Национальная идея и немцы в Узбекистане Tашкентцы История

Ивонин Виктор Арведович

Узбекистан как независимое суверенное государство имеет свою Конституцию. И если внимательно вчитаться в её Преамбулу, то не трудно обратить внимание, что она – как Основной закон государства, принята «в целях обеспечения мира и национального согласия». Поэтому не случайно к понятию народа относятся все «граждане Узбекистана независимо от их национальности»1. А это значит, что люди всех национальностей – граждане Узбекистана, «являются единственным источником государственной власти» в стране2. Более того, все права и свободы граждан Узбекистана распространяются на любые национальные группы и на человека каждой национальности. При этом никакая часть общества, в том числе национальные объединения, или отдельное лицо любой национальности «не могут выступать от имени народа Узбекистана»3. «Республика Узбекистан гарантирует правовую защиту и покровительство своим гражданам вне зависимости от национальности как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами»4.

Казалось бы эти простые и понятные каждому слова Конституции Республики Узбекистан тривиальны. Они соответствуют нашему менталитету и пониманию жизни в стране. Но если обратиться к истории и международному опыту, то мы убедимся, что достижение этих обычных прав людей разных национальностей является большим благом нашего общества, результатом огромной работы государства, политических, общественных и религиозных организаций, национальных объединений и молодежных движений. Со времён Римского государства основным принципом империалистической политики был принцип «Разделяй и властвуй». А делили всегда людей по двум основным признаком – по национальности и по вероисповеданию. Это были беспроигрышные варианты, которые до сих пор стоят на вооружении всех подрывных внешних структур. Ведь легче всего натравить человека на человека, если вдалбливать ему в голову то, что у соседа не тот цвет волос, не тот цвет глаз, да и говорит он совсем иначе, молится своим богам и кушает свою национальную пищу. За примерами далеко ходить не надо. Совсем недавно на этой почве шли социальные конфликты в соседнем Таджикистане и Грузии. В Ираке конфликтуют сунниты и шииты, в Турции не решена проблема курдов. А в Израиле погибают люди из-за конфликтов между евреями и палестинцами.

Эти, известные примеры, дают нам право, гордится воистину мудрой национальной политикой, проводимой в стране и считать высочайший уровень межнациональной толерантности в Узбекистане величайшим достижением государственной политики. По существу народ Узбекистана и в этой области сумел выработать эффективные механизмы реализации основных положений знаменитой модели «Свой путь обновления и прогресса». Я думаю, что сегодня её можно представлять как вполне конкурентоспособную экспортную технологию, которой не мешало бы воспользоваться нашим соседям по региону, Украине, Грузии, Прибалтийским республикам, да и многим другим государствам. Но только особо заметим при этом, что фундаментом этой технологии является опора на «идеологию, основанную на формировавшихся тысячелетиями мировоззрении людей и менталитете наций, определяющую будущее этого народа, способствующую ему занять своё достойное место в мировом сообществе, способную стать прочным мостом между прошлым и будущим».5 А это значит, что в каждой стране к формированию национальной идеи нужно подходить творчески.

В предисловии к книге «Идея национальной независимости» Президент Узбекистана чётко формулирует, что главная цель национальной идеи состоит в том, чтобы «объединять народ во имя великого будущего, побуждать каждого гражданина страны, независимо от его национальности, языковой и религиозной принадлежности, к жизни с чувством постоянной ответственности за судьбу своей Родины; воспитывать гордость за богатейшее наследие предков, накопленные духовные ценности и благородные традиции; формировать высоконравственных и гармонично развитых людей; превращать в смысл жизни самоотверженность ради нашей священной земли»6. Он подчёркивает три основных направления в этом процессе – мир и спокойствие в стране, благополучие народа и процветание Родины. Эти положения Национальной идеи созвучны человеку любой национальности, проживающей в Узбекистане. Проникая в сознание людей, они попадают на благодатную почву, вызывая положительный резонанс во всём обществе. С открытой душой принимает их и немецкая диаспора Узбекистана. При этом мы, «узбекские» немцы, а нас в Германии и России называют не иначе как «российские немцы», принимаем их, опираясь на великое духовное наследие нашего народа. В традициях нашего народа, миролюбие и веротерпимость, духовная самобытность, своеобразие священных традиций, приоритет высших интересов и целей народа и государства, свобода от проявлений агрессивного национализма и экстремизма и других пороков неуважительного отношения к другим нациям и народам. В немецких семьях из поколения в поколение передаётся простая истина, что источником мудрости и силы является воспитание молодого поколения в духе патриотизма, верности земле, на которой они рождаются и живут. Именно этот подход органически связывает прошлое и будущее «узбекских» немцев, позволяющее им по достоинству гордиться бессмертным наследием великих предков и вместе с другими народами Узбекистана открыть широкую возможность к овладению достижениями мировой культуры и прогресса.

Мы помним, что корни взаимодействия нашего народа с узбекистанцами и россиянами уходят в далёкое прошлое. Диаспоры немцев появились в Узбекистане, после присоединения Туркестана к России. В этот период на территории будущего Узбекистана возникают крупные диаспоры немцев лютеран, в религиозной идеологии которых всегда присутствовали веротерпимость, законопослушание, почитание мирских властей. Эти исконно немецкие качества, заботливо отфильтрованные другими народами Узбекистана, как золотые слитки стали всеобщим богатством и достоянием всей страны. Именно поэтому в Узбекистане никто не устраивает погромов, демонстраций, митингов. Дешёвому популизму, политическому экстремизму и демагогии противопоставляется обычный рационализм и вытекающий из него принцип о том, что «сколько ни говори халва, во рту слаще не будет». Потому что никто, никакой политик, никакой радетель о всеобщем благе, не озолотит тебя и не сделает за тебя работу. В народе уже давно с ухмылкой встречают поучения о псевдодемократии, предпочитая следовать столетиями проверенной идеологии стабильности в общественных отношениях.

В Узбекистане и России хорошо знают своего земляка академика Петербургской Академии наук (1812) Василия Владимировича Бартольда, выдающегося историка востоковеда, большую часть жизни прожившего в Узбекистане. Благодаря его трудам и подготовленным им высококлассным учёным, в Ташкенте создан и успешно готовит кадры Ташкентский государственный институт востоковедения. В составе Академии Наук Узбекистана действует Институт востоковедения, ведущий фундаментальные исследования в этой области. Нельзя не сказать и о том, что вся историческая наука Узбекистана опирается на авторитет Бартольда и его выдающиеся труды, признанные во всём мире. Такие его работы как «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (ч. 1-2, 1898-1909), «Халиф и султан» (1912), «Улугбек и его время» (1918), и другие переведенные на многие языки, не потеряли своей актуальности и сегодня. В этих и других его исследованиях он чётко проводит господствующий среди немцев тезис о том, что только выдающиеся личности служат движущей силой истории. Это он открыл России и Европе всё величие выдающегося астронома и учёного Улугбека, других известных деятелей, оставивших заметный след в истории Узбекистана.

Бартольд стоял у истоков библиотечного и музейного дела Узбекистана. В 1870 году при его содействии открыта в Ташкенте первая Туркестанская публичная библиотека (ныне это Библиотека имени Алишера Навои), заложив тем самым основы светского просвещения в Узбекистане. В 1876 году в Ташкенте, также при участии Бартольда был открыт первый публичный музей, состоящий из коллекций по минералогии, зоологии, нумизматике, этнографии. Позднее, открыты публичные музеи в Самарканде в 1896 году и в Фергане в 1899 году.

Среди выдающихся учёных того времени нельзя не упомянуть и Петра Ивановича Лерха – одного из основателей всемирно известной узбекской археологии7. Это при нём начинались первые раскопки в Самарканде и Афрасиабе. И во многом благодаря его трудам8 в конце прошлого века ЮНЕСКО торжественно отмечало 2500-летие Самарканда.

Выдающиеся труды и научное наследие этих учёных, открывших миру немеркнущие идеи великих узбекистанцев, и по сей день чтят в Узбекистане и России всем миром. Они органично вошли в сознание узбекистанцев и россиян и сегодня уже воспринимаются самими немцами не иначе как собственные, национальные. Это лишь малый штрих в том, что роднит нас со всеми народами Узбекистана.

Среди выдающихся имён узбекских учёных немцев нельзя не отметить Рихарда Рихардовича Шредера (15.10.1867 – 27.04.1944) академика ВАСХНИЛ (1935), академика Академии наук Узбекистана. Это сын известного российского учёного плодовода Рихарда Ивановича Шредера (1822-1903) — Главного садовника и преподавателя (с 1862) Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия), сформировавшего в своё время научные основы акклиматизации древесных и кустарниковых пород, в т. ч. плодовых культур в России. Его сын Рихард Рихардович в 1902 г. создал и возглавил первую Туркестанскую сельскохозяйственную опытную станцию, на базе которой позднее было образовано Научно-производственное объединение по садоводству, виноградарству и виноделию им. Р.Р.Шредера. Он был первым деканом сельскохозяйственного факультета народного университета в Ташкенте, преподавал в Среднеазиатском государственном университете. Он основал и редактировал журналы «Сельское хозяйство Узбекистана», «Дехкан».

Им были выведены многие новые сорта растений: хлопчатника – «Шредер», пшеницы «Кора-Колтак», 8 сортов яблонь и др. Его труды «Культура хлопчатника в Средней Азии», «Климат хлопковых районов Средней Азии», «Исследование цветков плодовых деревьев и опыты с опылением», «Опыты с удобрением винограда», «Периодичность урожаев в семечковых садах» и др. не потеряли актуальности и сейчас и до сих пор используются как настольные книги учёных, исследующих проблемы сельскохозяйственных культур.

Мы, как и россияне гордимся и преклоняемся перед талантом нашей знаменитой землячки, выходца из хорезмской немецкой общины Анны Герман (1935, Ургенч, Узбекистан — 26 августа 1982, Варшава). Мы хорошо помним её выступления на международном фестивале эстрадной музыки в Сопоте (в 1964 — 2-я премия; в 1965 — 1-я премия за песню «Танцующие Эвридики»), на фестивале «Дружба молодежи» (1967, главный приз), на фестивале эстрадной музыки в Сан-Ремо (1967), фестивале неаполитанской музыки в Сорренто («Оскар симпатий»). Надо ли говорить, что её лучшие песни на русском языке: «Соловьи», «Надежда» (А. Н. Пахмутовой), «Эхо любви» (Е. Птичкина), «Ты, мама…» (О. Фельцмана), «Из-за острова на стрежень», «Гори-гори, моя звезда», «И меня пожалей» и в Узбекистане, и в России давно воспринимаются как народные и нерасторжимо ассоциируются с её волшебным голосом.

Среди многих направлений общественной жизни Узбекистана, в которых оставили заметный вклад узбекские немцы мы с особой теплотой говорим об их вкладе в образование и подготовку кадров. Это известный химик – заведующий кафедрой Ташкентского государственного университета — профессор Альберт Иванович Гегельганц9, прекрасный математик Вера Вильд10, уникальные алгоритмы и программы которой до сих пор используются в информационных ресурсах Высшей Аттестационной Комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Первый профессор и заведующий кафедрой Ташкентского института народного хозяйства (в то время финансового института) учёный экономист Шмидт Александр Карлович (1879-1954). Замечательный историк из Ташкентского Государственного университета – Нелли Христиановна Кнауэр. Особое уважение вызывает семья прекрасных педагогов Юрия Евгеньевича Шенгера (1904-1974)11, проректора по научной работе Ташкентского института народного хозяйства Наталии Николаевны Шабановой (фон Кубе) (1909-2002)12, заведующей кафедрой денежного обращения. Они, вместе с Ректором института Мухамеджаном Мурадовичем Кариевым, подготовили замечательную школу профессиональных экономистов13. При их поддержке в 1967 г. научная работа одного из студентов этого ВУЗа, кстати, тоже немца, впервые в истории узбекского высшего образования выиграла Всесоюзный конкурс научных студенческих работ и получила первую в республике Золотую медаль за лучшую студенческую научную работу.

Однако известно, что вложения в знания имеют пролонгированный эффект. И великолепное качество, подготовленных под руководством Шенгера специалистов проявилось намного позднее, после обретения независимости и начала экономических реформ. Именно выпускники Ташкентского института народного хозяйства смогли отказаться от стандартных моделей «шоковой терапии» Мирового банка и доказать всему миру состоятельность и эффективность уникальной модели реформ, известной как «Свой путь обновления и прогресса». Благодаря их усилиям Узбекистан не допустил обвальных процессов в экономике, обеспечил высокие темпы развития, первым среди стран СНГ в посткризисный период войдя в стадию экономического роста. Не случайно в европейской научной литературе по поводу успехов экономических реформ в Узбекистане появился особый термин – «Узбекская загадка». 14

Говоря о выдающихся представителях узбекских немцев мы, тем не менее, не можем не отметить, что ещё более заметный вклад немцами был внесён в индустриализацию Узбекистана. Самые крупные немецкие диаспоры формировались при образовании крупных промышленных центров республики после возвращения из трудармии. Хорошо известны имена немцев — прекрасных организаторов экономики и производства Бесслера Арведа Теодора-Христиановича (Василия Фёдоровича) (1919) – основателя современного статистического менеджмента в стране, долгое время (1963-1989 гг.) бессменно возглавлявшего статистику промышленности Узбекистана, Оскара Христиановича Вейгума (1939-2001) – Заместителя Председателя Узагросельстроя, Ивониной Ирины Эрнстовны (1947), возглавлявшей в Министерстве финансов Республики Узбекистан, управления финансирования базовых отраслей промышленности, новых методов хозяйствования и макроэкономического анализа, осуществляющей ныне в республике научное руководство экономическими исследованиями в области устойчивого развития нефтегазового комплекса страны – важнейшей отрасли экономики Узбекистана, формирующей свыше четверти валового внутреннего продукта страны и почти половину её бюджетных поступлений.15 Павлишко Нелли Борисовны – основателя и руководителя лучшей строительной лаборатории в Ферганской долине, Хримпач Лидии Глебовны (1937) и Геринга Олега Петровича (1944) известных промышленных проектировщиков, архитекторов и строителей, а также многих других.

Существенную роль в повышении авторитета современной немецкой диаспоры Узбекистана сыграл Геннадий Леонгардович Блинд16 (1949). Будучи Главным метрологом Ташкентского тракторного завода и одним из руководителей в бывшем Всесоюзном промышленном объединении «Союзмашхлопководство» внёс существенный вклад в развитие отечественной метрологии машиностроительной промышленности. Профессиональный энергетический импульс, заложенный в него узбекской промышленной школой по достоинству оценён за рубежом. В первой половине 2000-х годов он по специальному приглашению работает в Швейцарской конфедерации, создавая эксклюзивную олимпийскую светотехническую инфраструктуру многих уникальных объектов, которая не оставила равнодушными миллионы туристов и телезрителей, с восхищением внимавшим буйству созданной им электросветофеерии. Его творческое подвижничество и самопожертвование было по достоинству оценено этим европейским государством, презентовавшим ему в знак уважения к творческим заслугам пожизненную ренту.

С прекрасными деловыми качествами немецких рабочих и инженеров ассоциируется создание объектов угледобычи в Ангрене, химической и нефтехимической промышленности в Чирчике и Фергане, пищевой промышленности в Газалкенте, горнодобывающих предприятий в ряде районов Узбекистана. В конце 80-х годов, учитывая высокий потенциал немецких рабочих и инженерных кадров, в Фергане строится механический завод, который должен был выпускать новый среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-114.

Конечно, сегодня немецкая диаспора значительно поредела. Но как и прежде, нам не стыдно говорить об её выдающихся представителях. С 1990 года возрождена идеология лютеранского вероисповедания в Узбекистане17. Регулярно идут воскресные богослужения в Евангелическо-Лютеранской Церкви, некогда основанной в Туркестане легендарным пастором Юстусом Юргенсеном18. И очень важно, что эта лютеранская церковь, являясь самостоятельной, до недавнего времени функционировала в составе Лютеранского архиепископства в Санкт-Петербурге. Мы не случайно говорим о лютеранской церкви в Узбекистане, поскольку нынешняя духовная лютеранская политика идёт в полном согласии с Национальной идеологией Узбекистана.

Существенный вклад в возрождение культуры и национальных традиций немцев вносит руководитель национального культурного центра Мария Григорьевна Рекк19. Работа эта многогранная, многоаспектная и это работа с людьми с формированием их национальной идеологии соответствующей новым реалиям общественной жизни. Так что переоценить её вклад в возрождение национальных традиций и прежде всего молодёжи просто невозможно. В 2009 г. её труд был отмечен государством.

Можно было бы много говорить об известных представителях узбекской немецкой диаспоры и дальше. Но нельзя особо не подчеркнуть важнейший момент, что любые успехи и достижения наших известных немцев неразрывно связаны с совместной работой со специалистами других национальностей. В этом и состоит суть Национальной идеи Узбекистана — не разделять, а объединять людей общим делом, общим достоянием. Национальная идея в Узбекистане – это не идея одной национальности. Это идея многонационального народа, которая придает нам новые силы, укрепляет уверенность и целеустремлённость в достижении высокой цели – формирования государства с великим будущим.

В Узбекистане хорошо понимают, что Национальная идея, отражающая интересы всего народа является эффективным механизмом сплочения людей разных национальностей. И хотя каждая национальность сохраняет свою самобытность, с помощью свободно действующих национальных культурных центров, всемерно поддерживающих развитие национальных языков, культуры и традиций, но принципы Национальной идеи, близкие всем по духу образуют, то общее, что стирает межнациональные границы в решении задач прогресса общества и государства. Поэтому каждый узбекистанец, будь то узбек, русский, украинец, или немец, с уверенностью говорит о том, что важнейшим условием прогресса народов проживающих вместе является диалог культур.

1.Конституция Республики Узбекистан. (ст. 8).

2 Конституция Республики Узбекистан. (ст. 7).

3 Конституция Республики Узбекистан. (ст. 10).

4 Конституция Республики Узбекистан. (ст. 22).

5 И.Каримов. Идеология –это объединяющий флаг нации, общества, государства. Т., Узбекистон, 1998, с.10.

6 И. Каримов. Идея национальной независимости. Т., Узбекистон. 2001. с. 3.

7 Лерх был одним из лучших у нас востоковедов и, по отзыву специалистов, мог с честью занимать кафедру, но он «никак не мог собраться с досугом написать диссертацию на степень магистра, которая бы устроила его собственные дела — все чужими занимался». В. В. Григорьев. «Журнал Мин. Народного Просвещения», 1884 г., ноябрь, стр. 57—66.

8 Большинство трудов П.П.Лерха публиковалось на немецком языке и докладывалось на международных конференциях в европейских научных центрах. Поэтому результаты археологических исследований в Туркестане, зачастую становились известными в Европе раньше, чем даже в России. Учитывая, что часть работ П.П.Лерха по археологии Самарканда и Афрасиаба до настоящего времени не переведена, они так пока и остаются вне поля зрения отечественных археологов и историков.

9 Гегельганц А.И. ныне по приглашению Германии преподаёт химию в Дрезденском Университете (Саксония).

10 Вильд В. ныне по приглашению Германии преподаёт математику и программирование в Университете Карлсруе (Баден-Вюртенберг).

11 Шенгер Юрий Евгеньевич (1904-1974) — профессор, известный экономист и банковский деятель. В 1924-1936 гг. работал в Ленинградской конторе Госбанка СССР. Одновременно преподавал банковское дело, теорию денег и кредита в Институте народного хозяйства им. Ф.Энгельса (с 1926 г.), затем — в Ленинградском финансово-экономическом институте (с 1930 г.) и в других высших учебных заведениях. В 1936-1938 гг. — старший консультант Отдела финансов Госплана СССР. В 1939-1942 гг. — руководитель группы консультантов при секретариате Правления Госбанка СССР, эксперт Планово-экономического управления Госбанка СССР. В 1961-1974 гг. — проректор по научной работе Ташкентского института народного хозяйства.

12 Шабанова Наталия Николаевна (урождённая фон Кубе) (1909-2002) родилась 3 ноября 1909 г. в Петербурге. Окончила Ленинградский финансово-экономический институт. 55 лет своей жизни посвятила работе в системе Госбанка СССР и подготовке банковских кадров. С 1930 г. Н.Н. Шабанова работала в главном банке страны, а с 1946 по 1984 г. — в Ташкентском институте народного хозяйства, где вместе со своим мужем, известным экономистом Ю.Е. Шенгером, готовила банковских специалистов. Автор более 40 печатных работ,. В последние годы жизни жила в Санкт-Петербурге.

13 Деятельность Шенгера Ю.Е. и Шабановой Н.Н. (фон Кубе) получила высокую оценку и признание за рубежом. Музей истории Национального банка Республики Башкортостан открыл специальную экспозицию, посвящённую этим замечательным учёным, работавшим во время войны 1941-1945 гг. в Уфе, а их книги по финансам, денежному обращению и кредиту сейчас переиздаются в России.

14 Ежегодный доклад ЕБРР о переходе стран к рыночной экономике. 2002 г.

15 Журнал Нефтегазовая вертикаль. Специальный выпуск нефть и газ Узбекистана. Москва, 2007. — № 9. – С. 86-88.

16 Бесслер Арвед. Крымские начала. Coburg, Ewigkeitsverlag, 2006.

17 www.novosaratovka.org/advice/about.java?id=497885025

www.keiserzeitung.narod.ru/archiw/2002/nem_diaspora.htm

18 Князева Е.Е. Из истории Евангелическо-Лютеранской Церкви в России, на Украине и Средней Азии. Евангелическо-Лютеранская Церковь в Ташкенте и Узбекистане. Ст. Петербург, ЕЛЦ, 1996. Лютеранские церкви и приходы в Белоруссии, Молдавии, Закавказье и Средней Азии XXYIII-XX вв. Исторический справочник. Часть III. Ст. Перербург, «Литера», 2006.

19 www.centrasia.ru/newsA.php?st=1035350280

Примечание. При публикации формат сносок «сломался» и они не работают как ссылки, это проблема движка, приношу извинения за неудобства. ЕС.

5 комментариев

  • Yultash:

    Я бы добавил — Митрополит Иоан, в миру Константин Николаевич Вендланд — известный Узбекистанский геолог — петрограф. Ссылки на его работы до сих пор есть в современных научных публикациях.
    И вопрос — а стал ли большим учёным сын Академика Р.Р.Шредера — Лев Рихардович Шредер?

      [Цитировать]

  • Мукаддас:

    Уважаемый Ивонин Виктор Арведович!
    Спасибо за содержательную статью. Сейчас я занимаюсь семейными обрядами немцев. Если это возможно напишите пожалуйста.
    С уважением Мукаддас

      [Цитировать]

  • руслан:

    1. В независимом Узбекистане никогда не провозглашалась “национальная идея” — провозглашалась “идея национальной независимости”, которая предполагает, что Узбекистан должен оставаться на политической карте мира.
    2. К списку немцев, связанных с Узбекистаном, я бы добавил выдающегося пианиста Рудольфа Керера, выпускника и преподавателя Ташкентской консерватории, и профессора Александра Кейзера.

      [Цитировать]

  • руслан:

    Вообще-то можно отметить, что благодаря своей деятельности в Средней Азии, из всех европейцев немцы пользовались особым уважением среди узбеков. Не случайно после образования УзССР большая группа молодых узбеков (около двухсот человек) выразила желание обучаться за рубежом именно в Германии (выжили из них только те, кто не вернулся на родину).

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.