Как ограбили графа Искусство
Николай КРАСИЛЬНИКОВ
Посылаю материал, который был опубликован в прошлом году в газете «Русская Америка». Её редактор Аркадий Мар, мой друг, будет не против, если рассказ выйдет на Вашем сайте. С дружескими чувствами — Николай Красильников.
Иногда “невыдуманные истории”, попав на суд читателей, имеют совершенно неожиданное продолжение. Порой даже загадочное, детективное. Так случилось и с моим рассказом “Шуба графа”. Вот он.
I
Во время войны искусствовед Олег Апухтин некоторое время служил в войсках НКВД. Он-то и поведал мне этот малоизвестный эпизод.
Стылым ноябрьским утром сорок второго, когда густая темь еще разлита по Ташкенту, известный писатель Алексей Николаевич Толстой в богатой меховой шубе энергичными шагами направлялся в сторону ЦК. Нужно было решить ряд неотложных вопросов. Вокруг – ни души. И вдруг в одном из таких переулков писатель услышал, что кто-то нагоняет его. А когда обернулся, почувствовал приставленный к боку острый предмет. Огромный верзила, дыша перегаром, проскрежетал:
– Снимай, подлюга, доху!
На раздумье времени не оставалось, и бывший граф повиновался унизительному приказу грабителя.
Так и пришлось ему в одном костюме предстать в это холодное утро перед первым секретарем.
– Вы, почему так легко одеты? – после приветствия спросил Усман Юсупов.
И Толстой, храня достоинство, рассказал о только что случившемся с ним происшествии.
– М-да, – обронил первый секретарь, садясь за письменный стол. Чувствовалось, что он нервничает.
Но тут неловкую паузу разбил длинный телефонный звонок.
– Слушаю, – поднял трубку Усман Юсупов. И сам невольно поднялся с места. Лицо его сразу стало бледнеть. – Да, товарищ Сталин! Так точно, товарищ Сталин… Заводы начали давать продукцию. С хлопком план перевыполнен. Идет мобилизация…Полным ходом. Как граф Толстой устроился?.. Отлично. Гм…Был у меня. То есть здесь. Ограбили. Раздели. Кто? Ищем… Хорошо. Доложу, как только найдём виновника. До свидания, товарищ Сталин!
Усман Юсупов вздохнул и положил трубку. Чувствовалось, как с него спадает напряжение. Он улыбнулся.
– Слышали, Алексей Николаевич? САМ интересовался о вас. Взял ситуацию на контроль. Виновника мы, конечно, найдем, и я доложу Главному… А теперь давайте о делах!
Продавца шубы действительно через несколько дней поймали на Паркентском рынке. И суровый приговор, как это нередко случалось в те военные времена, тут же привели в исполнение. Но был ли это именно тот верзила, который снял шубу, так и осталось тайной. Главное, приказ Главнокомандующего был выполнен оперативно и беспрекословно, о чем и доложил Юсупов товарищу Сталину.
II
– В общем-то, многое достоверно, – прочитав рассказ, согласился со мной старейший журналист Виктор Дробин. В годы войны он неоднократно встречался с близким окружением “красного графа” – так называли недоброжелатели Алексея Толстого. – Только вы, к сожалению, не учли одного, что у этой истории есть совершенно иное начало. И оно имеет прямое отношение к вашему рассказу. Во всяком случае, я так думаю. Об этом многие говорили тогда в городе. Полушёпотом и со смешком.
III
В отличие от других эвакуированных в Ташкент деятелей литературы и искусства – Ахматовой, Раневской, Чуковского – людей относительно бедных, Алексей Николаевич в столице Узбекистана появился поистине с широким графским размахом. Обыватели свидетельствовали, что ему был предоставлен отдельный вагон, загруженный дорогими винами, яствами, мебелью. Ехала с ним даже московская прислуга. Как-никак любимчик Сталина! Достаточно, вспомнить его пьесу, посвящённую отцу народов, – “Оборона Царицына”.
И квартиру писателю подобрали в городе подобающую. В самом центре. На тенистой улочке. В старинном особнячке. Тишина, уют…
Понятно, местное высшее руководство поспешило засвидетельствовать именитого гостя своим вниманием. А как же! Случится надобность – авось и замолвит словечко, походатайствует перед Иосифом Виссарионовичем. Не зря же говорят в народе: приближенный к Кремлю…
И вот однажды к дому, где на временное жительство остановился Толстой, подкатил черный “бобик”. Из задней дверцы машины вышел высокий гражданин – в кителе и галифе. На глянцевых сапогах прыгали лучики. У массивных дубовых дверей он остановился. Поправил седеющую прядь и твёрдой рукой нажал на звонок.
Вскоре вышел коренастый пожилой слуга – в фуражке с кокардой и с пшеничными усами. На вопрос, кого надобно, незнакомец мягко улыбнулся:
– Алексея Николаевича Толстого… Он дома?
– А кто вы такой будете-с? Как вас представить-с хозяину?
Незнакомец назвал свой какой-то очень крупный циковский чин, контролирующий энкавэдешные органы.
– Подождите, я сейчас доложу, – молвил слуга и скрылся в бесчисленных комнатах.
Видимо, в это время писатель завтракал, – а каким он являлся гурманом, знают все, – был, очевидно, не в духе, раздосадован визитом столь раннего посетителя, да и слуга как-то невнятно произнёс, кто таков гость и чем занимается, ибо старик с кокардой вернулся в несколько растерянном виде.
– Извините-с, – виновато произнёс он и автоматическим добавил без заднего умысла: – Их сиятельство граф передали, скажите, мол, что он спит-с ещё…
Незнакомец в задумчивости потёр виски, а когда до него дошла абсурдность сказанного, густо покраснел и, щёлкнув каблуками, пошёл к машине.
IV
А вскоре произошло уже известное ограбление графа. Отомстил так-таки оскорблённый до глубины души сановный гость, которого он не принял? Может быть, и так… Да и как не отомстить, когда в подчинении у него была такая грозная служба?
А “козла отпущения” всегда можно найти, если того потребует САМ…
Газета «Русская Америка» №44, 2011
Интерееееееесно….Даже очень. Тут мы на днях семейством обсуждали творчество Толстого. / шла "Формула любви"/. И, знаете, несмотря на все вывихи его сиятельства. несмотря на близость к властям и обласканность таковыми, это был УДИВИТЕЛЬНО ТАЛАНТЛИВЫЙ ПИСАТЕЛЬ. Я, в свое время прочитала весь девяти/по-моему/ томник собрания сочинений, светло-желтенький такой, и у него есть, помимо канонических, поразительно интересные произведения, не менее. чем вышеуказанные канонические. . Николай, вам, как всегда, спасибо, большое удовольствие получила.
tanita[Цитировать]
Что-то меня терзают смутные сомнения, а не выдумка ли это чья-то? Известнейший писатель, ранним "стылым утром" идет пешком от дома до ЦК? Учитывая что ему почти 60? И его не обеспечили если не автомобилем, то хотя бы экипажем с извозчиком?
Хотя кто его знает.. Может прогуляться решил..
Но вот если он пришел ранним утром в кабинет к Усману Юсупову, то думается время было никак не раньше восьми утра. В Москве — пять. А Сталин , по воспоминаниям современников, ложился в три-четыре утра. Очень редко в крайних случаях в пять.
Нестыковочка тут у уважаемого автора.. Не мог никак Сталин звонить в это время Юсупову.
Timur[Цитировать]
Вот всегда так! Не успеешь порадоваться хорошей байке, все настроение собьют…:))))
tanita[Цитировать]
Алексей Толстой жил на Первомайской, рядом с 6-м роддомом (старое здание), я помню там висела мемориальная доска, а ЦК находилась на Гоголя, Усман Юсупров жил напроотив, чуть наискосок, так, что пешком там идти минуты две, а что рано утром шёл в ЦК, маловероятно.
Владимир[Цитировать]
А может, утро было ранним по графским меркам. Тогда все сходится
акулина[Цитировать]
и из уважения к графским меркам солнце решило пока не вставать, да? :)
Timur[Цитировать]
Дорогие друзья! Байка была записана в 70-е годы. Временные (часовые) не стыковки и другие сомнения я сам чувствовал, но отсебятины никакой не стал вносить, хотя мог бы всё "подогнать" так, чтобы комар носа не подточил. Записал добросовестно, как рассказал искусствовед О. Апухтин в кругу художников графического отдела молодёжного издательства, где я тогда работал, и со слов старейшего ташкентского журналиста В. Дробина.Были и иные версии этой нелицеприятной истории других людей, но они мне показались менее убедительными.А так спасибо всем за меткие замечания,которые очень ценю.
Р.S. Татьяне Перцевой. Разделяю Ваше мнение. А. Н. Толстой крупнейший русский писатель ХХ века. Я тоже люблю его книги. Честно говоря, мне даже было как-то неловко писать об этом малоизвестном факте.
Николай Красильников[Цитировать]
Справедливости ради — криминогенная обстановка в Ташкенте в военные годы резко ухудшилась, потому как в эвакуацию приезжали не только писатели и поэты. Ухудшилась настолько, что местные органы НКВД справиться с нею были не в состоянии. И в 1943 сюда был прислан "десант" из Центрального аппарата НКВД СССР. И те порядок навели быстро. Действуя крайне жестко, " по законам военного времени ".
Timur[Цитировать]
Тимур, да я тоже об этом читала. Судя по тому, с какой скоростью навели порядок в Ташкенте, Одессе а позже в Москве, создается впечатление, что нынешний разгул таковой чем-то кому-то выгоден. Помните, в "Интердевочке", там проститутка говорит представителю. властей, мол, если бы властям это было нужно, нас бы в три дня не стало…. Вот и я так же считаю. Кое-где такой порядок навели. А кое -где — невыгодно, я , в основном, о России. Как же: всех главарей ОПГ наперечет знают, и все они гуляяяяют… сейчас немного построже стало, но все равно, вечером особо не выйдешь, не то, что раньше.
tanita[Цитировать]
Криминогенная обстановка имела еще один всплеск в 1946 году, когда некоторые демобилизованные фронтовики осознали свою бесполезность. А оружия в городе было много.
Александр Шириков[Цитировать]
Да-а, неприятно вранье читать. Толстой никогда бы не поперся в ЦК рано утром. Усман Юсупов не такой бездельник был, чтобы принимать писателей с ранего утра. От Первомайской до Гоголя два шага, на эти два шага в 42-ом было три милицицейский патруля. В ноября в Ташкенте вполне можно было не ходить в шубе. Грабитель был такой дурак, что решился на дело около ЦК. Грабителя не могли расстрелять, потому что статья в УК этого не предусматривала. Разговор У.Юсупова со Сталиным — верх дебилизма. Продукцию эвакуированные предприятия начали давать еще в 41-ом году. Мобилизация тоже закончилась в 41-ом. А Сталин, оказывается, этого не знал? В ноябре 42-го тяжелое положение на фронтах, а Сталин интересуется шубой какого-то писателя. Не-е. Как анекдот, конечно, смешно.
Урикзор[Цитировать]
Урикзор, простите, а что, принимать писателей с раннего утра могли только бездельники? Странное у вас понятие о писателях и безделье…. извините. Думаю, и даже уверена, что если бы такой писатель , как Алексей толстой пришел на прием к Усману Юсупову, тот бы его принял и без очереди даже. Николай, если все было и не совсем так, повторяю, байка интересная, Толстого обожаю, прочитала с огромным удовольствием. Вот к вам — абсолютно никаких претензий. Класс!
tanita[Цитировать]
Согласно архиву погоды, весьма холодными ( с минусовой температурой) в ноябре 1942г. в Ташкенте были 10,11, 12 и 13 ноября. Да и в остальные дни не слишком жарко. Так что тут Вы мимо.. И как я уже выше писал — в 1943 году при наведения законного порядка органы НКВД действовали весьма жестко. То есть грабителей, насильников, убийц и прочих стреляли на месте. Иногда не на месте. Но стреляли.
Timur[Цитировать]
"И квартиру писателю подобрали в городе подобающую. В самом центре. На тенистой улочке. В старинном особнячке. Тишина, уют…".
А людей, которые жили до этого в облюбованной графом Толстым квартирке, — просто выселили. Знаю точно, потому что это была семья маминой однокурсницы.
Как говорится, кому война — кому мать родна. И в эмиграции этот благородный граф не терялся — почитайте хотя бы воспоминания Тэффи. Насчет того, какой он талантливый — спорить бессмысленно, у каждого может быть своё собственное мнение. Но человек он был, мягко говоря, весьма и весьма недостойный.
Нелли[Цитировать]
Не было на Первомайской улице особняков.в лучшем случае жактовские квартиры.и частные дома.Толстой жил в частном доме за роддомом. 6.в его доме из всех преимуществ был большой фруктовый сад и и отдельный вход.если бы Вы прочли воспоминания Раневской и других то эту информацию бы и получили
Елена[Цитировать]
Нелли, к моему величайшему сожалению, я очень давно обнаружила, что талант и качества человека, этим талантом обладающего — вещи абсолютно разные, а иногда и диаметрально противоположные. И примеров тому тьма. Дабы не затрагивать ныне здравствующих, вспомним Лермонтова, который, ненесомненно был гением, и так же несомненно- человеком, мягко говоря, не слишком прекрасных качеств….
tanita[Цитировать]