Из истории пчеловодства Узбекистана Разное

Ссылку прислала Кира Геллер.

К. К. РАХМАТОВ, старший научный сотрудник отдела пчеловодства Узбекского научно-исследовательского института животноводства

История пчеловодства Среднеазиатских республик  тесно связана с развитием сельского хозяйства. По данным ряда авторов, в Средней Азии (бывшем Туркестанском крае) медоносные пчелы появились во второй половине XIX столетия (О. Поспелов, 1900; Н. Шавров, 1911; Л. Аренс, 1930). Они указывают, что впервые пчелы были завезены в Семиречье (окрестности Копала) в 1848 г., в Ташкент – в 1872 г., в Фергану – в 1880 г., в Самарканд – в 1898 г., и в Катта-Курган  — в 1894 г.

В меаценовую эпоху территория Туркестана была дном третичного Средиземного моря. Образовавшаяся впоследствии на этом месте пустыня, должно быть, помешала пчелам поселиться в Туркестане в послеледниковый период.

Но что же лишило пчел возможности перебраться в исторические времена из Персии, Афганистана или даже Ирана, по крайней мере, в Южный Туркестан – туда, где были благоприятные условия для их существования: длительный вегетационный период, короткая и мягкая зима, разнообразная медоносная растительность, особенно в предгорьях и горных лесных районах? Возникает мысль о том, а не существовало ли в Средней Азии в древности пчеловодство, которое было заброшено или уничтожено позднейшими завоевателями?

В подтверждение последнего предположения мы можем сослаться на знаменитый киргизский эпос «Манас». В трех его главах упоминается о пчелах и меде. Трудно думать, что это — наслоение последних столетий. Заслуживает внимания то, что мед упоминается наряду с наиболее ценными продуктами питания — салом, мясом, хлебом и чаем. Сведения о пчелах приводятся наравне со сведениями о мощи страны, о количестве населения и поголовья скота.
В статье П. С. Массагетова (1927 г.) о Среднеазиатском пчеловодном районе указывается, что, в результате идеальных условий для пчеловождения, в лесах имеется масса семей одичавших пчел, и здесь развит целый промысел в виде бортничества. Далее автор пишет, что найденных пчел выкуривают огнем, и часто из-за нескольких фунтов меда гибнут большие пространства ценнейшего леса.

Что ещё почитать:  Про лабиринты и туристический потенциал

Указание Л. Е. Аренса (1930 г.) на то, что местное население Средней Азии называет пчелу «русской осой», не вполне соответствует действительности. На узбекском языке пчелу называли и называют «бол ари» и «асал ари», на таджикском — «ору-асал», что в дословном переводе на русский язык означает «медоносная пчела», в не «русская оса».
Продукты пчеловодства потреблялись в пищу крестьянами среднеазиатских народностей с древних времен. Великий узбекский ученый Абу Али ибн Сина (Авиценна) в «Каноне врачебной науки», который является одним из замечательных памятников культуры народов Средней Азии, много писал о пчелах, меде и воске.

Например, во второй книге, в разделе «О простых лекарствах и лекарственных средствах», Авиценна пишет, что «мед есть скрытая от взоров роса, выпадающая на цветках и на других растениях, которую собирают пчелы… Я полагаю, что мед оказывает влияние на поведение пчел, и что пчелы собирают его для пропитания и запасают… Существует вид меда острый и ядовитый. Лучший мед — весенний и летний».
А. Жоравко (1843 г.) в своей статье «Опыт исторического обзора развития пчеловодства в России» («Труды Вольного экономического общества»), вышедшей и отдельной брошюрой, указывает, что в 1792 году в Томской губернии был организован обширный пчельник. Его мед по своим превосходным качествам соперничал на Ирбитской ярмарке с медом башкир, киргизцев и черемисов. Таким образом, еще в конце XVIII века, то есть почти на сто лет раньше указанного Л. Е. Аренсом и другими авторами срока завоза в Среднюю Азию пчел, киргизский мед был известен далеко за пределами края.
Для того чтобы установить подлинную историю возникновения и развития пчеловодства в Средней Азии, необходимо изучить материалы по истории пчеловодства на Ближнем Востоке – в Персии, Афганистане, а также памятники среднеазиатской культуры. Имеющиеся литературные данные говорят о том, что пчеловодство как отрасль сельского хозяйства стало развиваться в бывшем Туркестане с конца XIX-начала XX века. Его распространению среди местного населения способствовали русские военнослужащие и чиновники.
Следует отметить, что особенно успешно развивалось пчеловодство в Самаркандской области. В 1903 году здесь открылась первая опытная пасека. Первоначально пчеловодством занимались русские, но затем и местные жители стали интересоваться новым полезным делом, и успешно его развивать. Об этом свидетельствует избрание в 1902 году Р. Турсунбаева и М. Яукаштаева почетными членами общества пчеловодов при Императорском Русском обществе акклиматизации животных и растений.
Развивалось и кочевое пчеловодство. Местные жители перевозили пчел к источникам медосбора на верблюдах и волах. Однако распространение пчеловодства среди коренных жителей задерживалось тем, что отсутствовала литература на языках местного населения.
Поэтому очень важным событием было издание на узбекском языке в 1908 году в Самарканде книги Л. Л. Ланготрота «Пчела и улей». Переводчик этой книги, Какаибай Абдухаликов, подобрал все необходимые термины и изложил материал в доступной для пчеловодов форме. В своё время эта книга была учебником пчеловодства для жителей Туркестанского края. В настоящее время она является библиографической редкостью.
Подробных данных о состоянии пчеловодства Средней Азии в дореволюционный период не имеется. А. Ковалевский (1923 г.) указывает, что до 1914 года  пасека меньше, чем на 100 ульев, в Наманганском уезде считалась маленькой. На рынках Туркестана продавалось по несколько вагонов меда в год. Пчеловоды участвовали в выставках, устраиваемых в Петрограде и других городах.
В 1918 году в Наманганском уезде был организован союз пчеловодов, объединивший собой 40 человек. По данным Н. Н Шилина (1915 г.), в Средней Азии в 1909 году насчитывалось, в общей сложности, 1.844 пасеки и 83.907 семей пчел (учитывались пчелиные семьи, находящиеся в дуплах арчовых колод и в глинобитных ульях).
На совещании сельскохозяйственной секции, проходившем в Ташкенте 28 января 1926 года, сообщалось, что, по сравнению с довоенным временем (1914—1918 г.г.), число пчелиных семей в Средней Азии сократилось на 60%.
В некоторых низинных районах пчеловоды использовали глинобитные ульи, предохраняющие пчел от перегрева. На стационарных пасеках предгорных и горных районов пчел содержали в двух-трехкорпусных и дадановских ульях, а также в ульях с полуподставками и лежаками на 30 и даже 50 рамок.
Особенно важное значение пчеловодство приобрело в связи с расширением посевов хлопчатника, люцерны и других кормовых бобовых трав, а также бахчей и садов.

8 комментариев

  • жалкоупчёлки:

    Катта рахмат. Познавательно.

      [Цитировать]

  • зухра:

    Над моей квартирой, на втором этаже живет чудесная семья Оганесян. Глава семейства, Петрос Мовсесович (1925-2008), в 70-80е был начальником Узпчеловодства. Это те времена, когда в каждом магазине продавался мед в майонезных баночках, причем мед этот был довольно хорошего качества. Петрос Мовсесович был образцом вежливости, внимательности, доброты, порядочности и трудолюбия. Когда каждый вечер я видела в окно, что дядя Петя делает свою обязательную прогулку и разминку, это вселяло чувство покоя и размеренности и означало, что жизнь идет своим чередом и в нашем «королевстве» все спокойно. В 2008 году он ушел из жизни, но нет дня, чтобы я его не вспомнила с самыми добрыми мыслями.

    Петрос Мовсесович был фронтовиком, танкистом, прожил нелегкую жизнь полную труда и работы над собой. Он был главой очень хорошей и дружной семьи, отличным зятем, мужем, отцом, дедом, а для меня лучшим соседом. Дочь его, Людмила Петросовна, моя подруга, работает врачом окулистом в одной из поликлиник Ташкента. Я попросила ее поделиться фактами из жизни дяди Пети, как его мы называли, и Людмила Петросовна любезно принесла кое-какие материалы, освещающие биографию этого замечательного человека.

    У меня в руках характеристика на начальника «Узпчелопрома» Министерства Сельского хозяйства тов. Оганесяна Петроса Мовсесовича, подписанная министром Уркинбаевым, где говорится, что тов. Оганесян 1925 г.р. в 1955 году окончил Ереванский зооветеринарный институт…. В 1970 поступил в аспирантуру Тимирязевской сельхозакадемии….
    На столе у меня лежит автореферат его кандидатской диссертации на тему «Производство ранних плодных пчелиных маток и пакетных семей в Узбекской ССР». Он успешно защитил кандидатскую диссертацию в 1978 году.
    С 1966 года и до выхода на персональную пенсию в конце 80х работал начальником Узпчелопрома министерства, который в 1976 году был преобразован в республиканское хозрасчетное объединение производственное Узпчелопром МСХ УзССР. За годы руководства тов. Оганесян П.М. управление пчеловодства выросло в крупное объединение с годовым объемом реализации 12 млн. руб. и прибылью 1,6 млн. руб.

    Начиная с 1970 года пчеловодство Узбекистана из маломощных питомников развилось в крупное специализированное, механизированное предприятие, базирующееся на научно-технической и промышленной основе производства, имеющее в составе более 60 пчеловодческих совхозов, заготовительных пунктов, цехов и других вспомогательных организаций.
    Узпчелопром координирует развитие отрасли во всех категориях хозяйств республики, снабжает их всем необходимым пчеловодным инвентарем и оборудованием.

    Далее сказано немало положительных характеристик касательно личных качеств Петроса Мовсесовича, но я их пока опущу, по причине несоответствия теме статьи. Но нижеследующее пропустить никак не могу: Тов. Оганесян П.М. участник Великой Отечественной Войны 1041-1945 гг., имеет боевые награды. Он также награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями СССР и Почетными Грамотами президиума Верховного Совета Узбекской ССР.

    Людмила Петросовна принесла также грамоты, дипломы, золотую и серебряную медали ВДНХ за успехи в развитии народного хозяйства, телеграммы и поздравления от правительства, а также от руководства Тимирязевской Академии, подписанную Эрнстом, ректором академии.

      [Цитировать]

  • Ю.Ф.:

    Весьма интересный материал, причем по узкоспециализированной теме, по которой трудно было бы найти столько информации. Спасибо автору. Мне доводилось читать, что появление пчеловодства в Туркестане связывалось с именем первого генерал-губернатора К.П.Кауфмана, который действительно был инициатором многих полезных начинаний в Туркестане. Но пчелы, все-таки, наверное были известны здесь и ранее, но не разводились, так сказать, в домашних условиях.
    Очень существенное дополнение о пчеловодстве в 70-80 годы от Зухры, спасибо.
    PS: может быть опечатка, но я обратил внимание, что у автора дважды перечислялись страны — Иран и Персия, но это ведь два названия одной страны?

      [Цитировать]

  • Дильшод:

    Спасибо автору! Интересно! Особенно про моего прадеда!

      [Цитировать]

  • Александр Львов (Гусев):

    Здравствуйте, уважаемые авторы и читатели!
    Очень интересная тема!
    Мой дедушка — Львов Петр Васильевич, уйдя на пенсию увлекался множеством хобби, но самое большое хобби — любительская пасека.
    На выставке пчеловодства в Москве в начале 70-х улей конструкции Львова Петра Васильевича занял первое место и дедушку наградили золотыми именными часами.
    Дедушка активно занимался пчеловодством примерно с конца пятидесятых до 1977 года.
    В 70-е годы он выполнял обязанности Председателя Общества Пчеловодов Узбекистана. Его заместителем был также военный пенсионер полковник запаса Кицелло. У общества была своя пасека и ею активно занимался прекрасный человек и пчеловол-профессионал — Анвар Ахатович Амиров.
    Если кто помнит моего дедушку или его коллег буду рад получить письмо по адресу gusev@hydrogen.ru на имя Александра Леонидовича Гусева (Львова).

      [Цитировать]

  • Салам Алейкум! Я пчеловод из Туркменистана.  Я поддерживаю ув. Рахматова, и соглашусь с его доводами о существовании местных среднеазиатских сородичей медоносных пчёл. Я много наблюдал за пойманными мной дикими пчелиными роями. В отличии от европейских пород пчёл они много строили на дне улья соты из чёрного воска, своего рода резервуары для хранения воды и временного складирования свежего нектара, при обильном взятке. Предпологаю что эти резервуары нужны пчёлам для смягчения сухого воздуха, регулирования влажности воздуха при нашем знойном климате. Возможно так они приспособились к засушливым условиям, т.е эволюционировали.
    Приведу ещё несколько неопровержимых доказательств. Кто не знает великого туркменского поэта Магтумкули (1723-1783гг.) Приведу его строки:  Aryñ zäherini datmadyk, balyñ gadryny näbilsin! Что означает: кто не чувствовал на себе боль от горьких пчелиных укусов, тот не знает цену мёда. Как поняли, строки были написаны задолго до русских переселенцев. А знаменитая пословица: «Бол-1001 дарднинг дармони!»- которому тысячу лет!
    В 1957 году в Бразилии вывели новую породу пчёл, которая быстро распространилась до США за 30-лет. Учёные хотели получить более продуктивную породу, путем скрещивания агрессивной африканской с европейскими пчёлами. Они просчитались, и в итоге получились так называемые «пчёлы — убийцы». Но мы не об этом. Посмотрите, всего за 30-лет они окуппировали оба материка, продвигались со скоростью 270-км в год. Конечно, эти пчёлы агрессивнее других сородичей, но они всё же физиологически один вид. Нас интересует то что они за 30 лет заполнили 2-континента.
    А у нас? Думаете, что в Средней Азии не было своих местных, аклиматизированных аборигенных пчёл? Если известно что существовали:
    — на севере среднерусская порода;
    — на западе кавказские пчёлы; турецкие «Анадолу»
    — на юге сирийские; персидские; 
    — на востоке индийские; китайские! А наш регион они могли обойти?
     Аральское море по мнению учёных образовалось 15 тысяч лет назад, а ледниковый период отступил 8 тысяч лет назад. И пчёлы начали осваивать северные лесные территории Европы и России. Вряд-ли пчёлы пропустили бы такие огромные территории, если у нас сейчас полно земляных пчёл, сородичей медоносных, которых никто не завозил.

    Возможно всё дело в религии. В нашем регионе не было пчеловодства как промысла, потому что к пчёлам относились как священным животным, боялись и их не трогали. В «священном Коране» есть 16-сура, где написано:
    » Твой Господь внушил пчеле: «Воздвигай жилища в горах, на деревьях и в строениях. А потом питайся всевозможными плодами и следуй по путям твоего Господа, которые доступны тебе». Из брюшков пчел исходит питье разных цветов, которое приносит людям исцеление. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих.» Возможно поэтому пчелы развивались только на воле, и разорять их «гнезда», было грехом. Источников конечно мало, так как в Средней Азии сменилось несколько цивилизаций, и наш регион пережил несколько потрясений, библиотеки и рукописи горели… и т.д.

    С уважением Фахриддин Исмаилович!

      [Цитировать]

  • И на основе этих местных популяции я начал с волей Аллаха, я начал селекционные работы по созданию новой среднеазиатской термоустойчивой популяции медоносных пчелы «Genç» (Генч-жемчужина). В условиях засушливого и знойного лета, опустынивания земель и оскуднения медоносов, и тем более резкого потепления климата актуальность проблемы выживания пчел становится проблемой глобальной продуктовой безопасности, органического биоразнообразия нашей планеты. Возможно мои исследования будут кому-то интересны мои первые исследования:
    https://agrarii.com/tayna-suhoy-i-mokroy-pechatki-myoda-u-raznyh-porod-pchyol/

    https://agrarii.com/samaya-luchshaya-poroda-medonosnyh-pchyol/

    Спасибо! С уважением Фахриддин Якубов!
    http://www.gench-honey@Com
    пишите на gench.honey@gmail.com

      [Цитировать]

  • Сергей Евгеньевич:

    Фахриддин Якубов. Вы путаете понятия, и доказываете что на территории Средней Азии жили какие-то насекомые которые собирали нектар, это одно, а то что пчеловодства не было до прихода русских это другое. Вы приводите литературные доказательства, но в тюрских языках до сих пор пчела и оса одно слово ари, а слов с связанных с пчеловодством нет: расплод, матка, личинка, маточник, детва, детка, леток, потолочина, холстик, медогонка, вощина, забрус, соты, сушь, напрыск, начатки, трутень, трутовка, рой и т.д. Не было пчеловодства, и не было нужды в этих словах. А по поводу Жемчужины, это тоже вторично, брат Адам 50-е годы.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.