Главному железнодорожному институту Узбекистана – 80 лет История

Недавно в Узбекистане отметили 80-летний юбилей Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта (ТашИИТ). За 80 лет институт стал достоянием не только Узбекистана, но и практически всего Центрально-азиатского региона. Именно выпускники ТашИИТ в свое время создали национальную железнодорожную систему страны и продолжают совершенствовать ее по сей день, стремительно приближая к мировым стандартам.

Это был первый институт в регионе Центральной Азии, начавший подготовку высококвалифицированных железнодорожных кадров.

За последние 20 лет в Узбекистане построили более 600 км новых железных дорог. Около 500 км железных дорог полностью электрифицировано. Внедряются современные информационные технологии с применением оптико-волоконных линий связи, к примеру, на участке «Келес-Бухара» протяженностью более 600 км. Возведены уникальные для нашего региона мосты, тоннели и другие искусственные сооружения, к примеру, в сложнейших горных условиях построена железная дорога «Ташгузар-Бойсун-Кумкурган» протяженностью 223 км. Железнодорожными предприятиями Узбекистана налажена работа по ремонту и модернизации всех видов подвижного состава, освоено производство грузовых и железнодорожных вагонов.

Специалистами ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», а когда-то простыми студентами ТашИИТа, в кратчайшие сроки, с опережением установленных сроков построена и введена в эксплуатацию первая на территории Афганистана железнодорожная линия от Хайратона до Мазари-Шарифа. В преддверии 20-летия Независимости Узбекистана открыто первое в регионе высокоскоростное движение пассажирских поездов «Афросиаб» на участке «Ташкент-Самарканд».

За период независимости ТашИИТ превратился в крупнейший образовательный и научный центр, в котором лучшие традиции отечественной высшей школы дополняются передовым международным опытом. Сегодня здесь формируется поколение специалистов железнодорожного транспорта, которому в дальнейшем предстоит совершенствовать железнодорожную инфраструктуру на основе высоких технологий, повсеместно применяемых в мировой практике строительства и модернизации железнодорожного сообщения.

При институте работают научно-исследовательские лаборатории, а также Дорожный центр по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров. Стоит отметить, что в рамках подготовки кадров и научно-исследовательских работ ташкентский институт также тесно сотрудничает с Московским и Петербургским университетами путей сообщения, а также Московским институтом стали и сплавов. 25 докторов наук и профессоров, 110 кандидатов наук – это огромный научный багаж института, под руководством которого в свое время начинала работу большая часть светил отечественной железнодорожной отрасли. В институте работает специализированный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. За последние четыре года защищены 12 кандидатских и шесть докторских диссертаций. Однако занимаются преподаватели и студенты института не только теоретическими вопросами, но и на основе хозяйственных договоров с соответствующими подразделениями ГАЖК «Узбекистан темир йуллари» выполняет прикладные, фундаментальные, инновационные проекты для решения ее актуальных проблем.

Со своей стороны, главная железнодорожная компания страны помогает институту развивать учебно-методическую базу, а также создавать и переоснащать учебные аудитории и лаборатории. К тому же, студенты института могут проходить в подразделениях «Узбекистон темир йуллари» учебную практику.

Нельзя предугадать, что будет дальше, но есть все основания полагать, что свой столетний юбилей Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта встретит на фоне сверхсовременной железнодорожной инфраструктуры страны, которая создаст еще не одну сотню поводов для оправданной гордости.

Автор: Сафар Комилов

18 комментариев

  • Гога:

    Всех ТашИИТовцев выпускников и нынешних с юбилеем.

      [Цитировать]

  • ольга трутенко:

    мои дорогие родители в 1941 году окончили этот институт и сразу на фронт! вечная память выпускникам, погибшим на фронте и тем, кто вернулся и работал на благо Родины!!!! а какие были великие имена — Ядгар Насриддинова, Абдухамид Каюмов, Дмитрий Афанасьев…..и я знала всех однокашников своих родителей, а существует ли до сих пор в институте Музей? М.б. кто-нибудь знает?

      [Цитировать]

  • Марина:

    Сейчас не знаю, а раньше учебный год для первокурсников обязательно начинался с экскурсии в музей.

      [Цитировать]

  • Константин:

    В 1971 году мне вручили медаль «40 лет ТашИИТа». Медаль уникальная, изготовленная методом порошковой металлургии в лаборатории «Взрывных технологий», что находилась рядом с общежитием механического факультета. В 1973 году нас заставили разбирать здание этой лаборатории. Стены в полтора метра толщиной и фундамент двухметровой толщины. Выдали нам отбойные молотки и наступила наша трехдневная трудовая вахта. Рядом с общежитием механического факультета находилось мужское общежитие факультета АТС (автоматика телемеханика связь). В этом общежитии студенты АТС очень любили попить пивка, а пустые бутылки являлись своего рода компроматом. Поэтому студенты АТС открывали окна и выбрасывали в них пустые бутылки. Студенты механики тоже любили пиво и, я подозреваю, даже больше, чем АТСники. Потому, что они выбрасывали пустую тару в окна, даже не открывая их. (Ходил такой анекдот в то время по институту) В первый день долбежки оба общежития ещё терпели наши отбойные молотки, но на второй день в нас стали иногда «пулять» пустыми бутылками. Мы матерились на них, но продолжали работу. На третий день кидать в нас бутылки стали из обоих общежитий. Я не выдержал, встал между общежитиями и прокричал: «Ну погодите, заразы, мы сегодня последний день и кого из вас сюда пришлют дальше долбать эти стены неизвестно. Но я обязательно приду в общагу с ящиком пива и отыграюсь на вас по полной программе.» Не знаю, что на них подействовало, то ли моё сообщение, что мы долбим последний день или моя угроза, но кидаться бутылками в нас перестали.

    Вот и такая веселая история была в жизни ТашИИТа, а не только победные рапорты. В мое время в ТашИИТе училось одновременно десять тысяч студентов. Он был как маленький городок, где все были как родные.

    Дорогие ТашИИТовцы, поздравляю НАС ВСЕХ с очередным сорокалетием! Даст Бог и в третий раз отметим сорокалетие нашего славного института.

      [Цитировать]

  • Cветлана:

    Моя мама заканчивала этот институт. И, помню, когда мы ездили на поезде и выходили на станциях погулять, мама с увлечением объясняла мне разницу между подшипниками трения и качения (по-моему — так). А я слушала и думала: как могут девочки учиться в таком скучном и неинтересном институте???

      [Цитировать]

  • Павел Александрович:

    А я сам являюсь его выпускником 2010 года. Электомеханический факультет, кафедра электрический транспорт

      [Цитировать]

    • АдхамБек:

      можете дать подробную информацию про ТашИИТ.
      Например есть факультеты на русском языке, сколько баллов нужно набрать на бюджет, и какая сумма контракта?
      Я так хочу поступить в этот институт!

        [Цитировать]

      • АдхамБек:

        АдхамБек:

        можете дать подробную информацию про ТашИИТ.
        Например есть факультеты на русском языке, сколько баллов нужно набрать на бюджет, и какая сумма контракта?
        Я так хочу поступить в этот институт!

          [Цитировать]

  • Ната:

    Мой дед и его брат были первыми выпускниками ТАШИИТА в 30-е годы.
    Мой отец закончил его в середине 60-х годов.
    Да и жили мы прям «под боком» у института, буквально «забор к забору».

      [Цитировать]

  • Пиллигрим:

    И я там был, мед пиво пил. Кто вспомнит Теплицкого, Гордона, Лаврика, Доморяд, Шейх-Заде, Ивашева, Муксина, преподовавших в одно время, скорее всего мой ровесник по выпуску. Всем привет!

      [Цитировать]

  • Пиллигрим:

    Доморяд — она преп. физики, Лаврик — академик, зав. кафедрой высш. математики ТашИИТ

      [Цитировать]

    • Константин ташкентский:

      Нашему курсу в 1970 году профессор Лаврик начинал читал «Теоретическую механику» и был, тогда, заведующим этой кафедрой. В конце первого семестра он перешел на работу в Университет. Продолжил нам читать курс доцент Пижанков, которому и сдавали все три экзамена (статика, кинематика, динамика). Позже, уже после моего окончания, Лаврик вернулся в ТашИИТ, на должность заведующего кафедрой «Высшей математики». Людям свойственно менять места своей работы. Лаврик заполнился, всегда одетым в безукоризненно чистые, шикарные костюмы, которые к концу лекции, как он не старался избежать этого, были сильно запачканы мелом.
      А вот доцент Теплицкий Илья Соломонович прочитал нам все четыре семестра математику. Илья Соломонович вел у нас и практические занятия и я очень благодарен ему за то, что он сумел сформировать у нас (по крайней мере у меня) очень трезвые взгляды на жизнь. Недавно я узнал, что Ильи Соломоновича больше нет.

        [Цитировать]

  • eugeen13:

    Мои коллеги в большинстве своём выпускники этого института и заслуги его очень впечатляющи — этого не отнимешь!
    Но вот эта фраза: "Именно выпускники ТашИИТ в свое время создали национальную железнодорожную систему страны" снова и снова попахивает "манкуртом", как в большинстве современног8о официоза!

      [Цитировать]

  • Дмитрий Лазарев:

    А мои папа и мама закончили ТашИИТ в 1963

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.