80 лет назад в СССР была объявлена «безбожная пятилетка» Разное
15 мая исполняется 80 лет с момента издания декрета советского правительства о «безбожной пятилетке». Сталин поставил цель: к 1 мая 1937 г. на всей территории страны должны забыть имя Бога.
К тому времени в стране насчитывалось свыше 5 млн воинствующих безбожников, объединенных в более чем 60 тыс. ячеек. Началось создание антирелигиозных рабочих университетов — специальных учебных заведений для подготовки кадров для решающего наступления на религию.
План ликвидации религии к 1937 г. составили в Антирелигиозной комиссии. По этому плану к 1932-1933 гг. должны были закрыться все церкви и молитвенные дома, к 1933-1934 гг. — исчезнуть все религиозные традиции, привитые литературой и семьей, к 1934-1935-му страну, и прежде всего молодежь, планировалось охватить тотальной антирелигиозной пропагандой, к 1935-1936 гг. собирались уничтожить последних священнослужителей, а к 1937 г. должна была исчезнуть из жизни сама память о Боге.
Однако перепись населения 1937 г., в опросные листы которой по распоряжению Сталина был включен пункт о религии, сбила большевиков с толку: из 30 млн неграмотных граждан СССР старше 16 лет 84% признали себя верующими, а из 68,5 млн грамотных — 45%.
Итоги переписи засекретили и решили перейти к более привычной тактике: на 1937-1938 гг. пришелся пик уничтожения духовенства, в том числе и лояльного, которое выполнило свою раскольническую роль в 1920-е гг. и теперь оказалось ненужным.
В 1937 г. возобновилось массовое закрытие церквей. За 1935-1936 гг. было закрыто около 10 тыс. храмов, в 1937 г. — 8 тыс., в 1938 г. — более 6 тыс.
По современным уточненным данным, из дореволюционных российских церквей в начале войны действовало примерно 350-400, т.е. в 1939-1941 гг. ежегодно закрывалось 300-400 храмов.
Союз воинствующих безбожников подключил к своей «воспитательной» работе комсомол и профсоюзы. В 1938 г. по инициативе Ярославского отделения истории и философии Академии наук СССР началась подготовка двухтомника по истории религии и атеизма. В 1940 г. в системе Академии наук организовали постоянную аспирантуру по истории религии и атеизма.
Если в 1934 г. было арестовано шесть епископов, то в 1935 г. — 14, в 1936 г. — 20. В результате 10 мая 1935 г. митрополит Сергий (Страгородский) был вынужден распустить временный Синод и управлять всеми епархиями при помощи своего викарного епископа Сергия (Воскресенского) и канцелярии, состоявшей из секретаря и машинистки.
В 1937 г. было арестовано 136,9 тыс. православных священно- и церковнослужителей, расстреляно 85,3 тыс., в 1938 г. — арестовано 28,3 тыс. человек, расстреляно 21,5 тыс., в 1939 г. — 1,5 тыс. и 900 соответственно, в 1940 г. — 5,1 тыс. и 1,1 тыс., в 1941 г. — 4 тыс. и 1,9 тыс.
К началу войны на территории СССР оставалось 5665 официально зарегистрированных священнослужителей, причем больше половины из них проживали на присоединенных в 1939-1940 гг. землях.
По материалам интернета.
А каковы результаты этой антирелигиозной пятилетки в Узбекистане и в общем Средней Азии?Кто-нибудь располагает достоверными данными на этот счет?Было бы очень интересно узнать.Вышеприведеные данные относятся,видимо,только христианству.
Искандер[Цитировать]
Давали срок не только представителям духовенства.Мой дед был плотником,но за чтение Корана (кори) получил 7 лет лагерей на Севере.Там впоследствии попал в одну из экспедиций О.Ю.Шмидта,что помогло ему выжить.
IMM[Цитировать]
IMM, это точно заслуживает отдельного рассказа. Напишете?
Aida[Цитировать]
Да не очень то он рассказывал про эти годы,все узнавалось как то случайно,эпизодами.
IMM[Цитировать]
Не знаю, как 80 лет назад, а вот в самом конце 70-х годов зашли мы как-то с мужем к приятелю, который работал в прокуратуре (не помню точно, как называлось это учереждение, — на Урде, за мостом). Там как раз был ажиотаж, т.к. пришло письмо из Америки на английском языке, которого никто прочитать не мог. Вскоре выяснилось, что единственным человеком, из находящихся поблизости и изучавших английский язык, оказалась я. Правда большим знатоком я тоже не была, но всё же взялась за перевод. После первой же фразы, из которой стало ясно, что письмо написала группа американских баптистов в защиту своих собратьев, арестованных в Узбекистане, бумагу у меня отобрали и вежливо выпроводили подальше.
А другого нашего знакомого немного раньше посадили за распостранение иудаизма — он с приятелями читал Тору.
LG[Цитировать]
А если кто-то осмеливался крестить ребенка, священники были обязаны докладывать в КГБ, и не дай бог, родители оказывались партийными! Неприятностей не обобраться.
Я чтобы крестить сына приехала в Ташкент и крестила его в соборе на Госпитальном. Священник и имени моего не спросил. К счастью!
tanita[Цитировать]
А меня мама крестить в Троицкое возила (где Чирчик), сейчас там монастырь мужской. Партийных у нас в роду не было, но преподаватели были. Узнают — жди изгона. А когда деда и также бабушку отпевали, некоторые вышли из церкви и стояли перед папертью. И не потому, что веры другой. Сосед-мусульманин, который «читал» Коран над усопшими в махалле, не вышел. А те боялись. Бывали и курьезы. Однажды на Пасху мама поставила на стол куличи и крашенные яйца в тарелке с проросшей пшеницей, и вдруг к папе их парторг пришел в шахматы поиграть. Папа стал делать знаки, чтобы яйца убрать с глаз долой, а парторг заметил и успокоил:» У нас тоже стоят!»Но было это после той пятилетки.
ВТА[Цитировать]
Имени не спросил, но все равно доложил куда следует…)) В те времена все религиозные учреждения были под контролем ГБ. Несколько лет тому назад я случайно встретил в Балтиморе уже совсем старенького раввина, который в свое время давал в синагоге имя моей дочке и произносил соответствующие молитвы по поводу ее рождения. Так он мне честно признался, что на меня он тоже доложил куда следует. Правда, мне тогда особо нечего было бояться — я никогда не был членом ИХ партии и настроение у меня уже было чемоданно-эмигрантское. Но служителей культа заставляли. И это относится и к раввинам, и к священникам, и к муллам. Такой уж был режим.
Mark[Цитировать]