Европейский квартал в Ташкенте Старые фото
Михаил Головин:
Эта старая гравюра как бы сама «просится» стать иллюстрацией к заметке Татьяны Вавиловой. Если Вы сочтете возможным, то, пожалуйста, опубликуйте ее, пока не ушло время, пока статья эта не переместилась на дальние страницы.
Как я представляю себе, речь в ней идет о самых первых домах и улицах в Ташкенте с правильной прямоугольной планировкой. Когда-то здесь, на улице 12 тополей, находился дом моего деда, семья переехала сюда из Самарканда. Дома эти сохранялись почти до самого землетрясения, я даже смутно помню крыльцо и двор того дома. В 1931 году семья моей матери переехала из города Верного и поселилась по соседству в Казалинском переулке. Мои родители не могли не встретиться здесь.
Татьяна Вавилова – автор одной из самых замечательных, если не самой лучшей публикации. Живой, необыкновенно увлекательный, основанный на подлинных документах, рассказ о жизни Самарканда на рубеже веков. С Самаркандом связана история и моей семьи. Здесь встретили друг друга родители моего отца, здесь начался туркестанский период их жизни. Дед приехал служить управляющим торговой фирмы, видимо, уже состоятельным человеком. Семья бабушки добиралась в собственной повозке, со всем своим имуществом. Когда они оказались в Самарканде, по семейному преданию, в кошельке у них оставалось то ли три, то ли пять копеек. После женитьбы мой дед Александр Николаевич поселился в собственном доме где-то на улице Барбетной. Было при доме сколько то десятин земли, наверное, не мало. Была на этой земле роща акаций, был маленький пруд. Дети, играя, заставляли собаку ньюфаундленда по кличке Дружок нырять за приманкой в пруд. Вот, увы, все, что я знаю об их жизни в Самарканде. После переезда в Ташкент, этот дом они называли дачей. Несколько лет после революции он еще оставался в их собственности. Земля эта спасла им жизнь, они питались в то время только тем, что могли сами на ней вырастить.
С уважением Михаил Головин.
Cогласна с Михаилом: ничего более интересного о Самарканде, чем очерки Татьяны Вавиловой читать не приходилось. Но и его рассказ прочитан на одном дыхании.
tanita[Цитировать]
Да, вот с этого и начинался европейский квартал. Спасибо, хорошая иллюстрация к документу. И за воспоминания благодарю, вот так по кусочкам складывается мозаика прошлой жизни, о которой рассказать скоро совсем некому будет. Но желающие смогут прочитать.
ВТА[Цитировать]
Интересно,какая это улица в последствии?
alla[Цитировать]
По всей вероятности за спиной фотографа находится Анхор.
Рахим[Цитировать]
К сожалению, уже 3 года не появляется на ПоТ Михаил Головин, чьи интересные статьи и фотографии побудили меня посещать сайт не только в качестве читателя.
По старому рисунку выскажу предположение, что художник изобразил угол Черняевской улицы и будущего Махрамского проспекта, на котором будет построено НПО «Технолог», чуть правее будет построено двухэтажное здание казармы Русской крепости, сохранившееся до наших дней, а еще правее должен находиться дом Черняева — самая первая постройка в Русском Ташкенте. Слева появится парк Гагарина. Вот такая версия…
Виктор Фесенко[Цитировать]
Спасибо, — а Черняевская какая эта улица впоследствии?
Рахим[Цитировать]
Непосредственно улица для проведения парадов между ул. Ш. Рашидова и набережной Анхора.
KP[Цитировать]
Цитата для Рахима «Осенью 1865 г. на высоком берегу арыка Анхор строится крепость, под защитой которой располагалась новая часть города. В 1866 году разбиваются улицы 30 метровой ширины: с севера на юг – Черняевская (ныне А. Тукаева), Романовского (ныне ул. Ленина) и Самаркандская». http://www.oldtashkent.ru/arhitecturniy-oblik/47-ulitcu.html
lvt[Цитировать]
На прилагаемой фотографии видна Аллея парадов (бывшая Черняевская улица), НПО «Технолог», уходящий вправо и влево Узбекистанский проспект, крыша бывшей двухэтажной казармы и ворота крепости:
Виктор Фесенко[Цитировать]
Спасибо за ответы — значит Анхор действительно находится за спиной фотографа и немного вправо.
Рахим[Цитировать]