Тайна плато Шайтан Жига: битва каменных исполинов Разное
Ссылку на источник прислала Кира Геллер.
«Шлем дьявола» — так в переводе с узбекского языка звучит название таинственного плато, затерявшегося в отрогах Зеравшанского хребта, приблизительно в 30 километрах к югу от Самарканда. Местные жители, пасущие в этих горах стада коз и отары овец, уже и не помнят, при каких именно обстоятельствах урочище получило своё зловещее название. Была ли с ним связана какая-нибудь легенда или реальные исторические события? Быть может, название породила случайная ассоциация, навеянная настроением?
Проводники, обещающие показать туристам чудо природы, нередко сами путаются и начинают спорить между собой, указывая в прямо противоположные стороны. В результате они сходятся на том, что Шайтан Жига — довольно обширный массив из пластов гранита, протянувшийся на десятки километров от родников Миранкуля в сторону кишлака Каратепе. Но узнать его, дескать, можно сразу, как только увидишь. Скалы выглядят, мягко говоря, необычно — не как природные образования, а как фантастические скульптуры: застывшие в танце демоны, идолы древних божеств, окаменевшие доисторические монстры.
Старики говорят, что это не очень хорошее место. То ли в незапамятные времена язычники и колдуны приносили здесь жертвы, то ли случилась жестокая схватка сказочных богатырей, от чего небеса обрушились на землю, вызвав чудовищное землетрясение, которое и превратило горы в месиво острых осколков.
Действительно, глядя на многочисленные валуны, трудно поверить в то, что их очертания – всего лишь результат каждодневной работы солнца, дождей и ветров. Встречаются среди них то фигуры животных (медведя, тигра, огромной лягушки, ящера, хищной птицы), то будто отрубленная голова великана, похожая на идола с острова Пасхи.
В конце 90-х годов известный фотограф из города Навои, обобщив серию пейзажных работ, на которых были запечатлены подобные «изваяния», выдвинул интересную гипотезу. По его мнению, искусство скульптуры у человека каменного века могло зародиться под впечатлением природных артефактов. Сталкиваясь с одиночными камнями, силуэты которых будили воображение, первобытный художник с детской наивностью начинал «дорабатывать» то, что было создано самим временем.
Из-за явной неортодоксальности эта гипотеза не была воспринята всерьёз в академических кругах. К тому же, автор работ, огорчившись отсутствием признания и опасаясь, что плоды его многолетних трудов могут быть кем-то присвоены — как это порой случается в наше время — в конце концов, засекретил коллекцию фотографий, отказался от проведения публичных выставок и убрал все публикации из Интернета.
Журналистам он объяснил напоследок, что никогда не отречется от своих убеждений: «Я понимаю, что силы стихий творят множество удивительных форм, но как объяснить, почему некоторые творения получаются столь похожими на дело рук человека?»
Впрочем, объяснение феномену нашлось у современной фантастики. Сергей Лукьяненко, названный критиками «фантастом №1», в «Последнем Дозоре» перенёс действие одной из глав в Самарканд, а потом описал некое плато демонов.
Согласно тексту романа, это плато — горная местность, где стоят валуны причудливой формы. Люди туда заходить не любят, здесь бывают только редкие туристы. Некогда там произошла грандиозная битва между силами Света и Тьмы. Тёмных сил было больше, и они побеждали. Тогда великий маг Рустам применил ужасное заклинание, свернувшее слои пространства и времени. Враги превратились в камень, но остались живыми — только лишёнными на тысячи лет движения, осязания, зрения и слуха.
Направление пути из Самарканда на плато демонов, указанное писателем, совершенно точное — за исключением расстояния. Что же до демонической ауры места — плато на самом деле не слишком приветливо. Несмотря на то, что весной скалы буквально сочатся тысячами родников, среди них почти не растут деревья. И даже травяной дёрн покрывает склоны лишь тонким слоем, из которого повсюду выступают щиты обнажённой породы.
Однако ощущение, вызываемое ландшафтом, скорее сказочное или мистическое, чем зловещее. Потому что вокруг — открытый простор и бездна небес, где рождаются и живут облака…
А это уже не просто ролевые игры… во всем этом есть нечто загадочное, и действительно магическое. Почему-то кажется, что все эти скульптуры, рукотворные они или нет, точно когда-нибудь оживут!
tanita[Цитировать]
А на этом плато проводились какие-либо научные изискания?
Что -то говорят физики, геологи и др. ученые? Или не было научных экспедиций?
Интересно!
Глафира[Цитировать]
Был в Каратепинских горах, спрашивал у 2-3 местных жителей — они и не слышали о таком месте…
joeandex[Цитировать]