Алексей Исупов в Самарканде Искусство
Прислал Михаил Головин.
Недавно в «Письмах» появилась ссылка, по которой читатели могли найти некоторые работы художника Алексея Владимировича Исупова (1889 – 1957). Большинству читателей, наверное, это имя знакомо уже давно, его работы были представлены в постоянной экспозиции Государственного музея искусств в Ташкенте. В 60-е годы в одной из ташкентских газет о нем была опубликована статья, в которой рассказывалось, что художник, оказывается, покинул нашу страну, уехал в Италию. В те времена к эмигрантам относились как к врагам и изменникам, их имена, как правило, исчезали из энциклопедий, работы перемещались в запасники музеев. Но, к счастью, Алексей Исупов избежал этой участи.
Летом 2009 года в Третьяковской галерее прошла большая выставка его работ. Каталог, к сожалению, не был издан, а книги о его творчестве, что привезли из Италии, раскупили в день открытия, как рассказывали, почти мгновенно. На выставке удалось узнать лишь самые скудные сведения о жизни художника.
Родился Алексей Исупов в Вятке, его отец был резчиком по дереву, мастером по иконостасам. (На выставке был замечательный портрет отца художника.) В 1913 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Когда началась Первая мировая война был призван в армию, однако, из-за плохого состояния здоровья на фронт в действующую армию не попал, а отправился на военную службу в далекий Туркестан. Здесь произошла его встреча с культурой и искусством Востока. Художник, очевидно, полюбил этот край с его ярким солнцем, древней архитектурой, с людьми в красочных костюмах. По ходатайству коллег художников из СРХ был освобожден от военной службы, после революции преподавал в Туркестанской краевой народной художественной школе в Ташкенте, был командирован в Самарканд в распоряжение Комиссии по охране и реставрации памятников старины и искусства. В 1921 году вернулся в Москву. Вот любопытная подробность: художник в эти годы создавал эскизы этикеток для вин местного производства. Интересно, сохранилось ли хоть что-то у коллекционеров? Этикетки, наверное, были замечательные.
В 1926 году художник уезжает на лечение в Италию. Здесь он становится весьма известным художником, главным образом, как портретист по имени Alessio Issupoff. На родину ему уже не суждено было вернуться, но он всю жизнь мечтал об этом, принимал участие в выставках советских художников заграницей, поддерживал связи со своими соотечественниками. Во время Второй мировой войны он активно помогал борцам итальянского Сопротивления, в его доме в Риме часто находили убежище бежавшие из концлагерей пленные красноармейцы. (Об этом рассказывалось еще в той давней статье в ташкентской газете.) По завещанию художника многие картины из его мастерской были переданы в дар Государственной Третьяковской галерее, но большая часть работ (около 300) переехала в художественный музей в его родном городе.
В наше время работы Алексея Исупова продаются на аукционах. Подробные сведения о нем читатели могут найти в Интернете. Сохранилось несколько почтовых открыток, которые были изданы, наверное, еще в те годы, когда художник не покинул своего отечества или вскоре после этого. Старые открытки, конечно, не слишком точно передают подлинный колорит картин, к тому же, за долгие годы они потускнели, выцвели. Копирование на сканере лишь еще добавило искажения, но, и такие они радуют глаз своим ярким солнцем и прозрачным воздухом. На всех указано место их создания – это Самарканд. Среди тех работ, что мне удалось найти в Интернете, есть лишь одна «На площади Регистана», она помещена выше. Возможно, что некоторые из тех, что помещены ниже, читатели увидят впервые.
С уважением Михаил Головин.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.