ПАЗ: Большой путь маленького автобуса История Разное
В 1930 году, одновременно с принятием решения о создании Горьковского автомобильного завода, советское правительство принимает решение об основании в г. Павлово-на-Оке завода, обеспечивающего Горьковский автогигант и другие автомобильные предприятия страны шоферским инструментом и кузовной арматурой. Строительство завода велось ударными темпами. В 1932 году оно было завершено, и завод выпустил товарной продукции на 1 млн. 900 тыс. рублей. Этот год считается годом рождения завода.
Шоферский инструмент был основной производственной номенклатурой предприятия вплоть до 1952 года с перерывом на 1941-1945 г.г., когда завод, как и все промышленные предприятия страны, занимался обеспечением фронта, в частности, производил боеприпасы.
В послевоенные годы в стране наблюдается острейший дефицит в сфере общественного транспорта, особенно в сельской местности, руководство завода выходит на правительство с предложением перепрофилирования ЗАТИ из предприятия, производящего инструмент, в предприятие, производящее общественный автотранспорт малой размерности. 24 апреля 1952 года постановлением Правительства СССР Завод автотранспортного инструмента был переименован в Павловский автобусный завод (ПАЗ), а уже 5 августа 1952 года первые пять автобусов первой производственной модели ПАЗ — 651 вышли из заводских ворот.
Первая модель была далека от идеала — в ней чувствовалось влияние грузовика ГАЗ — 51. Но уже вторая модель автобуса вагонной компоновки, ПАЗ — 652, была настолько удачна, что выпускалась до 1968 года, когда ее сменил еще более совершенный автобус ПАЗ — 672. Универсальная конструкция этой модели позволяла использовать автобус в разных климатических и дорожных условиях.
12 ноября 1968 года впервые в истории отечественного автобусостроения без остановки главного конвейера завода ПАЗ переходит к выпуску новой базовой модели предприятия — автобусу ПАЗ — 672, производившейся вплоть до 1989 года. Именно в эти годы полностью оформляется основная производственная концепция предприятия — удовлетворение самых широких слоев потребителей, путем создания возможно большего количества модификаций базовой модели. Именно в 60-е годы завод впервые участвует в международных выставках.
На Автосалоне в 1967г. в Ницце автобус ПАЗ — 665Т был отмечен призом отличия и Большой Серебряной медалью Комиссариата Франции по туризму. В 1969 г. на Международном салоне-конкурсе во Франции ПАЗ — «Турист»-люкс» был удостоен почетного приза ХIХ Международного конкурса — большого кубка и приза «Золотая Ника» за участие в международном ралли.
За большой вклад в дело отечественного автобусостроения Павловский автобусный завод награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1971г.) и Орденом «Знак Почета» (1982г.). Объем производства автобусов в 80-е годы составил 15500 — 16500 машин в год.
Пусть их сняли с эксплуатации. Зато они будут жить в сердцах людей.
Ануш[Цитировать]
Уютный был автобус, особенно задняя площадка. Удобно было собираться большой компанией — петь под гитару, играть в карты по дороге в горы или на хлопок
AK[Цитировать]