Соль, вода и сказки Каракалпакии Разное

Пишет Саша в своём журнале.

Любимая тема в Каракалпакии — это по прежнему вода. Пришла вода, ушла вода. А нельзя ли шлангу протянуть оттуда , где наводнения? Пакистан так вообще их раздражает своим наводнением. Вот за что им столько воды?
Свое отношение к  Каракалпакистану не могу сформировать до сих пор. Они не влюбили в себя, как  ферганодолинцы, сразу, бесповоротно и не пойми за что. Они не задавили интеллектом, как самаркандцы, не закормили до смерти гостеприимством, как бухарцы, не удивили и не рассмешили, как шахрисабзцы.
Но мне там было комфортно. Не смотря на отсутствие горячей воды. Не буду жаловаться. В обычных домах вода вообще по часам давалась. И свет тоже)))

Спокойные , как хивинцы и улыбчивые, как казахи. Вообще  они  — сплав узбекской и казахской культуры. И в результате  появилось нечто самобытное и самостоятельное, удивительно интересное и притягательное. Ну не даром… Именно тут была попытка  создания совершенно новой религии,  — в которой сочетались четыре!  мировоззрения  и учения — ислам, зороастризм, христианство( несторианство) и буддизм. Лотос в михрабной нише — каково? Теперь я все больше склоняюсь к версии, что на стенах Самарканда  «зороастрийская бабочка» это не что иное, как  несторианский крест. Привет из древнего Хорезма.

Заодно поняла, откуда у русских блогеров  смешная точка зрения на  жизнь в Узбекистане))). На четыре вопроса я получила  по два совершенно противоположных мнения.  И какое из них правильное — тайна, покрытая мраком)))
У нас тут все болеют, экология плохая.  —  Никто тут не болеет, больше чем по республике, статистика не выходит за рамки.
Тут ничего не растет, ни картошка ни огурцы, все привозное.  —  Все у нас  растет, и персики и дыни и огурцы и помидоры и лимоны.
Вода уходит совсем,  засуха и раззорение. — Вода пришла в Судовшин и скоро Арал вернется. ( Старики говорят,  что Арал уходил когда то, сам по себе, потом вернулся)
Вот и поди знай,  что думать. В Каракалпакии нет ничего, кроме музея Савицкого, что можно показать туристам. Есть карстовые леса, Арал, плато Устюрт, каньоны, более  300 памятников привеликой древности,  до Чингиза. Именно их предки надавали люлей  Марку Линцию Крассу,  который возомнил себя Македонским.
А Судовшин и правда пришло маленько. Лодки стоят, камыши растут, коровы по шею в воде  бродят, довольные… Почему пришло Судовшин?  Потому что год назад в Муйнак прилетел большой человек из экологии на вертолете, и после него вода пошла. Долго думаю, что за волшебник прилетал, потом вспоминаю — Пан Ги Мун.
Вот так рождаются сказки)))
Ну будем надеяться,  что Судовшин  опять станет судоходной,  как когда-то.  И мертвые корабли омоют волны. Каждый имеет право  надеяться на то, что ему нравится.
А еще я познакомилась с Октябрем Доспановым.  Археологом и историком. Два часа в ресторане Джипек Жолы пролетели как  две минуты. Мы были там… в глубокой древности, в государстве Хорезм,  шли из Гурганджа вдоль Арала, убегали от Чингиза,  и встретили  абу Сахля Масихи, Беруни, Хорезми, ибн Сино… И держали в руках сверкающую рыбу из Арала. Единственное место, где  рыбак мог размахнуть руки  и сказать — вот такая рыба. И то, не хватило бы рук.
Я так заслушалась, что даже не сфотографировала  его. Балда)
Под катом лица. Красивый народ.

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.