В память о русских воинах История

Юрий Флыгин, историк

Памятным объектом для русского населения Ташкента, своеобразной святыней Русской Православной Церкви в Средней Азии, отмечающей в нынешнем году 140- летие Среднеазиатской (Туркестанской)  епархии, является практически ныне забытая часовня, устроенная у бывших Камаланских ворот города.

Она воздвигнута на братской могиле 25 русских воинов, погибших под Ташкентом 15 июня 1865  года и погребенных на том месте, где происходили драматические события.

Впервые  предложение о создании памятника было высказано в 1872 году. Но по разным обстоятельствам дело долго откладывалось.

Часовня  была построена позже в 1886 году по инициативе русских офицеров, поддержанной многими горожанами. Автором проекта был известный ташкентский инженер Ульянов¸  в честь которого позднее была названа одна из улиц города.

По ходатайству Ташкентской городской Думы и Туркестанского генерал- губернатора Н. О. Розенбаха Св. Синод в 1887 году установил ежегодное проведение 15 июня крестного хода в память о павших воинах. Крестный ход начинался от центрального ташкентского православного храма (таковым с 1888 года был Спасо-Преображенский собор).

От собора до часовни примерно 7 км.. В этот же день на братской могиле служилась панихида. Часовня содержалась за счет города.

Поразительно, но часовня сохранилась до наших дней, конечно, в сильно обветшалом виде. И это во много заслуга ее строителей ─ построена очень надежно. А ведь в нашем городе не уцелел от дореволюционных времен ни один храм ─ все они были разрушены.

Долгое время часовня никому не мешала, будучи окруженной загородными садами. Но в 40-х годах прошлого века район у бывших Камаланских ворот стал зоной индивидуальной застройки.

Часовня оказалась почти на территории  частного домовладения – перед окнами жилого дома,  практически на тротуаре.

В результате планировки и выравнивания улицы часовня она была засыпана землей. Надо отдать должное такту окрестного,преимущественно мусульманского населения, с уважением отнесшегося к часовне, к праху лежащих в склепе воинов. Ведь наверняка в советские годы было не очень трудно найти повод для ее сноса.

Думается, что православной епархии, посольству Российской Федерации надо обратиться к властям города с просьбой о содействии в организации перезахоронения. Известно, что власти нашей республики в таких вопросах исходят из чувств человеколюбия и гуманизма.

Это видно на примере с польскими и японскими могилами. Посильное содействие перезахоронению, насколько известно,  готовы оказать и жители махалли.Впрочем, возможен и другой вариант. Часовню отреставрировать, привести в порядок и передать  в ведение епархии.

Нет сомнения, что власти города, российское посольство и священноначалие епархии вместе  найдут  приемлемое  решение.

Источник

Напоминаю, что есть тег Часовня. ЕС.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

16 комментариев

  • J Silver:

    А поточнее — где это? Я, честно говоря, и не предполагал, что она цела…

      [Цитировать]

  • Aida:

    Кажется, об этой часовне на сайте уже был материал, только давно, года два назад

      [Цитировать]

  • Yultash:

    Зайдите в «облако тегов» на сайте, там много подробностей о часовне. https://mytashkent.uz/tag/chasovnya/

      [Цитировать]

  • AK:

    «..Думается, что православной епархии, посольству Российской Федерации надо обратиться к властям города с просьбой о содействии в организации перезахоронения. Известно, что власти нашей республики в таких вопросах исходят из чувств человеколюбия и гуманизма..» — все-таки есть желание убрать могилу куда подальше. Может лучше перенести дома в новое место?

      [Цитировать]

  • Рэм:

    Автор ошибается: «А ведь в нашем городе не уцелел от дореволюционных времен ни один храм ─ все они были разрушены.» Только навскидку могу назвать Иосифо-Георгиевскую церковь, Александро-Невскую церковь на Боткинском, частично сохранилась церковь при кадетском корпусе, ныне ТашМИ, недавно снесены останки домовой церкви при учительской семинарии. Может, что и упустил…

      [Цитировать]

    • Юрий Флыгин:

      Моя короткая заметка о часовне у Камаланских ворот была, в некотором роде, продолжением моего выступления на эту тему на одном недавнем научном форуме и имела целью привлечение внимания к вопросу, который, наверное, не является самым актуальным, но просит своего разрешения. Заметка не претендует на научную полноту. Сейчас я работаю над обстоятельным материалом на эту тему, который, очевидно, будет опубликован. О численности воинов есть разные данные, но наиболее авторитетные источники называют число 25, хотя и сообщают о дополнительных захоронениях – это можно уточнить.Относительно остатков живописи – тамошние старожилы рассказывают, что уже в 40-е годы, когда в том районе началось выделение участков, ни живописи, ни двух икон, ни досок с именами, ни ограды уже не было. В источниках имена, конечно, сохранились. По поводу сохранения дореволюционных храмов Рем ошибается. Что он понимает под сохранившимся храмом? Кирпичная перестроенная коробка без куполов и крестов, в которой долгие годы помещался театр кукол, разве может называться сохранившейся Иосифо-Георгиевскою церковью? В её обезглавленной колокольне, кстати, долгие годы располагалась знаменитая в своё время пельменная. Разве можно назвать сохранившейся церковью при кадетском корпусе актовый зал ТашМИ? А что оставалось от храма Александра Невского при Учительской семинарии? Опять же – перестроенная коробка, без куполов и крестов, без колокольни. В этой коробке некогда помещались Дом техники, потом студия консерватории, наконец, отделение банка. Разве можно в этом случае утверждать, что храм не разрушен? Храм Александра Невского на Боткинском кладбище действительно не разрушался, но в 30-е годы он сгорел, современный вид получил только в 60-е годы. Домовой храм при военном госпитале – Св. Пантелеймона – тоже сохранялся, но на его месте во второй половине 50-х годов был построен нынешний Свято-Успенский кафедральный собор. Храм Св. Пантелеймона сохранился в виде придела собора, но только в названии – и придел построен заново. Полностью в 30-е годы было разрушено 5 больших храмов, не считая выше перечисленного. Так что в нашем городе, к сожалению, нет ни одного православного храма дореволюционной постройки.

        [Цитировать]

      • Анатолий:

        На самом деле нет не одного православного храма. Ибо нет православных.

          [Цитировать]

      • АГ:

        …»15 сентября в день памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий приехал в поселок Янги-Чиназ. В самом старинном из ныне сохранившихся храмов епархии – храме в честь преподобного Александра, игумена Куштского – была отслужена Божественная Литургия.

        Митрополиту Викентию сослужили: настоятель храма иерей Марк Мазитов и духовенство из Ташкента и Екатеринбурга.

        После богослужения митрополит сказал слово о важности христианской жизни на земле, смирении, терпении и любви; о том, что нам необходимо посещать храм Божий как можно чаще, принимать участие в жизни прихода и быть активными православными христианами.

        После окончания богослужения митрополит пообщался с прихожанами и осмотрел прилегающую к храму территорию.

        Митрополит Викентий также встретился с хокимом Чиназского района Д.И. Тешабаевым и председателем Русского культурного центра города Чиназа Л.В. Гришиной, которые в этот день посетили храм.

        После отъезда из Чиназского района владыка с сопровождающими его лицами посетил приписной храм Архангела Божия Михаила в поселке Джамбул Янгиюльского района, который окормляет настоятель янги-чиназского прихода иерей Марк Мазитов. Владыка полностью осмотрел этот старинный храм, освященный в 1911 году архиепископом Димитрием (Абашидзе) и пообщался с прихожанами»…
        Юрий, возможно Вы знаете историю и этих храмов (храм в честь преподобного Александра и храм Архангела Божия Михаила)?

          [Цитировать]

      • ЕС:

        Юрий, спасибо за обстоятельный ответ. Очень прошу прислать для публикации Вашу новую статью когда будет готова.

          [Цитировать]

  • Георгий:

    Спасибо Юрий Степанович за обстоятельный ответ-комменарий! Анатолию-Вы живете далеко-в России и не знаете.Приезжайте-увидите православных.

      [Цитировать]

  • jamis_h:

    Я даже не подозревал что тут захоронены люди, 500 метров выше кладбище мусульман находится а за ней мечет. Я каждую пятницу хожу молится в мачет и прохожу мимо этого сооружения. Это фото бил сделан не далеко от мечети махали Комолон вот Вам точные координаты 41о18’19.51, 69o13’55.24

      [Цитировать]

  • syeed:

    мне интересует вопрос: существует ли в Ташкенте какой нибудь памятник построенный в память защитников города и мирных жителей Ташкента, погибших 15 июня 1865 года?

      [Цитировать]

    • Т. Вавилова:

      В одном из дореволюционных справочников я читала, что на Камаланском кладбище такой мусульманский памятник был. Подчеркивалось, что вот два памятника есть, и русским солдатам и защитникам Ташкента. Но больше нигде не встретила ничего конкретного. Специально пошла на Камаланское кладбище, спрашивала, но никто не знает был ли такой памятник. Новым памятником считается мемориал всем репрессированным (по дороге на Юнус-Абад). Там, говорят, как раз и начинают с момента завоевания.

        [Цитировать]

  • Гаврин Юрий Васильевич.:

    Царствия Небесного Русским Воинам!!!!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.