Сухое вино в «Зарике» История

Пишет Фахим Ильясов.

Где-то, в середине семидесятых, в огромном ресторанном комплексе «Зерафшан», было маленькое кафе, нет, скорее это был винный бар, располагавшийся на первом этаже, слева от главного входа.

Чуть-чуть назад и налево будет тот самый бывший кафе шантан.

Сказать, что это кафе пользовалось популярностью, значит ничего не сказать, кафешантан «Зарик» был местом паломничества всего ташкентского студенчества. Вечерами, нет, даже пораньше, где — то после обеда, в три — четыре часа, в кафе невозможно было не то что протолкнуться, а даже войти, в маленьком помещении со спартанской обстановкой было многолюдно, как в толпе болельщиков оккупирующих кассы стадиона перед матчем любимой команды, заодин столик могли усесться до десяти человек, если не хватало стульев, то девушки садились на колени кавалеров, дым от сигарет стоял коромыслом, но никто не замечал этого, на столе у сидящих, в этом Эдеме ташкентских любителей вина, был стандартный джентльменский набор, это, в основном, сухое вино «Гулоб», реже «Хосилот», ещё реже «Баян Ширей», и совсем редко «Ок Муссалас». Обычно, в баре, наряду с бутылками вина, клиенты покупали шоколадку, или штучные конфеты, по одной конфетке на брата, а девицам по две. Ассортимент еды в кафе был не совсем богатый, уже не помню всего досконально, так как, никогда и ничего там не ел, кроме конфет и шоколада, однако, с питанием, по моему субъективному мнению, там было не густо и не вкусно, все таки это был винный бар, а может этот бар был рассчитан на прием клиентов совсем другого пошиба, но неожиданно, даже для самих хозяев — общепитовцев, этот винный бар стал необычайно популярным среди горожан, и благодаря этой неожиданной популярности, в баре хорошо пошла продажа вина, и это принесло неожиданную большую прибыль, что очень озадачило хозяев, так как возникла дилемма ежедневной поставки десятков ящиков вина. Поставки вина в бар, в основном левые, шли с переменным успехов, очень мешал работе баре ОБХСС.

Помню, что в баре всегда был коньяк, а вот шампанское не всегда имелось в наличии. Но правда то, что этот бар был одним из самых хитовых мест в Ташкенте в середине семидесятых, и не только для студенчества, но и для ИТР, актеров и сотрудников двух соседних театров, имени Горького и кукольного, работников издательств, сотрудников СМИ, и многих других организаций, коих имелось великое множество, как и во всех приличных городах, а наш Ташкент всегда считался приличным во всех отношениях городом. Демократичный винный бар «Зарик», своей популярностью, даже на какое — то время, затмил все подобные заведения Ташкента, уже мало кто шел с друзьями в подвальчик «Шарка» или на второй этаж ресторана «Бахор», и даже из летних кафе сквера народ переходил в экзотический «Зарик», уменьшилось количество клиентов даже в самом фешенебельном для семидесятых годов интуристовском «Узбекистане», имеются в виду бары «Узбечки», как внутренние, так и внешние, так же как и расположенные на летних верандах. В винном баре «Зарика» действительно была демократичная обстановка, там, среди публики, практически, не было так называемых выяснений отношений, снобизма и пренебрежения к сидящим за соседними столиками, наоборот, если у вас заканчивались сигареты, то все соседние столики наперебой угощали вас болгарским «ВТ», «Родопи», «ТУ -134», «Опал» и другими, а дамам, вместо сигарет, передавали шоколадки из соседнего столика, многие ребята знали друг друга, так как часто виделись в этом баре, и естественно, знакомились. Девушки приходящие в бар с ребятами, в основном, были студентками из разных ВУЗов, впрочем как и ребята, но большинство студентов представляли ТАШГУ и ТАШПИ, очень много было компаний представляющих мир футбольных болельщиков, болели за родной «Пахтакор», сборную СССР, бразильцев и греков. Слова футбол, Бразилия, Пеле и Сборная СССР, были паролем в этот мир неожиданных встреч, кипящих страстей и неописуемых восторгов при воспоминании гола забитого головой Понедельником в ворота сборной Югославии на Кубке Европы в июле 1960 года, или Джорджа Беста из «Ливерпуля» в финале Кубка Чемпионов, и до обсуждения состава всех команд участников чемпионата СССР, а если вы сообщали этим доверчивым как малые дети болельщикам, что у вас имеются левый носок Льва Яшина и трусы Галимзяна Хусаинова, вкупе с гетрами Геннадия Красницкого, то вы становились персоной равной вождю племени инков, ацтеков и туарегов вместе взятых, на вас смотрели как на лидера нации болельщиков, и ждали ваших предсказаний о будущей встрече сборной СССР с немцами ( бразильцами, англичанами и т.д.), и если вы, вдруг случайно угадывали результат предстоящей встречи, то ваше имя было навсегда вписано в памятную книгу болельщиковТашкента. Их споры о футболе и разнице в классе между «Пахтакором» и «Баварией» привлекали внимание не только выпивающих, но и бармена, который будучи сам ярым фанатом футбола покидал рабочее место и ввязывался в разговор, эх, что и говорить, обстановка в этом баре, была гораздо лучше домашней, ведь откровенно говоря, ни одна мама не разрешила бы, у себя дома, проводить такие застолья. Мамы приводятся в пример, так как большинство из присутствующих в баре ребят, ещё не знали что такое разъяренные жены, в этом отношении, они ещё были непугаными романтиками брачных отношений.

Популярность винного бара «Зарик» росла как на дрожжах, в баре, иногда, даже звучала гитара, а под гитару песни, в исполнении какого-нибудь сидящего за столиком студента (рабочего, инженера, и т.д..), народ рассаживался за столиками надолго, на два — три часа, не помню во сколько часов закрывалось сие заведение, но пик посещаемости винного бара приходился на время с 15.00 и до 20.00, потом народ понемногу начинал расходиться по домам, а совсем, уж, страждущие перебирались в другие места.

Никогда не забыть того ощущения, появившееся во время первого употребления сухого вина «Гулоб» в этом баре, ну, мягко выражаясь, вина, сортом и рангом немного ниже, по сравнению с марками «Хосилот» , «Баян Ширей» , «Саяки» и «Ок Мусалас». После первого глотка «Гулоба», во рту чувствовался вкус едва уловимого, свежеиспеченного , но куда — то убегающего от тебя и поэтому недосягаемого хлеба, такое вы, иногда, ощущаете сделав глоток настоящего русского кваса, но в вине все было намного тоньше, Пили вино в этом баре почти все, реже употребляли коньяк и шампанское, причем употребляли вино абсолютно неправильно, ну может быть за исключением процентов пяти посетителей, эдаких гурманов, а остальные клиенты просто лакали вино, и делали это бездарно и безграмотно, разлив вино по стаканам, народ чокаясь сразу выпивал содержимое стакана, и выпив морщился так, как будто бы это была водка, которую обязательно надо запить томатным соком или водой, для того чтобы унять этот едкий и неистребимый водочный вкус. Точно так же размашисто как водку, пили и «Гулоб», вместо того чтобы ощущать его вкус и тонкий — тонкий аромат свежего хлеба. Ведь пробуя Гулоб», это чистое виноградное вино, первым небольшим, но самым вкусным глотком, вы осязаете во рту, этот необъяснимо притягательный запах хлеба , такое случается когда вы пробуете , только что сорванный виноград сорта «Хуссейни», рано утром во время завтрака по Мане у кукчинского Тиффани, он же чайханщик Рахим — ока. Попробуйте положить в рот несколько виноградинок, с только что сорванной кисточки, и маленький кусочек горячей лепешки, под брендом «Ёпкан нон». Вот этот вкус и будет вам напоминать сухое вино «Гулоб», продававшийся в винном баре «Зарик». Уже давным — давно никто не производит этот сорт вина, как некогда его производили знаменитый Янгиюльский винзавод и виноградная житница Ташкента, предгорный Паркент.

В кафешантане же, после принятия на грудь граненными стаканищами сухого вина, когда после первого стакана сразу следует второй, то напрочь теряется вкус и аромат «Гулоба», и вы начинаете ощущать некую кислинку во рту, вам сразу хочется заесть вино чем — нибудь, а так как, обычно, в этом барезаесть кроме конфет было нечем, то вы делали ещё одну ошибку при употреблении «Гулоба»заедая его сладким, это вино нельзя заедать конфетами, чтобы не потерять аромат, букет и вкус сухого вина, также, как этого нельзя делать и послепробы «Хосилота», «Саяки» и других вин, их надо пить небольшими глотками, и желательно не больше одного фужера за вечер. Но мы, как и весь остальной присутствующий в баре народ, об этом не думали, ведь, откровенно говоря, ни мы (компания из десяти человек), ни остальной народ, ничего не знали о культуре выпивки, народу не нужен был интеллигентный и эстетически оцениваемый глоток вина, народу нужна была уверенная и мощная, пролетарская поступь рабочего класса ( В.И. Ленин), ведущая к стаканам и большим глоткам, то есть народ хотел пить стаканами как водку, так и вино, и пил. Как я уже писал выше, внезапная, огромная и бешеная популярность винного бара «Зарик», как говорят англичане, застала их общепитовских хозяев со спущенными штанами, синоним нашего застать врасплох. Основные рестораны и кафе для народа в ресторанном комплексе «Зеравшан» располагались в других местах здания, которые тоже тогда не пустовали, а это место, наверное было предназначено для каких — то дневных коктейлей для дам и влюбленных, но совсем неожиданно превратилось в самое притягательное место для молодежи. И эта синекура для общепита длилась до тех пор, пока не иссякли запасы «Гулоба» в Янгиюле и Паркенте.
В некоторые дни, в баре ощущался дефицит вина, иногда запасы вина заканчивались уже в пять часов вечера, иногда в семь, а иногда на дверях винного бара, чуть ли не амбарный замок висел, с надписью на стене, — «Ушла на базу».
И действительно, заведующий или ответственный за винный бар, уходил выбивать лимиты на поставки вина.
Посетителям было наплевать на всякие общепитовские игры с финтами на винном поле, им надо было подать хлеба, то есть вина, здесь и сейчас. Иногда в баре было только шампанское, тогда на всех столах, весь вечер раздавался звук ломающегося плиточного шоколада и треск фольги. Девицы, наши родные, самые лучшие в мире ташкентские красавицы, почти все одетые по последней ташкентской моде в обтягивающие джинсы, и показывающие свои красивейшие в мире пятые точки,приходили с кавалерами, и иногда , через пару часов уходили без них, бывало, уходили даже со слезами на глазах, это значило, что кавалер не рассчитал свою норму, и выпив сболтнул своей фемине чего — то лишнего, чем очень огорчил и обидел её. Через несколько минут парень, немного очухавшись, выбегал за девушкой, и даже догонял её, и они мирились, но бывало, что было уже поздно, поздно во всех смыслах, сильно обидевшаяся девушка не прощала парню его пьяных бредней. Значит не любила. Так что, иногда, истинная любовь познается в вине, вернее, через вино ( Древние греки).

Походив в этот бар, некоторое время, уняв эйфорию от почти западного, то есть свободного обсуждения всех мировых проблем, мы с ребятами перестали посещать его, в следующий раз я попал в бар комплекса «Зеравшан», расположенный , ориентировочно, на месте бывшего винного бара, но после реконструкции и реструктуризации ставший за счет других помещений немного больше размером, уже в середине восьмидесятых годов, это был по меркам того времени «ну очень крутой бар», и самое главное, тоже невероятно популярный, но уже весь в мажорных тонах, там уже появились девицы с капризно надутыми губками, плохо воспитанные, но имевшие спонсоров среди «цеховиков» сроднившихся с криминалом, или криминалом трансформировавшимся в»цеховиков». И те и другие, уже не имели никаких проблесков культуры. Новая студенческая молодежь, приходящая в этот бар, сидела всегда отдельно от приблатненных «полумажоров», те занимали несколько столиков вместе, и эти столики пустовали до их прихода, а метрдотель заранее ставил на них табличку «занято». Золотая молодежь и «новые цеховики» выпив и закусив, вела себя грубо и беспардонно, стараясь доказать свою «крутизну», они старалась нагло перетянуть на свою сторону понравившихся им девушек, хотя все эти «полумажоры» приходили в бар со своими девицами , да и сидели с ними рядом, из — за их хамского поведения случались стычки и драки. В те годы, если вы все помните, начался массовый исход тех жителей Ташкента, которые заполняли пятую графу в своих анкетах тем же словом, и так же гордо, как это делал сам Аркадий Исакиевич Райкин. И места отъезжающих «цеховиков», имевших такую же как у Райкина пятую графу, стали занимать не очень образованные люди, и даже некоторые из них были из элементов связанных с криминалом. Ташкентские «цеховики», семидесятых годов, которые, иногда, даже посещали Большой Театр имени Алишера Навои, в основном, премьерные балетные постановки, и знавшие слово культура не понаслышке, покинули Ташкент не воспитав себе замены, то есть не дотянув своих преемников до своего уровня культуры и воспитанности.

«Цеховики» восьмидесятых, пришедшие и приходящие на смену старым кадрам, уже не ходили в Большой Театр, они знакомились с девушками из кордебалета не в театре, а в связи патологическим отсутствием у них тяги к высокому искусству, в других местах. «Новые цеховики» , сразу после знакомства, снимали своим фавориткам квартиры в центре города, и возили артисток балета, и не только балета, одеваться в московские «Березки». Нет, не было у них школы старых ташкентских «цеховиков», которые сперва несколько месяцев, осторожно ходили вокруг да около девушки или женщины, проверяя их надежность, а не дай Бог, у неё язычок болтливый, и тогда, точно, узнает законная жена, а это катастрофа, нет, не мог себе позволить рисковать семьей, наш высокультурный «цеховик». Вы думаете, что старая гвардия ташкентских «цеховиков» не имела любовниц, ещё как имела, но они как саперы, выбирали их долго, проверяя ихнеоднократно, не дай Бог, а вдруг окажется подсадной уткой из ОБХСС, а ведь были и такие случаи, тогда конец цеху, заработкам, отберут всё, а ведь ещё могут и посадить, не приведи Господь. Поэтому подбор любовниц был для них сродни прохождению через минное поле, но если женщина успешно проходила все сложные и несложные испытания, в основном деньгами, то она, практически, становилась его второй женой, и тогда ей покупалась и квартира, и румынская мебель, и самые лучшиеотделочники, мастера — греки ( ещё оставшиеся) делали ей ремонт квартиры, и из Москвы ей привозили, самый «крутой» по тем временам, финский холодильник «Розенлев».

Единственное неудобство для любовниц «цеховиков» было в том, что квартиры им покупались в прямо противоположных местах проживания их спонсоров. Делалось это в целях безопасности самих «цеховиков», чтобы никто из родственников не увидел их, и не узнал.

Разница между цеховиками старой, послевоенной школы и пришедшими им на смену в восьмидесятых заключалась в том, что старая гвардия имела постоянных любовниц, и не бросала их, сами «цеховики» работали не покладая рук, внедряли новые изделия, доставали нужные станки и материалы, выдерживали конкуренцию со стороны других «цеховиков», зачастую их хороших знакомых, а вот следующие за ними цеховики, уже не внедряли ничего нового, да и того что им досталось в наследство, они не удержали, они растранжирили созданное предыдущим поколением, зато вместо замены одно изделия другим, они меняли своих девиц, артистку сменяла студентка, студентку домохозяйка. и т.д. Увы, только этим они и запомнились.

Уже к середине девяностых годов, знаменитая ташкентская школа «цеховиков» приказала долго жить, перестали внедрять и производить нужные в хозяйстве изделия, бывшие разные комбинаты, предприятия и цеха пришли в упадок и запустение, комбинаты позакрывались, а сами «новые цеховики» сдулись и пропали в небытие.

Но остались в памяти горожан не только имена тех, великих, послевоенных мастеров по производству товаров широкого потребления, но также их продукция, это до сих пор находящиеся в употреблении изделия произведенные в те годы, например голландские печки, оцинкованные ведра, посудосушилки, закрывашки банок, шкафчики под обувь, прибитые навеки решетки в окна, и конечно, покрытые оцинкованными листами крыши, абсолютно, всех домов Кукчи, ( и не только Кукчи)и много много других, а самое главное, хорошего качества предметов.

В новом «старом» баре «Зерафшана», в середине восьмидесятых годов, уже не было в продаже вина под названием «Гулоб», ребята и девчата в восьмидесятых годах, вовсю употребляли разные коктейли, да и остальные традиционные напитки им были не чужды, но вкус Гулоба, нашего замечательного сухого вина, навсегда остался закромах нашей вкусовой памяти.

Винный бар «Зарик» уже давно не функционирует, он ушел в прошлое вместе с понятием «цеховики».

16 комментариев

  • Фото аватара Энвер:

    «Сухое вино в Зарике» — очень вспоминаемо! Да, так было. Последний мой заход туда был примерно на «переломе эпох», когда описанная в начале атмосфера «братства отдыхающих» стала меняться на «понтово-блатноватую». Мы (несколько человек) приехали в Ташкент с поля на отгулы из мест, где собственно Зарафшан, вечером зашли попить сухого вина. Гуляющая за соседним столиком небольшая компания (уже нетрезвые, но вполне приличные)предложила нам объединить столики, поскольку у них ЕСТЬ ПОВОД. Вы ведь ташкентцы? — Да! — Тогда вы поймете и поддержите наш праздник. Мы — реставраторы и только что закончили работу над кирхой (это которая на Жуковского, возле к/т 30 лет Комсомола и 50й школы).
    Надо сказать, что это здание было запущенным, но не разрушенным. Там (до реставрации) некоторое время находилась некая топографо-геодезическая организация, где мы заказывали «нестандартные» аэрофотоснимки. После прекрасного душевного пьянства с реставраторами, на следующий же день пошел смотреть кирху. Прелесть — во что превратилась!
    Вот такой ассоциативный перескок получился. И вспомнить приятно. А потом, спустя несколько лет, заглядывал в Зарик, но обстановка уже стала иной, совсем некомфортной. Выпив стаканчик не приседая, ушел восвояси.
    Спасибо, Фахим, за написанное.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Русина:

    Закусывать конфетами и шоколадом сухие вина и шампанское просто ужасная вкусовая ошибка. Дурной тон. Отвратительно! Согласна. Цеховиков тоже помню( не подумайте чего дурного),приятная была публика. Спасибо автору за навеянные воспоминания

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ольга:

    кстати, о винах — почему современные сухие узбекистанские вина имеют срок храниеия всего три месяца? Что за бурду сейчас наливают в бутылки?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Русина:

    Ольга
    Повидимому теперь с вином везде одинаковая картина. Грузинские, молдавские вина стали ужасны, ничего общего с прежними винами не имеют. Вино можно пить лишь заграницей-там оно осталось тем, каким и было веками.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Энвер:

      Помимо локальных причин, а они могут быть разные, сокрушительный урон виноделию во всех республиках Советского Союза был нанесен безумной «антиалкогольной» компанией Лигачёва-Горбачёва. Уничтожались элитные виноградники, стали «разбегаться» классные специалисты. Отрасль была загублена. Неизвестно, сколько еще десятилетий понадобится для восстановления, да и получится ли? Боюсь, что некоторые сорта винограда-вин сгинули навсегда…

        [Цитировать]

      • Фото аватара акулина:

        Не только разбегаться. Некоторые просто не выдержали физически этого безобразия, погибли

          [Цитировать]

      • Фото аватара Игорь:

        Хм, интересно. Помнится в самые «антиалкогольные» времена сотрудники нашего предприятия привозили из командировок в Паркент прекрасное вино — сам покупал со служебного входа тамошнего магазина. А в Ташкенте действительно было его трудно купить. Неужели вы думаете, что наши виноделы так просто порубили бы весь виноград? Что-то мне не верится.

          [Цитировать]

    • Фото аватара tanita:

      Русина, насчет современных узбекскихз вин не знаю, но точно совершенно известно, что «Хосилот» и «Баян-ширей» долго никогда не хранились, особенно попоследнее Их поэтому и не вывозили за пределы Узбекистана. Никто ведь не удивляется, что срок зранения «божоле» тоже крайне невелик. Всякие сорта бывают.

        [Цитировать]

  • Фото аватара pip:

    Огромное спасибо автору за навеянные воспоминания молодости… Лучше узбекских вин тех лет ничего нет. Да и в Зарике было намного уютнее, чем в напыщенной «Узбечке»… А еще было и «Столовое белое», которого в упомянутое время уже не было.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Р.М.:

    Несколько ранее, до появления «Зеравшана» любимое место посещение ташкентский молодёжи, был 7 этаж гостиницы «Ташкент», где я с друзьями собирались попить сухого вина и обязательно поесть шашлык. Собственно ради шашлыка мы туда и ходили. Наступили времена, когда начались перебой с мясом. Однажды, собравшись поесть шашлык мы направились на 7 этаж. К сожалению, мяса не оказалось и нам предложили зажаренную курицу. Раз уж пришли, не уходить же голодным, попросили только ускорить процесс приготовления. В то время в продаже были замороженные венгерские куры. Через 15 минут нам принесли аппетитно выглядевшую и ароматно пахнущую курочку. Каково было наше разочарование, когда мы её разрезали то обнаружили, что внутри она даже не не успела оттаить и там был сплошной лёд. Разрезали её на части и попросили до жарить. Но самое интересное было при расчете за обед. Когда нам принесли счёт, мы были поражены стоимость съеденной нами курицы. Попросили разъяснить, каким образом появилась такая фантастическая цена. Всё было очень просто. Оказывается, куры целиком не отпускались, а продавались порцион и судя по цене в счёте, в нашей курице было 40 порций. Вот такие истории про Ташкент.

      [Цитировать]

  • Фото аватара tanita:

    Какое счастье, что я не дожила до замороженной курицы! А шашлык на седьмом этаже «Ташкент был ми остается для меня самым вкусным на свете, правда, вкуснее инчего не ела!!. Это -таки был шашлык, а под «Хосилот» с Баян-ширеем»…. да… никогда больше… к сожалению..

      [Цитировать]

  • Фото аватара lvt:

    Первое послевоенное поколение теневых дельцов — артельщики. Как насчёт оперного театра не помню, но точно слышала, что артельные воротилы любили посещать премьеры театра им. Горького. Они всегда занимали «литерный» ряд (так называли в «тятргорькава» самый-самый первый ряд). Где-то в 50-х артели позакрывали, артельщиков пересажали, соответственно «литерный» в дни премьерных спектаклей на какое-то время опустел. Почему-то публика считает артисток этакими этуалями светских тусовок. Между тем, всё давно ушло в прошлое вместе с андреевыми-ксешинскими. Советская артистка, занятая в репертуаре, вкалывала каждый день с11 до 14, затем с 18 до 23; выходной -понедельник. Такой график не подходит ни олигархам, ни студентам. Прочные связи и браки возникали только в своей среде. Да и дети, в большей или меньшей мере, росли за кулисами.

      [Цитировать]

  • Фото аватара vadim:

    Я сам там не был, но рассказывала близко знакомая актриса, что было весьма «богемное» кафе, в которое можно было попасть только пройдя сквозь театр Горького. Т.е. оно не было частью театра, но пройти в него иначе было нельзя. Этакий закрытый клуб.

      [Цитировать]

  • Мммда! Кафешка в Зарафшане… Приятное винишко… Какие приятные воспоминания! Как студент АТФ ТАДИ я хорошо знал туда дорожку. :-)

      [Цитировать]

  • Мы не пили Гулоб залпом! Честно говоря, мне не довелось видеть такое чудо — чтобы кто-то рядом махнул стакан сухого вина. Мне, видимо, повезло. Да, и ещё, в тексте, явно, забыли студентов ТАДИ. Нам ближе всех было до Зарика!

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.