О Первушке Tашкентцы История

Пишет Татьяна Филатова в своем блоге.

Давно уже канули в прошлое рабочие слободки, узкие улочки, тесные лабиринты переулков и тупиков, которые  составляли когда — то облик Ташкента. Поэтому и старые названия  улиц помнят только старожилы Ташкента. Когда я села в такси и сказала «до Первушки», таксист не понял и удивлено переспросил — я сказала  «Это у винзавода».

Кто помнит сегодня, что район за Анхором назывался Урда — по названию крепости наместников Кокандского хана, стоящей здесь в XIX веке. Также забыли и улицу Тахтапуль — теперь Сабира Рахимова, на ней в давние времена были городские ворота.

Такая же учесть постигла и Первушку, известную раньше каждому ташкентцу. Прямо у перекрестка, где сходятся две магистрали Нукусская и Фергана-юли я вышла, сверкали окнами девятиэтажки, а где то внизу упрятанный в трубы бурлил Салар. Все здесь уже не так как раньше, только труба винзавода напоминала о том, что была здесь когда то Первушка самая старая неблагоустроенная слободка Ташкента.
Рассказывали, что вся округа называлась Первушкой со времен купца Первушина.

Купец Первушин слыл в Москве человеком оборотистым и денег на ветер не бросал. И поэтому когда в 1866 году он отправил своего сына в Туркестан, многие удивились — что в Москве денег вложить некуда? Позже убедились до чего вострый глаз у Первушиных на барыши.

На 500 тысяч рублей привез сын товару для продажи ташкентцам. А сколько заработал, один бог знает. Кроме этого открыл в Ташкенте магазины, устроил винокуренный завод, принял на себя постройку многих казенных учреждений, военного госпиталя, казарм, церкви. Фирма Первушиных стала первой вложившей деньги в развитие производства Туркестанского края. Он принимал деятельное участие в завоевании среднеазиатских рынков. Хлопок, шелк, каракуль, вывозившийся раньше через Афганистан в Англию, стал отправляться в Россию.

Гордостью Первушиных был винокуренный завод, который они построили на берегу Салара. А чтоб легко доставлять сюда сырье со станции, возвели через Салар мост. На берегу Салара появилась рабочая слободка, в которой жили рабочие завода, железнодорожники. Напротив завода раскинулся обширный караван-сарай — заезжие купцы останавливались здесь перед базарными днями.

В конце 50-десятых годов мост сломали и проложили огромные трубы, по которым пустили воды Салара. На правом берегу поднялся первый 5- этажный дом. А на месте первушинского моста образовалась площадь, засаженная цветами и елками. Переселили людей живших здесь и проезжая по этим местам многие не верят — были ли вообще такое место  в Ташкенте — Первушка.

3 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.