Театр Навои, окрестности и Дворец князя в 1954 году Старые фото

Прислала Акулина.








46 комментариев

  • ББывший пионер-пенсионер:

    Дворец Константина Романова был отдан детям. Много лет в этом здании был Дворец пионеров. В различные кружки ходили многие школьники Ташкента. Повсюды слышались голоса детей. Все любовались причудливым и крылечками, формами здания. Позже выяснилось, само здание выполнено в форме двухглавого орла. Крылечки выходившие во двор были голова орла, крылечки выходившие на фасад, — лапы этого орла. А два корпуса — это крылья. Ещё интересный факт. Много лет одна из стен скрывала замурованную картину итальянского художника Беллоли «Купальщица», которая сейчас хранится в Государственном музее Искусств.

      [Цитировать]

  • Бывший пионер-пенсионер:

    Театр Навои был построен по проекту А. Щусева в 1947 году на месте знаменитого Воскрсенского базара. Строили его японские военнопленные. В отделке здания принимали участие народные мастера, художники, в том числе Ч. Ахмаров. На этой сцене выступали выдающиеся певцы, артисты балета, проводились многочисленные правительственные концерты, съезды, в том числе знаменитый Ташкентский кинофестиваль, конференции писателей стран Азии и Африки.

      [Цитировать]

    • Энвер:

      При строительстве Театра Навои зеваки балдели от того, как японцы при строительстве ребром ладони раскалывали кирпичи пополам, если под рукой не оказывалось мастерка.
      Внутри театра меня особенно завораживал ганч по зеркалам. Бесподобно!

        [Цитировать]

      • Энвер, а кто первым и где стал резать узоры ганча по зеркалу???

          [Цитировать]

        • Энвер:

          Ганч по зеркалу. Частично ответ на вопрос Ч. В П., можно найтия в интернете (впервые где, когда, но не кем). Поскольку вообще интересно, имеет смысл процитировать пространнее.

          «Правительством Республики Узбекистан было принято решение о строительстве театрального здания, соответствующего росту национального культурного подъема, который переживала Республика в тридцатые годы XX века.
          Был объявлен Государственный конкурс на создание проекта театрального здания с условием публикации в прессе проектов и их широкого обсуждения и общественной оценки. По результатам конкурса победил проект академика архитектуры А.В. Щусева, который был признан наиболее отвечающий функциональным задачам и национальным традициям в архитектуре. В 1939 году началось строительство, которое было прервано в 1942 году ввиду трудностей, связанных с военным временем. В 1944 году, после наметившегося перелома в ходе военных действий, стройка была расконсервирована, и строительство было продолжено. В ноябре 1945 года в Ташкент были депортированы японские военнопленные из Квантунской армии, и они приняли участие в завершающим этапе работ строительства. В отделочных работах проявили большое мастерство народные художники Узбекистана Уста Ширин Мурадов, А.Худайбергенов, Х.Болтаев и др.
          По замыслу автора проекта каждое боковое фойе, которых в театре 6 — стало иметь характер архитектурного декора, присущий той или иной области Узбекистана. Свой стиль, свои особенности имеют Ташкентский зал, Бухарский зал, Хорезмский зал, Самаркандский зал, Ферганский зал и Термезский зал. Например, для Бухарского зала мастера выбрали и выполнили такую уникальную технику декора, как резьба по ганчу, наложенная на зеркальную поверхность. Такой элемент украшения впервые был использован при строительстве дворца бухарского эмира. Хорезмский зал украшают резные панно из ганча, повторяющие замечательную резьбу по дереву, характерную для Хорезма. Залы и фойе театра украшает также настенная живопись на сюжеты из поэм А.Навои и изображающая пейзажи Узбекистана. Автором росписи является художник Узбекистана Ч.Ахмаров, А.Татевосян и др.» (с)

            [Цитировать]

        • Ирина:

          Чудо в перьях:
          Энвер, а кто первым и где стал резать узоры ганча по зеркалу???

          Ганч на зеркалах — изобретение усто Ширин Мурадова из Бухары. Он это придумал для Ситора-и-Мохи Хоса — резиденции Эмира Бухарского, и также сделал в Бухарском зале театра им.А.Навои.

            [Цитировать]

  • Бывший пионер-пенсионерр:

    t03.Гостиница Ташкент построена 1956-57 годах. Расположена напротив театра Навои и фонтана. На первом этаже располагался отличный гастроном, один из лучших ресторанов. Но особенно ташкентцы любили бывать в «Кафе на крыше» этого здания, где можно было поесть недорого хороший шашлык и полюбоваться видами города.

      [Цитировать]

    • А в этом Гастрономе, Спец-магазин по обслуживанию слуг народа.

        [Цитировать]

      • Энвер:

        Если не ошибаюсь, вход в спецмагазин был с тыльной стороны здания. А общедоступный гастроном был по левому боку (если смотреть на гост. «Ташкент» со стороны т.Навои. И гастроном был, на самом деле, очень хороший. Во всяком случае, купить в нем что-нибудь относительно «дефицитненькое» было более вероятно, чем во множестве других магазинов.
        Среди более или менее «солидных», в смысле разнообразия продуктов, гастрономов тех времен я бы еще отметил магазины на Пушкинской у «Детского Мира», потом — «Москва», «Дархан». Может кто еще какие припомнит

          [Цитировать]

        • Акулина:

          А я и не знала, что был спецотдел. Просто гастроном был хороший. Возле «Детского мира» был гастроном «Москва» (он был на месте старого кондитерского магазина). Еще был «крутой» гастроном «Украина». До землетрясения был еще хороший гастроном на Пушкинской, угол Хорезмской , на Карла Маркса и на Ленина возле цирка

            [Цитировать]

          • Энвер:

            «Украина» — это напротив управления ЖД, недалеко от скв. Кафанова?

              [Цитировать]

            • Акулина:

              Да

                [Цитировать]

              • Энвер:

                У меня в голове переклинило. Именно «Украину» я и назвал «Москвой», поскольку она с еще более ранних времен зафиксирована в подсознании как «Кондитерский». Вах.

                  [Цитировать]

                • зухра:

                  еще хороший гастроном был около зоопарка. Сейчас его помещение разделили на маленькие офисики. Я любила торт Сказка из этого гастронома. Такие выпускало кондитерское объединение «Гастроном» и поставляло их не во все гастрономы. В других местах продавались торты, которые моя мама называла «артельские» ))). А «Гастрономские» торты были под гост Ташкент, около парка Кирова, на углу, в гастрономах Украина, Москва, на ул. Навои между Панорамным и памятником Навои и наверное еще где-то, но я знала только эти места. В гастрономе Ташкент (под гостиницей) стоял запах кофе и там был маленький кафетерий с пирожными, кофе и соками из незабвенных стеклянных конусов! Помните около этих конусов всегда был стакан с серой крупной солью и алюминиевая ложка для томатного сока! Ой, не могу, вспоминаю и таю от умиления!Вот еще вспомнила хороший гастроном внутри Госпитального базара со стороны ворот у трамвайной остановки на Кафанова. От стоял немного в глубине, рядом с большим магазином одежды.

                    [Цитировать]

        • Александр Жабский:

          Лучшим бы, конечно, гастроном № 1 на Пушкинской. Его все звали в моё детство (50-60-е годы) соломоновским — по фамилии директора, Соломонова. Имя и отчество его я не помню, но самого знал, ибо бывал с родителями у него дома на улице Свердлова — мой отец с ним приятельствовал с незапамятных времён.

            [Цитировать]

  • Татьяна:

    Ой, какой же там был шашлык! Лучший в городе… Ничего вкуснее не ела!

      [Цитировать]

  • Акулина:

    Припоминается такой случай. Было это году в 1963.
    Мой папа служил в ТВОКУ. Как-то раз прибегает с работы и велит маме срочно собираться в театр. потому, что приехал министр обороны Польши и в качестве культурной программы должен посетить спектакль в театре Навои, а в этот день в репертуаре «Дилором» и продано всего с десяток билетов, и, главное, что среди купивших билеты вно нет военнослужащих. Поэтом был отдан приказ мобилизовать офицеров с женами на спектакль, ну, а курсантов можно было просто привезти. В результате было что-то вроде позднее изображенного в фильме «Старые клячи». А спектакль оказался замечательным (я туда попала вместо мамы)

      [Цитировать]

  • Татьяна:

    У меня другие воспоминания… как-то маме дали билет на какое-то торжественное мероприятие, по случаю Дня печати. Она отдала билет мне. Вот я вывсидела ужасно долгую торжественную часть с бесконечными речами. а потом обещали оперу. И опера была. «Овод» Спадавеккиа.Я постыдилась уйти сразу же — слушать это было невыносимо. пришлось дожидаться антракта.
    Даааа. нелегкое это было испытание. А насчет ганча с зеркалами, сейчас этого уже нет? Или реставрируется?

      [Цитировать]

    • alla:

      Это мною любимые места….а театр Навои—опера,которую я там услышала в 1971 году,должна была меня отвратить от оперного искусства…и от театра в частности….ТРАВИАТА!!!!Нет,не сама опера,а ИСПОЛНЕНИЕ!!!!!Это ужас!!!!
      Толстая героиня местной национальности и ее партнер….толстый герой-любовник…..А о декорациях я смолчу…..Правда дуэт и хор НАЛЕЙТЕ-НАЛЕЙТЕ БОКАЛЫ….в памяти остались…)))))

        [Цитировать]

  • Александр Постолов:

    Гостиницу «Ташкент» и здание Издательства ЦК, и здание УзСовПрофа построил мой отец, не один конечно, но это были его объекты, — Постолов Семен Леонидович.
    Когда гостиницу сдали, строители в ресторане на крыше отмечали это событие. Отец сбросил оттуда вниз трофейные швейцарские часы. Разбилось стекло, отлетели стрелки, но часы продолжали тикать! Это не реклама. Все оставшееся от тех часов еще долгие годы хранилось в вазочке у нас дома. С тех пор я мечтал о хороших швейцарских часах. Полтора года назад был в Женеве. Мечта исполнилась.

      [Цитировать]

    • Другая Зухра:

      Дорогой Александр,
      скажите пожалуйста кто был архитектором проекта гостиницы «Ташкент»?
      Была ли это личность или организанция?

      В нашем любимом и обожаемом Ташкенте это моё самое любимое здание,после родительского дома
      Спасибо.

        [Цитировать]

    • Другая Зухра:

      п.с.
      Очень рада за Вас,за исполнение вашей мечты!
      Низкий поклон Вашему папе!

        [Цитировать]

  • Бывший пионер-пенсионеррр:

    Уважаемые ташкентцы! Обращаемся к тем, кто в 1966 году приехал восстанавливать наш город после землетрясения и остался жить. Отзовитесь! Хорошо, если у вас остались фото того времени, архивные документы и ваши личные воспоминания. Наши контакты: тел 236-13-66 дом,
    338-06-05 сот. Мастура и Джасур Исхаковы.

      [Цитировать]

    • Николай:

      Здравствуйте!
      Вот я приехал в Ташкент по комсомольской путёвке из г. Йошкар-Ола,столицы Республики Марий Эл. Приехали мы 19 человек в конце июля 1966 г. Разместили нас на территории бывшей 10 больницы,что находилась на Лабзаке, в палатках.
      К сожалению нет у меня никаких фотографий и документов. Только личные воспоминания. Работал участковым механиком,гл.механиком,энергетиком в СУ-56 бывшего треста 10. Трестом руководил Мизик Иван Амбросиевич (кажется так) командированный из Ленинграда. На восстановлении и новом строительстве я проработал до 1976 года (10 лет). Теперь на пенсии. На пенсию ушёл в ноябре 2010г.,когда исполнилось 70 лет. Ушёл с объекта,который сам строил. Сейчас там Академия Государственного строительства,где я и работал со дня её основания гл.энергетиком.

        [Цитировать]

  • Glafira:

    Ещё о театре.Я знала очень молодую пару.Они на многом экономили всю неделю,чтобы по субботам
    попасть в Навои на балет или оперу. В те времена
    не сцене театра Навои пели и зарубежные певцы.
    Димитр Узунов-из Софии.У этих молодых людей не всегда хватало денег на два билета.Тогда они приходили на второй акт.Дарили шоколадку белетёрше и та пускала этих детей.Так как это было постоянно ,они примелькались и их прозвали
    Ромео и Джульета.Всё оборвало землетрясение…
    Отделка театра внутри-как шатёр Шахеризады.
    В то врем в театре работал художник декораций-
    -его визывали зрители после спектакли и дарили цветы,как актёру!

      [Цитировать]

  • Glafira:

    Джульетта-описка.

      [Цитировать]

  • mark:

    О гостинице «Ташкент»

    Слева по фасаду – парикмахерский салон, в его вестибюле часовая мастерская.
    Огибаем слева. Гастроном, L-образной формы с двумя входами-выходами. Выходим на проспект Л.
    Зеленый внутренний дворик с небольшой стоянкой для автомобилей.
    В левом торце въезд в подвал. В подвале кухня и заготовка, склады ресторана.
    Продолжаем огибать здание. Правая сторона фасада. Вход в ресторан, слева от входа в лобби ресторана — вход в кафе «Ташкент», предусмотрено объединение залов и выход в лобби гостиницы. Прямо из лобби – в зал ресторана.
    В лобби гостиницы: газетно-книжный киоск. Сувениры. Швейцары.
    Перед гостиницей – стоянка.
    Иногда два жука — Фольксвагена мексиканской сборки, компаний SAS и FinAir.
    Половина шурпы. Салат. Плов. И все остальное.
    М.Ф.

      [Цитировать]

    • Энвер:

      Все совершенно точно!!! Только при мне не было фольксвагенов от SAS и FinAir, еще не подъехали :-)

        [Цитировать]

      • mark:

        Дорогой Энвер!
        Я провел в Ташкенте два десятка лет до января 1991 года.
        Работал по другую от гостиннцы «Ташкент» сторону от проспекта Л., в обед иногда изучал местные достопримечательности.
        Один из жуков был оранжево-красным, второй серым. Я о них впомнил в своих заметках «Автомобили моего детства».
        Всех благ.
        М.Ф.

          [Цитировать]

        • Энвер:

          Дорогой Марк, да я и не сомневаюсь про «жуков», просто пошутил. Перед глазами-то годы 55 -75е… Тогда их «не стояло» :-). Еще раз отмечу скурпулёзность Вашего описания, очень приятно!

            [Цитировать]

  • Энвер:

    Гастроном «Украина» и система «вечный рубль». Акулина, звиняй, что несколько не в тему, но раз уж этот магазин вспомнили.
    Значицца, так. «Украина» имела особую примечательность географического расположения не столь близостью к мемориалу в скв. Кафанова, сколь близостью к «геологическому кварталу» на Тараса Шевченко во главе с Министерством Геологии. Продукты-продуктами, а мы, «молодые штуцерщики» (копирайт Мих.Жв.), сиречь работавшие в этой зоне выпускники геолфаков ТашГУ и ТашПИ, да и не только молодые, заглядывали сюда насчет бутылочного пива. (Почему речь не про «Кафанчик», будет ясно). Обычно, скидывались по рублю и искали, где присесть. Один из друзей-геолфаковцев, проживавший совсем рядом, и тогда временно не работавший, создал себе «вечный рубль». Он предлагал пойти с пивом к нему домой. Потом, когда компания расходилась, шел сдавать пустые бутылки в ту же «Украину», в результате чего возникал рубль (и более). Далее шло повторение цикла (итерация). Гениально просто. (Для справки: цена пива 22-26 копеек, цена пустой бутылки — 12 копеек.). Кстати, в «Украину» довольно часто завозили пиво лучшего тогда в Ташкенте шестого завода.

      [Цитировать]

    • Акулина:

      Украина» — придворный магазин «Фотоновцев»

        [Цитировать]

      • Энвер:

        Акулине: что «фотоновский» — это бесспорно, геол»зона» подальше была :-)
        Помимо «вечного рубля» у меня с «Украиной» в памяти связаны еще пара ярких моментов: 1) совершенно великолепный вкус продававшегося там шестозаводского бутылочного пива именно в зимнее время (летом букет был почему-то выражен менее ярко); 2) «корпоративные» очереди за курами или колбасой, когда в Ташкенте совсем плохо с продуктами стало. «Корпоративные» потому что сразу нескольких человек с утра посылали с работы занять очередь, потом менялись, и где-то уже во второй половине дня удавалось отовариться. В районных магазинах, по месту жительства, такое было нереально. На рынках, как обычно, было всё — но по заоблачным ценам.

          [Цитировать]

        • Энвер:

          Чем дальше от старого доброго Ташкента, тем хуже с русской грамотой: «связаны еще пара ярких моментов» — стыд мне и позор! вэй из мир :-((((

            [Цитировать]

  • зухра:

    Мое первое знакомство с театром Навои состоялось следующим образом: мы с моей подружкой Аллочкой Якубовой по пути в школу нашли «много» денег на совершенно пустом перекрестке. Конечно мы их взяли и как положено хорошим девочкам, стали искать того, кто их потерял. Первой на нашем пути оказалась уборщица школы №25. К ней мы и обратились с вопросом: Не вы ли обронили деньги? На что она неопределенно сказала: Аааа, это те?… и спокойно взяла их. Дома я гордо рассказала о нашем добром поступке. Моя мама пулей помчалась в школу, а наша учительница Лидия Николаевна изъяла эти деньги и на них мы всем классом пошли на Спящую Красавицу. В антракте я потерялась, и меня, заплаканную нашла добрая тетенька и отвела на место. У меня все это и сейчас перед глазами, будто было вчера, а не в 1964 году…..

      [Цитировать]

    • LVT:

      Как хорошо, что вы расстались с этими деньгам! На перекрёстках ничего подбирать нельзя. Это неразумные люди так пытаются расстаться со своими несчастьями, магия такая! Кто деньги присвоил, тот и горе-злосчастье себе забрал.

        [Цитировать]

  • Татьяна:

    Зухра а вот мое самое первое знакомство с театром Навои было куда романтичнее. Я уже писала , что в нашем доме жила бывшая балерина. Ее подруга , Руфа наверное, Руфина, танцевала в театре двадцатым лебедем у воды. Так вот это она предложила взять меня в театр, на Лебединое озеро» А было мне лет шесть… т-е. 51-52, может быть, годы… Что со мной творилось! Я потом спать спокойно не могла, все хотела стать балериной, так поразил меня сюжет
    Очевидно тогда я и заразилась микробом романтики… кстати, крайне вредным. А тот самый ганч по зеркалу… до сих пор помню, как сейчас.

      [Цитировать]

  • Jumper:

    ..театр Навои…
    … у духовых в оркестровой яме были проблемы, когда наша старшая вопрошала на весь партер :
    «А Кот-в-сапогах б’ременный?» или» А почему у принца три коленки в штанишках?»….
    а младшая, выросшая в самолетах, свернувшись в кресле, молниеносно засыпала под пронзительный провинциальный визг флейты…

      [Цитировать]

  • Акулина:

    У меня случился в жизни момент, когда я, чтобы познакомить сына с театром, ходила с ним в театр 1-2 раза в неделю. Хотели успеть пересмотреть весь репертуар. И вот однажды в фойе видим человека, несколько странно для театра одетого: красный жокейский пиджачок, сапоги и в руке стек и жокейская шапочка. Я похихикала: мужик театр с ипподромом перепутал. Но в следующий раз он оделся более прилично и пришел с женой. В следующий раз он был один, но одет нормально. Через некоторое время (учитывая, что в середине 90-х в театре аншлагов не наблюдалось, а зачстую было»раз, два и обчелся») мы с ним уже раскланивались. Через некоторое время мы, пересмотрев весь репертуар, переключились на другой театр, перестали так часто посещать этот. И вот видим в программе»ахборот», что приехавший в Ташкент президент Франции посетил «Жизель» в театре Навои, а сопровождает его «наш приятель», который оказался послом. Он, бедалага, выбирал спектакль, на который можно шефа повести

      [Цитировать]

  • Интересно перемещаться во времени вместе с воспоминаниями… Приятно, что вспомнили любимые магазины для сладкоежек весьма далекого времени!
    На Пушкина улице около нынешнего Детского мира был незабываемый магазин, где к празднику можно было купить фирменных сладостей из Москвы: зефир, пастилу белую и розовую, Мишек и много других, так приятно звучащих названий. А на Карла Маркса правее театра им. Горького в гастрономе к Новому году можно было, выстояв огромную очередь, заполучить пирожные — удивительно вкусные… Кстати, возможно, сейчас я была бы более строга к артистам театров, а те далекие времена я по многу раз ходила и на «Лебединое озеро», и на «Евгения Онегина», и на многое другое совсем в юном возрасте и частенько без родителей, которые были заняты… Мои воспоминания: Фая Иванова — смычку волшебному послушна — балерина, Клавдия Ефремова — незабываемая Джульетта — где теперь она? — это уже из тетра им. Горького. Кстати, там же потом узнали Игоря Ледогорова, а в театре Красной армии, т.е. Советской армии, или в Доме офицеров, запомнился Роман Ткачук.Еще более древние воспоминания о Дворце пионеров — возможно, конца 40-х годов. На новогоднем представлении был детский спектакль, каждое действие в котором, чтобы не менять декорации, надо было смотреть в соседнем с предыдущим помещении и стоя… Все было сказочно красиво — это то, что осталось в памяти, не буду вдаваться в детали. И кружков там было много…Сама я ходила и в математический и библиотечный, дядя и две мои подружки закончили там ДМШ — на концерты к подружкам ходила всенепременно…

      [Цитировать]

  • А на первом фото Акулины — женщина, похожая на нашу классную руководительницу, занимавшуюся с нами химией на уроках и в кружке. Однажды мы организовали и провели интереснейший химический вечер…

      [Цитировать]

    • Акулина:

      На снимке кроме меня и моей мамы, семья Романовых. Женщину звали Марией, отчества не помню. Учительницей она не была

        [Цитировать]

  • Татьяна:

    Энвер, миленький, не убивайся, это на тебя сочинение частушек так влияет….

      [Цитировать]

  • Василий:

    А я в театре А.Навоий ( примерно в 1952г) выступал «артистом» в массовке в операх Кармен и Иван Сусанин.Тёща моего брата ,Татьяна Андреевна Муравьёва.работала в театре красильщицей,а мать моего друга Эдика Левина(Галина) работала кассиром,а мать второго друга Геннадия Долматова работала в костюмерной театра.И нас втроём взяли в массовки.В опере Кармен есть эпизод,где Кармен танцует на площади,а где площадь,там народ,а народ без пива не может.Наша роль была в том,чтобы принести бочонки с пивом в пивную,получить порцию пива ,выпить и идти обратно.А в Иване Сусанине мы были «богатырями.»беседующими» на «ратные» темы.Получали мы 10 руб за спектакль.И я помню как я был рад, получив 150 руб.Это были хорошие деньги.В театр мы входили со служебного входа.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.