Певец правды и совести Искусство Ташкентцы
Статья опубликована в «Правде Востока» 19 ноября 2010 года. Автор старейший журналист Узбекистана Рубен Акопович Сафаров. На фото Рубен Акопович на вчерашнем вечере памяти А. Файнберга. Фото Рустама Шагаева.
Всякая подлинная поэзия — это подарок людям, подарок особый, имеющий чудотворную силу, таинственный дар. Такова поэзия Александра Аркадьевича Файнберга — личности яркой и многогранной. Его стихи, поэмы, вольные сонеты не только производят ослепительное впечатление своей формой, а, что еще важнее, стали гимном правды и совести.
Этот скромный, застенчивый человек, с грустинкой во взгляде, даже когда был весел, был неистово одержим поэзией, отбрасывал личную жизнь на второй план.
«Быть может, я и вправду посторонний для всех на свете. Но не для стихов»,
Поэзия для Файнберга, без преувеличения, была спасителем жизни. И здесь для него не было мелочей. Даже незначительное событие, совсем простой факт обретали благодаря его перу величие и грандиозность. Таков масштаб поэта, его умение по-своему оценивать реалии жизни и облекать их в особую, файнберговскую, форму изложения. Он притягивал к себе людей не только своим умом, необъятными знаниями, беспредельной искренностью, но и своими принципами. Со свободолюбивым характером, отвергающая любые «золотые клетки», не ищущая ни в чем выгоды — такой была эта незаурядная личность. Люди знали об этом и потому с любовью относились к нему.
Чем больше читаешь Файнберга, тем больше хочется возвращаться к его поэзии. Потому что находишь у поэта новые мысли, новую мелодию стиха. Нельзя без волнения и трепета читать «Слушая Владимира Высоцкого», где струнная напряженность переживаний и безошибочная меткость выражений у Файнберга достигли поразительного звучания. Бард пел на разрыв сердца, поэт писал стихи о нем с «кровью на губах».
Если двумя словами охарактеризовать личность Файнберга, то самыми подходящими словами будут доброта и скромность. Прочитав как-то стихи молодого поэта, Файнберг задумчиво произнес: человеку плохо, ему надо помочь. И помогал, чем только мог — советом, участием. Люди, пишущие стихи, обращались к нему за тем, чтобы услышать его оценку, мнение. Всегда внимательный и участливый, Александр Аркадьевич старался деликатно объяснить слабости и недостатки и в то же время не жалел добрых слов, искренне радуясь удачам начинающих авторов.
Дарование Александра Файнберга уникально. Поэт до конца своих дней был неразрывно связан с родной землей. Родина, народ для него — это реальные люди, это его друзья и товарищи. Он тянулся к ним, они тянулись к нему. Иногда он сетовал на то, что «у друзей такая масса дел, что некогда зайти, спасти, помочь мне», когда «волчий вой мне горло разрывает, вступает одиночество в права».
Чаще радовался: «Я счастлив, что вокруг полно друзей. Жена и гости. Телефон не молкнет». Это о них:
Но мне и там - среди межведомственных трасс - Дай Бог, как здесь, любить и помнить вас.
Он был до предела скромен, говорил «негоже корчить из себя того, кого на свете нету». Никогда других не судил строго, ни о ком не говорил недоброе, обходил хвастливых, чопорных, самовлюбленных.
Будь гением, в семь пядей лоб имея, Но ни к кому не рвись в учителя. Всегда найдется тот, кто поумнее И кто погениальнее тебя. А коль для всех ты установишь меру Всему вокруг по личному уму, Не сетуй на щелчок закономерный По задранному носу твоему.
Поэт имел право с достоинством сказать: «ни к одной ограде мира не пошел я на поклон». Поразительно, как в одном человеке лирическая скромность, нежность повествования сочетались с непримиримой принципиальностью в борьбе за правду, достоинство и честь.
Нельзя не отметить еще одну особенность поэта. Несмотря на сложности жизни, болезни и возраст, Файнберг всегда оставался по-мальчишески озорным, склонным к шалостям, доброй иронии и самоиронии — самой высшей оценке ума. Он был награжден вечной молодостью души.
Правда, а не бравада была в его словах «я в сорок лет гулял, как в тридцать, а в пятьдесят — как в двадцать пять», «я с каждым годом все моложе».
И многие его стихи подтверждают эту мысль. Нельзя без улыбки читать «Одессу», «Футбол», «Гимн свинье», «Песенку неудачника», «Когда москвич щеголеватый…» Сколько в них юмора и метких наблюдений!
Файнбергу повезло в жизни. Не будь многие годы рядом с ним жены и друга — Инны Глебовны Коваль, не смог бы он вознестись на такую высоту. Бог удачно соединил сердца и души двух достойных, где-то разных по характеру и в то же время единых по духу людей. Трудно представить другого человека, кто так терпеливо, беззаветно заботился бы о поэте, помогал переносить удары судьбы и вместе преодолевать трудности и невзгоды.
Файнберг ценил супругу, уважительно относился к ней, считался с ее мнением. Да иначе и быть не могло, ибо сама И.Коваль — личность незаурядная. В доброте к людям они могли бы поспорить друг с другом.
Все исчезнет. Ни добра, ни зла. Вдали безмолвно тонут мои годы. И грустно умолкает милый голос Той женщины, что жизнь мне отдала.
Друзья и почитатели таланта А.Файнберга помнят и любят своего поэта, который знал, что они «…принесут к могиле мне на дальний путь лукошко с лунным светом».
Могила Файнберга в цветах. А еще друзья принесли к ней двухтомник сочинений, который он скрупулезно готовил и который вышел из типографии через несколько дней после его смерти…
Сегодня мы воздаем ему светлую память и благодарность, по-особенному ощущаем ослепительное впечатление от его таланта, притягательную силу его стихов.
Я жила в одном городе с гением…дышала одним воздухом,училась на том же факультете нашего ТАШГУ…я не примазываюсь,я просто дурой себя чувствую….от таких,например,стихов…
Живя призванием певца,
В аду земном идя по звездам,
Не вздумай вызволять глупца
Из рая, что себе он создал.
Не омрачай глаза свои.
Не будь наставником незваным.
И словом правды не гневи
Живущего самообманом.
Потомучто когда-то пыталась «вызволить и глупца…и быть «наставником незваным»…
alla[Цитировать]
Все-таки в «России поэт больше, чем поэт». Как то очень сильно принято у нас смешивать продукты творчества поэтов с их личной жизнью. Уже у художников это не так сильно выражено. Творчество Александра Сергеевича Пушкина это действительно «Наше всё», но его жизнь это совершенно другое. Перефразируя – «Не наше всё».
Константин[Цитировать]