самолеты. Пожелаем ему удачи. Радик.

      [Цитировать]

  • Фото аватара kalumika:

    Уважаемый Радик, я воспринимаю Ваш пост документальным, предполагающим изложение только достоверной информации, поэтому, если не трудно, развейте, пожалуйста, мои сомнения по парочке Ваших утверждений.
    Отдельное спасибо за фото!!!!!
    Ваш пост вызвал у меня четыре вида эмоций.
    1 Восторг. Очень приятно было посмотреть на знакомые лица, вспомнить встречи с ними.
    2 Сомнение. Прочитав фразу «…впервые в СССР, сборку агрегатов самолета по КФО, это позволило перейти со штучного производства на серийный выпуск самолетов на ТАПОиЧ…», логично, что читатель может сделать вывод, что огромное количество самолетов марок ЛИ-2, ИЛ-14, АН-8 и АН-12 было выпущено на ШТУЧНОМ производстве…????
    Я всё-таки считаю, что и до внедрения КФО наше предприятия выпускало СЕРИЙНУЮ продукцию. А КФО – это прогрессивная технология, упрощающая сборку.

    3 Удивление. Прочитав фразу «… Вайсбург В.А., возглавлял отдел программного управления… ….Одним, из основных его помощников, был Е.Скляревский….», я сначала подумала, что это торлинг со стороны ЕС.
    С такой же степенью достоверности можно было написать, что Вайсбург В.А. был одним из основных помощников Скляревского Е. ))))
    Вас, Радик, кто-то ввёл в заблуждение…
    О талантах Евгения могу написать поэму, восхищаюсь им как человеком, семьянином, инженером, интернетчиком, но не ставьте его в неловкое положение, не приписывайте ему то, чего не было. Его же обсмеют те, кто знает истинное положение вещей

    4 Огорчение. Для ЕС, по моему разумению, проще было бы согласовать с автором и исправить ошибки в тексте, а не привлекать дополнительное внимание читателей примечанием — «Я не такой….»

    Нам нельзя забывать, что всё-таки основной текст несёт информацию, по которой, как сказал Арапов, Нас воскресят по слепкам из Интернета
    Очень хочется иметь на серьёзных блогах только достоверную информацию.
    С уважением к ЕС, авторам и читателям ПоТ.

    Воспользовалась отпуском ЕС, а то сотрёт такой коммент….))))

      [Цитировать]

    • Фото аватара анвар:

      Воспользуюсь отсутсвием ЕС! В целом ,Kaluvika, с вами согласен,но в оправдание Радика(хотя он в этом видимо не нуждается и в очередной раз пошлет нас в свой документальный»Проза ру») по СЕРИЙНОСТИ производства.Конечно все изделия выпускались серийно(не считая винтокрыла и др).Но под этим подразумевалось ускоренное освоение ,увеличения количества,снижение трудовых и мтериальных затрат и почти 100 % взаимозаменяемости деталей и узлов.И все это дало КФО и ЧПУ.Детали на сборку уже поставлялись(к сожалению в прошедшем времени)в окончатальный размер детали каркаса( стрингера,сабли шпангоутов,диафрагмы)с КФО и без припуков.Это ли не технический прогресс. А в ЧПУ заслуга В.А Вайсбурга и его коллег ,которых он умело подбирал ,которые работали в разних направлениях( в том числе и Евг.Сем.).Ведь именно они обеспечивали завод (выдавая Т.З.)прогрессивными спец.станками(особенно многокоординатным). Вот один пример.(где то уже писал) . Изд»76″ начал осваивать ВАЗ ,но затем в МАП поняли ,что его надо выпускать на ТАПОиЧ. И мы, основную массу деталей (из их задела),не брали,они не подходили к нашей технологии сборки(без КФО) и как было жаль списывать комлект литых деталей фонаря пилотов.т.к.их мех.обработали по разметке,а не на ЧПУ.
      И конечно должна быть достоверная информация,ведь ссылка на кого то может ввести в заблуждение. А по поводу «согласовать» ,у ЕС есть такое право(скорректирвать,уточнять),что он и сделал.

        [Цитировать]

      • Фото аватара kalumika:

        анвар,спасибо, что прочитали мой комментарий.
        Ниже я уже пояснила Радику свою точку зрения.
        С КФО и ЧПУ я очень близко знакома. Тут белых пятен нет.
        Весь сыр-бор разгорелся только из-за не точных формулировок.
        Мы закончили наш разговор с Радиком и остались каждый при своём мнении.
        Если ЕС всё устраивает, то всё равно ни один комментарий не будет прочитан.))))
        Хозяин-барин, он и стереть может, имеет право…
        Наверно мне не стоит писать на заводские темы, расстроилась до сердечной боли…((( Удачи Вам!

          [Цитировать]

  • Фото аватара Александра:

    Очень приятно увидеть своего наставника,Романцева Анатолия Афанасьевича.Он сейчас в Москве.Мы 10 лет проработали в отделении А.И.Дергачёва.Под кураторством Бакумского.Вспоминаются не только рабочие будни,но и коллективный отдых на досуге,в выходные.Мы ездили на Сырдарью в нашу зону отдыха Чиназ.Не забываемы поездки в горы.А командировки в Киев были приключениями,ну, конечно, в свободное от работы время.И всегда во главе был Анатолий Афанасьевич,весёлый,задорный и неутомимый.

      [Цитировать]

  • Фото аватара радик газиев:

    Здравствуйте kalumika. Приятно быть втянутым в необязывающую полемику. Этот сайт больше неофициальный и дает возможность каждому высказывать свои мысли, рассуждения и предположения. Отвечаю на вопросы: 1. КФО — это система координатно фиксирующих отверстий, позволяющих упростить сборку агрегатов самолета. Нам, конструкторам, пришлось перелопатить все чертежи, чтобы ввести отверстия в сложных деталях самолета, мы познали это новшество и оценили, по достоинству. Продолжу объяснение из книги: «50 крылатых лет» Изд.»Узбекистан» Ташкент.1982г., изданной под редакцией Генерального директора ТАПОиЧ В.Н.Сивца: — …»Решение этой большой технической проблемы предложили главный инженер завода В.Н.Сивец и начальник технологического отдела С.М.Иоффе. Чтобы представить существо этой проблемы, скажем, что раньше сборка агрегатов, отсеков и узлов самолета производилось в громоздких стапелях по методу «сборка от обшивки». Это затрудняло доступ к собираемому объекту и препятствовало широкой механизации работ. Инженеры В.Н.Сивец и С.М.Иоффе предложили вести сборку самолета по координатно-фиксирующим отверстиям (КФО), что сразу расширяло фронт работ, упрощяло установку деталей в стапелях, сокращало цикл сборки, повышало производительность труда и давало возможность изготавливать взаимозаменяемые детали.
    Важным показателем высокой эффективности предложенного технологического комплекса являлось то, что он давал возможность при освоении новых изделий сразу поставить их на СЕРИЙНОЕ производство.
    Новый технологический метод был всесторонне испытан и впервые внедрен на заводе. За его разработку и внедрение инженерам В.Н.Сивцу, ныне генеральному директору Объединения и начальнику отдела С.М.Иоффе присвоены ученые степени Кандидатов Технических Наук».
    От себя добавлю, что благодаря КФО выпуск самолетов Ил-76 был доведен до 6и самолетов в месяц, что явилось мировым рекордом для сборки крупнотоннажных самолетов. Попытки изготавливать самолет Ил-76 на других авиазаводах СССР провалились, они не смогли его освоить при устаревшем методе сборки. И второе, получать без защиты степень КТН не каждому удавалось в авиации, в Москве строго следили за этим, присваивали только достойным. При желании, возможно предложить вам другие источники по результатам внедрения КФО на ТАПОиЧ.
    Переходим ко второму вопросу.
    Станки с числовым программным управлением (ЧПУ), т.е. автоматизация обработки деталей, начали внедрять на ТАПОиЧ с 1961г., однако их оценили в 1971г., когда была вручена Государственная премия республики В.Н.Сивцу, Генеральному директору ТАПОиЧ, В.А.Вайсбургу, ведущему специалисту, и ряда другим товарищам. Отдел программного управления технологическими процессами (внедрение ЧПУ), не сразу был создан, только в 1973г, когда был сформирован коллектив специалистов. Он дальше отстоял от нашего ОКБ, мы меньше сталкивались с их работой, и кроме В.А.Вайсбурга мало кого знали, однако, если сопоставить непрерывность работы в этом отделе Е.Скляревского, который по нынешним меркам, не сидел сложа руки, то можно было бы его, также, причислить к первосоздателям этого направления. Но он нас опередил, сам расписал свое место, чем предотвратил эту полемику. В дальнейшем, приму к сведению ваши замечания. С уважением, Радик.

      [Цитировать]

  • Фото аватара kalumika:

    Здравствуйте, Радик, Вы зря обижаетесь… Видимо я написала слишком длинный комменарий, и вопрос потерялся в словах.
    Итак, по пунктам: я прекрасно знаю, что такое КФО и не подвергаю сомнению их значимость в технологии самолетостроения.
    Речь идет только о терминологии, о «ШТУЧНОМ и СЕРИЙНОМ» производстве. Прочитав в Вашей статье фразу «это позволило перейти со ШТУЧНОГО производства на СЕРИЙНЫЙ выпуск самолетов» читатель, не знающий историю завода, поймёт, что до внедрения КФО было ШТУЧНОЕ производство, и только после внедрения КФО оно стала СЕРИЙНЫМ.
    Статью дала прочитать нашим заводским инженерам, и они согласились со мной.
    Всё дело в неточном построении фразы. Если бы было написано так как в Вашем комментарии «что он(способ) давал возможность при освоении НОВЫХ изделий сразу поставить их на СЕРИЙНОЕ производство.», то не было бы и вопроса.

    По второму пункту.
    Я хорошо знакома с работой отдела ЧПУ и его историей.
    Ой, теперь в комментарии Вы пишите, что « можно было бы его (ЕС) причислить к ПЕРВОСОЗДАТЕЛЯМ ????? этого направления»? Вот это даааа!!!!????
    Такими темпами он скоро станет «самее» Вайсбурга.)))
    Впрочем, если это льстит самолюбию ЕС, то можно и оставить ему все Ваши титулы.
    Он хозяин сайта, ему и карты в руки…
    Ещё раз повторю свои слова «О талантах Евгения могу написать поэму, восхищаюсь им как человеком, семьянином, инженером, интернетчиком, но не ставьте его в неловкое положение, не приписывайте ему то, чего не было. Его же обсмеют те, кто знает истинное положение вещей» Я люблю ЕС и обожаю. НО…
    Завод приучил меня к точности формулировок, этим и объясняются мои комментарии.
    Мне приятно, что Вам «Приятно быть втянутым в не обязывающую полемику.»)))
    Радик, я отношусь к Вам с большим уважением и с удовольствием читаю Ваши публикации. Спасибо Вам за сохранение истории ТАПОиЧ. До встречи.
    А для себя я решила — напишу-ка я Вайсбургу письмо, порадую Владимира Абрамовича, он-то и не подозревает о таких фактах из истории отдела, пусть узнает…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Олег:

    Вы забыли работников БПУ, а затем отдела 115 Рябчикова,Биссерова,Иванова-они непосредственно в цехах 17,92,94 и т.д.-занимались внедрением програм, ещё с 1968года

      [Цитировать]

  • Фото аватара радик газиев:

    Здравствуйте, еще раз, kalumika. Приятно с вами переписываться, причем, я не испытываю какой либо обиды. Мы далеко друг от друга и нам нечего делить, кроме наших воспоминаний. Я рад тому, что сохранились при вас инженерные кадры, которые помнят те времена, я их, с трудом, отыскиваю через этот сайт. Термины штучное и серийное производство в авиации расплывчатое. В частности, в последние годы Отечественной войны выпускалось по 40 тысяч самолетов в год. И никто не скажет, штучное или серйное производство, когда работа шла в три смены и не уходили домой спать. Также, вы ссылаетесь на предыдущие самолеты, которые массово собирались без КФО.
    Второе, Е.Скляревский проработал 20 лет в одном отделе, причем, почти со дня его основания, когда зарождалось ЧПУ и это нельзя сбрасывать со счетов, при всем моем 40летнем опыте работы среди работников ТАПОиЧ. Давайте не будем больше спорить, он сам о себе высказал, примите это, и пусть каждый останется при своем мнении. При всем уважении к В.А.Вайсбургу, вставал вопрос — кого назначить руководитеем отдела, его или Бакумского, который «родил» это новое направление, будучи в цехе 31, создал костяк, но не имел высшего образования. Многие были у истоков внедрения ЧПУ, директор В.Н.Сивец, висел, как «дамоклов меч» над каждым технологическим отделом и цехом. Но это уже история. Калумика, приятно было бы, если бы вы отважились поднять свое забрало. Здесь все свои. С уважением, Радик.

      [Цитировать]

  • Фото аватара kalumika:

    Я не стану полемизировать с Вами, но, по моим сведениям, «родил» внедрение обработки деталей на станках с ЧПУ Омельченко, а не Бакумский, при всём моём глубочайшем уважении к Бакумскому. Какой Александр Николаевич был потрясающий человек! Когда-то, он подарил мне свою статью о истории развития ЧПУ на заводе. Найти бы эту статью в своих архивах…
    Я согласна с Вами — пусть каждый остаётся при своём мнении.
    Мы люди взрослые, и каждый знает «свою» историю, имеет свой взгляд на события и интерпретирует их в меру погружения в материал.
    Копья ломать не будем, да и забрало поднимать не стоит, я здесь редко пишу комментарии. До встречи. С уважением, kalumika.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Константин ташкентский:

    Спорщики, вы. Вспомните Шурика Михаила Борисовича. Он был первым и единственным начальником 17-го цеха, который не отказался установить у себя в цехе первые станки с ЧПУ. Все остальные начальники цехов отказались. Ведь за работу каждого станка надо отчитываться ежемесячно, если вам это не известно. А о какой производительности этих станков могла идти речь, если специалистов тогда не было вообще никого? А «втык» делают каждый месяц. Михаил Борисович сумел подобрать людей, которые эту работу достаточно быстро освоили. Кстати, и него не было высшего образования, только участие в боевых действиях по взятию общеизвестной «Малой земли». Отчаянный был человек, до самого конца. Только такие люди, с их авантюристическим характером, способны на подобные поступки. Бакумский и Шурик дружили друг с другом, жили недалеко друг от друга — метров двести.
    Сразу после службы в армии мне довелось поработать в 102 отделе у Михаила Борисовича и что мне в нём очень нравилось, так это его очень трезвый подход к любому вопросу и способность осваивать новые знания. Пока М.Б. лежал в больнице я немного модернизировал его систему учета. Когда он вышел из больницы, то мы «поспорили» с ним на тему моей «модернизации» так, на говорили четвертом этаже, что слышно было на первом. Но уже через неделю он стал ходить на отчеты к Султанову с моей тетрадкой, а через месяц и себе такую же завел.
    На счет полной взаимозаменяемости деталей планера самолета. В конце 70-х была большая поставка самолетов то ли в Иран, то ли в Ирак и их приемщики потребовали, чтобы створки грузового люка были полностью взаимозаменяемыми. А до этого «дядя Ваня» со своей кувалдой обеспечивал их «взаимозаменяемость». В шаблоне была ошибка и он её «исправлял на месте», и это не смотря на 100% совпадение всех КФО. Жизнь есть жизнь.
    Когда в 102 отделе меня второй раз «отгрузили» на сельхозработы, то мне стало ясно, что на заводе есть резерв людей, предназначенный для постоянного выезда на эти самые сельхозработы. Находиться постоянно в этом резерве мне не захотелось, потому при случае я и перешел в 31-й программистом. Нашего единственного КТН Романцева А.А. знал хорошо и по Ташкенту, и по Киеву. Два недостатка у него было — он всегда старался перенести ответственность за неудачные решения на своих исполнителей. «У неё дома дети болеют, она не может полностью сосредоточиться на работе». Второй это постоянное стремление передать любое полученное задание в другое КБ. Но в любых компаниях он действительно исключителен.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Александр Немировский:

    Ну вы даёте товарищи. Ведь все правы, но каждый «пляшет от своего фонаря». Да, в какой то степени производство элементов и было штучным.
    Попробую обосновать свое мнение.
    Первоначально изготовление и сборка всегда имели только плоскостную привязку(базировку). Технологическая документация оговаривала систему сборочных отверстий, базовых плоскостей и т.д., но все это базировалось на плоскость. Плаз — прорисовка в плоскости, да и рабочие чертежи далеко не всегда могут передать геометрию элемента или сборки в объеме. Поэтому в стапелях передусматривались установочные плоскости, направляющие и т.д. И в данной ситуации стыковочные отверстия часто вскрывались уже в стапеле, т.е. по месту. При этом методе о полной взаимозаменяемости и речи быть не могло. Отсюда, как мне кажется и понятие «штучное».
    Сборка по КФО, использование станков с ЧПУ предусматривают объемную проработку и моделирование. Появляются «математические модели» элементов. Соответственно необходимость доработки по месту если и не исчезла, то уменьшилась многократно. Здесь уже можно говорить о взаимозаменяемости элементов, а значит и о серии.
    Мой пост получился несколько сумбурным, но предшествующие отзывы показывают что нет необходимости детально описывать что такое «математическая модель» и как её появление повлияло на методы производства и сборки.
    От себя добавлю, что крайне уважаю Бакумского и считаю что и его идеи дали толчок развитию 115 отдела.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Константин ташкентский:

      Александр Немировский, Вы правы. В моём случае со створками была ошибка на плазе. Там угол в 10 или 15 градусов был отложен не в «ту сторону», а потом всё сгладили.
      Кстати и в креплениях крыльев. Стягивающие болты должны были идти с шагом 100 мм по эквидистанте к поверхности, а они на плазе были прорисованы с шагом 100 мм линейно друг от друга. Суммарная ошибка набегала порядка 8 мм. Это много, а исправлено это было только в 1978 году.
      Личный вопрос. Владимир Немировский, учившийся в начале 70-х в ТашИИТе, а потом выступавший в театре им. Горького Вам известен?

        [Цитировать]

  • Фото аватара ЕС:

    Еще раз: я не первосоздатель отдела, пришел в 1978 году, а отдел создан в 1964 году. (В 1979 отмечали 15-летие, в 84 — 20-летие, в 89 — 25-летие). Когда мой выпуск мехфака пришел — уже все было отлажено, мы включились в созданный работающий механизм подготовки и внедрения обработки на станках с ЧПУ. Моя роль совсем скромная по сравнению с вкладом Рябчикова Ю. И., Шпигнера В. А., Иващенко В. И. Розиева Б. Х., Черепановой М. В., Соломенного Ю. И., Казанцева Юры и многих других.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.