Универмаг на Карла Маркса!… Старые фото

Пишет Олег Николаевич.

После письма из далекого 1935 года многое встало на свои места. Грандиозный ремонт пассажа Ариф — Ходжи, изменивший его облик — появился второй этаж, фигурная кирпичная кладка ушла под штукатурку и лепнину с соответствующей символикой, внутри мрамор и гранит (провинция не отстает от столицы…). Посмотрите на внешний вид пассажа лет за двадцать до ремонта:

А теперь обратимся к любимому Максу, нашему Пенсону. Этот товарищ успел заснять буквально всё, что заслуживало внимания в славном городе Ташкенте… почему то не было универмага. Так не бывает! Универмаг был им снят — вот он, красавец периода строительства социализма, вот только точка съёмки в духе конструктивистов, сразу не сообразишь, что к чему:

Не мог я и подумать, что это бывший пассаж и новый центральный универмаг. Теперь посмотрите на первое и второе фото, узнаете — выросли тополя, посаженные при старом режиме. А здание за счёт второго этажа и всяких новых бирюлек стало просто неузнаваемым. И ну никак оно у меня не встраивалось в ташкентские улицы — теперь мы по принципу «живой истории» еще одну ташкентскую загадку разложили на составляющие… хорошо!

Второе фото 1935 — го года. Не зря я писал, что «память нередко играет с нами злые шутки…».

А теперь третье фото. Кто не успел побывать в этом замечательном универмаге в связи с поздним рождением – смотрите, не напоминает ли это Вам московский Детский Мир и прочие торговые заведения сталинских времен…

Всех Вам благ.

9 комментариев

  • Фото аватара НаталиМ:

    Уважаемый Олег Николаевич!
    Второе фото, сделанное Пенсоном, я уже видела с лёгкой руки Гузаль. Только авторство мне не было известно.
    Но, к великому сожалению, оно ничего не добавляет к нашему расследованию — витрины-то на нём не видны.
    Заметка ваша, но если бы писала её я, то поставила снова в конце заголовка вопросительный знак. Может найдутся более убедительные доказательства. Ведь тут, как и на других снимках, видны только колонны.
    А внутреннее убранство помню отлично. Только подзабылось, был ли на моей памяти отдел носков.
    Если это последний отдел первого этажа, тот , что ближе ку Доске Почёта, то я помню там отдел пуговиц. А уже позже и вплоть до 66 года там была посуда.

      [Цитировать]

    • Фото аватара olga:

      НаталиМ:
      Уважаемый Олег Николаевич!
      Второе фото, сделанное Пенсоном, я уже видела с лёгкой руки Гузаль. Только авторство мне не было известно.Но, к великому сожалению, оно ничего не добавляет к нашему расследованию — витрины-то на нём не видны.Заметка ваша, но если бы писала её я, то поставила снова в конце заголовка вопросительный знак.Может найдутся более убедительные доказательства. Ведь тут, как и на других снимках, видны только колонны.А внутреннее убранство помню отлично. Только подзабылось, был лина моей памяти отдел носков.Если это последний отдел первого этажа, тот , что ближе ку Доске Почёта, то я помню там отдел пуговиц. А уже позже и вплоть до 66 года там была посуда.

      Отдел носки на последней фотографии (написано Носки )..почему то в этом отделе никогда не толпился народ и не было очереди .

        [Цитировать]

  • Фото аватара ОлегНик:

    …дерзайте, будет еще интересней ежели моя логика будет разрушена. Точку для меня поставили тополя, выросшие за 20 лет, к 1935 году… С уважением.

      [Цитировать]

  • Фото аватара вася:

    Я что-то не припомны такой отдел гума. там был сквозной проход и слева(если идти от кирова)были прямоугольные помещения с большим входным проёмом, а справа сплошной прилавок во всю длинну (с прерыванием в центральном входе (корявая фраза получилась)) . А вот такого уголка не припомню

      [Цитировать]

  • Фото аватара AK:

    После войны в универмаге была выставка трофеев. Стояла бомба выше человеческого роста.

      [Цитировать]

  • Фото аватара зухра:

    Универмаг до землетрясения я, к сожалению, не помню, но знаю несколько историй, значимых для меня, рассказанных мне мамой.
    Первая — про штапель. Именно в этом универмаге она впервые увидела штапель. Она рассказывала, что в отделе тканей был ажиотаж, все разглядывали нечто, что было похоже на хлопчатобумажную ткань, но при этом было мягкое, как шелк. Это был первый всем нам известный штапель.
    Вторая — про пластмассу. Все мое детство у нас была прозрачная желтая пластмассовая прямоугольная хлебница. С ней связана такая история. Мои родители зашли в универмаг, увидали опять-таки взбудораженную очередь и продавца, который время от времени бросал на каменный пол нечто стеклянное, и это нечто не билось! Это была первая пластмассовая посуда. Родители на радостях купили две посудины — оранжевую и желтую. Принесли их домой и мой папа решил удивить бабушку, он с размаху кинул во дворе оранжевую посудину перед ничего не подозревавшей бабушкой и посудина разлетелась вдребезги!))) Зато вторая служила нам лет тридцать и теперь валяется где-то в подвале.
    Ну а третья память это уже «наследство». Это чудесный немецкий сервиз, купленный там после войны, когда появилась немецкая посуда, которую по контрибуции поставляли из Германии. Наверное, на сегодняшний день это самый ценный предмет быта, приобретенный моими родителями.
    Когда я училась на биофаке, на сквере в семидесятые годы, фасад универмага существовал. Это была стена первого этажа, и она была как-то закомуфлирована досками или чем-то. НО на тротуар выступали его священные ступеньки, на которых от многих тысяч шагов протерлась и прохудилась облицовка. В самом центре ступеней были глубокие и гладкие провалы. А еще в семидесятые на Карла Маркса было нечто вроде ярмарки с передвижными лавками.
    Этот легендарный универмаг я не помню, полагаю, в младенчестве меня водили туда, но тем не менее, он мне дорог так, как будто там со мной случилось что-то хорошее, и не только со мной.
    Кстати, в «Раковом корпусе» Солженицын довольно подробно описывал его. Читала очень давно, поэтому не могу сказать точнее.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Nikolai:

    Сохранились ли цветные фотографии потолка ЦУМА ?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      Если вы про этот магазин на Карла Маркса, то это ГУМ или Детский МИР в самом конце его жизни. Нет, никогда не видела фото росписей на потолке, ни цветных, ни чёрно-белых. ЦУМом называли тот, что возле Театра Навои.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Планировка первого этажа была такова: вдоль ул.Карла Маркса тянулся широкий проход до середины здания. Если идти со стороны Сквера, то слева находились уличные витрины, а вдоль них возникали отдельные прилавки. На торцовой стене висели красивые ковры. А вот справа находились просторные карманы — торговые залы с прилавками, полками и передвижными витринами. Эту витрину (как большой шкаф) я узнала на последней фотографии. Их передвигали с места на место. Самый первый отдел (карман) от Сквера — посудо-хозяйственный. Вход в боковые отделы был через арки, без дверей. В конце этого крыла были ступеньки, ведущие вверх в промежуточный вестибюль. Из него можно было подняться на второй этаж по широкой лестнице в два(?) марша. Она была справа. Прямо — дверь вела во второе крыло, идущее до Кирова. Туда надо было спуститься из вестибюля на несколько ступеней вниз. Устройства второго крыла было такое же. Только в самом конце центральный проход заворачивал немного в сторону Кирова. Последнее, что я помню, там продавали сумки.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.