37 комментариев

  • Фото аватара Yultash:

    Ташкент, улица Гоголя. Справа (за кадром) сквер им.Кафанова («Кафанчик»). Здание музея искусств. За второй колонной слева прячется скульптура (видна рука) атланта, несущего земной шар, которая прибыла сюда от дворца Великого Князя Н.К.Романова вместе с художественными ценностями, которые стали основой экспозиции музея. Практически на этом месте было построено новой здание музея искусств Узбекистана, которое стоит до настоящего времени. Надеюсь, что точные даты проставят специалисты. Много ответов с подробностями по этим вопросам + фотографии с других ракурсов можно найти на сайтах Фромуз, Е.Смехова и Е.Скляревского.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Art68:

    Уважаемый Yultash, Вы хотели сказать -улица Шевченко?
    ул.Гоголя далековата будет от Кафанчика…-)))
    вход в музей получается был со стороны Управления ж/дорог?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Нина:

      Уважаемая Аrt68 — Yultash прав-это улица Гогол. Она как бы круговая.

        [Цитировать]

    • Фото аватара lvt:

      По справочнику «Ташкент»(1962): адрес Музея искусств- ул. Гоголя,101. Значит улица Гоголя, как и Первомайская с Жуковской, изгибалась дугой и доходила до Пролетарской. Интересно, что в буклете 1954г. указывается другой адрес: ул. Пролетарская, д.15. Главный вход «смотрел» именно на Пролетарскую. От сквера эта улица шла прямо к порогу музея, а потом как бы чуть-чуть отклонялась влево и уходила в сторону Салара.

        [Цитировать]

    • Фото аватара Yultash:

      Разобрались?! Фотограф смотрит на музей со стороны входа в управу ЖД… И вход естественно был с Гоголя. А ул.Шевченко идёт перпендикулярно ул.Гогодя. Там за «Кафанчиком» когда-то был летний кинотеатр (здесь улицы Лахути не было, Ш.Руставели не доходила, трамвая не было…), а затем стояло здание Геолкома, в котором (или рядом)я работал, или бывал по делам, свыше 40 лет… Извините, фото навеяло….

        [Цитировать]

      • Фото аватара ЕС:

        Одно время кусочек продолжения Ш. Руставели называлась Лахути, сейчас Шахрисабзская. Меня тоже удивляло откуда тут Лахути если раньше так называлась улица около Кашгарки, вроде продолжение Навои за Урдой? Ничего не путаю?

          [Цитировать]

        • Фото аватара lvt:

          Так оно и было. Улица шла от моста через Анхор к ул. Ленина. На Лахути 14 до землетрясения располагалось Театральное Общество УзССР. На нечётной стороне, в одном из дворов жили Нар.артисты УзССР Е.Л.Ленина и А.М. Шестаков старейшины труппы театра им. Горького.

            [Цитировать]

        • Фото аватара Yultash:

          После того как пробили отрезок улицы от Пролетарской до Руставели, убрав летний кинотеатр, и пустив трамвай, достаточно долго этот отрезок назывался Лахути. Лахути (что ранее Обуховский пр.) был съеден ул. Навои — продолжением в сторону 1мая. Её остатки долго были видны «на задах» ярмарки, что долго существовала в этом месте (ярмарка другая , не путать с той, что была на территории Старого города).

            [Цитировать]

  • Фото аватара МК:

    Сто лет знаю эту карточку, а руку Атланта не видел. Спасибо, Юлий!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Bekhzod:

    Это — старое здание Музея искусств, в этом здании с 1964г. работала моя мать — сначала уборщией (подрабатывала будучи студенткой ТашГПИЯИ), затем экскурсоводом, затем научным сотрудником и слава Богу работает до сих пор. Мое детство прошло в новом здании музея по Пролетарской, 16. После землетрясения музей частично переехал в колхоз «Кизил Узбекистан» в Дурмени. Мама туда ездила работать, есть фото. До завершения строительства нового здания музей располагался в здании за кафе «Буратино» (сейчас Дом фотографии?). Помню Атланта, еще маленьким я его боялся.

      [Цитировать]

  • Фото аватара акулина:

    В старом музее ощущался запах каких-то восточных пряностей, было прохладно и темновато, но было ощущение загадочности. Слегка поскрипывали полы… Новый музей как-то не сразу к себе приучил, но со временем стал таким же родным, чему во многом способствовали работавшие там замечательные экскурсоводы и лектории выходного дня, куда я старалась приходить с дочкой. К сожалению, с сыном уже не успела, ходили только в музей и на выставки, надо сказать, замечательные. Жалко, что не успела застать выставку работ Зоммера (если она все-таки состоялась). А запах пряностей остался только на четвертом этаже, там, где выставлена старинная мебель.

      [Цитировать]

  • Фото аватара tanita:

    Акулина, ты очень верно подметила. Но вот к новому зданию я привыкнуть так и не смогла бзик у меня на старине. Посмотрите, какое оно красивое. Сразу видно — обитель искусства. А новое — просто стекляшка. Красивая, но для меня не то. интересно, а сейчас старая мебель сохранилась? Я могла ее часами рассматривать Бекзод, а я атланта не боялась. Он был каким-то своим, вроде старого друга. Я бы и сейчас непрочь поздороваться.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Ирина:

      Старая мебель сохранилась. На 4-м этаже, самом верхнем.

        [Цитировать]

      • Фото аватара tanita:

        Спасибо там были изумительные вещи, красного дерева, с инкрустациями. И каким-то необыкновенными узорами. Наверное. тоже из дворца Великого князя.

          [Цитировать]

    • Фото аватара Bekhzod:

      Потом я привык к Атланту. Вообще в залах музея были «мои места». Помню еще ребенком я любил прятаться внутри национальной ганчовой печи, смотреть на скульптуру Хотэа — божества плодородия (это помоему в японском зале), смотреть через лупу на крошечных индийских слоников, долго стоял возле скульптуры мальчика, вынимающего занозу, золотошвейных халатов эмира Бухарского и вообще любил тишину и прохладу залов музея.

        [Цитировать]

      • Фото аватара lvt:

        Bekhzod, какие жемчужины можно обнаружить в комментариях! Даже захотелось почитать статью про Вашу маму, про музейного мальчика, посмотреть фотографии из жизни музея в колхозе Кызыл Узбекистан.

          [Цитировать]

      • Фото аватара ВТА:

        Bekhzod, правда, хочется. Напишите!

          [Цитировать]

        • Фото аватара tanita:

          Присоединяюсь. Бекзод, очень-очень прошу, это так интересно! А помните девочку в кружевном платье? Я всегда поражалась тонкости работы. Мраморные кружева! Расскажите, пожалуйста, побольше, это все наша история!

            [Цитировать]

  • Фото аватара акулина:

    Новое тоже хорошее было, удобное. Просто к нему нужно привыкнуть

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ефим Соломонович:

    Бекзод, присоединяюсь к просьбам трудящихся, напишите, пожалуйста, о вашей маме и музее. Нам всем будет очень интересно.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ирина:

    Извините за большой объем материала, но это выписка из книги
    Нильсен В.А. «У истоков современного градостроительства Узбекистана.» Т. 1988г. стр. 72-74.
    «Постоянного хорошего здания театра в Ташкенте до революции не было. Для спектаклей различных приезжих трупп и для местной самодеятельности использовались в основном другие здания. В 1877г. под театр было приспособлено спроектированное в 1873г. арх. А.И. Лехановым здание биржи, находившееся в то время на территории ярмарки. Оно часто меняло свое назначение, и в 1915г. по проекту И.А. Маркевича было перестроено в Народный дом.
    Все это привело к тому, что здание, сохранив внешний облик и внутреннюю структуру предреволюционных лет, имело довольно неорганизованную планировку, и разобраться в его структуре в отдельные периоды существования было трудно.
    Сноска-
    Уже к 1890г. здание пришло в ветхость, и поэтому в 1893г. городская Дума вынесла решение о ремонте, и пожелание устроить в здании парадиз и 9 лож, а в 1897г. инженер Н. Латышев составил проект перестройки театра.
    В 1908г. во время эпидемии здание было приспособлено под холерный барак, а затем несколько лет здесь располагалось инфекционное отделение больницы.(см. А.И. Добросмыслов. Ташкент в прошлом и настоящем.1912г.) После революции здесь располагался клуб железнодорожников им. М.П. Кафанова, затем театр юного зрителя. В конце войны в здании расположился Музей искусств. Это новое приспособление повлекло новые переделки.
    Во время землетрясения 1966г. здание получило существенные повреждения, и было снесено.- конец сноски.
    Основной объем был двухэтажный. По его оси располагался небольшой зрительный зал со сценой и примыкающие к последней сценические помещения. В передней части располагался вестибюль, по бокам которого находились проходные помещения с лестницами, ведущими на балкон с небольшим фойе на втором этаже.
    Основное фойе, вместе с примкнувшими к нему служебными и административными комнатами в виде одноэтажного объема, примыкало в одной стороне зрительного зала. Это и привело к усложненной, неуравновешенной композиции здания.
    Фасад сделан по проекту арх. И.А. Маркевича и относится только к объему зрительного зала, так как одноэтажная группа фойе была отодвинута в глубину здания, и не участвовала в создании облика здания. Фасад выполнен в формах неоклассицизма, в данном случае исходившего из московского ампира первой половины XIX в.
    На фоне гладких белых стен выступала возвышенная центральная часть с треугольным фронтонным венчанием. Парадность фасада подчеркивалась сочным ионическим портиком с шестью колоннами с хорошо прорисованными капителями. Колонны несли расчлененный антаблемент, поддерживающий фигурную балюстраду балкона. Дополнительным средством, увеличивавшим художественные качества здания, была декоративная барельефная скульптура, установленная в овальных медальонах на простенках 2-го этажа и в большой полукруглой нише в центральной части здания. Тематически скульптура была связана с новым веянием того времени – восходящим солнцем свободы. По художественным качествам скульптура была неплоха и органично связывалась с архитектурой фасада. Тематическая скульптура в Народном доме – чуть ли не единственный случай привлечения этого вида искусства для усиления художественных и идейных основ здания в архитектуре дореволюционных лет.
    Другой положительный момент в качественной характеристике здания – его очень удачное размещение в плане города. Зрительно замыкая Московский проспект и находясь на развилке Духовской и Стрелковой улиц, это здание, (как и Сергиевская церковь) было видно издалека и имело важное градостроительное значение как объект, замыкающий перспективу одной из центральных магистралей».

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ю.Ф.:

    Здание первоначально было построено для торговой биржи, но таковая как то не состоялась. Накануне Первой мировой войны в Российской империи повсеместно стали создавать Народные дома, то есть клубы для рабочего люда, своего рода забота власти о простом народе — после ревсобытий 1905-07 годов. По решению городской думы такой Народный дом был создан и в Ташкенте. Для него приспособили здание несостоявшейся биржи, которое перестраивали уже в годы войны. Там проходили всякие беседы, собрания, работали библиотека-читальня, кружки, самодеятельность. Музей искусств, созданный в 1918 году на базе коллекции великого князя Николая Константиновича Романова и первые годы помещавщийся в его дворце, в здание бывшего Народного дома переехал в 1935 году и там располагался ло 1966 года. Пострадал от землетрясения и был разрушен.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.