Карим Махмудов. Слава и забвение Ташкентцы
Пишет Лилия Николенко на юФоруме:
Карим Махмудов. Ученый, исследователь, философ, историк, писатель и кулинар. Имя его известно далеко за пределами Узбекистана. Кто не знает его фундаментальное исследование о видах узбекского плова? Книги Махмудова издавались и переиздаются до сих пор.
Вот что побудило к написанию этого обращения:
На протяжении последних двух лет изучаю самые различные книги об узбекской кухне. И с каждой новой книгой накапливается обида и негодование. Большая часть текста в них списана с книг Карима Махмудова. Авторы даже зачастую не затрудняют себя перестановкой слов. Ну хоть бы в списке использованной литературы указали бы имя гуру узбекской кухни.
Зайдите в Интернет на любой архив электронных книг. Вы на тысячах сайтов найдете «Пловы на любой вкус» и «Узбекские блюда» Карима Махмудова в свободном доступе. И количество скачиваний каждой книги огромно.
То, что сделал Карим Махмудов для узбекской культуры — это подвиг ученого и исследователя. И подвиг, увы, забытый. Много лет он посвятил изучению рецептур, путешествуя по Узбекистану, крупным городам и самым маленьким кишлакам. Человек энциклопедических знаний. В его книгах, где узбекская кухня — красная нить, не только рецепты, но и химия и физика кулинарных процессов, история, культура, биология и география.
…
Много часов провела я в Национальной библиотеке, в бесплодных попытках найти информацию об этом уникальном человеке. Ни-че-го. Ни биографических данных, ни воспоминаний современников и коллег, ни библиографии. Ни-че-го. На русском языке во всяком случае.
Интернет так же пуст. А я бы дату рождения Карима Махмудова обозначила бы Днем Узбекской кухни. Так хоть узнать бы её, ту дату…
Единственный источник, где нашлась информация о гуру Узбекской кухни — еженедельник Зеркало XXI. В сентябре 2008 года опубликована статья дочери Карима Махмудова, Ситоры Махмудовой, «Внимание — ПЛОВ!»
Из статьи:
Карим Махмудов — автор множества книг о национальной кухне, кандидат философских наук, доцент кафедры философии естественных факультетов Ташкентского государственного университета.
«Он умер скоропостижно в 63 года, 40 из которых посвятил искусству кулинарии узбекских национальных блюд. Еще со студенческих времен он начал интересоваться археологией и этнографией, написал много научных статей и защитил дипломную работу. Под руководством доцента О.Сухаревой он организовал личную экспедицию сначала в Самарканд, дальше самостоятельно в другие регионы республики, где и проявил интерес к народной кулинарии.
Впоследствии Карим-ака начал собирать всевозможные материалы о блюдах.
Преподавая философию студентам, параллельно стал писать книги о национальных блюдах узбекской кухни. Хотя кулинария была его хобби, но он называл это своей второй священной профессией.
Преподавая философию студентам, параллельно стал писать книги о национальных блюдах узбекской кухни. Хотя кулинария была его хобби, но он называл это своей второй священной профессией. Им написано около тридцати книг об узбекских блюдах, в их числе «Узбекские блюда», «Деликатесы Узбекистана», «Пловы на любой вкус», «Мучные блюда узбекской кухни», «Занимательная кулинария», «Скатерть самобранка» (для детей и школьников), «Мехмоннома» (Трактат о гостеприимстве), «Чойнома» (Все о чае), «Хлеб наш насущный», «Красота быта» и т.д.
Эти книги — плоды его многолетних трудов. Он прошел нелегкий путь, чтобы выпустить их в свет. Каждая книга иллюстрирована разнообразными слайдами, а «Мехмоннома» была награждена государством посмертно. Он всегда говорил, что человек, уходя из жизни, должен оставить за собой что-то полезное для семьи, для общества, какое-нибудь наследство. Так оно и вышло. Унаследовав авторское право и продолжая его работу, я поняла многое. Ведь ни тот настоящий кулинар, кто из самых отборных продуктов приготовил вкусную, здоровую пищу, а тот, кто приготовил ее из того, что имеется. Природа щедра, но в щедрости природного дара есть и доля кулинара, говорил отец.»
Теперь собственно ради чего было все написано:
Помогите найти контакты людей знавших Карима Махмудова, членов его семьи, и самое главное, его дочери Ситоры, которая продолжает его дело. А может у кого-то есть информация о нем, на русском или узбекском языках, а может фотография… Готова взяться за цикл статей о Мастере. Потому что мне за державу обидно.
Я полностью согласен с Лилией Николенко. Не могу найдти информацию о Кариме Махмудова или его книгах в интернете.Здесь в Нью Йорке очень популярны рестараны с узбекской кухней. Думаю его книги также смогли бы найти своего читателя в США.Можно ли приобрести их в Ташкенте?
Гайрат[Цитировать]
Дорогие друзья! Мне посчастливилось быть студенткой Карима Махмудовича. В 1975 году я прослушала у него курс Диамата и сдала ему на отлично экзамен. Это был лектор от бога. Настоящий философ с широким кругозором, весельчак, острослов, знаток своего предмета и любитель, превзошедший в своем увлечении профессионалов (я имею ввиду интерес к культуре еды). Я сама очень серьезно подхожу к этому вопросу и для меня существует три базовых труда по вопросам кулинарии: Елена Молоховец — Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов, Книга о вкусной и здоровой пище, а также «Узбек таомлари» Карима Махмудова. Все остальное модификации перечисленного.
Лекции Карима Махмудовича были интересные, он старался приводить примеры из области естественных наук и любил, когда студент на семинаре не просто оттарабанит свой ответ, а порассуждает, напишет на доске доказательство своей правоты, при этом у него загорались глаза, он легко вскакивал с места несмотря на свой солидный вес ;-). Кстати про вес, вспоминаю смешной случай: в вузгородке в высокой башне ректората был один единственный лифт, в который набивались и студенты и преподаватели. Перегруженный лифт отказывался ползти вверх, и тогда кто-то из студентов обреченно покидал его. Случилось так, что в полный лифт в последний момент заскочил Карим ака и тот встал как вкопанный. Тут Карим ака перехитрил лифт — он велел никому не выходить, а сам подпрыгнул (а весил он этак кг за сто), обманутый лифт пополз вверх под бурные возгласы одобрения и веселье)))). А еще наши пацаны засекли как тот обедал у незабвенной Зои Карповны. Обед он запивал бутылочкой шампанского вместо компота. И бывал от весел, красен и несмотря на это, вселял трепет и уважение, носил тюбетейку, но не по-ханжески, а залихватски. Про нерадивых студентов он говорил, что они шатаются по скверу под «бичикиданну» (песенку из индийского фильма Бродяга).
Этот человек вернул нам множество забытых рецептов, в том числе рецепт языческого блюда Сумаляк и стал его первым пропагандистом, а теперь у нас нет людей, которые хоть раз не попробовали его. Он объединил в своих книгах кухни различных регионов Узбекистана. Карим Махмудович не просто собирал рецепты, обрабатывал их, публиковал и просто изумительно готовил, он еще был большой эстет. Книги его всегда были иллюстрированы отличными аппетитными фотографиями. Примитивное приготовление пищи он возвел в ранг творчества. Для меня Карим Махмудов как-то ассоциируется с Гаргантюа…. В ближайшие дни найду телефон его дочери и размещу в ссылках. Готовьте, мои дорогие, готовьте вкусно и наслаждайтесь нашей здоровой едой (благо у нас пока «органик фуд» ;-)))))
зухра[Цитировать]
Низкий поклон Вам, Зухра!
Вы сделали этот день праздничным и светлым Вашими словами!
Теперь за сухими строками кулинарных книг определился образ Карим-ака. Может еще вспомнятся эпизоды, связанные с ним? Напишите, это очень нужно нам. А может рассказ о том, как вы сдавали ему экзамен?
Будем ждать и надеяться на контакт с его дочерью.
Лилия Николенко[Цитировать]