Ташкент в рисунках Амшея Нюренберга Tашкентцы Искусство

Прислала Айида Каипова.

Нюренберг дважды был в Узбекистане. Впервые – в начале двадцатых годов. Участвовал в организации реставрации исторических и культурных памятников.

Впечатления первой поездки  выразились, по большей, части в солнечных холстах. Самарканд, купола, густая желтизна.
Второй раз — в эвакуации.
Серия рисунков о Ташкенте 1942 года совсем иная. Тихие улочки, дворики, скопления людей — мирные зарисовки. Посмотришь подольше – мир этот обманчив. Чувства тяжелые — тревога. Это несет в себе пожелтевшая бумага? Или штрихи резкие?

Ташкент. Чайхана.

Тех улиц и переулков сейчас не распознать – исчезнувший мир. Ташкентский переулок.

Где эти улицы, и где эти дома? Ташкентская улица с ручьем.

Ташкентский пейзаж

Ташкентский пейзаж

Рисунок называется «Старый Ташкент». Он нарисован 70 лет назад. Ташкент.

Фигуры людей. На рисунках они движутся, как будто все время торопятся, спешат, убегают. Лиц не разглядеть. Женщины в парандже, их много, закрыты лица. Кто-то изображен спиной к зрителю, а если и лицом, то лицо не прорисовано. Как будто не было времени остановиться, подойти, посмотреть, заговорить. Эвакуация – пристанище временное, временный мир вокруг тебя.

Оператор, снимающий людей, не участвует в их отношениях. Он присутствует. Рисунки Нюренберга сегодня становятся кадрами кинохроники.

Помните, как мы спорили, правильно или неправильно в фильме «На солнечной стороне улицы» показан базар? Вот что видел художник – живой свидетель времени.

Ташкент. На рынке.

Где он был, этот праздник? Праздничный день

Ташкентские зарисовки.

Ташкент. В ожидании завтрака. И где ждали этого завтрака?

И куда бежит, от тишины дворика, женщина в красной накидке? Нежданное известие?  О чем оно?.. Ташкентский дворик

6 комментариев

  • МК:

    Замечательный художник был.
    В конце жизни стал персонажем Юрия Трифонова, писатель был женат на его дочери. Трезвый и нельстивый взгляд зятя сослужил художнику неожиданную службу — мало кто из художников того изломанного поколения удостоился такого живого портрета.

      [Цитировать]

  • Русина:

    Интересно, так захватило! Я думаю-ГДЕ ЭТОТ ЗАВТРАК…Люди собирали хлопок и у них наступил перерыв на еду. Должны подвезти завтрак. Ведь в Ташкенте слово ОБЕД означало всегда иное, чем в России…ПОСЛЕ ОБЕДА…В ОБЕД. Имеется в виду -во второй половине дня, или в 2 часа дня. А в Ташкенте днём-ЗАВТРАК, а ОБЕД-только обед, а не часть суток и вечером

      [Цитировать]

  • Рустам Т.:

    замечательные работы, с любовью написаны!

      [Цитировать]

  • Зелина Искандерова (Мачевская):

    С Новым Годом, Айида и все «форумчане!»
    Пару лет назад мне так повезло — попалась книжка Амшея Марковича Нюренберга
    «Воспомитатия, Встречи, Мысли об Искусстве», 1969, «Советский Художник», с рисунками автора. Конечно, сразу же купила, и так этому рада — это просто чудо!!!
    Есть она ещё у кого-нибудь? Кто-нибудь читал? Очень рекомендую поискать…
    Зелина Искандерова

      [Цитировать]

    • Зелина Искандерова (Мачевская):

      Кстати, даже на суперобложке книжки Амшея Марковича Нюренберга «Воспоминания, Встречи, Мысли об Искусстве», 1969, иллюстрированной рисунками автора, о которой я писала, — рисунок из серии «Ташкентские зарисовки, 1942», с подписью художника…
      Наш родной Ташкент глазами художника ровно 70 лет назад…
      Всем — доброго, успешного года! Зелина

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.