Шейхонтаурские ворота как уникальный экспонат История

Этот самый грандиозный по величине (размер каждой створки 390×110 см) экспонат в коллекции ГМИ привлекает внимание поклонников прекрасного, предваряя начало осмотра коллекции «Резьба и роспись по дереву».
Каждая их створка украшена четырьмя квадратными филенками с очень изящным резным орнаментом: растительным — на лицевой и геометрическим — на тыльной стороне. Как отмечают специалисты, в этих воротах воплощены лучшие традиции резьбы по дереву Узбекистана, что придает им торжественность и величие.

Находятся ворота, как и вся экспозиция, в фойе цокольного этажа, с которого начинается вертикальный световой «колодец», пронизывающий в центре все здание до самого верха.
После долгих поисков возможностей их экспонирования была создана ажурная металлическая конструкция, позволившая организовать презентацию этого массивного экспоната, приуроченную к празднованию 2200-летия Ташкента.


Фото Тамары Санаевой

Таким образом, после длительного хранения в запасниках эта реликвия была впервые открыта для всеобщего обозрения в 2009 году — одновременно с видами старого города, запечатленными художниками и фотографами прошлого века, выставка произведений которых также была посвящена этому юбилейному событию.
Эти парадные двухстворчатые ворота, выполненные из карагача, сама история превратила в одну из самых почитаемых реликвий столицы нашей страны еще и потому, что ее можно рассматривать в качестве символа духовной чистоты.
Почему мы обращаем внимание на этот аспект, дорогие читатели, вы поймете в ходе знакомства с тем, из какого культового сооружения, связанного с одним из особо почитаемых святых имен нашего города и его мавзолеем, где его душа нашла последнее пристанище, происходили эти знаменитые ворота!

Ведь когда-то они оформляли вход в мемориальный комплекс Шейха Ховенди Тахура, охраняя и открывая доступ к священной памяти предков.
С обретением Республикой Узбекистан независимости руководством нашей страны уделяется пристальное внимание сохранению, реставрации и популяризации исторического наследия, почитающегося как особо важное достояние народа.
Поэтому глубоко символично и то, что эти ворота, ставшие национальной святыней, как бы приглашают туристов и прочих посетителей нашего музея войти в страну знаний, связанных с историей искусств и духовности разных народов и наших предков, полюбоваться на богатства сокровищницы культурного наследия Узбекистана, ставшие очень ценной частью достижений всего цивилизованного человечества планеты.
Как у каждого ценного экспоната, у этих ворот есть своя занимательная история, из которой известно, что после их изготов- ления талантливым маргеланским мастером Максум-ходжой в середине XIX века они сначала украшали одно из сооружений Худояр-хана в Коканде.
Затем их перевезли в Ташкент. С тех пор они и получили постоянную прописку в нашем городе, украсив створ ворот в портале входного чортака, ведущего в комплекс культово-мемориальных и образовательных сооружений Шейхонтаура. В этой связи интересно, что на востоке к проходу примыкало одноэтажное медресе Ишанкул-дадха, сына Беклярбека, бывшего кокандским наместником Ташкента.
Сам чортак (квадратное купольное строение) был построен в 1892 году ташкентским мастером Усто Абд-ал-Рахимом, сыном Усто Абдуллы.
Название всего ансамбля этих сооружений произошло от имени мусульманского святого XIV века Шейха Ховенди Тахура («Хавенд-и тухур» переводится как «Господин чистоты», имеется в виду духовной и нравственной). Здание его мазара возведено в XVIII-XIX вв. на фундаментах старого мавзолея XV века.
Вокруг почитаемого мемориала на протяжении нескольких веков строились гробницы правителей Ташкента и их приближенных. Так к концу XIX века возник некрополь, состоявший из шестнадцати мавзолеев. Однако в результате нескольких разрушительных землетрясений и непродуманных перепланировок этого района в 1924 году ныне в мемориальный ком-плекс входят только три сооружения, включая мавзолеи ташкентского правителя середины XVIII века Толи-бия по прозванию Калдыргач-бий и Юнус-хана.
Шейхонтаур считается одним из святых покровителей Ташкента. Cреди его потомков было много выдающихся общественных деятелей, сыгравших важную роль в истории города, в том числе знаменитый темуридский суфий Ходжа Ахрар и правитель Ташкента XVIII века Юнус Ходжа.
Личность Ховенди ат-Тахура привлекала как его современников, так и потомков, считавших шейха «мудрейшим из мудрых».
Вернувшись после долгих лет странствий в Ташкент, он поселился у святого источника воды «вечной жизни», в тени деревьев-сауров которого, согласно легенде, якобы отдыхал сам Искандер Двурогий — Александр Македонский. Окаменевший ствол одного из этих священных «сауров Искандера» (местная хвойная порода деревьев) до сих пор хранится рядом с надгробием в мавзолее Шехонтаура. По преданию, в доисламские времена у этого же ключа находился языческий храм Воды и Огня. Именно на этом месте и завещал себя захоронить после смерти Шейх ат-Тахур.
Во время расширения улицы в 1940-е годы с портала комплекса Шейхонтаур ворота сняли, и в 1953 году отдел охраны памят-ников Управления по делам архитектуры при Совете Министров Республики Узбекистан передал их Музею искусств страны.
С той поры они и хранились в запасниках Государственного музея искусств Узбекистана и не были доступны для широкого обозрения до открытия выставки, посвященной 2200-летнему юбилею Ташкента.
Теперь ворота предстают во всем своем величии и красоте перед каждым поклонником прекрасного, доброго и вечного, посетившим наш музей, приглашая познакомиться с его уникальными экспозициями, окунувшись в этот волшебный источник мудрости и бессмертных достижений прошлых поколений.

Кудратулла АЖИМЕТОВ, директор Государственного музея искусств Узбекистана.

Источник

2 комментария

  • AK:

    «.. и в 1953 году отдел охраны памят-ников Управления по делам архитектуры при Совете Министров Республики Узбекистан передал их Музею искусств страны..» — как красиво звучит название этой конторы!
    Я всегда считал улицу Навои самой красивой в городе, но когда мама рассказала мне о Шейхантаурских воротах и что их (и минарет рядом) снесли примерно в 60-х строители и архитекторы этой улицы стали казаться мне варварами

      [Цитировать]

  • Владлен Май-Маевский:

    Кудрат джан привет,помнишь коллегу по армии художника Владимира?

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.