«Есть на Востоке добрый город» Разное
Лариса Самарцева:
Он был чистого слога слуга…
Памяти С. Благова
Дом моего детства был рядом с аэропортом, я помню первое появление в Ташкенте самолетов, тогда их называли «аэропланами»…
Едва услышав шум пропеллеров, все мальчишки выбегали на Середину улицы и кричали в небо: «И-ра-план! И-ра-план! Забери меня в карман!». Нам хотелось, чтоб самолет забрал нас с собой, увез далеко –далеко, на край света…
И вот, надо же, забрал ведь! Я побывал в семидесяти странах, видел много городов мира, и, всякий раз, когда очередная поездка заканчивается, и я вновь вхожу в двери родного дома, моя младшая дочь спрашивает: «Папа, расскажи, что ты видел самое-самое интересное?» И я всякий раз говорю: «Моя маленькая девочка, самое интересное, самое прекрасное на свете, это возвращение в Ташкент. Самое удивительное, говорю я ей, это когда ты стоишь у Ниагарского водопада, а слышишь тихое журчание маленького арыка в нашем дворе. Самое удиви- тельное, это когда в мексиканской гостинице тебе три ночи подряд сниться ташкентская осень»… Не спрашивайте отчего мы, ташкентцы, так безумно любим свой город. Мы и сами этого не знаем. Любим и все тут. Ташкентец сразу узнает земляка в чужом городе.
Ташкентское – не в одежде, в характере. Только ташкентец способен разговаривать с первым встречным, как с давним приятелем, для него нет незнакомых людей – он беспечно подружиться с вами в полчаса и так же расстанется навеки, но встретив вас через полгода, искренне обидится «Почему не заходишь?»
С чего начинается Ташкент? Наверно, как и человек, город начинается с детства, юности… Говорят в Париже иметь одного ребенка в семье считается нормальным. Вот житейский разговор ташкентцев: «Поздравь меня – родилась одиннадцатая дочь. Но чувствую, что двенадцатый обязательно будет мальчик!»
В Ташкенте издается огромное количество книг, но прежде всего нужно прочитать эту книгу – букварь, «алифбэ», по-узбекски, написанный Акылхоном Шарафутдиновым.
Есть восточная пословица: «Тот, чье сердце не стремиться к наукам, напрасно родился на свет, похитив юность матери.» Это древняя пословица, ей быть може, две тысячи лет, но еще в начале нашего века ташкентцу, пожелавшему учиться, приходилось ехать за тридевять земель,- пока не появился в городе первый университет. созданный по ленинскому декрету. Иллария Алексеевна одна из основательниц университета, приехала в Ташкент еще в двадцатом году, по сути дела у нее учился весь город и не о ней ли пушкинское: «Учитель, перед именем твоим, позволь смиренно приклонить колени» Среди множества проблем, которые поставил перед Ташкентом XX век, важнейшей была проблема образования. В двадцатые годы самым ходовым сюжетом кинохроники был сюжет о «ликбезе» — курсах ликвидации безграмотности.
И как теперь приятно в какой-нибудь далекой стране услышать от местного специалиста: «Вы из Ташкента? Вот радость – я там учился!»
Как сладостно где-нибудь на краю света вдруг увидеть на прилавке книгу, изданную в Ташкенте…
Летом у нас не бывает дождей и, когда, наконец, осенью зашумит первый ливень, промывая деревья, освежая все вокруг, казалось бы, как тут не порадоваться? Но Ташкент опечален. Потому, что дождь в эту пору – хорошо для города, но плохо для хлопка. Ташкент дал хлопководству комплекс машин. Каждый ташкентец, независимо от того, где он работает, сделал что-то доброе для этого цветка…
Ташкентец всегда ощущает близкое, волнующее, романтичное присутствие гор.
Когда мы открываем водопроводный кран и наполняем стакан — мы пьем драгоценную воду гор. Когда поливаем розы и хлопок, мы расходуем драгоценную воду гор. Другой воды у нас нет. Были времена, ташкентец не смел бросить в арык даже цветок, так почитают у нас воду.
Когда где-нибудь скажешь, что ты из Ташкента, немедленно услышишь в ответ : «Ну, как же –знаем . Ташкент – город хлебный!» Удивительно, как повсеместно распространено, как прочно засело в читательских головах название неверовской книжки!
Думается – только, потому, что Ташкент действительно город хлебный, щедрый, душевный. А такими бывают настоящие рабочие города.
Наши заводы – особые. Авиационный – бывший московский, там работал сам Чкалов.
Завод текстильных машин – ростовский. Есть заводы киевские, ленинградские, харьковские…
Вот, какая закваска, закалка рабочего Ташкента! Заводы эти приезжали к нам в суровые дни…
Можно ли забыть военный Ташкент? Его усталость, его боль, его подвиг – Ташкент спас детей Родины. Наверно не было В Ташкенте семьи, не взявшей на воспитание осиротевшего ребенка…ну, не четырнадцать, как кузнец Шамахмудов, а двоих, как актриса Лютфиханум Сарымсакова… Вспоминаю годы войны и мне хочется низко поклониться ташкентским женщинам – они вернули детям детство, как это сделала Антонина Павловна Хлебушкина, директор самого известного в стране детдома.
Матери Ташкента! Как гордо несли вы скорбь и горечь Войны! Как терпеливо ждали возвращение сыновей… А этого неизвестного солдата, ждали в Ташкенте тридцать лет… (имеется в виду захоронение останков воина ВОВ) Верно говорят «Слава города не в колоколах, а в добрых делах». В Индии есть улица Ташкентская, потому, что именно в Ташкенте был положен конец кровопролитным конфликтам между Индией и Пакистаном и с того дня на всем полуострове Индостан слово «мир» прочно связалось со словом «Ташкент». Ташкент – город конгрессов, фестивалей. Когда-то через Ташкент проходил Великий шелковый путь. Историк будущего скажет : через Ташкент вел путь Сотрудничества, путь Гостеприимства, путь Дружбы…
Гостям всегда показывают все самое лучшее, все, чем гордятся в доме. Метро – любимое дитя Ташкента, но строители многие города.
Я пожалел, что когда то не снял открытие первой регулярной автобусной линии в Ташкенте – по Пушкинской улице. Тогда в Ташкенте было 250 тысяч жителей, и кое-где еще оставались керосиновые фонари. Шел по улице фонарщик с бидоном керосина, с насосом, спускал по тросу фонарь, накачивал керосин… Где ты, старый Ташкент?
С. Благов
г. Ташкент 1976.
В Индии меня разыскал один поляк. Встретившись со мной первым делом сказал — Ассалому алайкум, яхшимисиз, ишлар яхшими. Учился на востфаке ТашГУ в 70-е. годы.
Дама из Израиля не отпускала меня, пока не выговорила весь свой восторг Ташкентом )))
Бекзод[Цитировать]
Я тоже училась в ТашГу Востфаке 70-80-е годы на китайском отделений, отзовись однокурсники
Батцэцэг[Цитировать]
У Вагина или Хохлова?
Timur[Цитировать]