Лидер «Ташкент» История
ТТД:
Водоизмещение: 4175 т.
Размеры: длина — 139,7 м, ширина — 13,7 м, осадка — 4 м.
Скорость хода максимальная: 43 узла.
Дальность плавания: 5030 миль при 25 узлах.
Силовая установка: двухвальная ПТУ, 130000 л.с.
Вооружение: 3×2 130-мм, 2×1 76-мм (с 08.41 г.), 6×1 37-мм орудий, 6×1 12,7-мм пулеметов, 3×3 533-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 344 чел.
История корабля
Тактико-техническое задание на небронированный лидер-разведчик типа «И» («импортный», «итальянский») было разработано проектировщиками советстских лидеров проекта 1-38. Задание 1935 года было рассчитано на значительное улучшение тактико-технических элементов по сравнению с лидерами типа «Ленинград». В задании на проектирование выдвигались два следующих основных требования: скорость в течении 6-ти часовых испатаний не менее 42,5 узлов, дальность плавания 20-узловым ходом — 5000 миль.
Задание разработанное отечественными проектировщиками было предложено трем крупнейшим судостроительным фирмам Италии: «Ансальдо», «Адриатико», и «Одеро-Терни-Орландо». Наиболее выгодные условия были предложены последней, с которой в сентябре 1935 года был заключен договор о проектировании и постройке лидера и об оказании технической помощи при строительстве такого же корабля в Советском Союзе. Первое из двух основных требований выдвинутых в задании на проектирование, а именно достижение необходимых скоростных характеристик, фирма гарантировала лишь при нормальном водоизмещении в 3216 тонн и мощности ГЭУ около 100000 л.с.. Для достижения же столь значительного района плавания запас топлива пришлось увеличить до 1200 тонн, то есть вдвое по сравнению с лидерами советского проекта. Таким образом полное водоизмещение составило 4175 тонн. Эскизный проект, впоследствии получивший порядковый номер 20, был разработан инженерами фирмы ОТО («Одеро-Терни-Орландо») к февралю 1936 года, под наблюдением комиссии, которую возглавляли А.С. Кассациер (от Главморпрома) и М.И. Бомзе (от УВМС) .
Эскизный проект предусматривал установку советского вооружения, в том числе 130-мм спаренных башенных установок новой конструкции, под которые итальянцы спроектировали соответствующие подкрепления. Также проектом была предусмотрена установка шести 45-мм полуавтоматов (в районе второй дымовой трубы), столько же 12,7-мм пулеметов и трех трехтрубных торпедных аппаратов калибра 533-мм на палубе средней надстройки, а также рельс для мин заграждения на верхней палубе. Было оговорено, что два главных турбозубчатых агрегата суммарной мощностью 100000 л.с. (350 об/мин) и четыре котла должны иметь эшелонное расположение. Помимо полного запаса топлива (1200 т.) предусматривалась приемка на борт еще 147 тонн котельной, 33 тонн питьевой и 54 тонн воды на бытовые нужды. Наибольшая длина лидера составила 139,7 м (между перпендикулярами 133,3), ширина 13,7 м, средняя осадка 3,98 м при стандартном водоизмещении 2836 тонн.
11 января 1937 года на верфи фирмы ОТО в Ливорно был заложен лидер эсминцев, получивший название «Ташкент». Следует упомянуть, что в отличии от лидеров отечественной постройки которые получали имя в честь столиц союзных республик, «итальянец» унаследовал имя корабля Волжской военной флотилии периода гражданской войны, бывшего речного буксирного парохода №7 названного «Ташкент» и погибшего в бою 5 сентября 1918 года. Одновременно с закладкой «Ташкента» было принято решение строить в Советском Союзе еще три однотипных корабля со сроками сдачи в 1938-1939 годах: два на ССЗ № 198 в Николаеве. Но планам этим осуществиться было не суждено, хотя на ССЗ № 190 подготовка к закладке лидеров велась полным ходом. Уже были присвоены заводские номера и головной корабль должен был называться «Баку». Подготовка была прекращена во второй половине 1937 года на стадии завершения плановых работ, т.к. при этом проявились большие трудности в переработке итальянских чертежей и различия в технологии постройки, которые ставили под сомнение получение заданных элементов.
А в Ливорно тем временем стапельные работы шли полным ходом и в канун нового 1938 года «Ташкент» был спущен на воду. Произошло это событие 28 декабря. 11 марта 1938 года на ходовых испытаниях при мощности 130000 л.с. и водоизмещении 3422 тонны лидер достиг скорости 43,53 узла, что в пересчете на контрактные 3216 тонн означало 44,6 узла. 12-часовый режим испытаний экономическим ходом дал расчетное превышение дальности плавания на 10% (замеры расхода топлива производились в двух оттарированных цистернах с опломбированными каналами). Однако изменение уровня топлива от напора турбовентиляторов не учитывалось, поэтому результаты испытаний признали недействительными, и фирме пришлось отказаться от причитавшейся премии (порядка 5% от стоимости корабля). Вместе с тем, этой постройкой фирма добилась весьма многого, так как получила крупный заказ на строительство серии боевых кораблей.
Известно, что на стадии заказа «Ташкент»предназначался для Балтики, но из-за войны в Испании возникли серьезные сомнения в возможности его безопасного перевода через Гибралтар, тем более, что пролив контролировался франкистами. Оставался лишь черноморский вариант.
18 апреля 1939 года был подписан премный акт и 6 мая корабль был передан советским представителям. За несколько дней до этого в Италию с Черноморского флота прибыл советский экипаж который перегнал «Ташкент» в Одессу. Корабль перегоняли в замаскированном под пассажирский теплоход виде. Чтобы ввести в момент прохода через Босфор в заблуждение турок между рубками был натянут специальный брезент с нарисованными на нем окнами и другой атрибутикой «пассажира», а по палубе было прекращено движение личного состава.
Корабль имел легкую и рациональную конструкцию корпуса, удобную ходовую рубку, обтекаемой формы надстройки, закрытый штормовой коридор, позволявший перемещаться по всему кораблю без выхода на верхнюю палубу и еще целый ряд достоинств. К недостаткам можно отнести прочность корпуса, выявленную во время шторма. Голубоватый защитный цвет лидера, принятый в итальянском королевском флоте, решили сохранить для сравнения с шаровым, в который окрашивались корабли Черноморского флота.
Перейдя в Одессу «Ташкент» совершил несколько пробных выходов в море, после чего перешел в Николаев, где на него было установлено вооружение. Первоначально оно было нештатным ввиду того, что три штатные 130-мм двухорудийные башни «Б-2ЛМ» еще не были готовы. В виде временного артвооружения «Ташкент» получил серийные одноорудийные установки «Б-13», калибром 130-мм, которыми были вооружены лидеры отечественной постройки, а также эсминцы проектов 7 и 7У. Предполагалось вооружение лидера двухорудийными башенными установками «Б-31», которые представляли из себя башню с качающейся частью, где в одной люльке размещались два орудия «Б-13». Но этой артситеме не суждено было родиться — установка «Б-31» не дошла даже до эскизного проекта.
Буквально накануне войны на «Ташкенте» были установлены башни «Б-2ЛМ», принятые к этому времени на вооружение лидеров и эскадренных миноносцев проекта 30, тогда же на замену 45-мм полуавтоматов «21К2 были установлены 37-мм автоматы 70К с воздушным охлаждением и непрерывной очередью до 100 выстрелов. Впоследствии во время ремонта, вызванного боевыми повреждениями, на «Ташкенте» с целью усиления зенитной артиллерии корабля была установлена 76,2-мм двухорудийная башенная установка «39-К» предназначавшаяся для эсминца «Огневой». На лидере был установлен командно-дальномерный пост (КДП) «Дуплекс» итальянской фирмы «Galileo».
В годы Великой Отечественной войны «Ташкент» принял активное участие в обороне Одессы и Севастополя. Командовал кораблем капитан 3 ранга В.Н.Ерошенко. Первый бой лидер принял под Одессой 22 августа 1941 года. 25-28 ноября 1941 года «Ташкент» вместе с эсминцами «Сообразительный» и «Способный» успешно выполнил ответственное правительственное задание по конвоированию от Батуми к Босфору ледокола «Анатас Микоян», танкеров «Туапсе», «Сахалин» и «Варлаам Аванесов», направляющихся с Черного моря на Дальний Восток.
Помощь сражающемуся Севастополю на долгое время стала одной из основных задач Черноморского флота. В эту славную и трагическую главу истории Великой Отечественной войны имя “Ташкент” навечно вписано золотыми буквами. “Голубой крейсер” помнят и бойцы морской пехоты, доставленные на его борту в Севастополь, и воины Приморской армии, не раз ощущавшие поддержку артиллерии лидера, и команды спасенных им транспортных судов.
Защитникам города требовалось постоянно подвозить подкрепление, оружие, боеприпасы, горючее и продовольствие. Скоростные и маневренные качества «Ташкента» вкупе с мощным зенитным вооружением давали возможность успешно обороняться от вражеской авиации, а полный запас топлива, равный 1170 т, позволял каждый раз оставлять севастопольцам не менее его половины. Сравнительно просторные внутренние помещения могли принять значительное количество грузов. Так, в одном из рейсов в кубриках разместили около тридцати (!) железнодорожных вагонов боеприпасов — и это сверх уже имевшейся перегрузки в 700 т. Правда, оказавшись в штормовом море, корабль уже не смог всходить на волну, и масса обрушившейся на полубак воды продавила палубу в районе 1-го кубрика. Из образовавшихся щелей началась течь, но аварийная партия быстро справилась с повреждениями.
В период второго наступления гитлеровцев на Севастополь, находясь на главной базе, корабль почти непрерывно поддерживал защитников города артиллерийским огнем. 22-24 декабря лидер «Ташкент» выпустил 800 снарядов главного колибра. В 2 часа 27 июня 1942 года , приняв на борт 2300 раненых и эвакуирующихся и погрузив на борт художественные полотна знаменитой Севастопольской панорамы, лидер последним из надводных кораблей флота покинул родной город. 86 немецких самолетов преследовали корабль в течение четырех с лишним часов, сбросив на него 336 бомб. Умелыми маневрами командиру «Ташкента» удалось избежать прямых попаданий, но все же от близких взрывов у лидера заклинило руль и затопило ряд первое котельное отделение.
На помощь лидеру командование выслало пару Пе-2, которые сумели отогнать самолеты люфтваффе, а вскоре появились и вышедшие из Новороссийска корабли, в том числе эсминцы “Сообразительный” и “Бдительный”. Передав им раненых бойцов и мирных жителей, “Ташкент” своим ходом прибыл в Цемесскую бухту. За массовый героизм, проявленный во время последнего перехода, весь экипаж был представлен к правительственным наградам, а командиру В. Ерошенко и комиссару Г. Коновалову вручили ордена Ленина. 1 июля 1942 года корабль посетил командующий Кавказским фронтом маршал С. М. Буденный. В своем выступлении перед экипажем он сказал, что “…такими бойцами может гордиться вся наша армия”, и обещал ходатайствовать о присвоении “Ташкенту” гвардейского звания.
Но на следующий день, 2 июля 1942 года около 12 часов дня стоявший у Элеваторного причала корабль внезапно атаковали около 30 зашедших со стороны суши вражеских “юнкерсов”. “Ташкент”, получив два прямых попадания, лег на грунт. Из находившихся на борту 344 человек экипажа 76 погибли и 77 были ранены.
Возвратиться в строй “Ташкенту” не удалось. Водолазы, осмотрев корабль, сняли с него все ценное оборудование, в том числе и зенитную 76-мм артустановку, которая позже вернулась на намеченный к достройке “Огневой”. Сам же лидер так и остался лежать у пирса.
Поднять его оказалось возможным только после освобождения Новороссийска, уже в 1944 году. Обследование показало, что восстанавливать корабль нецелесообразно — слишком тяжелы были повреждения. “Ташкент” отбуксировали в Николаев и после войны разобрали на металл.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.