Остановка восьмого трамвая «Кукча»-конечная. Продолжение Разное
Прислал Фахим Ильясов
Рассказывает Ефим Соломонович:
Русские на Кукче.
На Кукче , в этом старогородском, абсолютно узбекскоязычном островке русскоязычного Ташкента,на трамвайных и автобусных остановках «Дарбаза», «Аклан» , «Кукча», «Шофоиз» и так далее до Института Литературы и Русского Языка можно было увидеть русских людей, они проживали в пределах вышеназванных остановок, не русскоязычных людей, а именно русских. Если проехать дальше на общественном транспорте, вглубь вновь построенных кварталов частных домов по маршруту восьмого трамвая и разных номеров автобусов, то увидеть русских было уже проблематично. По разному русские люди попадали на Кукчу, пути Господни неисповедимы, были среди них как потомки белогвардейцев, так и красногвардейцев, репрессированные Советской властью и голодающие с Поволжья, бывшие арестанты и направленные на работу по путёвкам комсомола и партии, бывшие беспризорники, а также учителя школ приехавшие в двадцатых — тридцатых годах преподавать русский язык и другие предметы в школах Ташкента, после окончания ВУЗов в других регионах необъятного СССР.
Разброс проживания русских людей на Кукче был разный, например на улицах Архангельская, Карпинского, Коробова, Амангельды, Садреддина Айни, Рязанская, Гусева, Жемчужная, Саргузашта, Заварзина проживали в общей сложности семь — восемь русских семей.
Вышеназванные улицы относятся к левой стороне Кукчи, это если ехать вдоль трамвайной линии из центра города.
На правой стороне Кукчи на улицах Джар — Арык ( потом она называлась улица Шомахмудовых, в честь семьи приютивших четырнадцать детей во время войны, об этом снят фильм «Ты не сирота», а сейчас она переименована в улицу Маориф), Кремлёвская, Курганча, Аксай и Тинчлик, проживало до двадцати русских семей. В основном это были рабочие семьи, и родители в этих семьях стремились дать своим детям возможность получить высшее образование. Честно говоря, русские семьи приживались на Кукче тяжело, и даже дело не в языке, а в разнице менталитета, русские семьи жившие на Кукче с тридцатых годов не учили узбекский язык, да особо и не хотели учить, так как они представляли рабочий класс, а на авиационном заводе и текстильной фабрике, где они работали узбекский язык , практически, был не нужен. Они рано уходили на работу, поздно возвращались домой, общались с теми узбеками которые знали русский язык, выпивали со своими заводскими или фабричными товарищами, старались покрепче обосноваться на работе, а также достроить дом или террасу с баней, прокормить и поставить на ноги детей, купить чего — либо в дом. В общем, всё было также, как и у всех остальных ташкентцев. В семидесятых годах в домах русских на Кукче жили все три поколения, бабушка и дедушка, папа с мамой, и плюс дети, как минимум в семье было двое детей , а в некоторых семьях было по трое или четверо детей, и очень часто в русских семьях дополнительно проживали какие — нибудь родственники приехавшие из России и не имеющие своего угла, и пока они находили свой угол проходило несколько месяцев, а то и несколько лет, и никто ведь не роптал за причинённые неудобства, а наоборот радовались приехавшим родственникам. Жизнь у них не была лёгкой, дети одевались небогато, а в некоторых семьях дети выглядели совсем уж бедно.
Вот эти самые дети родившиеся в конце сороковых, пятидесятых и шестидесятых годах, они то в отличие от своих предков, уже знали узбекский язык и понимали менталитет узбекского народа, они легче и быстрее сходились с представителем любой другой национальности, чем их родители. Процентов шестьдесят этих русских ребят получили хорошее образование в ВУЗах Ташкента, процентов десять этих ребят сразу после окончания школы уехали в учиться в московские ВУЗы , и обратно в Ташкент уже не вернулись. Процентов двадцать русских ребят сразу после окончания школы начали работать шофёрами, предварительно отучившись в автошколах ДОСААФ. Потом их призывали в армию, и многие из них оставались жить и работать в российской части нашей бывшей необъятной Родины. Но вот пьющих алкоголиков среди них не было, были выпивохи, было несколько сильно пьющих ребят послевоенного поколения, но пропивающих последние штаны, и опустившихся ниже плинтуса как это часто бывает в российских городах, НЕ БЫЛО. И это всё благодаря воздействию узбекской среды и узбеков соседей живущих рядом с русскими семьями. Глядя на то, что в узбекских семьях с алкоголем вообще не дружили, то и ребята в большинстве русских семей старались держаться подальше от выпивки. Русские ребята выросшие на Кукче стали военными лётчиками, инженерами, журналистами, преподавателями, сантехниками, водителями, электриками, и даже есть один настоящий писатель, чьи книги публикуются регулярно и переведены на многие языки.
Несколько ребят отсидели в местах не столь отдалённых по молодости лет, но потом они, больше уже таких ошибок не совершали, и в криминальные круги и хроники не попадали.
Отъезд русских семей из Кукчи начался в семидесятые годы, и до сих пор ещё не завершён, хотя процентов девяносто русских семей уже уехали как в Россию, так и в другие страны.
Русские семьи также жили на улицах Бехзод, Аносова (ныне Шофоиз), Улугбека (народ называл улицу Улугбека, — Арча Куча, а русские жившие на Улугбека и рядом, называли эту улицу «Ёлочкой»), Шахматной (ныне Куёш Нури) и Кок — Юнгучка , в основном это были семьи военных. Они получили участки земли под строительство частных домов в пятидесятых и вначале шестидесятых годов. Исход русских семей с вышеназванных улиц начался ещё в конце шестидесятых — вначале семидесятых годов, кто — то перевёлся в российские гарнизоны по службе, а многие просто продав дома уехали в ту же Россию, но всё равно, до сих пор, ещё несколько русских семей живут на бывшей Шахматной улице. Иочень приятно придти поутру на Каймак — базар на Кукче — Актепа и встретить там врача местной поликлиники Татьяну Иванову, бодро курящую с самого раннего утра свой любимый «Мальборо», побеседовать с ней о жизни, и услышать историю о том как она всегда повторяла свой ответ хаму — соседу на его вопрос о том, — «Когда же она продаст ему свой дом ему и уедет в свою Россию». Ответ Татьяны Ивановой был всегда один, — «Не дождётесь».
В махалле её очень любят, и называют её Таня — хола, или Таня — опа, то есть тётя Таня. Все больные стараются попасть на приём к Тане — опа.
Несколько лет тому назад, махаллинский комитет предупредил хама — соседа Таня — опы о том, что он за его хамские выходки взят на особый махаллинский учёт, и в случае повторения его выходок хотя бы ещё один раз, тогда махалля будет ходатайствовать, в отношении этого соседа, перед органами о возбуждении уголовного дела в разжигании межнациональной розни. Сосед — хам, в присутствии членов махаллинской комиссии, публично извинился перед Таня — опой, и теперь он завидев Таня опу, начинает здороваться с ней, загодя, за несколько сот метров.
Таня — опа имеет сына, тоже врача, работающего в Москве, в «Склифе», но переезжать к сыну Таня — опа категорически не хочет, говорит, что её родители похоронены в Ташкенте, и поэтому она никак не может покинуть их могилы. С мужем она разведена уже лет двадцать, в суровые девяностые годы Таня — опа жила с одним очень хорошим человеком, но он прождав её решения более десяти лет, несколько лет тому назад уехал в Израиль, а она не захотела последовать за ним, хотя до сих пор переживает разлуку с ним.
Русские девушки пользовались успехом у ребят всех национальностей Кукчи, за русоволосыми красавицами ухаживали и узбеки, и татары, и евреи, и уйгуры. В семидесятых годах на Кукче было заключено несколько межнациональных браков. Девчонки из русских семей выходили замуж за узбеков ( по моему, было две свадьбы), за татар ( три — или четыре свадьбы), за еврея ( одна свадьба) и за казаха ( одна свадьба). Все вышеперечисленные семьи жили без разводов, только одного из парней убили во время командировки в Таджикистан из-за его новой машины ( восьмидесятые годы), а другой парень ( мужчина под шестьдесят) скончался от сердечного приступа ( двухтысячные годы), а остальные интернациональные семьи, слава Богу, живут вместе, правда, многие из них переехали в другие государства.
Межнациональных браков заключалось гораздо больше на Кукче, я просто упомянул русских о девчатах, а так было много узбекско — таджикских, татаро — узбекских и уйгуро — казахских свадеб, узбечки также выходили замуж не только за таджиков, татар и уйгуров, но и за иностранцев. Это всё было на Кукче в семидесятые годы, а в центральной части Ташкента в те годы, межнациональные свадьбы гремели ежедневно.
Русские ребята жившие на Кукче , в отличие от ребят из центра Ташкента, прекрасно разговаривали на узбекском языке, умели и умеют торговаться на базаре, умели выбрать на базаре самые лучшие овощи и фрукты по сходной цене, умели выбирать арбузы и дыни, всегда уступали и уступают места не только старшим, но и дамам в общественном транспорте, они прекрасно готовят блюда узбекской , татарской и русской национальных кухонь.
А русские девчата в те годы на Кукче, абсолютно все носили прекрасные русые косы до самого окончания школы, предмет вожделения всех кукчинских ребят. Если в первых — четвёртых классах пацанам хотелось просто дёргать за русые косы, то став постарше, тем же парням уже хотелось нежно гладить руками эти же самые косы. А косы у девчат к одиннадцатому классу становились не просто роскошными и красивыми, как их обладательницы, а имели какую — то чарующую притягательность как у тургеневских девушек.
Довоенное поколение русских (не семьи военных живших у Инстиута Литературы и Русского Языка, а сбежавшие в своё время от советской власти), всю жизнь мечтало уехать обратно в свои родные места, они и прививали любовь к России своим детям. Но в силу разных обстоятельств русским семьям жившим на Кукче( и не только на Кукче), нельзя было возвращаться в родные места, да и их дети тоже не вернулись в места проживания своих родителей, если дети и уезжали из Ташкента, то они уезжали уже в столицу или крупные российские города, и их уже нельзя было заманить калачом в отцовскую деревню в Тамбовской губернии (Самарской, Белгородской и других), ведь они никого там не знали, и их никто не знал, для всех поколений родившихся и выросших в Ташкенте, и уезжающих оттуда, их Родиной, их единственной любовью навсегда останется по сегодняшний день пыльный, с жёлтыми от жары уже в июле листочками деревьев, пропахшими лепёшками из тандыров улицами, плавящимся асфальтом, холодной и колючей зимой, такими родными базарами с его хитрыми торговцами, так и норовящими подсунуть вам мятые помидоры или персики при этом широко и преданно улыбаясь вам, с халтурщиками — дворниками производящими огромные столбы пыли по утрам именно под вашими окнами, с его чайханами и «обжорками», с его «Эски и Янги шахарами», навсегда стал благословенный Ташкент, там будут их корни в виде оставшихся тётушек, сестёр и братьев, в виде их друзей и подруг, в виде мест их учёбы и работы, свиданий и прогулок. Вот так обрываются корни и связи с родительскими гнездами в России, но создаются новые корни и гнёзда в других местах, в Москве, Подмосковье, Екатеринбурге, Калининграде, а также в странах дальнего зарубежья, и эти корни уже будут тянуться из Ташкента и вести обратно в Ташкент.
ТАШКЕНТ, родной наш ГОРОД, слышишь, мы все обожаем тебя.
Продолжение следует.
Только на нашей улице Маориф и окрестностях (это между Кукчой и просп.Беруни) жили более 10 русских семей, были еще немцы. Сейчас — ни одной.
Бекзод[Цитировать]
Нашими соседями по Шофайизу была семья донских казаков с фамилией, часто называющейся в «Тихом Доне» Шолохова. Как они оказались в Ташкенте я не знаю, говорили, что бежали с Дона в годы установления Советской власти. Может и так. Глава семьи носил по праздникам штаны с лампасами, фуражку, из-под которой выбивался чуб. А супруга его одевалась как казачки — длинная юбка и приталенная кофточка из ткани в цветочек.
Aida[Цитировать]
Из всех моих русских одноклассниц по махаллинской школе в махалле осталась жить только одна
Aida[Цитировать]
Дядя Славик на Жемчужной до сих пор живёт. Всех детишек ежедневно катал на своем мотоцикле с коляской, а сам так и не женился. Щас наверное уже лет под 60. На узбекском говорит лучше меня, а как матерится…
Dish[Цитировать]
Первые материалы я не читал, да теперь наверное и не буду, но этот мне определенно не понравился…
Что-то не совсем так, что-то просто не так…
J Silver[Цитировать]
Я тоже жила недалеко в переулке от улицы Аносова . Мне кажется тоже .что не совсем все так как было написано . Просто в этом районе давали участки в 60 годах и люди там строились . И родители многих были уже коренными ташкентцами ( мой отец родился в Ташкенте в 1930 году) .А потом такой большой размах Кукча -Литературный институт . Мы например ближе были к Актепе чем к Кукче .Правда в 60 годах не было моста .который построили наверное в 1969 году Я училась в 167 школе .которая стояла недалеко от моста к Актепе . Из моих одноклассников .окончивших школу в 1972 году никого не осталось в нашей махалле Шофоиз…..
Наталья[Цитировать]
В общем мне понравилось, но есть у меня два уточнения. Первое- все русские семьи в Ташкенте не жили одинаково, так как описано здесь.
Второе-пора развенчать миф о сильно пьющих русских. Это не совсем так, вернее-совсем не так. Пьют по всему миру выходцы из семей, где занижен нравственный предел, пьют от неумения управлять своей жизнью, пьют от нелюбви к себе, от слабости жизненной тоже пьют. Но, это всё же не является национальной русской чертой. Напротив, русские , очень многие не пьют вообще, или крайне мало.К примеру-голландцы значительно больше пьют, да и не только пьют.Ещё и наркотики практически узаконены
Русина Бокова[Цитировать]
Я знала одну русскую женщину, приехавшую в Ташкент во время войны. Тогда она была совсем молоденькой. Вышла замуж за узбека и жила в Эски-джува.Она, как раз, одевалась в узбекские платья, с неизменной косыночкой на голове, лучше говорила по-узбекски. чем по-русски, но много интересного рассказывала о своей жизни. А насчет пьянства — по моему глубокому убеждению здесь действительно играет роль среда. Интересно, почему в Ташкенте, в отличие от России, я, практически, никогда не видела пьяных?
Фаим, а вам. как всегда, катта рахмат. за интересный рассказ.
Татьяна[Цитировать]
Тысяча извинений,а никто не знал Крааль Михаила Александровича?Непередоваемо замечательный человек-учитель истории в 46 школе….
Дмитрий.[Цитировать]
Кукчинский он!
Дмитрий.[Цитировать]
Рассказ понравился. Написано правдоподобно. А то,что не все русские семьи жили в Ташкенте одинаково, конечно! Так ведь автор пишет только о тех, что жили в районе Кукчи. И он обрисовал истинную картину той жизни очень интересно и с душой. Я жила не на Кукче, но тоже в одном из старых районов Ташкента. И то, о чем написал автор, очень знакомо. Мы тоже жили в собственных, как тогда называли их, плановых домах, не глинобитных,а вполне удобных и комфортных для проживания, да ещё с приусадебным участком. Двери во двор никогда на ключи не закрывались. И общаться ходили друг к другу запросто. В связи с чем мне вспоминается один случай. Утром в воскресенье мы с сестрой ещё нежимся в постели в комнате,с распахнутым настежь окном во двор. Солнце льется, зелень урючины в окно, и вдруг — голос: «Валя-опа, озгина ердам беринг». Стоит парень с книжкой в руках. Оказывается, учебник. До чего велика была тяга к учению! Там русской школы не было. Все соседи учились в узбекской 13-ой. Мы,естественно, оторопели. Стали прогонять его. Надо же было одеться. Он подумал, что ему отказали совсем и начал нас провоцировать. Посмотрел, что там у нас во дворе имеется (белье сушилось на веревке). — Тогда брук возму. Ну что было делать? Полчаса сестра помогала ему выполнить домашнее задание по математике. Она у нас была ас и в математике, и в физике, и во всем. Мы часто вспоминаем этот случай и улыбаемся. А парень этот так и продолжал ходить к нам за помощью.
Galina[Цитировать]
Вспоминаю соседей — Липатовых. Жена работала кассиром в банке, муж слесарем в школе и детсаде, у них был сын Миша, у него какая-то непонятная болезнь была в смысле умственном. По соседству с ними жила другая семья — отец был художником-оформителем, в нашей школе писал лозунги, стенгазеты оформлял, из всей этой семьи помню только имя сына — Аркадий, а еще были дядя Ваня и тетя Лиза, дядя Ваня был плотником. Часто видел как у их ворот грузили новые гробы. Я был совсем маленький, когда впервый увидел гроб и решил, что дядя Ваня умер. Побежал к бабушке и говорю: Бабушка, умер наш сосед, у которого толстая жена. Все повыбегали на улицу и поняли, что дядя Ваня жив. Все они угощали нас крашенными яйцами и куличами на Пасху, а мы печённым на Хайит. Один из их внуков свободного говорил по-узбекски и приносил чудесные пароходики ручной работы (может ему дед строгал таких пароходиков) и мы пускали их по нашему арыку…
Бекзод[Цитировать]
Всё очень достоверно и мастерски описано.
Спасибо.
Roman[Цитировать]
РУССКИЕ В ТАШКЕНТЕ. Историю поселения русских в Ташкенте можно разделить на несколько этапов. 1-й до революции 1917 г. Сюда ссылали политических ссыльных Среди которых самыми знаменитыми был опальный великий князь Владимир Константинович Романов и учёный -лингвист Евгений Поливанов. » 2-й этап после революции 1917 г.- В Ташкент направлялись лучшие специалисты, преподаватели , деятели науки, открылись САГУ ( средне- азиатский-государственный университет и другие ВУЗ ы. Благодаря этому Ташкент стал индустриальной и культурной столицей Средней Азии.3-й этап:- В годы Великой Отечественной войны Ташкент стал столицей эвакуации. Десятки предприятий были эвакуированы сюда с первых месяцев войны. Среди них авиационный завод № 84, впоследствии ТАПОиЧ. Для тысячей эвакуированных Ташкент навсегда остался родным городом. И в последующие годы здесь обосновались молодые специалисты, приехавшие по распределению. 4-й этап:- 1966год- год разрушительного землетресения стал судьбоносным для ташкентцев. Ташкент восстанавливали все республики СССР.Годы возрождения Ташкента стали годами тесного сотрудничества и братства. Много смешанных браков появилось в те годы.Ташкент по праву называют городом дружбы и тепла.
Нина Литвинова[Цитировать]
очень ,очень тепло написано! спасибо автору. не то что на одноклассниках в ташкентских группах-одна грызня! а здесь радуешься когда читаешь. еще раз спасибо!
Дядя Вася[Цитировать]