Возникновение джадидизма как первоосновы национальной идеи. Часть 2 Искусство История

ЗАРОЖДЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ДЖАДИДСКОЙ ДРАМАТУРГИИ
Шухрат Ризаев, кандидат филологических наук, Академия государственного и общественного строительства при Президенте РУз

Узбекская национальная письменная драматургия, возникшая в 10-х годах ХХ века, превратилась в ведущий жанр джадидской литературы, и прошла длительный путь от зарождения и формирования до развития. Ее историю нельзя изучать в отрыве от общественно-политических реалий того времени.

Как известно, джадидская литература, в том числе драматургия и театр, возникли в связи с требованиями общественных идей и целей. Вместе с тем, она служит для реализации и утверждения в обществе этих целей и задач. Если говорить точнее, конкретные реформаторские устремления джадидов, идея коренного изменения общественных социальных отношений, строительства развитого общества, борьба за независимое государство определили круг тем их сценических произведений. Значит, процессы формирования и развития джадидской драматургии протекали параллельно с общественно-исторической реальностью. И в этой связи и с исторической, и литературно-эстетической реальностью целесообразно назвать период с 1911 года, когда был создан первый образец узбекской драматургии и по 1929 год периодом зарождения и развития узбекской джадидской литературы. В связи с выше указанными рассуждениями, ростом и расширением жанровых видов такого литературного рода, как драматургия, их идеологическими и эстетическими изменениями, совершенствованием нужно выделить три основных периода развития.

Первый период в полном смысле слова является периодом зарождения и формирования, который охватывает 1911-1916 годы. Самым первым и важным достижением данного этапа является пьеса Махмудходжы Бехбуди «Падаркуш» («Отцеубийца»), созданная в 1911 году. Данную пьесу можно трактовать как просветительское и политическое явление, в котором воплотились антифеодальные и антиколониальные устремления и цели джадидского движения. Так, благодаря данной пьесе зародился и развивался узбекский национальный театр европейского образца, и даже возникло общественно-политическое общество ферганской интеллигенции такого же наименования.

Вторая национальная пьеса после «Падаркуш» по хронологии создания и историческим документам стала пьеса Нусратуллы Кудратуллаходжы и Ходжи Муина «Туй» («Свадьба»).. Данное произведение, повествующее о злоключениях одного бая, слепо следующего бессмысленным обрядам и стремящегося прославится проведением помпезной свадьбы является очень серьезной заявкой для узбекской драматургии, находящейся на стадии формирования. В пьесе мы можем наблюдать за десятками своеобразными персонажами, привлекающими внимание зрителей. Произведение отображает народную психологию сотни тысяч людей, погрязших в бытовых проблемах и житейских делах. Суть пьесы составляют такие пороки, как расточительство, безнравственность, иждивенчество, которые тянут общество в болото отсталости. И главное, эти проблемы не преподносятся голословно, как публицистика или выступление автора или лектора, а напротив, в художественной форме, путем индивидуализации лиц, отображающих конкретный случай, и одновременно через литературно-художественную типизацию. Насыщенность и неповторимость характеров явились тем фактором, который обеспечил сценический успех пьесы «Туй».

Такие же мысли можно сказать и о произведениях Абдуллы Бадри «Жувонмарг» («Умерший молодым»), Абдуллы Кадыри «Бахтсиз куёв» («Несчастный жених»), Ходжи Муина Шукрулла «Мазлума хотин» («Угнетенная женщина»), Хамзы «Захарли хаёт ёхуд Ишк курбонлари» («Отравленная жизнь или Жертвы любви»/) Жанром этих произведений является трагедия. В них можно проследить использование сложных психологических характеристик, методов литературной обусловленности. Есть основания предполагать, что в основе данных трагедий определенные черты, схожие с античными литературными трагедиями.

Или же обратимся к юмористическим пьесам Абдуллы Бадри «Ахмок» («Дурак»), Ходжи Муина «Кукнори» («Наркоман»), Абдуллы Авлони «Пинак» («Склонность ко сну»), сыгравшие важную роль в жанровом разнообразии ранней джадидской драматургии. Они оставляют такое впечатление, что авторы соблюдали правила и закономерности, отвечающие природе жанра, жанровым особенностям классической комедии, были хорошо о них осведомлены. Все элементы драмы соблюдены – смешная ситуация, комические характеры, доступный, ровный и чрезвычайно народный язык. Несомненно, эти одноактные комедии послужили основой для создания комедий Хамзы Хакимзаде, вошедшие в историю литературы и театра как классические образцы данного жанра.

Второй период охватывает 1917-1924 годы, когда драматургия сталв одним из ведущих видов узбекской литературы. В это время были созданы лучшие образцы национальной драматургии. Обратимся к такому факту, подтверждающему наше мнение: только в газете «Иштирокиюн», относящемуся к рассматриваемому периоду были опубликованы более 200 статей и рецензий на спектакли. Согласно данным специалистов, в это время только в городе Ташкенте действовали 62 театральных коллектива. Из них 43 были узбекскими, остальные – русские, азербайджанские, татарские, крымско-татарские, еврейские, казахские, армянские театральные труппы и труппы других национальностей. Естественно, большинство из этих коллективов создавались на любительской основе и не имели регулярного характера. Однако, такая увлеченность сценическим искусством свидетельствует о важном значении театра и драматургии в общественной жизни того времени.

Как было установлено, в период 1917-1924 годов были инсценированы 185 сценических произведений различного жанра. Из них около сорока составляют русские, азербайджанские, татарские, турецкие пьесы и переведенные через данные языки — английские и французские пьесы, а остальные – произведения местных авторов. Авторами переведенных пьес были Нажафбек Везиров, Навмик Камол, Нариман Нариманов, Хусейн Джавид, А.Ахвердыев, М.Казимов, Узеир Гаджибеков, С.Сунчалай, Ш.Соми, Абдулхак Хамид, а из русских авторов можно было встретить произведения Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.Мясницкого, западных авторов – Мольера, Шиллера, Джакометти. Данные произведения сыграли чрезвычайно важную роль в развитии узбекской драматургии, стали своеобразной школой профессионализма и литературно-сцениччекого мастерства. Благодаря этому, а так же стремительному проникновению сценического искусства в жизнь общества, к числу известных авторов раннего периода, таких, как М.Бехбуди, А.Авлони, Ходжи Муин, Абдулла Бадри, Абдурауф Фитрат, Абдулла Кадыри, Нусратулла Кудратулла, Абдурауф Шахиди, Хамза Хаким-заде, Абдулхамид Чулпон, присоединились Абдурахмон Исмоил-заде, Саид Ахрори, Мирзарахим Мухаммед-заде, Гулям Зафари, Газы Юнус, Маннон Рамз, Махамед Одили, Сабирджан Рахими, Ерулла Вали, Бахром Хайдари, Ш.Расуль-заде, Джура Таджи, Фидои, А.Иноми.

В этот период более тридцати мастеров пера занимались созданием драматических произведений. В репертуарах театров, наряду со знаменитыми пьесами раннего периода были представлены десятки новых произведений, как «Заххоки Морон», «Фарзанд дуоси» («Благословение сына»), «Мухаммадхон тура», «Инкилоб шарораси» («Огни революции»)/, «Саводсизлик балоси» («Трагедия безграмотности»), «Туркистон хонлиги» («Туркестанское ханство»), «Лукмони хаким» («Лекарь Лукман»), «Тускинчилик» («Преграда»), «Бахор» («Весна»), «Туйгуной», «Эрк болалари» («Дети свободы»/, «Макоми шухадо» («Невинные жертвы»), «Сафил» («Отвращенный»), «Жаррох» («Хирург»), «Хоин угил» («Сын-предатель»). Естественно, в первых рядах драматургии того времени находятся произведения Фитрата, Хамзы Хаким-заде и Чулпана. Пьесы Фитрата «Темур саганаси» («Могила Тимура»), «Угузхон», «Чин севги» («Настоящая любовь»), «Хинд ихтилолчилари» («Индийские революционеры), «Шайтоннинг тангрига исёни» («Бунт сатаны против Бога»), «Абдулфайзхон», произведения Хамзы «Лошмон фожиалари» («Трагедия мобилизованных»), «Фаргона фожиалари» («Ферганская трагедия»), «Бой ила хизматчи» («Бай и батрак»), «Ким тугри?» («Кто прав?»), «Мухторият ёхуд Автономия» («Мухторят или Автономия»), «Тухматчилар жазоси» («Наказание для клеветников»), драмы Чулпана «Еркиной», «Халил фаранг» («Халил — мастер на все руки») определяли растущий уровень драматургии и сценического искусства того времени.

На данном этапе драматургии нашли свое воплощение цели, идеи и задачи джадидского движения. Вышеназванные пьесы по социально-идеологическому направлению и тематики можно разделить на три группы:

1. Семейно-бытовая тематика (пьесы Хамзы, Хуршида, Гуляма Зафари, Бахрома Хайдари).
2. Социальная тематика, рассказывающая об исторических личностях и особытиях (пьесы Фитрата, Чулпана, Газы Юнуса, Маннона Рамзи).
3. Тема борьбы с колониализмо за независимости (пьесы Фитрата, Авлони).

При этом необходимо отметить, что тема освобождения от гнета была ведущей темой, и независимо от разнообразия жанров и проблем, во всех драматических произведениях красной нитью проходила идея борьбы за светлое будущее, за независимость. Чтобы отвлечь внимание цензуры от этой судьбоносной для узбекского народа идеи драматурги вынуждены были обращаться к жизни народов таких стран, как Индия, Португалия, Турция, которые боролись против иноземных захватчиков. С помощью символических метафорических образов они пытались вводить в сознание народа идею борьбы против колонизации, за независимости. Сам поиск обходных путей при отображении данной идеи, обращение к различным художественным способам и литературным приемам говорит о целевой направленности и в какой-то степени политизации джадидской драматургии данного периода.

Третий период охватывает 1925-1929 и частично последующие годы. В этот период драматургия укрепила свои позиции, как один из активных видов джадидской литературы, оказывающей большное влияние на сознание народа. В этот период были созданы десятки пьес, в том числе драмы Фитрата «Арслон», «Восе кузголони» (Восстание Восе), Чулпана — «Яна уйланаман» («Вновь женюсь), «Замона хотуни» («Бунт рабыни»), «Урток Каршибоев» («Товарищ Карщыбаев), «Хужум» («Наступление»), Газы Юнуса — «Миллатпарастлар» («Националисты»), Хуршида — «Лайли ва Мажнун» («Лейли и Меджнун»), «Фарход ва Ширин» («Фархад и Ширин»), Хамзы Хакимзаде — «Бурунг) «Паранжи сирлари» («Тайны паранджи»).. Однако, как в самом джадидском движении, так и в джадидской драматургии все более усиливаются упаднические настроения, вызванные негативным отношением большевиков к джадидизму. Вместо пламенных монологов о свободе инезависимости, диалогов, осуждающих продолжающуюся колониальную политику, начали проявляться пораженческие настроения , безысходность. Под давлением и насилием советской идеологии начали зарождаться такие черты, как восхваление правящего строя, служение его идеологическим задачам и интересам. В это время появилась плеяда молодые авторов, как Камиль Яшен, Умарджан Исмаилов, Назир Сафаров, Туйгун и др., для которых коммунистическая идеология стала основным направлением их творчества. Начавшиеся политическое давление и репрессии джадидов нанесли большой урон драматургии этого периода, представители которой вынуждены были отказаться от эстетических принципов джадидской литературы..

Подводя итог, можно сказать, что джадиская драматургия прошла почти двадцатилетний путь зарождения и формирования, развития и краха. Наряду с несомненно положительными качествами она имеет и определенные недостатки. Но необходимо помнить о том, что на примере таких литераторов, как Фитрат, Хамза, Чулпон, Ходжи Муин, Гулям Зафари джадидская драматургия достигла серьезного развития и совершенства. При наличии свободы идеи и мысли, творческой среды она могла бы подняться на еще более высокую ступень развития. К сожалению, ускоренные исторические процессы вывели джадидскую сценическую литературу из своей орбиты.

Однако, несмотря на это, узбекская джадидская драматургия заложила основы нового для узбекской художественной культуры вида литературы и определила основные тенденции развития сценического искусства, и, самое главное, сыграла важную роль в пробуждении узбекского народа.

Спасибо Нигоре Умаровой за содействие в публикации.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.