Ташкент в рисунках Амшея Нюренберга Tашкентцы История

Прислала Айида Каипова.

 

    На сайте уже писали об этом художнике – https://mytashkent.uz/2010/10/14/nyurenberg-a-m/.

    Нюренберг дважды был в Узбекистане. Впервые – в начале двадцатых годов. Участвовал в организации реставрации исторических и культурных памятников.

 

   

    Впечатления первой поездки  выразились, по большей, части в солнечных холстах. Самарканд, купола, густая желтизна.

     Второй раз — в эвакуации.

     Серия рисунков о Ташкенте 1942 года совсем иная. Тихие улочки, дворики, скопления людей — мирные зарисовки. Посмотришь подольше – мир этот обманчив. Чувства тяжелые — тревога. Это несет в себе пожелтевшая бумага? Или штрихи резкие?

 

Ташкент. Чайхана.

 

          Тех улиц и переулков сейчас не распознать – исчезнувший мир.

 

Ташкентский переулок.

 

      Где эти улицы, и где эти дома?

 

Ташкентская улица с ручьем

 

 

Ташкентский пейзаж

    

 

Рисунок называется «Старый Ташкент». Он нарисован 70 лет назад.

 

 

Ташкент

 

      Фигуры людей. На рисунках они движутся, как будто все время торопятся, спешат, убегают. Лиц не разглядеть. Женщины в парандже, их  много, закрыты лица. Кто-то изображен спиной к зрителю, а если и лицом, то лицо не прорисовано. Как будто не было времени остановиться, подойти, посмотреть, заговорить. Эвакуация – пристанище временное, временный мир вокруг тебя.

      Оператор, снимающий людей, не участвует в их отношениях. Он присутствует. Рисунки Нюренберга сегодня становятся кадрами кинохроники.

      Помните, как мы спорили, правильно или неправильно в фильме «На солнечной стороне улицы» показан базар? Вот что видел художник – живой свидетель времени.

 

 

 Ташкент. На рынке.

 

     Где он был, этот праздник ?

 

Праздничный день

 

 

Ташкентские зарисовки

 

      И где ждали этого завтрака?

 

Ташкент. В ожидании завтрака.

 

      И куда бежит, от тишины дворика, женщина в красной накидке? Нежданное известие?  О чем оно?..

 

Ташкентский дворик

 

 

6 комментариев

  • МК:

    Замечательный художник был.
    В конце жизни стал персонажем Юрия Трифонова, писатель был женат на его дочери. Трезвый и нельстивый взгляд зятя сослужил художнику неожиданную службу — мало кто из художников того изломанного поколения удостоился такого живого портрета.

      [Цитировать]

  • Русина:

    Интересно, так захватило! Я думаю-ГДЕ ЭТОТ ЗАВТРАК…Люди собирали хлопок и у них наступил перерыв на еду. Должны подвезти завтрак. Ведь в Ташкенте слово ОБЕД означало всегда иное, чем в России…ПОСЛЕ ОБЕДА…В ОБЕД. Имеется в виду -во второй половине дня, или в 2 часа дня. А в Ташкенте днём-ЗАВТРАК, а ОБЕД-только обед, а не часть суток и вечером

      [Цитировать]

  • Рустам Т.:

    замечательные работы, с любовью написаны!

      [Цитировать]

  • Зелина Искандерова (Мачевская):

    С Новым Годом, Айида и все «форумчане!»
    Пару лет назад мне так повезло — попалась книжка Амшея Марковича Нюренберга
    «Воспомитатия, Встречи, Мысли об Искусстве», 1969, «Советский Художник», с рисунками автора. Конечно, сразу же купила, и так этому рада — это просто чудо!!!
    Есть она ещё у кого-нибудь? Кто-нибудь читал? Очень рекомендую поискать…
    Зелина Искандерова

      [Цитировать]

    • Зелина Искандерова (Мачевская):

      Кстати, даже на суперобложке книжки Амшея Марковича Нюренберга «Воспоминания, Встречи, Мысли об Искусстве», 1969, иллюстрированной рисунками автора, о которой я писала, — рисунок из серии «Ташкентские зарисовки, 1942», с подписью художника…
      Наш родной Ташкент глазами художника ровно 70 лет назад…
      Всем — доброго, успешного года! Зелина

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.