Степан Балакин — К 180-летию Болдинской осени Tашкентцы Искусство

Если бы не карантины холерные,
Мир не узнал бы о Болдинской осени.
Пушкин в имении. Грусть — непомерная!
Как там невеста? Верна ли, не бросила?
Славься во веки веков, сублимация!
Где отыскать идеальней условия?
Бог с ней, со свадьбою! Всё наверстается…
Сядем пока что мы за предисловие.
Будут потомкам лишь переиздания.
В славе посмертной мотив бескорыстия.
Ведь и поэты, увы, мироздания
Только частицы. Печальная истина!

Мы быстротечны, как хрупкие кварки.
Миг — и следа даже не остаётся.
Плоть — в переплавку. И болью неяркой
Гаснут в глазах наших звёзды и солнца!
Но миллиардами душ удивлённых
Мир этот дикий всё ж очеловечен.
И неустанным желаньем влюблённых
Вечен он, вечен он, вечен он, вечен!
Лишь не влюблённым нет дела до осени.
Хмуры их лица и взгляды бездушны.
Господи, очеловечь их, дай души им,
Музыку влей в равнодушные уши!
Пусть расцветут, пусть влюбиться отважатся,
Пусть опьянит их великая вера.
Пусть эта жизнь им прекрасной покажется —
Что карантины кругом и холера!
…Болдинской осени дали туманятся.
Творчеству нужно порой одиночество.
Страсть безысходная песнями мается.
Пушкину — пишется. Пушкину хочется…
Очень… в Москву… в белокаменную!


А это стихотворение (ставшее песней) написано в 1973 году, через год после моего переезда в Узбекистан.

СОГДИАНА
Помню дальние страны
И полуденный зной.
Солнце над Согдианой,
Солнце над Бухарой.
Гордые минареты,
Башни и купола.
В спящую древность эту
Песня меня привела.

О Согдиана!
О Бухара!
О вечная тайна,
Тайна зла и добра!

Возодились тут стены
От несметных врагов,
Но осыпались, тленны,
Под осадой веков.
Караваном усталым
Здесь столетья легли.
Пали в пыль Регистана
И уснули в пыли.

На пути твоём долгом
Дней-песчинок не счесть.
Кто с войною, кто с шёлком
Путешествовал здесь.
В мавзолеях безмолвных
Прах великих владык.
Век их, роскоши полный,
Пролетел, словно миг.

Дремлет город под зноем,
Обожжён его лик.
Кто из смертных узнает,
Что в веках он хранит?
Что хранят минареты,
Что хранят купола?
Кто узнает об этом?
Вечность все унесла!

Ответь, Мараканда,
ответь, Бухара —
Отчего же у старца
так улыбка добра?

Русский язык и авторская песня в Узбекистане.
Как бы казённо это ни прозвучало, но роль русского языка в странах Содружества как языка межнационального общения трудно переоценить. Убедительным примером тому стала деятельность ташкентского клуба авторской песни «Арча», который существует с 1993-го года и каждую среду по вечерам собирается в столичном Доме фотографии. Это единственная в Ташкенте полноценная общественная организация, представляющая собой очаг живого русского слова, где не за зарплату, а по зову сердца собираются любители поэзии и музыки, авторы и исполнители своих стихов и песен. Всех нас объединяет в этом клубе именно русский язык – независимо от национальной принадлежности. Ведь приобщенность к той или иной культуре определяется не графой «национальность» в паспорте, а тем, на каком языке человек думает, разговаривает и творит. Национальный состава клуба разномастный — это (помимо русских) корейцы, татары, башкиры, белоруссы, грузины, греки, евреи…
Кстати, о евреях, а в этой связи и об истоках движения авторской песни в Узбекистане. Ещё в 1975 году ташкентский инженер Игорь Бяльский, ныне главный редактор Иерусалимского журнала, и его коллега Владимир Шокодько инициировали создание первого в регионе клуба авторской песни «Апрель». Летом того же года Игорь Бяльский и автор этих строк Степан Балакин приняли участие в Грушинском фестивале под Самарой. Через два года клубом «Апрель» был организован и проведён в предгорьях Тянь-Шаня наш первый фестиваль «Чимган-77». Напомню, что в жюри этого фестиваля, ставшего впоследствии традиционным, сидели весьма популярные до сей поры Сергей и Татьяна Никитины. Сегодня из-за пограничных и других сложностей на Чимганский фестиваль приезжают в основном гости из соседнего Казахстана, а также из городов Узбекистана (Самарканд, Заравшан, Навои). Но усилиями ташкентских фанатов авторской песни огонь в костре самодеятельного творчества не гаснет. Из нескольких десятков активных авторов клуба с добрый десяток создают поэтические произведения вполне профессионального уровня. Есть среди нас и самодеятельные композиторы, которые сочиняют музыку к понравившимся стихам — как ташкентских поэтов, например, Александра Файнберга и Владимира Баграмова, так и других. Семена авторского творчества, посеянные в клубе «Арча», не только не пропадают, но и долетают до тех стран, куда волею судеб уехали наши авторы-исполнители – в Россию, США, Германию, Израиль, Великобританию…
В этом году в конце сентября в горном оздоровительном лагере «Геолог» состоится десятый юбилейный фестиваль «Осенний аккорд», участие в котором подтвердил и один из «адмиралов» российской авторской песни Александр Городницкий. Два года назад в жюри этого фестиваля сидели уже упомянутый выше Сергей Никитин, а также автор текста популярной песни «Бричмулла» поэт Дмитрий Сухарев и алмаатинский бард Ольга Качанова. Фестиваль 2008-го удался. Надеюсь, и нынешний «Осенний аккорд» пройдёт столь же празднично и результативно – ведь на наших фестивалях присутствует много молодёжи, которая приобщается к творчеству, начинает относиться более серьёзно к родному русскому языку. Мы будем рады всем гостям, для кого родное слово не пустой звук, а двери в мир великой русской культуры, которая живет и развивается благодаря творческому потенциалу как профессионалов, так и простых любителей, создающих культурные ценности на «великом и могучем» русском языке.

Очень рекомендую прочесть комментарии в источнике. Е.С

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.