Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» История

Заложенный 11 января 1937 года по заказу Советского правительства на стапелях итальянской фирмы «Одеро-Терни-Орландо» в Ливорно, «Ташкент» 21 ноября был спущен на воду и 6 мая 1939 года передан строителями советским морякам. 22 октября 1940 года после достройки и вооружения лидер вступил в строй.

Короткую, но небывало яркую жизнь, насыщенную героическими эпизодами, жестокими боями с врагом, прожил этот корабль.

В годы Великой Отечественной войны «Ташкент» принял активное участие в героической обороне Одессы и Севастополя. Лидер осуществлял воинские перевозки, эвакуацию раненых и мирного населения приморских советских городов, конвоирование транспортов с войсками и грузами для фронта, неоднократно поддерживал действия сухопутных войск артиллерийским огнем. Входил в состав боевого охранения других кораблей. За год участия в боевых действиях «Ташкент» прошел свыше 27 тысяч миль, провел около ста артиллерийских стрельб по позициям и скоплениям немецко-фашистских войск под Одессой и Севастополем, у Судака, Феодосии и Евпатории, уничтожил шесть береговых батарей и большое количество боевой техники и живой силы врага. Корабль без потерь отконвоировал 17 транспортов, перевез 19300 человек и 2538 тонн воинских грузов, отразил сотни атак гитлеровской авиации, сбил девять, повредил четыре самолета и потопил торпедный катер противника.

В те грозные дни «Ташкентом» командовал капитан 3 ранга В. Н. Ерошенко. В организации его боевой деятельности принимали активное участие флотские политработники А. В. Сергеев, Г. А. Коновалов.

Первый бой лидер принял под Одессой 22 августа 1941 года. В тот день им было уничтожено шесть автомашин с пехотой и рассеяно несколько механизированных колонн неприятельских войск. Неделю спустя за отличную стрельбу по береговой батарее врага экипаж корабля получил первую благодарность от командования Одесского оборонительного района.

25-28 ноября 1941 года «Ташкент» вместе с эсминцами «Сообразительный» и «Способный» выполнял ответственное правительственное задание по конвоированию от Батуми к Босфору ледокола «Анастас Микоян», танкеров «Туапсе», «Сахалин» и «Варлаам Аванесов», направлявшихся с Черного моря на Дальний Восток. Поход проходил в тяжелых условиях девятибалльного шторма. Пелена мокрого снега и дождя порой скрывала из видимости охраняемые суда, но, как и прежде, ташкентцы справились с заданием успешно.

Имя «Ташкента» навеки вошло в летопись героической 250-дневной обороны Севастополя. Его помнят и бойцы морской пехоты, и воины Приморской армии, защищавшие город, помнят и команды спасенных «Ташкентом» транспортных судов.

В период второго наступления гитлеровцев на Севастополь экипаж лидера совершал туда регулярные рейсы, доставляя с Кавказа сражающимся войскам подкрепления и конвоируя транспортные суда. Находясь в главной базе, корабль почти непрерывно поддерживал защитников города артиллерийским огнем. Так, 22-24 декабря лидер многократно открывал огонь по гитлеровцам. За три дня боев «Ташкентом» было выпущено около 800 снарядов главного калибра. При каждом прорыве в осажденный город корабль десятки раз подвергался яростным атакам врага. Только 24 июня 1942 года комендоры лидера сбили один и повредили три самолета противника, а также уничтожили торпедный катер. Через день, в следующем рейсе, «Ташкент» зенитным огнем снова сбил фашистский самолет, а другой повредил.

В 2 часа 27 июня, приняв на борт 2300 раненых, а также эвакуирующихся советских граждан и погрузив художественные полотна знаменитой Севастопольской панорамы, лидер последним из надводных кораблей флота покинул родной город.

Восемьдесят шесть гитлеровских самолетов преследовали корабль в течение четырех с лишним часов, сбросив на него 336 авиабомб. Умелыми маневрами командиру «Ташкента» удалось избежать прямых попаданий, но все же от близких взрывов у лидера заклинило руль и затопило ряд помещений. В первом котельном отделении образовалась большая пробоина, и хлынувшая в нее вода грозила гибелью корабля. Однако находившиеся в отсеке старшина 2-й статьи В. Ф. Удовенко, краснофлотцы Ф. К. Крайнюков и М. М. Ананьев, пожертвовав жизнью, предотвратили взрыв котла. Через пробоины внутрь лидера влилось свыше 1700 тонн воды, что составляло 45 процентов его водоизмещения. Но, следуя с большим дифферентом на нос, корабль продолжал отбиваться от наседавших врагов всеми огневыми средствами. За время этого боя только спаренная кормовая 76,2-миллиметровая зенитная артустановка «Ташкента» выпустила 750 снарядов, а дивизион зенитных автоматов — 3500. Четыре бомбардировщика Ю-88, сбитые метким огнем «Ташкента», рухнули в волны Черного моря.

Израненный, но непобежденный корабль по прибытии в зону действия нашей истребительной авиации был встречен эсминцами «Бдительный», «Сообразительный» и спасательным судном «Юпитер». С их помощью он достиг Новороссийска. За массовый героизм, проявленный в этом походе, весь личный состав лидера был удостоен высоких правительственных наград.

1 июля «Ташкент» посетил специально прибывший в Новороссийск командующий Кавказским фронтом Маршал Советского Союза С. М. Буденный. Легендарный герой гражданской войны сердечно поблагодарил мужественный экипаж и представил его к гвардейскому званию. Однако гвардейский Военно-морской флаг не был поднят на «Ташкенте». В полдень 2 июля корабль, ремонтировавшийся у причала, был внезапно атакован большой группой фашистских самолетов и, получив два прямых попадания бомб, лег на грунт.

На площади Нахимова в возрожденном из пепла Севастополе на несколько десятков метров протянулась гранитная мемориальная стена. На ней высечены наименования соединений, кораблей и воинских частей, фамилии Героев Советского Союза, защищавших город-герой от фашистских захватчиков в годы минувшей войны. Одним из первых на граните начертано имя прославленного лидера эскадренных миноносцев «Ташкент». А на просторы Мирового океана вышел новейший большой противолодочный корабль — наследник славных боевых традиций легендарного лидера.

Водоизмещение полное 3200 т, стандартное — 2893 т; длина 139,8 м, ширина 13,7 м, осадка средняя 4,2 м; мощность энергетической установки 110000 л. с.; скорость хода максимальная 44 уз, экономическая — 20 уз; дальность плавания экономическим ходом до 4000 миль. Вооружение: 6130-мм, 2 76,2-мм (с сентября 1941 г.), 6 45-мм и 8 20-мм орудий, 6 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбосбрасывателя. Принимал на борт 110 якорных мин заграждения. Экипаж 250 человек.

Ссылку на источник прислала Зося Ферд

Напомню, что была уже большая публикация Лидер «Ташкент»

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.