Художественный музей в Ташкенте и коллекция русского искусства Разное

Центральный художественный музей Ташкента находится в здании бывшего дворца великого князя Н.К. Романова. Коллекция музея выросла из частного собрания великого князя, куда входило около ста произведений живописи, графики русских и европейских мастеров, скульптура, художественная мебель, фарфор.

Дворец вместе с коллекцией был национализирован в начале 1918 года в соответствии с постановлениями 1917-1918 гг. «О национализации музеев и частных собраний», «Об охране памятников искусства и старины». Музей народного университета – так первоначально назывался Ташкентский Центральный художественный музей – был открыт в апреле 1918 года.

В 20-е гг. Ташкент становится центром политической и культурной жизни Советской Средней Азии (с 1924 года Ташкент – столица Узбекской ССР) – там открываются драматический и оперный театры, художественная школа и др.

В течение первых десяти лет существования небольшая коллекция ташкентского художественного музея, состоящая в основном из портретов и исторических картин, пополняется произведениями искусства из различных источников, в основном – из Московских и Ленинградских государственных музейных фондов, которые передавали в Ташкент безвозмездно картины, скульптуры, гравюры, художественную бронзу, фарфор.

Произведения также поступали из Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Государственной Третьяковской галерее в Москве, Ленинградского Государственного университета и др. организаций.

За четыре года – с 1920 по 1924 годы Ташкентский музей получил около 116-ти произведений русского искусства XVIII – начала XX века, т.е. больше, чем было ко времени основания музея в 1918 году. Среди них портреты кисти В.Л. Боровиковского,К.П. Брюллова, В.А. Тропинина. Вскоре в музее сформировалась хорошая коллекция русской живописи.

В 1929 году музей располагал уже таким объемом материала, что оказалось возможным открыть выставку русского искусства. В 30-е гг. музей приобрел произведения Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, И.Н. Крамского, Б.М. Кустодиева, И.Е. Репина, И.И. Левитана. Из Феодосийской картинной галереи поступили две картины ,И.К. Айвазовского, а из Рязанского областного музея – 34 иконы. В 1940-е годы поступают работы Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова и др.; в это время также приобретается советская живопись. Третьяковская галерея передает Ташкентскому музею иконы, картины П. Сорокина и И.И. Левитана, Русский музей – пейзажи М.Н. Воробьева, Кокандский и Самарский музеи Узбекской ССР – картины В.В. Верещагина, Н.А. Ярошенко, рисунки В.Е. Маковского. Значительное количество работ музей приобретает из частных собраний – картины Б.М. Кустодиева, Л.И. Соломаткина и др.

В настоящее время в коллекцию музея входят произведения русских и западноевропейских живописцев и скульпторов, русский и западноевропейский фарфор, художественная мебель и бронза, гравюры, литографии, предметы декоративно-прикладного искусства.

На сегодняшний день Центральный Художественный музей в Ташкенте – превосходное собрание русской живописи. Русское портретное искусство XVIII века представлено работами А.П. Антропова, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, картинами иностранных художников, работавших в России (например, портреты Петра I и Екатерины кисти французского художника Натье, потрет Елизаветы Петровны кисти немецкого мастера Гроота).

В собрании также много портретов и городских пейзажей художников конца XVIII – начала XIX века, например, произведения К.П. Брюллова, а также пейзажей второй половины XIX века – И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, И.И. Левитана, Ф.А. Васильева. Представлены работы идеолога Товарищества передвижных художественных выставок И.Н. Крамского, работы И.Е. Репина и В.Г. Перова, собственноручное повторение картины «Петр I допрашивает царевича Алексея» кисти Н.Н. Ге, картина Г.Г. Мясоедова «Дедушка русского флота» – одна из 47 работ, участвовавших в первой передвижной выставке осенью 1871 года.

В собрании много произведений В.В. Верещагина, который был в Средней Азии два раза: в 1867-68 гг. и в 1869 г.; его интерес к своеобразию края проявился во множестве этюдов, пейзажей, бытовых и батальных сцен. В музее также находится этюд к знаменитому «Утру стрелецкой казни» В.И. Сурикова, названный им «Стрельчиха» (1879).

В собрании Ташкента хорошо представлен период русского искусства рубежа XIX-XX веков – импрессионистов, кубистов, футуристов, членов «Мира искусства» и «Голубой розы». Это произведения К.А. Коровина, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, Н.К. Рериха, А.Я. Головина, М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева, Р.Р. Фалька, А.В. Лентулова и др.

В Ташкентском художественном музее также представлены мраморные и бронзовые скульптурные работы, картины, приписываемые А. Ван Дейку, П. Рубенсу, Я. Брейлю, П. Веронезе, Ф. Буше, подписные произведения Каналетто и Хонхорста, скульптуры Кановы. В коллекцию входит мебель украшенная итальянскими мозаиками XVIII века, шкафы голландской работы с рельефами XVII века изображающими притчу о блудном сыне, шкафы с ренессансными рельефами, ансамбли мебели, инкрустированной слоновой костью и деревом, китайский и японский, а также западноевропейский фарфор и др.

А.Петракова

Русскiй Антикварiатъ

Некоторые картины русских художников в собрании Ташкентского художественного музея

Д.Г. Левицкий, «Портрет А.Е. Воронцовой», (1783).
Ф.С. Рокотов, «Портрет Н.П. Румянцева».
В.Л. Боровиковский, «Портрет Е.А. Волконской».
Ф.М. Матвеев, «Берег Средиземного моря».
О.А. Кипренский, «Портрет мальчика», (1819).
К.П. Брюллов, «Мужская голова», этюд.
А.Г. Венецианов, «Портрет чиновника».
В.А. Тропинин, «Портрет А.А. Оболенской», (1845).
В.В. Верещагин, «Опиумоеды», (1867).
Ф.А. Васильев, «Мальчики в сосновом бору», (1870).
В.Г. Перов, «Дедушка и внучек», (1871).
Г.Г. Мясоедов, «Дедушка русского флота», (1871).
И.Н. Крамской, «Портрет Е.Н. Корниловой», вариант одноименного портрета из Русского музея, (1879).
А.П. Боголюбов, «Вид Везувия с моря».
И.И. Шишкин, «Лесной пейзаж», (1872), «Лесная мельница», (1897).
А.И. Куинджи, «Закат».
В.Д. Поленов, «Остров Элефантина», (1881).
Н.А. Ярошенко, «Выгнали», (1883).
В.И. Суриков, «Стрельчиха», (1879), этюд к картине «Утро стрелецкой казни» (Третьяковская галерея, 1881).
Н.Н. Ге, «Портрет М.В. Теплова», (1885).
И.Е. Репин, «Портрет Н.И. Репиной», (1895).
А.К. Саврасов, «Село Михайловское», (1896).
И.И. Левитан, «Солнечный день», (1880), «Портрет Е.П. Колосовой», «Пейзаж с избушкой» (1899) – этюд к картине «Летний вечер» (1899, Третьяковская галерея).
М.М. Врубель, «Венеция».
В.А. Серов. «Женский портрет».
М.В. Добужинский, «Белая ночь», (1905).
К.А. Коровин, «В Фергане», этюд (1898); «Осень»; «Розы» (1916), «Набережная в Марселе».
М.С. Сарьян, «Ослики. Константинопольские лошадки с зеленью» (1910).
И.И. Машков, «Фрукты и цветы».
Н.К. Рерих, «Кавказ», «Синие горы».
А.Н. Бенуа, «Версальский парк».
А.Я. Головин, «Финская девушка».
М.В. Нестеров, «Пейзаж с церковкой».
Р.Р. Фальк, «Пейзаж» (1915).
П.П. Кончаловский, «Натюрморт», (1916).
Б.М. Кустодиев, «Сундучник» (1917), «Портрет Л.Д. Гатцук-Оршанской» (1926).

А.В. Лентулов, «Мост с поездом».

История Рязанского края: Художественный музей в Ташкенте и коллекция русского искусства

35 комментариев

  • Акулина:

    В музее была потрясаюшая картина Верещагина «Самаркандский зиндан». Все его картины (известные мне) изобилуют светом, а эта совершенно темная, мрачная. В конце 90-х годов какой-то осел, сотрудник музея, меняя электрическую лампочку, картину поцарапал и поэтому перекрыли вход в зал, где она находилась, чтобы не было дальнейших повреждений. Что сейчас с этой картиной, кто знает?

      [Цитировать]

    • Ирина:

      Акулина:
      В музее была потрясаюшая картина Верещагина «Самаркандский зиндан». Все его картины (известные мне) изобилуют светом, а эта совершенно темная, мрачная. В конце 90-х годов какой-то осел, сотрудник музея, меняя электрическую лампочку, картину поцарапал и поэтому перекрыли вход в зал, где она находилась, чтобы не было дальнейших повреждений. Что сейчас с этой картиной, кто знает?

      Скорее всего, она в запаснике, хорошо помню эту картину.У меня от нее начинала болеть голова.

        [Цитировать]

  • Татьяна:

    А вот тут где-то писали, что от скульптуры , изображавшей анни Лир только фото осталось. А где сама скульптура? И была еще одна — знаменитого скульптора Кановы, «Девочка с веером». Какие мраморные кружева! А она где? И есть ли он вообще, этот музей сейчас? «Зиндан» я прекрасно помнюЮ, и «Купальщицу» 0- тоже. И Репина. И портрет Боровиковского. Но больше всего я людила «Девочку с веером». Да и мебель там была замечательная….

      [Цитировать]

  • Скляревский Евгений, Доброго Вам вечера,буду Вам благодарен если просветите по поводу КУПАЛЬЩИЦЫ, что с ней и где она.

      [Цитировать]

    • Евгений помните ли Вы что на входе в музей Искусств, ранее стоял АТЛАНТ с ШАРОМ-ГЛОБУСОМ и в конце 80 годов его вернули куда то в РСФСР, Вы случайно не знаете куда???

        [Цитировать]

      • Николай:

        Бедолагу поставили на первом зтаже в темном углу у входа на второй этаж

          [Цитировать]

      • Нелля:

        Добрый день! Атланта увезли в Питер, его случайно узнали сотрудники музея Петергофа, а как он попал в Ташкент, неизвестно, была публикация в газете, не помню в какой . А Атланта хорошо помню, он стоял ещё возле старого Музея Искусств на Куйбышевской.

          [Цитировать]

    • «Купальщица» все так же освещает собою один из залов музея, как и остальные картины из коллекции русской и зарубежной живописи. Специально зайду как-нибудь посмотреть еще раз.

        [Цитировать]

    • Ирина:

      Николай:
      Скляревский Евгений, Доброго Вам вечера,буду Вам благодарен если просветите по поводу КУПАЛЬЩИЦЫ, что с ней и где она.

      КУПАЛЬЩИЦА на месте, АТЛАНТ — в Музее, он любит бродить с одного места на другое.

        [Цитировать]

  • Татьяна:

    Правильно, стоял. Рыжеватый такой!! И куда его вернули? Это наш атлант! И вообще. по-моему, после землетрясения экспонатов стало значительно меньше. Но, может, я ошибаюсь? А вот что сейчяас? Очень это меня интересует.

      [Цитировать]

    • В Ташкенте до середины октября много событий — Неделя искусства и моды, фотобиеннале, театральный фестиваль, выставки… Потом выберусь в музей и расскажу вам. Все — и мебель, и картины на месте. Что-то было в хранилище неладно, как слышала, но точной информации у меня пока нет. Раньше не было галерей, музей жил полнокровной жизнью, а теперь все в нем тихо, все выставки современного искусства проходят в галереях, в них условия лучше.
      О новых выставках и фестивалях подробно пишу в http://ru.mediacult.doira.uz/Default.aspx, в разных блогах, много интересных фото, заходите, порадуйтесь.

        [Цитировать]

  • Акулина:

    Атланта с улицы перенесли в фойе. Во всяком случае, в 2000оду он там стоял

      [Цитировать]

    • Тоша:

      Точно! Такой уставший, согбенный, еле-еле поддержимый этот глобус… Да ещё в замкнутой прострации!
      Теперь уже не боится осадков и осаждающих!

        [Цитировать]

  • Aida:

    В разделе китайского искусства была такая костяная резная штучка — узорчатый шарик вырезан в таком же узорчатом шарике. С удовольствием сейчас посмотрела бы фотографию этой вещицы.

      [Цитировать]

  • василий:

    Уважаемая Тамара! Напишите, пожалуйста, сохраняется ли в музее картина А.П. Боголюбова, изображающая парусники в шторм. Я не помню её название, но не смог увидеть её на снимках в Интернете.

    free movies

      [Цитировать]

  • Олег:

    Служил в Ташкенте в 1983-85 годах и ходил в музей.
    Впечатление потрясающее! Многие картины помню до сих пор, и очень хотелось бы увидеть репродукцию или фото двух вещей. К сожалению не помню ни авторов, ни названий работ, но они до сих пор стоят у меня перед глазами. На одной — вечер, потрясающе написанная луна и поднимающаяся по пыльной дороге арба. А вторая маленькая. Изображен суд какого-то римского патриция. Он сидит справа на троне. Перед ним на полу женщин бросили. Выражение лица у патриция лениво-презрительное. Написано шикарно на таком маленьком размере! Очень понравилась картина с гранатами. Написана пастозно и очень мощно! И ещё запомнилась скульптура из глины. Едет на осле кто-то продавать на базар горшки. Ташкент — мой любимый город. Сколько лет прошло, а этот воздух, наполненный запахом фруктов я помню до сих пор. После армии я стал художником во многом благодаря Ташкенту. Очень прошу, помогите с репродукциями!

      [Цитировать]

    • НаталиМ:

      Олег , вам стоит зарегистрироваться на форуме
      http://www.fromuz.com/
      Не так давно в разделе Фотографии ( тема Старый Ташкент) много говорилось о Музее Искусств, есть свежие фотографии. Да и поисковик там хороший — по ключевым словам найдёте интересующую вас тему, обсуждавшуюся там многократно. Репродукций мало, но почитать интересно.
      Только без регистрации картинки не увидите.

        [Цитировать]

  • Олег:

    Хотел зарегистрироваться, но регистрация временно недоступна. Жаль. А может есть кто-нибудь из Ташкента? Висят в музее эти картины или может их куда-то сплавили уже? Хоть бы название точное узнать или автора, я бы их в другом месте посмотрел.

      [Цитировать]

  • Наталья:

    Расскажите, пожалуйста, о портрете Левицкого Е.А. Воронцова. Откуда он поступил? Я многие годы искала другой портрет Е.А.Воронцовой, чем тот, который в СПб в Русском музее, тоже Левицкого и того же 1783г.
    Е.А. умерла в 1784 г. в возрасте 23 лет. Точной даты рождения не могу найти. Даже в Венеции на ее надгробии есть только дата ее смерти. На портрете Е.А. в Русском музее очень трудно сказать, что это 20-летняя женщина. И вот новый портрет. Неужели это изображения одной и той же женщины? Помогите.

      [Цитировать]

  • Violletta:

    А где самая знаменитая и просто шедевр- «Дама в голубом», неизвестного автора? Если у кого-то есть посмотреть, пришлите пож. на zola-33@list.ru спасибо-рахмат.

      [Цитировать]

  • Violletta:

    Да была. А где теперь найти? я искала — ёк. А Купальщица есть.
    У меня был не то что буклет, а хорошее издание альбом репродукций нашего узб. музея Искусств.

      [Цитировать]

  • Санек:

    Я БЫЛ В ТАШКЕНТЕ ОЧЕНЬ ДАВНО, И ДО СИХ ПОР ПОМНЮ КАРТИНЫ И МУЗЕИ. ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОСМОТРЕТЬ КАКОЙ ЖЕ СЕЙЧАС СТАЛ ТАШКЕНТ, НО УВЫ РАБОТА НЕ ПОЗВОЛЯЕТ. САМ ЖИВУ И РОДИЛСЯ В МОСКВЕ, НО ПРИРОДА И ПОГОДА, И ЗАПАХ ФРУКТОВ НЕ СРАВНИТСЯ С МОСКВОЙ!!!!!!

      [Цитировать]

  • Игорь Анатольевич:

    Ташкент стал столицей УзССР лишь в 1930 г., а не в 1924-м. С 1925 по 1930 г. столицей был Самарканд.

      [Цитировать]

  • Галина:

    В 1984 году ездила путешествовать по Узбекистану, была в музее, меня поразила тогда картина Куинджи. Я не помню названия, но отчетливо помню : сама картина тёмная, река, на воде лунная дорожка, И ВСЯ СВЕТИТСЯ. ! Пересмотрела все картины Куинджи, подходит «Лунная ночь на Днепре», скорее всего она, но она в Третьяковке, да еще две копии, в Симферополе и Русском музее. Может это тогда ее привозили в качестве передвижки, посмотреть и обратно отправили? Всю голову изломала, помнит кто-то, что-то?

      [Цитировать]

    • Юрий:

      Я помню тоже эту картину с детства. Вроде она было там постоянно. Но я не могу найти её в списках музея теперь. А в Ташкенте не был с 94 года.

        [Цитировать]

    • Юрий:

      Эта картина называлась «Лунная Ночь» и она была в постоянной экспозиции музея. Я недавно нашел информацию, что несколько лет назад в Ташкенте проходил судебный процесс над сотрудниками музея, которые занимались изготовлением копий и распродавали оригиналы картин. В том числе и нашу с Вами любимую картину Архипа Куинджи.

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.