Мир Мухтара Ашрафи, к столетию со дня рождения История Ташкентцы
Гуарик Багдасарова:
В преддверии столетнего юбилея выдающегося узбекского композитора МУХТАРА АШРАФИ высылаю вам статью о нём и мемориальном доме-музее М. Ашрафи — культурном очаге нашей столицы, в котором продолжается активная духовная жизнь.
В Государственном доме-музее Мухтара Ашрафи 15 декабря 2010 г. и спустя год 16 декабря 2011 года традиционно прошли вечера памяти родоначальника этого уникального очага культуры в узбекской столице, получившего признание далеко за пределами нашей страны – в России, Казахстане, Башкирии, Армении, Азербайджане и дальнем зарубежье. Вечера были организованы совместно Министерством по делам культуры и спорта РУ, Союзом композиторов Уз, Государственной консерваторией Уз, Государственным Академическим Большим театром имени Алишера Навои, а также работниками музея М. Ашрафи во главе с его директором Н.К. Гуновой.
Задача организаторов ежегодных вечеров памяти Мухтара Ашрафи была донести до современной молодёжи духовно богатый музыкальный мир Мухтара Ашрафи (1912- 1975), выдающегося деятеля культуры Узбекистана, композитора и дирижёра, народного артиста СССР, основоположника профессиональной музыки в Узбекистане, дважды Лауреата государственных и международных премий имени Дж. Неру и Г.А. Насера,
В программе вечера памяти М. Ашрафи в 2010 году прозвучали арии из опер «Диларом», «Сердце поэта», «Аршин-мал-алан» а также народные азербайджанские и башкирские песни в исполнении ведущих артистов ГАБТА Б. Расулова, С. Мамадалиевой, Ф. Холдаровой, любителя-вокалиста, исполнителя народных песен М. Ганиева и других. Организаторам вечера удалось возродить былую живую атмосферу дома М. Ашрафи, где постоянно собирались творческие люди. Они спорили, обменивались новыми идеями и поддерживали друг друга в новаторских поисках музыкального самовыражения.
А.Е. Слоним, режиссёр-постановщик и сценограф ГАБТ имени А. Навои подчеркнул непреходящее значение достижений М. Ашрафи в дирижёрском искусстве, назвав их «магией дирижирования». Но как истинно творческий человек, при этом он был открыт всегда для замечаний своих коллег или признания их превосходства.
А. Е. Слоним завершил вечер поэмой «Дирижёр», в которой он выразил своё преклонение перед светлой памятью выдающихся деятелей музыкального искусства Узбекистана – Абдугани Абдукаюмова и Мухтара Ашрафи, при всей своей человеческой скромности оставивших о себе добрую память на долгие времена:
«Аккорд последний… Я прожил столетья. Как строчки партитур – судеб пути. Гремит аплодисментов многоцветье. Осталось поклониться. И – уйти…».
Тема вечера памяти в 2011 году «Мухтар Ашрафи и композиторская школа» выявила преемственность композиторского полифонического наследия родоначальника узбекской музыки в современных сочинениях различных жанров молодых авторов. Истоки одарённости сочинительского искусства Ашрафи уходят далеко в его детство, проведённое в Бухаре.
Выставка произведений художников «Напевы Бухары» из коллекции А. К. Назарова – директора медицинского центра «АНиК», приуроченная к вечеру памяти Ашрафи в 2011 г., воссоздала атмосферу сказочной экзотики родины композитора, в которой он создал произведения, вошедшие в Золотой фонд культурного наследия Узбекистана – первой узбекской оперы «Буран», первой узбекской симфонии «Героическая», балета «Амулет любви» и других выдающихся симфонических произведений.
М. Ашрафи вырос в Бухаре. Закончил скромную городскую школу с религиозным уклоном, но при этом владел десятью языками. Одиннадцатый он выучил в Каире, когда работал по приглашению Г.А. Настера главным дирижёром Национального оркестра. В то время Бухара была одним из крупнейших торговых центров Востока. Композитору запомнились купцы из сказочной Индии. В раннем детстве зародилась его мечта о далёких путешествиях, которую он смог воплотить позднее в балете «Амулет любви». Хореографическая поэма «Амулет любви» с трогательной индийской экзотикой на сцене узбекского Большого театра сегодня также завораживает зрителей далёкими странствиями, как и полвека тому назад.
Отец композитора, известный музыкант-певец Ашрафджан Хафиз, был первым учителем сына по игре на национальных инструментах. Семейные реликвии, дутар и танбур, передававшиеся от поколения к поколению, с первых дней работы музея (11 06 1982) бережно хранятся в его экспозиции.
На вечере памяти в 2011 году впервые после затяжного молчания дутар, реликвия музея, ожил в руках студентки 3 курса ГКУз. Гульнозы Меликуловой. Она сыграла на нём узбекскую народную мелодию «Рахат», а на фортепиано – «Песню без слов» М. Ашрафи. Мелодичность песни покорила не только юную исполнительницу и её слушателей на знаменательном вечере. Известный музыкант и дирижёр Молодёжного симфонического оркестра СНГ маэстро Вл. Спиваков включил «Песню без слов» в программу гастрольного концерта в Ташкенте в ноябре 2011 года, где прозвучало известное сочинение узбекского композитора в симфонической обработке.
Автор пяти балетов и четырёх опер, а также множества прекрасных симфонических произведений М. Ашрафи на протяжении многих десятилетий в разное время являлся художественным руководителем и главным дирижёром Узбекского театра оперы и балета имени А. Навои, профессором и ректором Ташкентской государственной консерватории.
На вечере памяти в 2011 году его близкие родственники Г. С. Азимова (вдова Феруза Ашрафи) и её сын А.Ф. Ашрафи, ученики Мухтара Ашрафи: Р.Э. Мухтарова, И. С. Мальберг, Р.С. Кучликова, Э. Азимов вспоминали самые различные грани творчества, а также человеческие качества простой, праздничной, коммуникабельной, с его детским пристрастием к кино и к мороженому, выдающейся личности М. Ашрафи . Последователи М. Ашрафи отмечали его житейскую чуткость к своим подопечным и профессиональную требовательность к ним и даже к их внешнему виду, заботу о своих коллегах: кому-то надо было выбить квартиру, а кому-то сыскать денежные средства на лечение в санатории. Но главная заслуга Учителя была в его самоотверженном вкладе в создание и становление композиторской школы Узбекистана в начале XX века и её значении сегодня.
Заведующая Кафедрой истории музыки ГКУз проф. И. Галущенко отметила, что сама незаурядная личность ректора консерватории М. Ашрафи наполняла творческой атмосферой учебное здание и внушала его студентам, что будущее стоит за узбекской национальной музыкальной культурой. Современная молодая композиторская школа Узбекистана развивает традиции музыкально-сценической драматургии и продолжает обогащаться концептуальным соединением двух направлений в музыке – Востока и Запада. В качестве современного образца такой свободной синтетической композиции прозвучала пьеса для фортепиано из цикла «Великий шёлковый путь» (1995) Мустафо Бафоева «Бах в Сахаре» в исполнении Лауреата республиканского конкурса Марии Ахаджановой.
Молодые таланты Эркаев Нурали, студент 2 курса ГКУз. исполнил на фортепиано «Прелюдию» собственного сочинения. О. Абдуллаева представила на суд слушателей «Романс для голоса и фортепиано». Голос эмоционально одухотворённо озвучила Лауреат республиканского конкурса, студентка второго курса ГКУз Дилрабо Курбанова.
В ходе мероприятия ученица М. Ашрафи Р. Э. Мухтарова предложила обратиться к дирекции ГКУз с просьбой вернуть консерватории имя бывшего ректора, выдающегося классика узбекской музыки Мухтара Ашрафи.
М. Ашрафи торопился жить и творить. Для него искусство, по словам его сына Феруза (1937-2009), было высшей формой постижения действительности. М. Ашрафи в 28 лет стал художественным руководителем и главным дирижёром Узбекского театра оперы и балета, в тридцать девять – народным артистом, а в сорок один – профессором Ташкентской консерватории.
По иронии судьбы, никто из двоих детей и четырёх внуков М. Ашрафи не унаследовал от знаменитого пращура профессиональное занятие музыкой. Но Феруз-архитектор очень часто цитировал немецкого философа-романтика В. Шеллинга: «Архитектура – это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка». Феруз Ашрафи любил не только музыку, но и поэзию и всячески прививал этот вкус своим детям.
Любители музыки помнят праздничный концерт в Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои, прошедший в 2009 году под эгидой «Две золотые ветви искусства», посвящённый дружбе двух выдающихся композиторов — Мухтара Ашрафи и Арама Хачатуряна.
Феруз Мухтарович, сын композитора, на вечере «Две золотые ветви искусства» в музее М. Ашрафи и потом в ГАБТе имени А. Навои в 2009 году, посвящённом дружбе двух великих композиторов, рассказал один уникальный эпизод из жизни отца. В 1966 году в ГАБТ имени А. Навои приехал Арам Хачатурян, его большой друг ещё по учёбе в Московской государственной консерватории, чтобы лично принять участие в постановке балета «Спартак». На генеральной репетиции оркестром дирижировал М. Ашрафи. После репетиции М. Ашрафи поинтересовался мнением Хачатуряна, насколько ему и узбекскому оркестру удалось передать идею автора знаменитого балета. Арам Ильич широко улыбнулся и искренне признался, что лучше руководить оркестром он бы сам не смог.
По воспоминаниям Феруза Ашрафи, театр имени А.Навои строился во время второй мировой войны на глазах у его отца. И сдержанный по природе своей композитор, однажды вступил в спор с не менее гениальным человеком в своём деле – главным архитектором храма искусства, академиком А. Щусевым. Музыкант смог доказать зодчему, что в целях наилучшей акустики необходимо увеличить размеры оркестровой ямы, и тогда два ряда из партера убрали. И, конечно, он никогда не прощал оркестру фальшивых нот.
Многие знают о тесных творческих связях узбекского композитора с азербайджанским мэтром Узеиром Гаджибековым, автором оперетты «Аршин-мал-алан», а также Тофиком Кулиевым, сочинителем многих популярных, ставших поистине народными, азербайджанских песен. «Святая к музыке любовь» объединяла узбекского новатора в национальной опере и балете со многими европейскими светилами. Оперные постановки «Диларом», «Сердце поэта», романтическая хореографическая поэма «Амулет любви» пришлись по душе европейцам, благодаря соединению самобытных мелодий народных песен-макомов и танцев с конструктивной чёткостью и полифоничностью европейских музыкальных форм.
Феруз не дожил до столетнего юбилея отца. Но его архитектурные фантазии, воплощённые в камне, будут звучать в узбекской столице для потомков, как сложные музыкальные вариации его отца Мухтара Ашрафи.
На вечере памяти в 2011 году Азиз Ферузович, экономист по специальности — подтвердил, что его жизнь, как и его отца, всегда была связана с творческим наследием М. Ашрафи и литературно-музыкальными вечерами, которые Дом-музей его дедушки проводит на протяжении тридцати лет.
В июне 2012 г. Мемориальный музей Мухтара Ашрафи отмечает своё славное тридцатилетие и столетний юбилей его бессменного хозяина. К этой дате приурочена презентация нового путеводителя «Мир Мухтара Ашрафи», который будет знакомить гостей с многогранной образовательной работой мемориального музея, продолжающей в XXI веке обогащать духовный мир подрастающего поколения и воспитывать у юношества глубокое уважение к национальным традициям, творческому наследию славных сынов узбекского народа, среди которых видное место занимает Мухтар Ашрафи.
[1] Багдасарова Г. Мухтар Ашрафи: «осталось поклониться и уйти…» (сокр.) — //Гармония, №1 (216), январь, 2011.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.