Город священного Фарна — древнейшая столица ташкентского государства История
(Серия свежих фото Канки недавно была на сайте — ЕС)
В 60 км к юго-западу от современного Ташкента сохранились руины древней столицы Чача. Это самый крупный памятник древней городской культуры долины Сырдарьи. У местных жителей он известен как городище Канка. В этом имени слышится отголосок могучей античной державы Кангхи, в состав которой входил Чач.
Сверху, с самолета, Канка кажется громадным серым островом среди зеленого моря хлопковых полей. Хорошо видны длинные валы с бусинками башен. Внутри них выделяются три прямоугольника с холмистым рельефом,а в северном углу крутой высокий холм на берегу притока Сырдарьи.
С земли видны монументальные крепостные стены с башнями, окружающие огромную территорию. Внутри-три города,вписанные один в другой. Каждый из них со своей фортификацией, стенами и рвами. Малый город соединялся с остальными еще и подвесным мостом. В его северо-восточной части, также отделенной широким рвом,высится самое могучее сооружение-цитадель-арк с дворцом правителя, возвышающимся почти на 50 метров над уровнем реки. (Как тут не вспомнить легендарный Кангдиз Сиявуша с несколькими рядами обороны и высоким дворцом).
Канка была известна краеведам еще в XIX веке, но широкие раскопки были проведены нами только в 70-90-е годы XX столетия. В цитадели обнаружен четырехбашенный замок с многогранными бастионами, приемными залами и интимным домашним храмом. Вдоль стен храма-скамьи-суфы. в центре — алтарь огня, в форме опрокинутой арки, на нем округлая лунка для возжигания культового огня, а у подножия углубление для священной золы. Вход в храм, по канонам зороастрийской религии,перекрывала стена коленчатой формы,«чтобы никто из посторонних не видел священный огонь». Над храмом возвышается монолит верхнего зала, откуда был виден весь город до крепостных стен.
Подъем в цитадель в виде пандуса был оформлен по всем правилам древней военной науки. Входящий поднимался по спирали, и если это был неприятель,то подставлял себя под обстрел бойниц крепости. Вход в сам дворец осуществлялся по специальному коленчатому коридору, в начале которого горел очистительный огонь.
Раскоп глубиной 20 метров в малом городе раскрыл «слоеный пирог» истории почти до середины I тысячелетия до н.э. Выяснилось,что первые земледельцы, селившиеся здесь, жили в домах-землянках,пользовались сосудами, вылепленными от руки, и простейшим набором орудий труда. Но на грани IV- III вв. до н.э. поверх этих домов вырос мощно укрепленный город. Он возведен по античной военной традиции с двойной крепостной стеной, с башнями и бойницами, двухъярусной галереей для скрытного передвижения воинов и выносной стеной-бермой для остановки стенобитных машин противника.
В галерее был найден фрагмент изящного тонкого сосуда, покрытого красным лощением, он напоминает римскую рыбницу IV — III вв. до н.э.Такие сосуды изготавливались в Согде в эллинистическую эпоху. Вспоминаются строки античной истории, когда после смерти Александра Македонского его полководцы Селевк, а затем Антиох создали на Востоке в начале IV в. до н.э. свою державу. А полководец Антиоха Демодам совершил поход против саков за Яксарт. После этого похода на античной карте появился новый город — «Антиохия Заяксартская».Не этот ли город перед нами.
Внутри малого города к юго-востоку от цитадели раскрыто монументальное сооружение. Громадный квадратный зал с входом с востока, узкие суфы вдоль стен, а напротив входа большая трехъярусная суфа-эстрада.Стены когда-то были украшены полихромной росписью, а над суфой-эстрадой поднималась рельефная лепнина в виде огненно-красных языков пламени. Вдоль зала с двух сторон проходили коридоры, украшенные росписью, а за суфой-эстрадой была маленькая дверца, уводившая в комнатку, где хранился вечный огонь, выносившийся в зал во время праздничных торжеств. На полу зала и суфах лежали кучки зерна злаков, остатки цветов,сосудики, возможно, с жертвенной пищей. В боковой комнатке на полу обнаружены останки лошади и жеребенка, лежавшие головами к очагу в восточной стене. Это был столичный храм Чача. Наверное, о нем писали китайские летописцы: «к юго-востоку от резиденции есть здание с престолом в центре. Два раза в году в Навруз и праздник урожая на престол ставят урну с прахом родителей правителя,и все обходят вокруг него, рассыпая пахучие цветы и разные плоды. Владыка и вельможи поставляют жертвенное мясо. По окончании обряда вельможи и прочие садятся и совершают тризну». В зале канкинского храма все соответствует этому тексту.
К сожалению, храм сгорел и был разрушен. В коридоре валялись ключ от хра¬ма, останки человека, в теле которого торчала стрела.В стенах застряли железные крючья, которые использовались при штурме. Значит, храм погиб в результате штурма города. Обгорели росписи стен, сгорели дары храма, но сохранились глиняные буллы-печати, которыми опечатывались эти дары. Обгоревшие в пожаре,они сохранили для нас и портреты жрецов храма, и надписи с их титулами и именами. Самое интересное, такие же портреты мы видим на древних монетах Чача. На лицевой стороне-мужское липо молодое или пожилое,орлиный профиль, локоны волос, прикрытые шлемом, или перевязанные диадемой, на груди гривна. На оборотной стороне — родовая тамга и надпись «царь Чача». Значит, правитель Чача был и верховным жрецом главного храма государства.
В домашних храмах Канки мы нашли терракотовые статуэтки — образы семейных божеств. Это фигурки богини Анахиты, мужских божеств,скульпттурки священных баранов, а в одном из храмиков найдена фигурка могучего вепря — кабана в напряженной воинственной позе. Выгнутый загривок, с ощетинившийся шерстью, яростно открытые глаза, в легком оскале видны торчашие клыки, морда покрыта черной краской, что придает фигуре угрожающий вид. Эти терракоты вводят нас в мир зороастрийских культов. Если женская фигура- символ плодородия, баран — божественной благодати, то вепрь символизировал одно из самых могучих божеств авестийского культа- бога победы Веретрагну. По одному из гимнов Авесты Веретрагна, сопровождая божество Солнца-Митру, приносит людям славу, дает силу,исцеляет и изгоняет злых духов. Он появляется в разных ипостасях, и вепрь только одна из них.
Здесь стоит остановиться на названии города. Древнее имя его до нас не дошло. Китайские летописцы называли его по имени государства – Юйничен,Ши, Чжеши. Имя его сохранилось только в передаче восточных географов X века н.э. называвших его Харашкет. Известный археолог М. Е. Массон перевел его как «город куланов» — связав это название с положением города на Великом шелковом пути. Но, как мы в идим, город вырос как столичный центр могучего Кангюя задолго до прохождения здесь Великого шелкового пути, и, вероятно,правильное его название было Хварашкет (как Хорезм в древности назывался Хварезм), то есть город Фарна, обладавший священным солнечным сиянием. Об этом говорят нам все храмовые и домашние алтари огня-символа Солнца.Если первый город был застроен густо, то примыкавшие к нему второй и третий-были более свободны. В них,особенно в третьем, раскрыты отдельно стоявшие замки, обширные площади садов, базары и водоемы.
Еще при аэрофотосъемке мы обратили внимание на одну из монументальных построек на юго-западной окраине города. При раскопках обнаружено квадратное сооружение со стенами длиной 100 м, воротами, обращенными к магистральной дороге, ведущей к переправе через Сырдарыо. Внутри сооружения-два дворика. один из которых был застроен однокомнатными секциями — худжрами, второй заполнен остатками хозяйственной деятельности.
Это — крупный городской караван-сарай. В первом дворике размешались купцы, во втором хранились товары и стояли караванные животные. Найденные во дворе и помещениях монеты свидетельствуют, что он функционировал более 500 лет. Караван-сарай был не просто местом остановки, но и своеобразным центром оптовой торговли.
Вдоль дороги к караван-сараю обнаружены мастерские металлургов и металлистов, а за городскими воротами, в ремесленном пригороде — печи гончаров, мастерские ткачей, винодавильни, кожевенные мастерские.
Раскопки города дали нам образцы прекрасной продукции мастеров — роскошные глазурованные и парадные штампованные сосуды,изделия ювелиров- золотые серьги и плакетки, бронзовые кувшины, шахматную фигурку.
Изучение города только начинается. Мы завершили обработку материалов, полученных на первом разведочном этапе,и готовимся к раскопкам на качественно новой научно-технической основе, с состаавлением кадастра слоев и находок и фиксацией их в компьютерной базе данных.
Автор: Юрий Буряков, доктор исторических наук, академик Академии наук Республики Узбекистан
Источник: «Uzbekistan Airways»
Очень интересная информация известного ученого, только в сноске, если она не активная, принято указывать год выпуска и номер журнала….
Сергей[Цитировать]