Из истории пчеловодства Узбекистана Разное
Ссылку прислала Кира Геллер.
К. К. РАХМАТОВ, старший научный сотрудник отдела пчеловодства Узбекского научно-исследовательского института животноводства
История пчеловодства Среднеазиатских республик тесно связана с развитием сельского хозяйства. По данным ряда авторов, в Средней Азии (бывшем Туркестанском крае) медоносные пчелы появились во второй половине XIX столетия (О. Поспелов, 1900; Н. Шавров, 1911; Л. Аренс, 1930). Они указывают, что впервые пчелы были завезены в Семиречье (окрестности Копала) в 1848 г., в Ташкент – в 1872 г., в Фергану – в 1880 г., в Самарканд – в 1898 г., и в Катта-Курган — в 1894 г.
В меаценовую эпоху территория Туркестана была дном третичного Средиземного моря. Образовавшаяся впоследствии на этом месте пустыня, должно быть, помешала пчелам поселиться в Туркестане в послеледниковый период.
Но что же лишило пчел возможности перебраться в исторические времена из Персии, Афганистана или даже Ирана, по крайней мере, в Южный Туркестан – туда, где были благоприятные условия для их существования: длительный вегетационный период, короткая и мягкая зима, разнообразная медоносная растительность, особенно в предгорьях и горных лесных районах? Возникает мысль о том, а не существовало ли в Средней Азии в древности пчеловодство, которое было заброшено или уничтожено позднейшими завоевателями?
В подтверждение последнего предположения мы можем сослаться на знаменитый киргизский эпос «Манас». В трех его главах упоминается о пчелах и меде. Трудно думать, что это — наслоение последних столетий. Заслуживает внимания то, что мед упоминается наряду с наиболее ценными продуктами питания — салом, мясом, хлебом и чаем. Сведения о пчелах приводятся наравне со сведениями о мощи страны, о количестве населения и поголовья скота.
В статье П. С. Массагетова (1927 г.) о Среднеазиатском пчеловодном районе указывается, что, в результате идеальных условий для пчеловождения, в лесах имеется масса семей одичавших пчел, и здесь развит целый промысел в виде бортничества. Далее автор пишет, что найденных пчел выкуривают огнем, и часто из-за нескольких фунтов меда гибнут большие пространства ценнейшего леса.
Указание Л. Е. Аренса (1930 г.) на то, что местное население Средней Азии называет пчелу «русской осой», не вполне соответствует действительности. На узбекском языке пчелу называли и называют «бол ари» и «асал ари», на таджикском — «ору-асал», что в дословном переводе на русский язык означает «медоносная пчела», в не «русская оса».
Продукты пчеловодства потреблялись в пищу крестьянами среднеазиатских народностей с древних времен. Великий узбекский ученый Абу Али ибн Сина (Авиценна) в «Каноне врачебной науки», который является одним из замечательных памятников культуры народов Средней Азии, много писал о пчелах, меде и воске.
Например, во второй книге, в разделе «О простых лекарствах и лекарственных средствах», Авиценна пишет, что «мед есть скрытая от взоров роса, выпадающая на цветках и на других растениях, которую собирают пчелы… Я полагаю, что мед оказывает влияние на поведение пчел, и что пчелы собирают его для пропитания и запасают… Существует вид меда острый и ядовитый. Лучший мед — весенний и летний».
А. Жоравко (1843 г.) в своей статье «Опыт исторического обзора развития пчеловодства в России» («Труды Вольного экономического общества»), вышедшей и отдельной брошюрой, указывает, что в 1792 году в Томской губернии был организован обширный пчельник. Его мед по своим превосходным качествам соперничал на Ирбитской ярмарке с медом башкир, киргизцев и черемисов. Таким образом, еще в конце XVIII века, то есть почти на сто лет раньше указанного Л. Е. Аренсом и другими авторами срока завоза в Среднюю Азию пчел, киргизский мед был известен далеко за пределами края.
Для того чтобы установить подлинную историю возникновения и развития пчеловодства в Средней Азии, необходимо изучить материалы по истории пчеловодства на Ближнем Востоке – в Персии, Афганистане, а также памятники среднеазиатской культуры. Имеющиеся литературные данные говорят о том, что пчеловодство как отрасль сельского хозяйства стало развиваться в бывшем Туркестане с конца XIX-начала XX века. Его распространению среди местного населения способствовали русские военнослужащие и чиновники.
Следует отметить, что особенно успешно развивалось пчеловодство в Самаркандской области. В 1903 году здесь открылась первая опытная пасека. Первоначально пчеловодством занимались русские, но затем и местные жители стали интересоваться новым полезным делом, и успешно его развивать. Об этом свидетельствует избрание в 1902 году Р. Турсунбаева и М. Яукаштаева почетными членами общества пчеловодов при Императорском Русском обществе акклиматизации животных и растений.
Развивалось и кочевое пчеловодство. Местные жители перевозили пчел к источникам медосбора на верблюдах и волах. Однако распространение пчеловодства среди коренных жителей задерживалось тем, что отсутствовала литература на языках местного населения.
Поэтому очень важным событием было издание на узбекском языке в 1908 году в Самарканде книги Л. Л. Ланготрота «Пчела и улей». Переводчик этой книги, Какаибай Абдухаликов, подобрал все необходимые термины и изложил материал в доступной для пчеловодов форме. В своё время эта книга была учебником пчеловодства для жителей Туркестанского края. В настоящее время она является библиографической редкостью.
Подробных данных о состоянии пчеловодства Средней Азии в дореволюционный период не имеется. А. Ковалевский (1923 г.) указывает, что до 1914 года пасека меньше, чем на 100 ульев, в Наманганском уезде считалась маленькой. На рынках Туркестана продавалось по несколько вагонов меда в год. Пчеловоды участвовали в выставках, устраиваемых в Петрограде и других городах.
В 1918 году в Наманганском уезде был организован союз пчеловодов, объединивший собой 40 человек. По данным Н. Н Шилина (1915 г.), в Средней Азии в 1909 году насчитывалось, в общей сложности, 1.844 пасеки и 83.907 семей пчел (учитывались пчелиные семьи, находящиеся в дуплах арчовых колод и в глинобитных ульях).
На совещании сельскохозяйственной секции, проходившем в Ташкенте 28 января 1926 года, сообщалось, что, по сравнению с довоенным временем (1914—1918 г.г.), число пчелиных семей в Средней Азии сократилось на 60%.
В некоторых низинных районах пчеловоды использовали глинобитные ульи, предохраняющие пчел от перегрева. На стационарных пасеках предгорных и горных районов пчел содержали в двух-трехкорпусных и дадановских ульях, а также в ульях с полуподставками и лежаками на 30 и даже 50 рамок.
Особенно важное значение пчеловодство приобрело в связи с расширением посевов хлопчатника, люцерны и других кормовых бобовых трав, а также бахчей и садов.
Катта рахмат. Познавательно.
Над моей квартирой, на втором этаже живет чудесная семья Оганесян. Глава семейства, Петрос Мовсесович (1925-2008), в 70-80е был начальником Узпчеловодства. Это те времена, когда в каждом магазине продавался мед в майонезных баночках, причем мед этот был довольно хорошего качества. Петрос Мовсесович был образцом вежливости, внимательности, доброты, порядочности и трудолюбия. Когда каждый вечер я видела в окно, что дядя Петя делает свою обязательную прогулку и разминку, это вселяло чувство покоя и размеренности и означало, что жизнь идет своим чередом и в нашем «королевстве» все спокойно. В 2008 году он ушел из жизни, но нет дня, чтобы я его не вспомнила с самыми добрыми мыслями.
Петрос Мовсесович был фронтовиком, танкистом, прожил нелегкую жизнь полную труда и работы над собой. Он был главой очень хорошей и дружной семьи, отличным зятем, мужем, отцом, дедом, а для меня лучшим соседом. Дочь его, Людмила Петросовна, моя подруга, работает врачом окулистом в одной из поликлиник Ташкента. Я попросила ее поделиться фактами из жизни дяди Пети, как его мы называли, и Людмила Петросовна любезно принесла кое-какие материалы, освещающие биографию этого замечательного человека.
У меня в руках характеристика на начальника «Узпчелопрома» Министерства Сельского хозяйства тов. Оганесяна Петроса Мовсесовича, подписанная министром Уркинбаевым, где говорится, что тов. Оганесян 1925 г.р. в 1955 году окончил Ереванский зооветеринарный институт…. В 1970 поступил в аспирантуру Тимирязевской сельхозакадемии….
На столе у меня лежит автореферат его кандидатской диссертации на тему «Производство ранних плодных пчелиных маток и пакетных семей в Узбекской ССР». Он успешно защитил кандидатскую диссертацию в 1978 году.
С 1966 года и до выхода на персональную пенсию в конце 80х работал начальником Узпчелопрома министерства, который в 1976 году был преобразован в республиканское хозрасчетное объединение производственное Узпчелопром МСХ УзССР. За годы руководства тов. Оганесян П.М. управление пчеловодства выросло в крупное объединение с годовым объемом реализации 12 млн. руб. и прибылью 1,6 млн. руб.
Начиная с 1970 года пчеловодство Узбекистана из маломощных питомников развилось в крупное специализированное, механизированное предприятие, базирующееся на научно-технической и промышленной основе производства, имеющее в составе более 60 пчеловодческих совхозов, заготовительных пунктов, цехов и других вспомогательных организаций.
Узпчелопром координирует развитие отрасли во всех категориях хозяйств республики, снабжает их всем необходимым пчеловодным инвентарем и оборудованием.
Далее сказано немало положительных характеристик касательно личных качеств Петроса Мовсесовича, но я их пока опущу, по причине несоответствия теме статьи. Но нижеследующее пропустить никак не могу: Тов. Оганесян П.М. участник Великой Отечественной Войны 1041-1945 гг., имеет боевые награды. Он также награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями СССР и Почетными Грамотами президиума Верховного Совета Узбекской ССР.
Людмила Петросовна принесла также грамоты, дипломы, золотую и серебряную медали ВДНХ за успехи в развитии народного хозяйства, телеграммы и поздравления от правительства, а также от руководства Тимирязевской Академии, подписанную Эрнстом, ректором академии.
Весьма интересный материал, причем по узкоспециализированной теме, по которой трудно было бы найти столько информации. Спасибо автору. Мне доводилось читать, что появление пчеловодства в Туркестане связывалось с именем первого генерал-губернатора К.П.Кауфмана, который действительно был инициатором многих полезных начинаний в Туркестане. Но пчелы, все-таки, наверное были известны здесь и ранее, но не разводились, так сказать, в домашних условиях.
Очень существенное дополнение о пчеловодстве в 70-80 годы от Зухры, спасибо.
PS: может быть опечатка, но я обратил внимание, что у автора дважды перечислялись страны — Иран и Персия, но это ведь два названия одной страны?
Спасибо автору! Интересно! Особенно про моего прадеда!
Здравствуйте, уважаемые авторы и читатели!
Очень интересная тема!
Мой дедушка — Львов Петр Васильевич, уйдя на пенсию увлекался множеством хобби, но самое большое хобби — любительская пасека.
На выставке пчеловодства в Москве в начале 70-х улей конструкции Львова Петра Васильевича занял первое место и дедушку наградили золотыми именными часами.
Дедушка активно занимался пчеловодством примерно с конца пятидесятых до 1977 года.
В 70-е годы он выполнял обязанности Председателя Общества Пчеловодов Узбекистана. Его заместителем был также военный пенсионер полковник запаса Кицелло. У общества была своя пасека и ею активно занимался прекрасный человек и пчеловол-профессионал — Анвар Ахатович Амиров.
Если кто помнит моего дедушку или его коллег буду рад получить письмо по адресу gusev@hydrogen.ru на имя Александра Леонидовича Гусева (Львова).
Салам Алейкум! Я пчеловод из Туркменистана. Я поддерживаю ув. Рахматова, и соглашусь с его доводами о существовании местных среднеазиатских сородичей медоносных пчёл. Я много наблюдал за пойманными мной дикими пчелиными роями. В отличии от европейских пород пчёл они много строили на дне улья соты из чёрного воска, своего рода резервуары для хранения воды и временного складирования свежего нектара, при обильном взятке. Предпологаю что эти резервуары нужны пчёлам для смягчения сухого воздуха, регулирования влажности воздуха при нашем знойном климате. Возможно так они приспособились к засушливым условиям, т.е эволюционировали.
Приведу ещё несколько неопровержимых доказательств. Кто не знает великого туркменского поэта Магтумкули (1723-1783гг.) Приведу его строки: Aryñ zäherini datmadyk, balyñ gadryny näbilsin! Что означает: кто не чувствовал на себе боль от горьких пчелиных укусов, тот не знает цену мёда. Как поняли, строки были написаны задолго до русских переселенцев. А знаменитая пословица: «Бол-1001 дарднинг дармони!»- которому тысячу лет!
В 1957 году в Бразилии вывели новую породу пчёл, которая быстро распространилась до США за 30-лет. Учёные хотели получить более продуктивную породу, путем скрещивания агрессивной африканской с европейскими пчёлами. Они просчитались, и в итоге получились так называемые «пчёлы — убийцы». Но мы не об этом. Посмотрите, всего за 30-лет они окуппировали оба материка, продвигались со скоростью 270-км в год. Конечно, эти пчёлы агрессивнее других сородичей, но они всё же физиологически один вид. Нас интересует то что они за 30 лет заполнили 2-континента.
А у нас? Думаете, что в Средней Азии не было своих местных, аклиматизированных аборигенных пчёл? Если известно что существовали:
— на севере среднерусская порода;
— на западе кавказские пчёлы; турецкие «Анадолу»
— на юге сирийские; персидские;
— на востоке индийские; китайские! А наш регион они могли обойти?
Аральское море по мнению учёных образовалось 15 тысяч лет назад, а ледниковый период отступил 8 тысяч лет назад. И пчёлы начали осваивать северные лесные территории Европы и России. Вряд-ли пчёлы пропустили бы такие огромные территории, если у нас сейчас полно земляных пчёл, сородичей медоносных, которых никто не завозил.
Возможно всё дело в религии. В нашем регионе не было пчеловодства как промысла, потому что к пчёлам относились как священным животным, боялись и их не трогали. В «священном Коране» есть 16-сура, где написано:
» Твой Господь внушил пчеле: «Воздвигай жилища в горах, на деревьях и в строениях. А потом питайся всевозможными плодами и следуй по путям твоего Господа, которые доступны тебе». Из брюшков пчел исходит питье разных цветов, которое приносит людям исцеление. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих.» Возможно поэтому пчелы развивались только на воле, и разорять их «гнезда», было грехом. Источников конечно мало, так как в Средней Азии сменилось несколько цивилизаций, и наш регион пережил несколько потрясений, библиотеки и рукописи горели… и т.д.
С уважением Фахриддин Исмаилович!
И на основе этих местных популяции я начал с волей Аллаха, я начал селекционные работы по созданию новой среднеазиатской термоустойчивой популяции медоносных пчелы «Genç» (Генч-жемчужина). В условиях засушливого и знойного лета, опустынивания земель и оскуднения медоносов, и тем более резкого потепления климата актуальность проблемы выживания пчел становится проблемой глобальной продуктовой безопасности, органического биоразнообразия нашей планеты. Возможно мои исследования будут кому-то интересны мои первые исследования:
https://agrarii.com/tayna-suhoy-i-mokroy-pechatki-myoda-u-raznyh-porod-pchyol/
https://agrarii.com/samaya-luchshaya-poroda-medonosnyh-pchyol/
Спасибо! С уважением Фахриддин Якубов!
http://www.gench-honey@Com
пишите на gench.honey@gmail.com
Фахриддин Якубов. Вы путаете понятия, и доказываете что на территории Средней Азии жили какие-то насекомые которые собирали нектар, это одно, а то что пчеловодства не было до прихода русских это другое. Вы приводите литературные доказательства, но в тюрских языках до сих пор пчела и оса одно слово ари, а слов с связанных с пчеловодством нет: расплод, матка, личинка, маточник, детва, детка, леток, потолочина, холстик, медогонка, вощина, забрус, соты, сушь, напрыск, начатки, трутень, трутовка, рой и т.д. Не было пчеловодства, и не было нужды в этих словах. А по поводу Жемчужины, это тоже вторично, брат Адам 50-е годы.
<фрагмент удалён>
Многие тюрки издревле занимались занимались пчеловодством, а значит была и есть и профессиональная лексика. Возраст снаряжения бортника, найденного на территории Бирского могильника в Республике Башкортостан 1500лет. Урал это холодный резкий климат, короткое лето, но мёд добывался. По Вашему в благоприятном среднеазиатском климате не могло развиваться пчеловодство?
<фрагмент удалён>