Жизненный путь Аль Фараби История Ташкентцы
Овчаренко Роман Викторович, кандидат богословских наук
«Жизненный путь Аль Фараби»
(Доклад, прозвучавший на юбилейной конференции, посвященной празднованию 140-летия Ташкентской и Среднеазиатской епархии)
Однажды у Фараби спросили: «Кто больше знает – вы или Аристотель?» Он ответил: «Если бы я жил в тот период и встретился с ним и занимался у него, то я мог бы быть его лучшим учеником».
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Узлуг ибн Тархан Фараби (в средневековой Европе известный как Alfarabius или Avennasar)[2] родился в 873 – 874 гг.[3] в селении Весидж (местность Фараб – там, где река Арысь впадала в Сырдарью). Как свидетельствуют историки XIII – XIV вв., местность Фараб находилась северо-западнее Шаша (Ташкента)[4]. Тюркские племена на берегах Сырдарьи, в том числе и те, которые проживали в Фарабе, состояли в основном из карлуков и огузов. Они получили свои земельные участки от Саманидов, чтобы охранять северные границы саманидских владений от набегов кочевых тюрков.
Дед Фараби носил имя Золуг, и происходил из тюркского племени карлуков. Отца звали Мухаммедом, он был тюремным сторожем и состоял на службе в конной гвардии[5]. Таким образом, мы констатируем тот факт, что Аль Фараби по происхождению являлся тюрком. По данным арабских географов, установление ислама в Весидже относится к 839 – 840 гг. Ислам, по-видимому, принял только отец Фараби, а дед мусульманином не был[6]. Согласно историческим данным, среди тюрков – как кочевых, так и оседлых – до ислама было широко распространено несторианство и манихейство. Именно в этих краях, где жил Аль Фараби, велась активная пропаганда христианства, и даже был храм[7].
Первоначальное образование Абу Наср получил на родине. В Мавераннахре обучение детей различным ремеслам и наукам начиналось с раннего возраста – с 5 лет. Видимо профессиональное образование, полученное Аль Фараби, заключалось в основном, в знании законов, потому как историки свидетельствуют нам о том, что он был судьей в своем родном селении. Однажды один из близких людей отдал Фараби на хранение большое количество книг, среди которых было много трактатов Аристотеля. Аль Фараби в часы досуга начал читать эти книги и настолько увлекся ими, что бросил должность судьи, и занялся обучением учеников. Вскоре и это занятие ему наскучило, ему хотелось полета мысли. И он решает увеличить свой багаж знаний посредством путешествия по всем известным научно-культурным центрам современного ему Востока. Итак, ему двадцать лет, и он впервые покидает пределы родного селения[8]. Внешний облик Абу Насра Аль Фараби не совсем поэтичен, но и не лишен все же, пусть небольшого, но восточного шарма. Росту он был ниже среднего, с не совсем правильными чертами лица. Одевался очень просто, носил тюркскую одежду. Прекрасно стрелял из лука, умел быстро передвигаться на дальние расстояния. Был чрезвычайно скромен, довольствовался малым. Любил уединение и природу. Останавливался в пути только там, где было много зелени и воды.
Первыми городами, которые он посетил стали Шаш и Самарканд. Турецкий исследователь арабской философии А. Абнан, ссылаясь на книгу автора XV века Мулла Лутфи «Кашфул-Зунун», отмечает, что Аль Фараби, находясь в Самарканде, по просьбе саманида Мансур ибн Нуха написал работу «Ат-таълим ас-сани» («Второе учение»)[9]. Прозвище Аль Фараби «муаллим ас-сани» (т.е. «второй Учитель», после Аристотеля) связывается именно с этим случаем»[10]. Далее на пути была Бухара. Здесь он также останавливался на некоторое время для обучения и работы. Потом был целый ряд иранских городов – Исфахан, Хамадан, Рей. Известно, что до приезда в Багдад он не знал арабского языка и вначале обучался, очевидно, на тюркском или согдийском языках.
Когда точно он оказался в Багдаде – неизвестно. Его имя начинает фигурировать в багдадских летописях лишь в правление халифа Аль Муктадира (908 – 932). В Багдаде трудились и прославились своими научными исследованиями Аль Хорезми, Фергани, Ат-Турки, Баттани, Ас-Суфи, Абу Машар, ан-Наззам, ар-Раванди, Хунайн ибн Исхак и многие другие. При дворе багдадского халифа устраивались творческие вечера и дискуссии между представителями всевозможных религий. Как отмечает Е.Э. Бертельс, на этих дискуссиях выступали и ученые зороастрийцы, сурово критиковавшие иудаизм, христианство и манихейство. С приходом к власти халифа Муктадира был взят твердый курс на укрепление ортодоксального суннитского ислама.
По приезде в Багдад Аль Фараби приступил к изучению различных отраслей средневековой науки и языков[11]. Он общался с людьми разных религиозных убеждений и философских взглядов. Греческому языку и онтологии Аристотеля он обучался у христианина несторианского толка Абу Башр Матта бен Юнуса[12]. Пребывание Аль Фараби в Багдаде не было долгим, в связи с начавшимися гонениями на ученых, он вынужден переехать в Харран.
Именно здесь он встречает лучшего учителя всей своей жизни – Юханна ибн Хайлана (Жийлон) Куннаи[13], который преподал ему основы медицины и логики. Юханна ибн Хайлан был придворным врачом при правителе Харрана, а также священнослужителем восточного христианского обряда[14]. Также есть свидетельства о том, что Аль Фараби одно время был в близких отношениях с известным ученым Харрана – Абу Бакром ибн Сироджем, у которого он изучал астрономию и метод изложения философских идей[15].
Следующим городом, который открыл для себя, Аль Фараби был Дамаск. Согласно многим мусульманским источникам, он прибыл сюда в 941 году[16]. По началу, чтобы хоть как-то сводить концы с концами ему пришлось работать сторожем в саду на окраине города, а ночью он занимался научной работой при свете свечи, купленной на заработанные днем деньги.
Оправившись от жизненных неурядиц, Аль Фараби в 943 году отправляется в город Халеб (Алеппо), где в то время правителем был Сайфут-давла Хамдамид (943 – 967). Абу Насру удалось завоевать и до конца жизни сохранить его расположение. Вот, что сообщает нам об этом правителе Алеппо известный исследователь мусульманства А. Мюллер: «Сайфут-давла отличался по сравнению со всеми остальными современными властителями несомненным свободомыслием в известных границах. Окружающие его более чем где-либо могли смело и довольно непринужденно относиться к догматике ортодоксов»[17]. Девять лет находился при дворе Сайфут-давлы знаменитый поэт Аль Мутанабби, скептически относившийся к догмам ислама и известный своим вольнодумием. Учился в Алеппо и находился под сильным влиянием поэзии Мутанабби и великий в дальнейшем Аль Маари. По всей вероятности, Мутанабби и Фараби в какой-то степени знали друг друга. Судя по историческим источникам, Аль Фараби не был придворным ученым и, очевидно, не проживал постоянно в Алеппо, а приезжал сюда из Дамаска. Он не принимал никаких даров и помощи от Сайфут-давлы, и согласился только на то, чтобы ему выплачивали ежедневное жалование в четыре дирхема (ничтожные деньги, это даже не средний прожиточный минимум).
В 949 – 950 годах Фараби побывал в Египте, но с какой целью он ездил туда источники умалчивают.
В 950 году во второй половине декабря Аль Фараби был убит бандитами вместе со своим спутником Аль Мутанабби по дороге в Шираз. Слишком много нитей ведут нас к той точке зрения, что они были убиты, обиженным их уездом вышеупомянутым правителем Алеппо[18]. Позже, именно он привезет труп Аль Фараби в Дамаск, прочитает над ним молитву на четырех папирусах и похоронит его. Могила Абу Насра была за стенами Дамаска у Малых ворот на кладбище «Боб ас-сагир»[19]. То, что религиозный обряд похорон был совершен лично правителем, а также его абсолютная секретность, указывают нам на то, что видимо незадолго до его кончины, духовенство объявило Аль Фараби еретиком.
Ташкент, 2011 год
[1] Хайруллаев М.М. Фараби. Эпоха и учение. Ташкент: Узбекистан, 1975. С. 164.
[2] Новая Философская Энциклопедия (в IV томах). Том IV. М., 2001. С. 160.
[3] Хайруллаев М.М. Фараби. Эпоха и учение. Ташкент: Узбекистан, 1975. С. 152.
[4] Прекрасную информацию об этой местности предоставляет нам В.В. Бартольд: «На левом берегу Сырдарьи находились Сюткент, где были поселены принявшие ислам тюрки из гузов и карлуков, и Весижд, небольшое укрепленное селение с соборной мечетью, где жил «сильный эмир», на расстоянии двух фарсахов ниже Кедера. Весидж был родиной знаменитого философа Абу Насра Аль Фараби. Эта крепость еще существовала в XII веке» (Бартольд В.В. (Академик). Сочинения в IX томах. Том I, Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Москва: Наука, 1963. С. 234 – 236).
[5] Касымжанов А.Х. Абу Наср Аль Фараби. Москва,1982. С. 7.
[6] Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. Москва, 1960. С. 111.
[7] Бартольд В.В. (академик). Собрание Сочинений в IX томах. Том II (Книга I). Общие работы по истории Средней Азии и истории Кавказа. Москва: Наука, 1963. С. 125.
[8] Бурабаев М.С. Об отношении к предшествующей философии в учении Аль Фараби. (предисловие к книге – Аль Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1985. С. 8).
[9] Книга «Ат-таълим ас-сани» хранилась в Исфаханской библиотеке «Суван ул-хикма». Ибн Сина изучал по ней проблемы философии.
[10] Abnan A. Farabi. Islam ansiklopedisi. T. 4. Istanbul, 1947. S. 452.
[11] К концу жизни Абу Наср Аль Фараби знал порядка 70 языков.
[12] Абу Башр Матта бен Юнус (в другом прочтении Абу Шермати Юнус) был самым популярным мыслителем и философом-наставником в Багдаде, который приобрел большую известность не только в Багдаде, но и, пожалуй, во всех культурных центрах Арабского халифата как крупный комментатор логического наследия Аристотеля. Абу Башр Матта обладал изумительной четкостью стиля, тонкой культурой комментирования логического наследия Стагирита: он удачно избегал сверхсложных конструкций, умело сочетая глубину с простотой изложения (См. подробнее в книге – Касымжанов А.Х. Абу Наср Аль Фараби. Москва, 1982. С. 9, 10).
[13] Хайруллаев М.М. Фараби. Эпоха и учение. Ташкент: Узбекистан, 1975. С. 157. (Гонения епископов города Александрии, воздвигнутые на тех, кто осмеливался читать запрещенные, созванным ради этого собором, страницы «Логики» Аристотеля, привели к массовому истреблению знатоков перипатетизма. Малой горстке людей все же удалось укрыться в Антиохии. В конце концов, остался только один человек, сохранивший в памяти оригиналы трудов Аристотеля (к сожалению, история не сохранила нам его имени), у которого обучались два, тогда еще безвестных человека. Один из них родом из Харрана, а другой из Мерва. Преемниками уроженца из Мерва стали Ибрахим Аль Марузи и Юханна ибн Хайлан. А вот уже Аль Марузи воспитал Абу Башр Матта).
[14] Adamson P., Taylor R.C. The Cambridge Companion to Arabic Philosophy. Cambridge, 2005. P. 53.
[15] Деххудо. Лугат-намэ. Тегеран, 1946. C. 898.
[16] Корбен А. История Исламской философии. Тегеран, 1962. С. 80.
[17] Мюллер А. История ислама с основания до наших времен. Том 2. СПб, 1895. С. 275.
[18] Райнов Т.И. Великие ученые Узбекистана (IX – XI веков). Ташкент, 1943. С. 15.
[19] Хайруллаев М.М. Фараби. Эпоха и учение. Ташкент: Узбекистан, 1975. С. 162.
Рахмет. Интересно было.
Бусурманин окоянный[Цитировать]
Спасибо. Стараемся.
Овчаренко Роман[Цитировать]
Каким крохотным и единым был тогда мир — или люди умели делать его таким.
Ташкентка[Цитировать]
Хотя, Роман Викторович, еще в конце прошлого года я читал вашу работу в юбилейном сборнике, с искренним интересом прочитал вновь. Хорошо! Продолжайте по части восточной философии и философов.
Ю.Ф.[Цитировать]