Вдоль по Пушкинской… История

«До 1884 года улицы русского Ташкента,за исключением двух-трех, в осенние и зимние месяцы были непроходимы, а в старом городе прямо на улицах тонули и люди, и животные». Так описывал Ташкент конца 19 века известные историограф Добросмыслов.

Именно с 1884 года городские власти обратили пристальное внимание на внешний облик Ташкента.И причиной тому было «сделать столицу Туркестанского края на манер европейских городов.»

За дело взялись серьезно. И об этом свидетельствует такой факт, как специальное постановление Городской думы, изданное 18 февраля 1886 года в газете «Туркестанские ведомости». В нем, в частности, отмечалось, что «дворы и тротуары с арыками должны быть очищены от всяких нечистот в семидневный срок со дня опубликования сего постановления и затем содержаться в постоянной чистоте и опрятности».

Как ни странно, постановление возымело действие. В короткий срок тротуары и улицы были очищены от многолетней грязи, а «мусор и отходы теперь не выбрасывались за ворота на проезжую часть улиц». Правда, немалую роль в этом сыграли и штрафы, налагаемые на нерадивых домовладельцев.

К 1889 году в русской части города была шоссирована почти половина улиц. В старогородском районе отремонтировано и приведено в порядок 11 улиц и 14 переулков общей протяженностью в 25 верст. В 1909 году, по отчетам Ташкентской городской думы, общая протяженность благоустроенных улиц уже составила 117 верст. Из них 40 верст были с гравийным покрытием или вымощены камнем.

Одной из самых ухоженных и красивых по праву считалась улица, носящая имя А.С.Пушкина. Это название она получила в 1899 году в честь столетия со дня рождения великого русского поэта.

В 1904-1905 года генерал Шорохов на собственные средства разбил в конце улицы Пушкинский сквер, где намечалось установить бюст поэта, который, кстати, был приобретен, но, как явствует из документа, «валялся в городской управе будто бы за недостатком средств на устройство пьедестала». В 1974 году в сквере, носящем имя Пушкина, был торжественно открыт его памятник.

С улицей Пушкина тесно связаны многие события в общественной, исторической и культурной жизни нашего города. По ней, например, в 1903 году была проложена одна из первых конок.А в 1908 году между городом и бельгийским анонимным обществом «Ташкентский трамвай» был заключен договор о переводе конки на электрическую тягу. Вот что писалось об этом в одном из документов по устройству новых линий: «Продолжить существующую линию по Пушкинской улице от бани Метрикова до арыка Дархан и на Паркентскую до Салара».

Сегодня под улицей Пушкинской успешно несет службу «внук» конки — Ташкентский метрополитен.

Особенно интересна улица а архитектурном отношении. Здесь еще сохранились дома старинной постройки, где до революции жили купцы, чиновники и офицеры Ташкенского гарнизона. Рядом с ними — довоенные постройки, такие, как Узбекская государственная консерватория имени Ашрафи и другие здания. Подлинным украшением Пушкинской стали многоэтажные жилые и административные корпуса, появившиеся в последние годы. Но есть в облике улицы одна деталь, характерная для всех времен ее существования. Это густая крона деревьев, которая дарила и дарит ташкентцам свою прохладу. Пушкинская, как и сто лет назад, является одной из самых зеленых и красивых улиц Ташкента.

Людмила Сидорова, еженедельник «Новый Век», 8 июня 2000 года.
Источник.

4 комментария

  • Русина:

    А сковородка уже после 2000 года появилась? И памятник Пушкина по прежнему стоит?

      [Цитировать]

  • зухра:

    Памятник стоит (работа Аникушина). И Ташкент сподобился иметь свой памятник работы великого скульптора.

      [Цитировать]

  • Морской Святослав Георгиевич:

    Вот Смехов как-то жаловался, что воруют у него. Я тоже, правда, тексты перерабатываю с учетом моих знаний или моих материалов, ранее написанных. А вот ЭТА СУКА не удосужилась ХОТЬ КАК-ТО переделать МОЙ текст. Найду — космы поотрезаю, засниму, а фото ОПУБЛИКУЮ.

      [Цитировать]

    • Усман:

      У А.И.Добросмыслова нет про 1908 г.: «А в 1908 году между городом и бельгийским анонимным обществом «Ташкентский трамвай» был заключен договор о переводе конки на электрическую тягу. » Это было в 1912 г. Остальное все списано у А.И.Добросмыслова.

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.