Из истории немецкой диаспоры в Узбекистане История Разное

Прислал В. Г. Иофе.

 


 Хорошо известно что земле гостеприимного Узбекистана успешно трудились представители многих народов. в частности, в развитие нашей страны внесли вклад и представители немецкой диаспоры , жившие на земле Узбекистана. Вместе с узбекскими уч енывми, инженерами и техниками и предствителями других национальностей они ,в частности, активно участвовали в работе общественных организаций ученых, инженеров, техников.инж . В архивах сохранилось немало  интересных документов об этом.

Интерес представляют, например, документы освещающие участие представителей немецкой диаспоры в деятельности инженерно-технических секций профсоюзов (ИТС), межсекционных бюро инженеров и техников (МБИТ), научно-технических обществ (НТО) и  других общественных организациях ИТР.

В середине 1920-х гг. в Средней Азии  была предпринята попытка создать объединение научных обществ и координировать их работу. Было создано  Бюро научных обществ Туркестана (БНОТ), которое возглавлял видный учёный профессор Борис Христофорович  Шлегель. В него входили Среднеазиатское отделение Всероссийской (затем Всесоюзной) Ассоциации Инженеров (САО ВАИ), Общество «Туран», Общество по изучению тюркоязычных народов, Военно-педагогическое общество и многие другие. .БНОТ во главе с Б.Х. Шлегелем вместе М.Рахимовым, М.Тулягановым, С.И.Поваренных, Н.Г.Мальчиковским, Н.Н.Ботвинкиным  и другими была впервые предпринята попытка издания учебно-методической литературы, перевода её на языки местного населения. При нем была создана комиссия по разработке и изданию технической литературы.  Главным в работе БНОТ была организация обмена опытом между предприятиями и организациями, информация о современных научно-технических достижениях и  изобретениях, имевших практическое значение для производства. Было здесь и бюро перевода учебников и технической литературы на языки местных национальностей. В нем сотрудничали многие ученые и специалисты разных национальностей.

Проф. Б.Х. Шлегель возглавлял и наиболее крупную в 1920-е гг. организацию ИТР — Туркестанское (позднее Среднеазиатское) отделение Всероссийской (с 1923 г. — Всесоюзной) Ассоциации инженеров, которое играло ведущую роль в реализации научно-технических проектов в период 1922-1926 гг. В его работе активно участвовал и другой представитель немецкой диаспоры — В. Эрнст, возглавлявший ревизионную комиссию САОВАИ. На заседаниях членов организации часто рассматривались итоги разработок, обсуждались многие актуальные проекты  — например, сейсмостойкого и холодильного строительства, использования производительных сил Средней Азии и др.

Общества УзГидроНИТО (по водным проектам и и зысканиям) , Среднеазиатского Научно-технического общества ирригаторов (долгое время известное как САО ВИРИНТО-Среденазиатское отделение Всесоюзного инженерного научно-технического общества) что при  активном участии Б.Х. Шлегеля, В.Ф. Райха, В.В. Эрнста выявили многие скрытые технические ресурсы производства, восстановлены ирригационные системы, стала развиваться добыча угля, обсуждались проблемы энергетических ресурсов, электрификации Ферганской долины, механизации сельского хозяйства, очистки хлопка-сырца, роста перевозки продуктов, повышения их качества и сохранности, повышения производительности труда и т.д.

Среди конкретных примеров проектов, подготовленных в  рамках общественных организаций ИТР и учёных была разработка Чирчик-Ангренского   бассейна, Кизил-Кии, Сулюкты, Шураба, Чимиона и др.

В САО ВАИ систематически заслушивались доклады  и лекции на технические и экономические темы – причем как по текущим, так и по перспективным проблемам.  В 1926 г. например, при активном участии БХ. Шлегеля и В.В. Эрнста широко обсуждались и разрабатывались проблемы использования фосфоритов, организации судоходства, развития энергетики, ускорения строительства тепловых и гидроэлектростанций, и экономичности их работы, развития орошения и др. МБИТ и ИТС, имевшие свои отделения на предприятиях, и действовавшие при профсоюзах, были значительно более массовой организацией, чем ВАИ, и более тесно связанной с проблемами производства. В этих организациях       большое внимание уделялось научно-технической информации, повышению квалификации кадров, организации конференций (в т.ч. по изучению производительных сил), развитию изобретательства.

Архивы содержат и сведения об одной из самых видных личностей в научном мире Средней Азии — Рихарде Рихардовиче Шредере, сыне выходца  из  южных районов Дании, сыне Рихарда Ивановича Шредера (глапваном учёном садоводе Петровсмкой-позднее Тимирязевской-сельскохозяйственной Академии). Работавший в Ташкенте Р.Р. Шредер(позднее академик Академии наук Узбекистана) был знаменит своими работами по плодовым культурам, а также, как создатель знаменитого сорта хлопка «1306», полученного в результате скрещивания местного среднеазиатского хлопка (коротковолокнистого, желтоватого, практически не пригодного к промышленной переработке, но устойчивого к опаснейшей болезни хлопка – вилту) и американского хлопка (со значительно более длинным волокном, белого, но крайне неустойчивого к вилту). О деятельности Р.Р.Шредера немало материалов в Центральном Государственном Архиве Республики Узбекистан.

Документы архивов сообщают и о создании в 1929 г. при профсоюзах научно-технических обществ (НТО) преобразованные в 1931 г. в научно-технические инженерные общества, создававшиеся по отраслевому признаку. Был создан в 1931 г.  Среднеазиатский Совет НИТО (СазСНИТО), затем Узбекский Совет НИТО (УзСНИТО), об активной роли в его руководстве  В.Ф. Райха (Б.Х.Шлегель к этому времени уехал из Средней Азии). НИТО активно занимались проблемами Чирчикстроя, строительством Кадырьинской ГЭС и Ташкентского Текстильного Комбината, участвовали в проведении совещаний по нефти, хлопководству и т.д.

В связи с постановлением о введении обязательного  технического обучения рабочих, обслуживавших сложные агрегаты, установки и механизмы, был определен минимум необходимых для этого технических знаний, введено требование сдачи общественно-технического экзамена, в связи, с чем на местах создавались курсы, техкружки, рабочие комбинаты учебного характера. Это, в известной мере и дало возможность активизации  работы общественных организаций ИТР-НИТО и др. В частности, созданным в 1929 г. обществам «Техника-массам»(«Техмасс»), и особенно созданным на их основе отраслевым обществам ЗОТ («ЗА овладение техникой») в 1931 г. Эти общества, как и НИТО, занимались нередко и вопросами улучшения материально-бытовых условий ИТР. В числе руководителей этих организаций был В.Ф. Райх.

Центром работы инженерно-технических общественных организаций стал Дом инженерно-технических работников (ДИТР), в правление которого входил В.Ф. Райх. Он также играл большую роль и в работе  Бюро переводов технической литературы на языки местных национальностей. Работа специалистов по созданию технической и соответствующей учебно-методической литературы  на узбекский язык и другие языки местных национальностей способствовали повышению квалификации и технической грамотности, в частности, рабочих местных национальностей, росту производительности труда.

В Государственном архиве Кашкадарьинской области сохранился интересный исторический документ-доклад проф.Б.Х.Шлегеля о схеме орошения земель бассейна р.Кашкадарья водами Амударьи и Зеравшана  (который обсуждался на Высшем водно-техническом Совете 15 ноября 1929 г.).

Как свидетельствуют источники, крупные специалисты, такие как В.Ф. Райх, В.В. Эрнст читали лекции на курсах повышения квалификации по актуальным вопросам научно-технической тематики. В работе ДИТР активно участвовали такие видные учёные и инженеры как Р.Р. Шредер, В.Ф. Райх. При их  непосредственном участии для ИТР и рабочих при НИТО организовывались  университеты выходного дня, где читались лекции по священные достижениям мировой науки и техники, проблемам применения на производстве современной техники, научной организации труда и др. Б.Х Шлегель, В.В. Эрнст, В.Ф. Райх, Р.Р. Шредер и другие сыграли большую роль как в научных исследованиях, проводимых в рамках общественных организаций ИТР и учёных, так и в пропаганде достижений науки и техники, развитие технической учёбы, привлечение к ней, в частности, через деятельность общественных организаций, квалифицированных инженеров и техников, вело к повышению культурно-технического уровня населения.

К сожалению, в условиях укрепления тоталитарного режима  в середине 30-х становившасяя ненужной творческая активность общественных организаций была пресечена, в 1929 г.была распущена Ассоциация инженеров,  в 1935 гг. были ликвидированы  общества ЗОТ правительственным постановлением, в след за ними -Общество изобрететалей, а в 1939 г.-межсекционные бюро инженеров и техников, инженерно-технические секции и секции научных работников; работа немногих сохранившийся общественных организаций немногих сохранившихся организаций была формализована и поставлена под жесткий контроль.

Только сегодня, в условиях независимости, замечательный юбилей которой-20 лет- мы отмечали недавно,   в полной мере  созданы условия для творческой деятельности  представителей всех национальных диаспор Узбекистана, среди многих других национально-культурных центров успешно действует  и немецкий культурный центр в нашей стране.

 Валерий Иофе доцент, зам.декана истфака

Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека.

 Магистр Международной Ассоциации «Искусство народов мира

                                          Анастасия Ильина

47 комментариев

  • Yultash:

    Статья неполная. Совершенно не упомянут такой крупный учёный — экономист как Ивонин!

  • Урюк:

    Статья неполная. Совершенно не упомянут такой крупный ученый, как Лев Владимирович Гентшке.

  • ВАЛЕРИЙ:

    Не согласен. Ивонин-не был видным деятелем общественных организаций ИТР и ученых, статья написана на основе документов и только в одном плане-об участниках общественных организаций ИТР и учёных-представителях немецкой диаспоры; проф.Л.В.Гентшке-действительно крупный учёный, но на арене научной жизни)а он историк-так что речи об участии в организациях ИТР быть не может ,во-первых, а во-вторых — как ученый он выступает уже с коенца 40-х гг, т.е.совсем не в ту эпоху, о которой идет речь в статье; в третьих-кстати, я лично был знаком с Л.В.Гентшке и всей его семьей-он по документам не считался долго немцем-ну, тут понятные причины, и так это принесло ему в свое время немало проблем;в-четвертых — он родился в 1913 году -т.е. в 20-е был ребенком подростком, юношей, а в 30-е -был ещё очень молодым и далеко не сразу судь ба занесла его в Ташкент, в-пятых, в конце 30-х г. он был секретарем Ташкентского горкома, а потом обкома комсомола, это довольно заметная была должность, но совсем не из сферы общественных организаций ИТР и ученых,прошу уважаемых комментаторов прежде чем давать комментарий-внимательно посмотреть-о каком периоде и о какой более узкой теме идет речь, а всю историю немецкой диаспоры, о всех её мало=-мальски даже видных представителях, простите, в одной небольшой статье невозможно и написать

    • Урюк:

      Если Вы хотите кому-нибудь ответить, то для этого существует кнопочка «ответить» под комментарием.

      • ВАЛЕРИЙ:

        А ВОТ ЭТО УЖ,ПРОСТИТЕ,МОЁ ДЕЛО -как и в какой форме отвечать!! Прошу не обижаться! В.И.

    • Yultash:

      Наверное смешно спорить с историком, но напомню, что «ДИАСПОРА — устойчивая совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины и имеющая СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ для поддержания и развития своей общности.» В 20-30-40х годах таких институтов не было. А если бы были, то их представители сидели бы в лагерях (не пионерских заметьте). Можно говорить о представителях некоторых национальных меньшинств. Диаспоры со всеми атрибутами возникли в Узбекистане только в начале 90х годов, когда были провозглашены организации таких объединений. Наиболее заметные — татарская, корейская и др. ссылки на которые есть на этом сайте.

      • ВАЛЕРИЙ:

        Уважаемый Юлташ! Уважаю ВАШЕ мнение, но с ВАМИ позволю себе далеко не всём согласиться! 1) “ДИАСПОРА – устойчивая совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины и имеющая СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ для поддержания и развития своей общности.” =это только одно из возможных определений диаспоры,есть и многие другие, хочу Вам заметить.В том числе этот термин используется и в том смысле , о котором пишу я. Эо определение из Интернета. А есть такое-«диаспора — это этническая общность, которая живет вне материком, представители которой являются полноправными гражданами страны поселения (это отличие от «иммиграции»), члены которой, независимо от влияния (вмешательство или изоляции ) материка, создали для себя организационные структуры, представляющие интересы этого сообщества на мировой арене». А вот ещё-«диаспора-эти люди,проживающее вне основного места проживания своей национальности, представляющие собой устойчивое национальное меньшинство и с самоидентифицирующие себя с культурой и.как правило, с языком данной нации»Если Вам нравится то или иное определение-Ваше право. И т.д.это тоже далеко не все. Кстати, третье из определений никак особенно не противоречит моему пониманию, И ,кстати, интересно в этом плане в 2-30-е гг. рассмотреть злополучную АССР Немцев Поволжья, откуда многие родственники моей жены, а также и моего соавтора А.О. Ильиной.
        ВЫ приводите одно -спорить не буду ; то.которое ВЫ считаете правильным. Если Вам нравится-будем говорить о национальном меньшинстве по форме, это ВАШЕ полное право.2)ВЫ пишите-исходя из приведенной формулировки- «В 20-30-40х годах таких институтов не было. Можно говорить о представителях некоторых национальных меньшинств». Не спорю, но принципиальной разницы не вижу.Разве что только в терминологии. И -сморите выше варианты определений. Я не философ, а конкретный историк и меня интересуют изучаемые факты, события Насчет лагерей -это всё же сильное преувеличение-не в том ,конечно, смысле,что не было репрессий, а в том сугубо практическом, плане, что не надо все же преувеличивать-что же-все представители немецкого меньшинства-говоря этой «терминологией»,которая нравится ВАМ-сидели в лагерях, я сам один из авторов книги о репрессивной политике тоталитарного режима в Узбекистан. вышедшей в 2003 г.и уж поверьте, знаю,что говорю, и репрессии, конечно, решительно в таких формах осуждаю безоговорочно. В плоскости же практической среди видных деятелей общественных организаций ИТР и ученых в Ср.Азии, Узбекистане в 20-30-е гг.были,несомненно, попавшие под колесо репрессий-например, руководители БТЭК, один из самых активных деятелей общественных организаций ИТР в Узбекистане инженер Ю.К.Давыдов, зам. .пред. Туркменского МБИТ Н.Иванов, или, например, даже пред. СазСНИТО и ответственный секретарь САБ ВМБИТ М.Л.Контарович и др. Но известных мне представителей немецкой диаспоры среди них в эти годы -известных мне,подчеркну-не было (не в смысле -не было вообще, возьмите небезызвестную Шабельскую-Борк, например-но это другая сфера,чем та,котоорой посвящена статья).Ю.К.Давыдов ,насколько я знаю, подчеркну, погиб, о судьбе Иванова-не знаю, к сожалению, ничего, а М.Л.Контарович в годы хрущевской «оттепели» был реабилитирован, вернулся в Ташкент, я с ним в конце 60-х- начале 70-х гг. встречался лично, он много лет потом работал начальником отдела Госстроя Узбекистана и был-правда, по неуточнявшимся данным-членом коллегии Госстроя, сейчас, конечно.его уже давно нет в живых,. Я нигде не встречал данных-пока, во всяком случае- о том,что репрессировались В.Ф.Райх, В.В.Эрнст,о судьбе Б.Х.Шлегеля после отъезда из Средней Азии мало что известно. к сожалению, а Р.Р.Шредер никогда не репрессировался, в Ташкенте живут его правнуки и другие потомки -Топчий,Хуторянские,Жуковская и др, а в Москве-семья его приемного сына О.В.Спасского, и его родной младший сын Л.Р.Шредер ,со всеми ними я или встречался или имел контакт или вообще хорошо знаком. 3) Вы пишите- «диаспоры со всеми атрибутами возникли в Узбекистане только в начале 90х годов, когда были провозглашены организации таких объединений. Наиболее заметные – татарская, корейская и др. ссылки на которые есть на этом сайт» е.Не думаю что диаспоры возникли только в начале 90-х гг, хотя в основном я с ВАМИ согласен,если понимать термин «диаспора» в том смысле, который ВЫ считаете точным-ну,это Ваше право. Замечу лишь, что материалы по данной проблеме в разных аспектах я не раз публиковал, причем во многих изданиях весьма крупных исторического направления и никаких дискуссий это не вызывало. Я -историк-архивист, а также среди ряда близких мне тем — занимаюсь в этом аспекте историей общественных организаций ИТР и ученых в 20-30-е гг. в Ср.Азии. Проблемы наций и межнациональных отношений не относятся специально к сфере моих научных и человеческих интересов, вступать в теоретическую дискуссию по данному термину не хочу, меня вполне «устраивает» и термин национальные меньшинства.А вот в плане конкретных фактов, документов , людей, о которых я пишу-если у ВАС другие данные или оценки-с интересом «выслушаю», м.б. — поспорю, может быть-соглашусь. Но я не люблю споры «вообще»,давайте -если уж это для Вас важно-обсуждать факты и материалы, приведенные в статье!

        • Yultash:

          Пусть с Вами спорят профессионалы.
          …»его родной младший сын Л.Р.Шредер»…
          А вот с этим парнем (Лев Шредер) я учился в одном классе все 10 лет школы.)))

          • ВАЛЕРИЙ:

            Дап, речь идет именно о Льве Шредере. Он с 1966 г.живет в Москве)точнее, сперва жил в г.Ногинске Московской области , а сейчас в самой Москве-уже давно. У него двое сыновей. Рад узнать что ВЫ одноклассники. Он ещё в Ташкенте был моим соседом по улице ,учился-чуть старше-в школе № 88 и даже когда-то надеюсь не сочтете за №криминал» рекомендовал меня в комсомол.Хорошо знал и его мать и тетю-увы, давно покойных, виделся с ним и в Москве, хотя больше поддерживаю отношения сейчас с ташкентской родней Р.Р.Шредера-правнучками- внучками старшей дочери Шредеора-Л.П.Топчий -Жуковской и В.А.Топчий, и с семьей приемного сыны Р.Р.Шредера- сыном Анны Матвеевны Шредер от первого брака -Олега Владимировича Спасского ) и с ним ранее самим, но он скончался в 2010 г., к сожалению, даже как-то ненадолго у нихи я и мой сын останавливались в Москве). К статье это,конечно, относится косвенно весьма, но-м.б. ВАМ интересно, а если знаете-тоже вреда не будет. С глубоким уважением В.И.

        • Урюк:

          Причем здесь Шабельская-Борк абсолютно неясно, она умерла до октябрьского переворота.

          • ВАЛЕРИЙ:

            Шабельских-Борк= несколько. О одной из них можете прочесть в работах З.Р.ИШАХОДЖАЕВОЙ

            • Урюк:

              Вы пишете: «небезызвестная Шабельская-Борк». А это и есть Е.А.Шабельская-Борк, умершая до октябрьского переворота. В других случаях надо было бы указывать инициалы. Тем более что З.Р.Ишаходжаева и ее работы мало кому известны, не говоря уже об их доступности.

        • Урюк:

          Интересно, а почему это Вы, В.Г., исключаете из признаков диаспоры конфессиональную принадлежность? Очень подозрительно, кстати говоря, для бывшего преподавателя практических занятий по курсу истории КПСС. А ведь это главнейший и по сути релевантный признак диаспоры. Т.е крестившихся немцев, как и евреев, в дореволюционной России причисляли к русским.

          • ВАЛЕРИЙ:

            Это подтверждает что ВЫ со мной встречались и видимо занимались -и ,наверно,не слишком хорошо-учтя мой обще известный либерализм, так как о подобном я ничего в статье не писал.Причем здесь подозртельность. НЕТ, конфессиональная принадлежность -существенна. но это далеко не единственный признак вообще и можно быть человеком любой веры-и относится к самым разным нациям -могу привести массу примеров-если хотите затянуть дискуссию до бесконечности: религиозные верования у уважал и уважаю. никогда на них не нападал.сам не являюсь религиозным человеком-но это никак не противоречит Конституции Узбекистана-это моё право. В царчкой Россмсии,да. человека считали пот вере,а не национальности, при этом замечу-ячот крещенный еврей считался православным-кантонистом и как бы русским, а остезейские немцы, скажем, часто были православными, однако в истории всегда выделялась категория остзейских немцев-тем не менее. Далее-НИ В ОДНОЙ из известных распространенных определений понятия нация или диаспора -нет такого положения. В СССР бывшем же считали именно по национальности, а религиозная принадлежность роль не играла (если вообще таковая была). В Узбекистане,при большой роли конфессий в духовной культуре, тоже считают в документах по национальности, а не по принадлежности в к религиозной конфессии.Так что извините-тут ВЫ совершенно не правы вообще, определения-не мои,а в статье об этом вообще НЕТ НИ СЛОВА!-т.е. конфессиональной принадлежности, это отдельная большая тема!!С узкой темой маленькой статьи она мало связана в данном конкретном случае.
            ХОЧЕТСЯ ЗНАТЬ ДРУГОЕ-г-н «УРЮК»-за что ВАМ так хочется сделать мне неприятно и «отомстить » хоть как-то» А это СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО …А…?

            • Урюк:

              Причем здесь месть? Вы мне пять поставили. Я оттачиваю Ваше полемическое мастерство, чтобы Вы окончательно там не застоялись в кружковщине.

          • ВАЛЕРИЙ:

            Я не сорбираюсь обсуждать достоигнства или недостатки работ Ишанходжаевой, замечу только, что если ВЫ связаны более-менее с деятельностью историков, научными конференциями и т.д.-а сказать трудно,так как своё имя ВЫ скрываете , тем самым имея возможность безнаказанно оскорблять других- то должны были знать имя З.Р.Ишанходжаевой-у неё мfсса статей , выступлений на конференциях, публикаций, она в недавнем сравнительно прошлом декан истфака, а сейчас-зав.кафедрой истории Узбекистанf истфака НУУз, и недавно вышла её большая монография, где основное-репрессии в сфере культуры. прежде всего в 20-3-е гг…..

            • Урюк:

              «безнаказанно оскорблять других» — а процитировать сможете? все ходы выше записаны.

  • АНАСТАСИЯ:

    ХОЧУ ЗАМЕТИТЬ- ВСЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ- УЧАСТИЮ В КОТОРЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОЙ ДИАСПОРЫ ИДЕТ РЕЧЬ В СТАТЬЕ, БЫЛИ ЛИКВИДИРОВАНЫ ОФИЦИАЛЬНО (большинство)-об этом в статье ,кстати, написано, или фактически в период с 1929-1939 гг. и участовать позднее в них было просто невозможно уже по этой простой причине, а с 1941 гю.-и по другой. думается, понятной Юлташу и Урюку…

  • евстафий:

    Ошибаетесь! Ивонин крупный,и самое главное,универсальный

    • Yultash:

      ну, нет у некоторых исследователей всех чувств….

    • ВАЛЕРИЙ:

      Ув.ЮЛТАШ!. Абсолютно ничего не имея против Ивонина и никак не стремясь преуменьшить его заслуги, хочу заметить-статья посвящена только тем представителям немецкой диаспоры ,которые были активными участниками общественных организаций ИТР и ученых в 20-30-е гг.Ивонин как активный деятель ЭТИХ органищзапций (кстати ,названных в статье-БНОТ, СзСНИТО, НИТО,ЗОТ и др.-не прослеживается.в документах,а придумывать о себя я не могу. Это не значит что он не был крупным ученым. а только то, что его деятельность-вне рамок данной статьи- которая посвящена только одной ,так сказать ,страничке из истории немецкой диаспоры в Средней Азии-участию некоторых её представителей в деятельности общественных организаций научно-технической интеллигенции в 20-30-е гг. на территории Средней Азии.Разумеется, есть очень много различных проблем, связанных с историей представителей немецкой диаспоры -но они далеко вне пределов конкретной темы и узких хронологических рамок данной статьи!

    • ВАЛЕРИЙ:

      уВ.евстафий! сТАТЬЯ ПО УЗКОЙ, МАЛЕНЬКОЙМ ТЕМЕ-О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИТР и отчасти,УЧЕНЫХ В 20-30-Е ГГ., ИВОНИН -крупный ученый, но нигде в документах фондов общественных организаций ИТР ЦГА РУЗ, ЦГА НТМД РУз. областных архивах Самаркандской и Ферганскорй облас ти, в ЦГА КАЗАХСТАНА, ТАДЖИКИСТАНА, ТУРКМЕНИСТАНА, в материалах ГАРФе- т.е. архивах, где смотрели фонды или отчет ы общественных организаций научно-технической интеллигенции (а Ивонин, всё же, прежде всего экономист), я не встречал материал о нем. как об активном деятеле НИТО, или БНОТ. или ЗОТ, или ТАИ, или МБИТ , скажем, как и известных мне публикациях по этой теме (в рамках Средней Азии).. если ВАМ такие материалы конкретные известны-где есть, какие- то буду рад узнать и включу их в будущие публикации. и укажу с удовольствием на Вашу роль в поиске.. С глубоким уважением В.И.уважением В.И.и т

    • ВАЛЕРИЙ:

      БУДУ ПРИ ПРИЗНАТЕЛЕН ЕСТЬ У ВАС ЕСТЬ КОНКРЕТНЫЕ ДАННЫЕ ОБ активном УЧАСТИИ ИВОНИНА (ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН -КРУПНОГО УЧЕНОГО. но все же прежде всего экономиста) в общественных организациях ИТР и ученых Средней Азии в 20-30 -е годы, учту их и укажу на Вашу помощь и роль в поиске этих данных в следующих публикациях- я таких материалов .работая в арзхивах Ташкента, Москвы,Самаркандыв, ферганы, а тьтакже Казахстана, Таджикистана и Туркменистана )по фыондам общеситвенных организаций ИТР и частично ученых) не встречал. С глубоким уважением В.И. а так

    • ВАЛЕРИЙ:

      Для уважаемого ЕВСТАФИЯ!БУДУ ПРИ ПРИЗНАТЕЛЕН ЕСТЬ У ВАС ЕСТЬ КОНКРЕТНЫЕ ДАННЫЕ ОБ активном УЧАСТИИ ИВОНИНА (ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН -КРУПНОГО УЧЕНОГО. но все же прежде всего экономиста) в общественных организациях ИТР и ученых Средней Азии в 20-30 -е годы, учту их и укажу на Вашу помощь и роль в поиске этих данных в следующих публикациях- я таких материалов .работая в архивах Ташкента, Москвы,Самарканда, Ферганы, а также Казахстана, Таджикистана и Туркменистана (по фондам и отчетам общественных организаций ИТР и частично ученых Ср.Азии и Узбекистана) не встречал. С глубоким уважением В.И.

      • евстафий:

        Кроме собственных сомовосхваливающих высказываний о своей деятельности субьекта ивонина мне не известны комитет по нобелевским премиям в панике.

  • Урюк:

    Статья неполная. Совершенно не упомянут такой крупный дореволюционный ученый-практик, как Г.В.Дюршмидт, разрабатывавший практическое использование бараньих и говяжих кишок. В частности, по гипотезе величайшего и универсального ученого-экономиста В.А.Ивонина именно Г.В.Дюршмидт начал экспортировать бараньи и говяжьи кишки в Германию, где из них изготавливали презервативы. А также Г.В.Дюршмидт отшлифовал производство музыкальных струн из этого сырья, чем дал крупнейший толчок развитию местной музыки.

    • АНАСТАСИЯ:

      Г.В.Дюршмидт -дореволюционный ученый -практик. ничего не имеем против Ваших высоких оценок его и ИВонина-но причем здесь статья о об общественных организациях ИТР 20-30-х гг., в работе которых ЭТИ представители немецкой диаспоры не участвовали-во всяком случае- в документах ЭТИХ ОРГАНИЗАЦИЙ -в архивах о них как активных руководителях и участников общественных организаций научно-технической интеллигенции — ничего нет. А остальное-пусть и очень интересное -вне рамок тематики и хронологических рамок этой статьи. С ув. А.И и В.И.

      • Урюк:

        Вы за Валерия Григорьевича историю КПСС сдаете? Написан заголовок «Из истории немецкой диаспоры в Узбекистане». Откуда вдруг выплывают «общественные организации научно-технической интеллигенции»?

        • ААСТАСИЯ:

          ПРОЧТИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ВТОРОЙ АБЗАЦ В МТАТЬЕ. ТАМ ЯСНО УКАЗАНО, НА ОСНОВЕ КАКИХ МАТЕРИАЛОВ НАПИСАНО и О ЧЕМ.И причем тут истрия КПСС или что-то подобное-Извините, но такой комментарий-просто злобная болтовня вокруг и около, а совсем не по содержанию статьи.Простите за резкость-но это в ВАШЕМ СТИЛЕ.А.И. и В.И.

  • Урюк:

    Все равно статья неполная. Не раскрыта роль в истории бывшего военнопленного Якова Эйнгорна, ставшего впоследствии большевиком и заместителем наркома иностранных дел УзССР (репрессирован в 1937 г.). Никто из граждан немецкой национальности не занимал такого высокого административного поста. Пора уже, товарищи, выходить за рамки официального курса практических занятий по истории КПСС,

    • ВАЛЕРИЙ:

      ТО,что ВЫ пишите- создает просто поразительное ВПЕЧАТЛЕНИЕ -что сама сама статья -так сказать-сама по себе, а ВЫ пишите, её не читая. ПРИЧЕМ в статье, где ясно указано в тексте, что речь идет о тех представителях немецкого меньшинства, которые работали-активно, естественно, в организациях ИТР и т.д.НЕ ДУМАЕТЕ ЖЕ ВЫ В САМОМ ДЕЛЕ,что можно в одной статье охватить всю историю немцев в Средней Азии или даже только у нас, в Узбекистане. Ну какое отношение к работе представителей немецкого населения в организациях ИТР и ученых имеет Яков Эйнгорн -весьма возможно, что и очень интересная фигура, но он же — не инженер, не учёный, и не имел отношения к организациям ИТР и ученых. В ТОМ СМЫСЛЕ, КОТОРЫЙ ВЫ ПРИДАЕТЕ понятие о неполноте статью-можно «обвинить» не то что статью,но и любую монографию,в том же, так как нет и не может быть даже большой книги,посвященной тому или иному вопросу, в которой отражено АБСОЛЮТНО все, и всегда можно написать-не сказано о том, не сказано об этом…А уж тем более -если речь идет о статье -то ни одна статья, всегда ограниченная по объёму, никогда-это ясно любому грамотному человеку -не может раскрыть всю тему, да на это и претендует. И статья не называется «ИСТОРИЯ НЕМЕЦКОЙ ДИАСПОРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ»( что и было бы странным для всего лишь небольшой статьи), скажем, а «Из истории …», т.е.речь ЗАВЕДОМО идёт только о каких-то ОТДЕЛЬНЫХ моментах из истории данного вопроса-и только. Наконец, то ,что вы знали профессора Льва Владимировича Гентшке- которого очень уважал всегда и считаю одним из своих учителей и с семьей которого до сих поддерживаю контакты, особенно с его младшей дочерью-тоже известным профессором и ,кстати, членом редколлегии научного бюллетеня «Российские немцы»-В.Л.Гентшке и из некоторых других моментов Ваших «письмах» -которые не по теме и явно откровенно враждебны ми недружелюбно и чувствуется стремление их автора хоть как-то «укусить» -создается-возможно ,ошибочное впечатление-что ВЫ лично сталкивались со мной и имеете просто какие-то личные обиды на меня….Я пишу открыто под своим именем, отстаивая свои взгляды и подходы, а не скрываюсь под очевидным «псевдонимом» УРЮК». Пишите-если уж ВАм хочется-по сути, а не выдвигайте заведомо невыполнимые требования написать в одной маленькой статье о всех мало-мальски видных представителях немецкой диаспоры… Простите, но ВАШ откровенно оскорбительный стиль последних комментариев, тем более-что кто ВЫ- неизвестно, не располагает и к особой теплоте в подобной «дискуссии» с ВАМИ.
      Если ВАС же действительно интересует более широко вопросы истории немецкой диаспоры-читайте и печатные издания, материалы по этой теме , тот же журнал «Российские немцы»,например, работы той же В.Л. Гентшке, особенно Д.М.Иноятовой и др.-их немало, в том числе и именно по Узбекистану.У в юности рядом жила семья ТЕШОТ- из бывших военнопленных первой мировой,но я же не обязан писать, скажем, о них, только на том основании, что знал когда-то этих ничем особенно не выдающихся людей, хотя ровным счётом ничего против них не имел и не имею…, скажем.

      • Урюк:

        Для начала, если уж тут меня отсылают ко второму абзацу вашей статьи, «представители немецкой диаспоры… в деятельности таких-то и таких-то научных и др. общественных организаций» — это нонсенс, если затрагивать период после 1917 г. Этнические немцы были, а вот диаспоры не было, если уж не называть этим словом узкий слой знакомых между лиц немецкой национальности по происхождению, т.е. это никаким образом не организованная диаспора. Да и в общественные и научные организации того периода не принимали по признакам крови. Стоит ли тогда говорить об этом? Если уж даже известный Вам Лев Давидович Троцкий говорил: «Я не еврей, я — большевик». Вы просто резко и необоснованно свои взгляды поменяли: до 1991 г. учили нас интернационализму, а теперь включаете в число представителей немецкой диаспоры лиц, у которых из немецкого осталась только одна фамилия, а на самом деле в большинстве своем они вступили в ВКП(б), в смешанные браки, являлись атеистами, верили в интеранционализм и появление новой общности — советского народа (последнее, как определение «советский народ — исторически сложившаяся общность» вошло в брежневскую конституцию). Т.е. в Вашей интерпретации «представители немецкой диаспоры» в 20-30-х гг. — это кто? Люди с двумя паспортами, не утратившие связь со своей исторической родиной? Когда надо было проще писать: об этнических немцах, связавших свою судьбу с СССР.

        • ВАЛЕРИЙ:

          Я не сорбираюсь обсуждать достоигнства или недостатки работ Ишанходжаевой, замечу только, что если ВЫ связаны более-менее с деятельностью историков, научными конференциями и т.д.-а сказать трудно,так как своё имя ВЫ скрываете , тем самым имея возможность безнаказанно оскорблять других- то должны были знать имя З.Р.Ишанходжаевой-у неё мacса статей , выступлений на конференциях, публикаций, она в недавнем сравнительно прошлом декан истфака, а сейчас-зав.кафедрой истории Узбекистанf истфака НУУз, и недавно вышла её большая монография, где основное-репрессии в сфере культуры. прежде всего в 20-3-е гг…..ДАЛЕЕ-ПРИЧЕМ ТУТ ЗНАКОМЫЕ, Я знаком был с потомками Шредера,но никак не других упоминавашихся в статье.НАСЧЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАСПОРА ПОЧИТАЙТЕ «ПЕРЕПИСКУ» С ЮЛТАШЕМ. Диаспора- это лица определенной национальности, проживающие вне основного места проживание свей национальности и сохраняющие особенности национальной культуры.Определения есть и другие-но мне близко это. ВЫ не дискуссию ведет-ВЫ просто издеваетесь надо мной-скрывшись за ни в чем не повинным фруктом.Простите-то,что Вы пишите-просто бред.И если я ВАМ когда-то действительно поставил «5»,то видимо могу сожалеть об ошибке.Но я даже не знаю где и когда Вы у меня учились, но очень давно ,видимо, не мене 25-27 лет назад.Я был и остаюсь интернационалисто по убежденияи, но это не джолжно пониматься в трактовке Троцкого, а впоолне согласуется с уважением кол всем национальностям ( что у меня, по-моему)всегда было. Какая связь между немецкой национальностью и вступлением в ВКПб). В члены Компартии Германии, скажем,они что же немцами не были, скажем -Э,Тельман и другие Что за чепуха!Причем здесь смешанные браки-это вещь добровольная и личная и ничего плохого в этом не видел и не вижу. они и сейчас в целом нередко имеют место, другое дело-что это сугубо личное дело(как и всегда было). В быв.СССР графа национальность в паспорте была, и при всех переписях в статистике учитывали национальный состав.и идея о «новой исторической общности людей» -сколь бы утопичной и нереальной она ни была-не отменяла наличия национальностей. И если ВЫ так думаете-это историческая безграмотность.И причем атеизм и национальность. Атеистом, как и принадлежащим к любой религиозной конфессии может быть человек любой национальности,то его личное дело,закрепленное в Конституции у нас и в ряде других стран-человек может исповедовать любую веру или не исповедовать никакой. А причем здесь 2 паспорта, Во-первых,да будет ВАМ известно что до начала 30-х гг. паспортов не было после 1917 г. вообще, а в начале 30-хих в городах ввели; но неужели ВЫ всерьёз думаете что тогда кто-то в условиях сталинского режима тем более-мог иметь 2 паспорта?!!! Этнические немцы -это то же с амое что и этнические русские,украинцы. армяне,евреи, грузины, китайцы, японцы и т.д. связавшие по ВАШЕМУ ВЫРАЖЕНИЮ СВОЮ СУДЬБУ С СССР. А СЕЙЧАС С САМЫМИ РАЗНЫМИ СТРАНАМИ, В СНГ И ВНЕ ЕГО. В Т.Ч., СКАЖЕМ ,В США.По признаку крови не принимали в общественные организации ни тогда, ни позднее,е сейчас у нас- но что же сейчас нет национальных диаспор и их этнических представителей в самых разных общественных организациях?! Но не признаку «крови» их принимают, что за чушь, да и вообще большинство народов в истории многократно перемешивались антропологически, а вот национальная духовная культура сохранялась!!! Ещё одно-ВЫ уже оскорбляете и любого кто положитенльно пишет о стаптье или не соглашается ВАМИ!!! Хороша позиция! Итак -кто не соглсен с ВАМИ-0тот подхалим, а кто согласен-это,конечно, достойный чеоловек!? ТАК??!Почему-то у того же журнала профессионалов «Россмийскиеи немцы» термин диаспора не вызывает никаких возражений, а вот у ВАс-0да!. Впрочем, сам термин мне малоинт ересен, и вообще ВЫ цеплетенсь к чему угодно, так как думаю что не знаете конкретных вопросова,о кеоторых написано в стаптье, не сотрелди этих архивов и ВАМ нечего писать по фактической стороне, по сути. И затенваете какие-то «общие» дискуссии ю.весьма далекие от статьи. Вам нравится чторбы писали «этнические немцы»-пусть там, скажу искренне-мне все это равно, я не теоретик в этой области , я -!фактический» историк, и мне интесны конкртны факты, даты, явления, события. А теорию0избавьте меня от этих демагогических рассуждений-обсуждайте с кем-нибудь другим. У Вас, видимо, много свободного времени-чтобы тратить его так…

  • Георгий:

    Урюку. Легко критиковать со стороны. Любая
    статья имеет свои пределы.Автор вправе осветить то, что он желает главным.Пора и таким «умным» людям, как Урюк выйти за пределы Истории КПСС (навязывания своих взглядов)и самому написать что-либо подобное. а не обвинять в этом других.

    • Урюк:

      По существу есть что сказать? Подхалимаж уже вышел из моды.

  • АНАСТАСИЯ:

    «Комментарии» т.н. «Урюка»-это ,простите,просто образец крикливой и пустопорожней демагогии. Вести такую дискуссию…. Ругать все что угодно, мало связанное со статей, а затем на пустом месте оскорблять оппонентов… Достойная методика! Причем о сути ничего. все «цепляние» (иначе не скажешь) к отдельным словам, фразам! И за что оскорбительно обвинять автора другого комментария-если он справедливо-но вполне вежливо упрекнул, в подхалимаже…. А ПО СУТИ- хочу только повторить — слегка изменив-слова из комментария Георгия-любая статья имеет свои пределы АВТОР ВПРАВЕ ОСВЕТИТЬ ТО, ЧТО ОН СЧИТАЕТ ВАЖНЫМ И ИНТЕРЕСНЫМ , а не то,то хотелось бы почитать этому «фрукту»

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Валерий и Анастасия. Вы успокойтесь. Сайт Скляревского относительно чистый. Здесь приветствуются дискуссии и критика материалов, но удаляются оскорбления и нападки на авторов. А вот критика и дискуссии бывают разными. В том числе не совсем корректными. Это же не учёный совет. Люди разные и с разными взглядами. Но главное Ваш материал читают и обсуждают. А это большого стоит. Значит Вы поработали добротно и не в корзину.
    Я с самого начала Вашу перепалку смотрю и коль скоро Вы в ней и меня затронули, то пока Вы тут выясняли отношения, написал статью о том в каких обществах я пребывал в 20-е — 30-е и даже 40-е годы, что я там делал, и чем дело кончилось. Там и фотографии необычные есть. Уже отправил Скляревскому. Он посмотрит и если сочтёт нужным выложит на сайте.
    Думаю что Вам будет интересна книга наших известных историков. «Диаспора немцев Узбекистана в диалоге культур». Попросите Скляревского дать мне Ваш электронный адрес. Я Вам её в пришлю. Или попросите Скляревского дать Вам мой адрес. Тогда на него сами мне сбросите свой адрес. Я не хочу давать здесь E-mail, поскольку немедленно нарвусь на СПАМ.

  • Анастасия:

    ГЛубокоуважаемый ВИКТОР АРВЕДОВИЧ! Благодарим Вас за умное,корректное, даже «подбаривающее» письмо,нВЫ в очень многом абсолютно ПРАВЫ, но сносить спокойно наглое хамство, извините, все же трудно, а ещё с явным оттенком личного как у Урюка.Мы всячески приветствуем, когда пишут открыто и под своим именем ,а не скрываются, простите, под сомнительными псевдонимами типа «Урюк».В каких обществах ВЫ могли пребывать в 20-30-е гг.-не скрою, не совсем ясно, учтя логичные более-менее возрастные рамки.Но всё возможно. Во всяком случае не желая ни в коем случае ВАС обидеть-мы о ВАС сами ровным счётом ничего в статье не писали -так как в фондах МБИТ, САО ВАИ, БНОТ, ТАИ, ЗОТ -НИТО =Вашего имени не встречали, конечно, речь не идет о списках всех обществ—тут все возможно, а только о материалах, из которых видно наиболее видных деятелей . активных участников….Вас же упоминали-думается-без малейшего намека на что-то не корректное в Ваш адрес -в связи с нелепыми порой нападками, Поскольку Ваш комментарий носит интеллигентный и корректный характер-а это исключительно важно для дискуссии и показывает ВАС как глубоко интеллигентного человека -в отличие от некоторых участников, позволительно сказать, дискуссии, мы принимаем Ваше предложение. Рад буду ознакомиться с книгой, хотя немецкой диаспорой или этническими немцами-как нравится называть больше некоторым авторами комментариев-в Средней Азии занимаются прежде всего В.Л.Гентшке и Д.М.Иноятова из историков. Наша тематика в этом плане в большей мере-именно общественные организации ИТР-такие,как ВЫШЕУПОМЯНУТЫЕ -ИТС, МБИТ, ВАИ,ЗОТ и др.»подобные». Разумеется, нельзя объять необъятное и с удовольствием узнаем, где и как ВЫ работали в общественных организациях ИТР-
    это дополнит знания по проблеме объективно (вопреки мнению Евстафия)-хотя. простите,-могу сказать с уверенностью-что к руководству, так с казать «лидерам» этих организаций Вы в любом случае не относились-они все известны «наперечет»и я в свое время с некоторыми ещё я, В.И., встречался -с И.Я.Каминским, С.И.Поваренных, Г.Ф.Грингофом ( сразу скажу-избегая придирок У.-он по документам был литовцом!) , тем же М.Л. Контаровичем и некоторыми другими.А всех членов НИТО или ЗОТ или ИТС ,конечно, знать невозможно, но любая информация здесь будет ценна и полезна!С удовольствием продолжим контакт с интеллигентным человеком!А.И. и В.И.

  • ВАЛЕРИЙ:

    Тут и цитировать нечего-посмотрите все свои «комментарии» -«Урюк»,в них нет ничего кроме желания «уесть», оскорбить, сделать неприятное,… Если хотите-02,4,5,6,8,9,10 (!) -как хочется побольше чего-нибудь написать неприятного -если не мне -то Анастасии, то В.А.Ивонину, то Георгию… Вся разница… Думаю, думаю и вижу что дискуссию с человеком, непрерывно переходящим на личности -это тоже ВАМ ПОДЧЕРКНУТЬ во Ваших «комментариях»?-продолжать нет смысла тратя время на не имеющие отношения к реальному содержанию крохотной статьи по одной из страничек истории общественных организаций ИТР и «этнических немцев» постоянные злобные домыслы , Вы не хотите ничего не видеть ,не слышать -зачем жен мне-весьма пожилому человеку тратить на это силы, время, здоровье и нервы… Не понятно все же-если правда что-как я и предполагал-Вы человек, когда-то давно учившийся у меня и сдавший на «пять «- по Вашим словам -за что так смертельно лично меня ненавидите -я же никого из студентов не имел никогда привычки оскорблять. Если же дело не в этом -то прекратите Ваши комментарии и ли откройте Ваш псевдоним.В противном случае я окончательно буду лишь убежден-на то уже есть все основания-в ВАШЕЙ поразительной, какой-то, извините, прямо невиданной, зоологической ненависти ко мне лично и только так и отвечать тогда ВАМ и нет и не было, конечно , смысла.

    • Урюк:

      Хорошо. Вот записан комментарий 02, по Вашей классификации: «Статья неполная. Совершенно не упомянут такой крупный ученый, как Лев Владимирович Гентшке.» И где здесь — «безнаказанно оскорблять других» (из Вашего комментария от 29/09/2011 в 16:07)? Непонятно, что это у вас там за узбекская наука такая, которая не выносит никакой критики? Конечно, приятно на местечковых ученых советах выслушивать лесть, да только какое отношение это имеет к науке? Попробуйте подобную статью опубликовать в серьезных научных журналах, Вы услышите много нового от анонимных рецензентов.

      • ВАЛЕРИЙ:

        ИЗВИНИТЕ-но Ваши заявления говорят только о том, что ВЫ- порядочный ХАМ и демагог.О Гентшке-это не №2 ,а №1 -это все было ещё нормально (в нумерации Ваших «высказываний»). И что это за выпады против Узбекистана и узбекской науки? Нечего тогда писать в «Мой Ташкент»-если ВЫ так настроены против узбекской науки.Да, хамство и разнузданность ,невоспитанность как у некоторых,у нас не поощряются. А Вы то где живете -учились то Вы здесь? Ес ли так пишите. Или это тоже тайна? Что за хамское выражение-а то ВЫ все возражаете-мол, ВЫ -не хам, «местечковые ученые советы»-как это называется как не оскорблением Узбекистана и его науки,его столицы-и вообще наши ученые советы оказывается -не относятся к науке. Ну,тогда,, любое выражение в ВАЩ адрес вполне допустимо-это уже верх хамства и ВЫ сами подтверждаете. теперь ВЫ проявляете свою звериную ненависть уже не не только ко мне лично -что ясно было и из всего предыдущего, а к своей родной -по крайней мере в прошлом -стране-так как учились-то ВЫ точно здесь. и к её науке!Оскорбляете всех и вся походя просто так,походя!!! А теперь насчет научных серьёзных журналов- у меня научных публикаций. учебников пособий, популярных статей , среди них многие и в научных журналах-около 150без информационных статей.. У меня в том числе около 15 публикаций и вне Узбекистана-в том числе пособий; в том числе в основном в России(в основном в Москве ,а также же Омске, Екатеринбурге ), Казахстане; в том числе в «толстых» солидных российских московских архивных журналах-таких как «Отечественные архивы » и «Вестник архивиста», а насчет этой тематики-она для меня действительно не основная, но насчет серьезных научных журналов-возьмите №1 «Российских немцев» за этот год и убедитесь-что чем демагогически кричать просто так-сперва надо удосужиться все-таки посмотреть и проверить, чем писать ложь -а ВЫ её написали-хотя именно эту-насчет журналов-конечно,по злобе, но неумышленно-так как ,конечно, не удосужились сперва что-то узнать, а потом оскорблять…Я не отношу себя вовсе к ведущим ученым и манием величия не страдаю, но в меру моих сил работаю и в сфере истории архивов и архивного дела во всяком случае достаточно известен. А Вы-то работали когда-нибудь в архивах реально? И вообще -Вы не учёный-это очевидно, и не просто ученые, просто приличные и воспитанные люди так не пишут. И меня интересует только одно-если Вы утверждаете ,что не имели ко мне личных обид и не мстите-напишите уж под конец-за что же ВЫ МЕНЯ так смертельно ненавидите и вообще ненавидите, по-моему,людей,так как с необыкновенной легкостью любого оскорбляете и и обижаете, раз-напишем неприятное Ивонину,раз-и Анастасии, раз- и Георгию «влетело» в оскобительной форме… Да что же за ненависть у ВАС к людям? ЕСЛИ ЖЕ ВЫ НЕ ХОТИТЕН ЧЕСТНО НАПИСАТЬ-КТО ВЫ,ГЛЕ ЖИВЕТЕ ИЛИ РАСКРЫТЬ ПСЕВДОНИМ -будем считать,что поступаете КАК И ЛЮБОЙ ТРУС-исподтишка делающий мелкие или крупные гадости людям… Все же не хотелось бы. И замечу-я не всех моих учителей равно любил ,конечно,кого-то и не любил. но я никогда никого из них,тем более письменно-не оскорблял, даже если за кукую-то мелочь и был когда-то на кого-то из них обижен. Тем более- и подавно-если человек мне ничего плохого не сделал.ЕСЛИ ВЫ НЕ ХОТИТЕ РАСКРЫТЬ ПСЕВДОНИМ, ПРИЧИН, ОБИДЫ-нам меня или на человечество и даже страну-где живете(видимо, это не Узбекистан, раз Вы так со стороны уничижительно обо всем здесь отзываетесь)-то единственное, если в ВАС осталось ещё что -то человеческое -перестаньте,наконец, писать оскорбления вокруг и около маленькой и нейтральной статьи… ОЧЕНЬ ПРОШУ.

  • ВАЛЕРИЙ:

    !УРЮК»!Учитесь более-мене нормально по стилю вести дискуссию как принято среди цивилизованных,вежливых и интеллигентных людей. Пример ВАм-комментарий В.А.Ивонина или даже все же Юлташа…

  • Yultash:

    «Пример ВАм-комментарий В.А.Ивонина или ДАЖЕ ВСЕ ЖЕ Юлташа…» «Прошу не упоминать всуе»… И, ради б-га, не сравнивать скромного (и уже старого) инженера Юлташа со звездой Узбекской науки….

    • АНАСТАСИЯ:

      Инженер Юлташ в отличие от неизвестного и таинственного Урюка человек заметно более воспитанный и действительно скромный, а что немолод- тут уж ничего не поделаешь и ,в конце концов,каждый возраст имеет и свои плюсы и свои минусы.А сравнение с ВАМИ не потому что кто-то собирается сравнивать инженера и ученого , и в принципе каждый имеет право на своё мнение-и инженер Юлтащ и ученый Ивонина и если человек не академик, а вахтер или дворник даже-это не назначит что не нужный и что как человек он хуже и т.д.И ничего ни дурного, ни оскорбительного,право, в упоминании и инженера Юлташа и ученого Ивонина нет. Да,стиль И ворнина нам больше нравится-но это естественно и нормально-что кому нравится…а суть в том, что инженер Юлташ-с которым мы далеко не всём согласны-хотя в чем-то и согласны, но и по многим пунктам спорили-пишет в пределах элементарных человеческих норм приличия и тем вызывает уважение, а если он считает себя слишком скромным, чтобы его упоминали в одной строчке с ученым- ну, что ж, может быть, ему за это даже честь и хвала -хотя мы считаем, что это нормально.Да, стиль Ивонина нам нравится больше, чем стиль Юлташа,и это-согласитесь-наше право; но его мы считаем-то-что читали в этом обсуждении- приемлемым для нормального спора .А вот стиль УРЮКА-если это можно назвать стилем-для которого характерно -напишем возможно мягче=-превращение обсуждения -непонятного почему такого бурного-маленькой частной статьи по узкому вопросу -совсем не претендовавшей на такое «внимание» (и вполне могли без него,прямо с кажем, обойтись и вовсе- в бурное выяснение отношений с сильным привкусом личной неприязни ,всё более и более далеко отходящим от исходного- маленькой статьи о деятельности представителей немецкой национальности в рамках общественных организаций ИТР и 80-90 лет назад… А насчет возраста-ну, тут можно и не пояснять в том смысле ,ччто если. уважаемый инженер ЮЛТАШ-учились в школе с Львом Шредером, который, как нам известно, где-то 1943 года рождения, то и ВАш возраст-примерно-можно легко представить.. ничего ни унижающего ВАС, ни ущемляющего Ваше достоинство в возрасте право же нет…

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Валерий и Анастасия. Ещё раз успокойтесь. Всё идёт нормально. Меня здесь похлеще клюют. Поначалу я как и Вы растерялся. Три статьи на http//diarium.ru выкатил. А потом понял, что зажирел, расслабился. Давно перед людьми не выступал, где постоянно в напряге и уши востро вынужден был держать. А теперь пообвык. Спокойно на все комментарии смотрю. Вылавливаю из них, то что нужно, остальное в голове не откладывается. И кажется главного добился. Перестали на личности переходить и оголтело матюками поносить. Теперь если и ругают, то не меня, а то что я пишу. И так же к другим сейчас относятся. А чтобы Вы совсем успокоились, посмотрите на число читателей Вашей статьи за 1 день. Вот я сейчас смотрю — 367. Теперь сравните, с числом читателей других материалов, выставленных в этот же день. Там на порядок меньше. А всё дело в ПИАРе, который Вам этот самый нелюбимый «Урюк» сделал. Он сработал в духе «жёлтой прессы». Раскрутил Вашу статью по полной. Привлёк к ней внимание и заставил читать. А это главное. Неприятно, конечно, читать о себе вещи, выходящие за некие рамки, но тут уж потерпите. Тем более, что в рамках Интернета комментарии на Вашу статью даны «по божески». А в заключение скажу, что статья нормальная и нужная, поскольку раскрывает одну из страниц истории некогда известных, но давно забытых людей. Вот только ссылки на использованные материалы нужны.

  • Урюк:

    Да там помимо ссылок полно ляпов. Статья называется «Из истории немецкой диаспоры в Узбекистане», в качестве примера приводится Р.Р.Шредер. Начинаем анализировать: РУССКИЙ и советский ученый-агроном Р.Р.Шредер родился в Москве в 1867 г. Его отец, Рихард ИВАНОВИЧ Шредер, РОССИЙСКИЙ селекционер, садовод родился в Дании. В этом можно убедиться в ближайшей энциклопедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%F0%E5%E4%E5%F0%2C_%D0%E8%F5%E0%F0%E4_%D0%E8%F5%E0%F0%E4%EE%E2%E8%F7
    Как говорится: вы или название поменяйте, или примеры. Напишешь: «статья неполная»,- так столько в ответ услышишь. Странные вы, узбекские ученые, падкие на лесть. А толку-то? Вчера славословили КПСС и «байнал-минал», теперь колеблетесь с генеральной линией партии, отрабатываете какие-то немецкие гранты о немецкой диаспоре в Узбекистане. Тщательнее надо быть. Мы хоть и урюки, а тоже аналитическое мышление имеем, нас магистратурой не задавишь. Не стал уж распространяться про того же профессора истории КПСС Л.В.Гентшке, который в 30-е гг. исключал школьников из пионеров и комсомольцев за то, что их родители были объявлены врагами народа, а теперь он якобы из пострадавшей немецкой диаспоры в Узбекистане. Гибкий позвоночник для колебания в соответсвии с генеральной линией партии — это не достоинство ученого. А вот в качестве обратного примера можно привести уже и русского агронома Р.Р.Шредера.

  • ВАЛЕРИЙ:

    УРЮК!» ЗЛОБА ВАША ПЕРЕХОДИТ ВСЕ ГРАНИЦЫ, А ВОТ ПСЕВДОНИМА ВЫ НЕ РАСКРЫВАЕТЕ-НУ,БОГ С НИМ, НО СТРАНУ НАЗВАТЬ МОЖЕТЕ И КТО ПОС ЕЦИАЛЬНОСТ.ЛЯПОВ НЕТ-ВЫ ПРОСТО ДУРАке0ВЫ ЖЕ ЧИТАЛИ ЧТО Я ЗНАКОМ СО ВС ЕЙ РОДНЕЙ ШРЕДЕРОВ…О Кассиле. Казакевиче, Маршаке тоже умудрялись писать что они советские и русские писатели-дело в том что они объективно прежде всего русской культуры.Р.И.ШРЕДЕР родом из Дании, как думаю и ВЫ понимаете-фамилия его отнюдь не датская , а википедия вещь порлдезная но совсем не образец точности частенько . В Дании особенно в райцоне Северного Шлезвига-много немцев. которые там довольно мирно живут,знают датский язык, хотя это меньшинство. Р.И.Шредер- отчество условное-как часто у приезжавших из Европы в Россию иммигрантов. Родственнники не отрицали, что он из шлезвигских немцев родом (ЭТНИЧЕСКИ-КАК ВАМ НРАВИТСЯ),возможно, с «примесью» и датской крови, что дело не меняет. Тот же Л.В.Гентшке-о котором ВЫ писали сперва очень вполне уважительно-умный и хороший был человек -а теперь ВЫ его поливаете грязью.Никаких немецких грантов я не веду-нечего писать на пустом месте оскорбления, а статья в научном варианте мне была заказана журналом, кстати, писал её. да будет ВАМ известно-бесплатно,БЕСПЛАТНО! О каком «байнал-милале» Вы тут пишите-вообще,признаться,не понял, ну,ладно. Гентшке сам пострадал кстати, только во время войны, а ВЫ его,думаю, лично близко не знали. Обстановка в 30-е гг. была нелегкой-и не требуйте от большинства подавляющего людей особого героизма ; хотя не все такие человеконенавистники как ВЫ.Дискутировать с ВАМИ не хочется-ВЫ не ведете дискуссии, ВЫ хамите. оскорбляете, пишите всякую ненаучную чепуху-именно ВЫ.Насчет гибкости- я как раз многие взгляды сохранил-как ВЫ сами могли видеть. А то,что жизнь в чем-то заставляет корректировать взгляды и мнения-это нормальный и естественный,хотя, м.б., часто нерадостный процесс. Кстати, мы о Гентшке ничего в статье не писали,то в комментарии подняли вопрос о нем-а? А ШРЕДЕР МОЖЕТ БЫТЬ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РИНАДЛЕЖНОСТИ И РУССКИЙ АГРОНОМ -РИХАРД РИХАРДОВИЧ, скажем,м.б.даже отчасти и по культуре,а только всё равно он этнический немец , м.б.отчасти» и датчанин, «метис».Вот ВАШИ ВСЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ-ЭТО ПОЧТИ ПРЕДЕЛ АБСОЛЮТНОЙ НЕТЕРПИМОСТИ!. Вам бы изучить-раз Вы такой «современный»-философию прагматизма Пирса-Джеймса,Т.Дьюи…Или Ф.Ницше.Причем вовсе не призываю со всем у них соглашаться -а то, глядишь, опять громы и молнии вызову на свою голову…А вот в одном ВЫ,пожалуй, части правы-в отличие от ВАс,для которого понятие объективности вообще не существует, кажется, в одном отчасти правы. НАДО БЫЛО, наверно, назвать что-то вроде такого ( и был у меня такой вариант)»Документы о деятельности представителей немецкой диаспоры -членов общественных организаций ИТР и ученых 20-30-х гг.ХХ в.» — в фондах архивов Узбекистана(на примере ЦГА НТМД РУз)» . Но ,во-первых,это-название специальной научной статьи явно ,а не популярно-для популярной (а альманах «Мой Ташкент»-популярный, а не научный все же),оно слишком громоздкое и длинное , во-вторых, я включил некоторые данные и из фондов других архивов-нет только ЦГА НТМД РУз, но и ЦГА РУз и Гос. Архива КАшкадарьинскорй области;хотя подавляющее число документов, использованных именно в этой статье-именно из ЦГА НТМД РУз;если Вы историк-надеюсь, эти названия-сокращения ВАм понятны а если нет-ВЫ же всё секретничаете- то могу потом пояснить, если захотите; плюс использовал и другие данные немножко;что-то помог соавтор найти; поэтому решили назвать проще и понятнее для «широкого читателя»-Из истории …и т.д. Впрочем, названиедостаточно узкое и нейтральное. Можно было назвать-был и такой вариант-«Некоторые странички из истории немцев в Средней Азии»-Но все это близко.Не скрою-никак не ожидали, что-благодаря ВАМ в основном-начнется такое бурное обсуждение этой маленькой и скромной популярной статейки…Если у ВАС остались какие-то человеческие нормальные чувства -кончайте ВЫ ВАШУ ,ПРОСТИТЕ. ПИСАНИНУ И ДАЙТЕ ЛЮДЯМ НОРМАЛЬНО РАБОТАТЬ…!!!