Ташкентское мультобъединение: фабрика мультфильмов Искусство Ташкентцы

Какие мультфильмы сегодня смотрят наши дети? Смеются над неуклюжим великаном Шреком, восхищаются Человеком-пауком, заворожено следят за приключениями Реми из картины «Рататуй»… В основном все эти мультфильмы зарубежного производства, завладевшие экранами и ребячьим вниманием. А давайте сегодня обратим наши взгляды на детские картины отечественного производства, и посмотрим, чем занимаются наши мультипликаторы, какие сюрпризы готовят для малышей, с какими проблемами сталкиваются.

Итак, на повестке дня – деятельность ташкентского мультобъединения. И проводниками на фабрику наших, родных мультфильмов сегодня станут работающие здесь режиссеры-аниматоры.

О псевдомультипликации, смысле понятия «анимация», законах жанра, о проекте Чархпалак, о своих мультфильмах и мечтах рассказывает режиссер Дмитрий Власов.

На киностудии я работаю с 1992 года, заканчивал Педагогический институт, являюсь преподавателем рисования. Сначала работал помощником Мавзура Махмудова, и многим, что я сейчас знаю, обязан именно ему, он стал моим Университетом.
В 2007 году мне дали дебютную работу – мультфильм «Топотун». Потом с перерывами я начал снимать фильмы. С детской анимации перескочил на взрослую посредством поэтического, антивоенного фильма «Гончар». Затем – снова к детской теме – появились картины «Была-не была», «Щедрый Шахзода» и «Сто мешков снега». После – фильм для взрослых «Белая курица», со сложной философией, об одиночестве и человеческих невзгодах. После всех этих метаний я пришел к выводу, что анимация все же должна больше «работать» на детей.

Сейчас за мультипликацию берутся люди, которые мало что в ней смыслят, и это страшно. Пугает очень легкомысленное отношение к этому виду искусства. Компьютер, который должен был облегчить мультипликатору работу, открыть новые возможности, привнес в создание мультфильмов элементы халтуры. Оказывается, достаточно иметь компьютер, сканер и какую-нибудь flash- программу – и можно гордо назвать себя аниматором. А что такое анимация, с чего она начинается и что в ней заложено, люди знать не хотят. У анимации есть корни, традиции, различные направления. Особенно у анимации для детей — она имеет свою специфику, законы, напрямую связана с психологией.

Люди сейчас снимают анимацию при отсутствии сверхзадачи — ключевого момента, необходимого в любом виде искусства. Они не могут ответить на вопрос – «А для чего я снимаю этот фильм? Что я хочу донести до зрителя?» В этих фильмах нет художественной ценности. Мы докатились до того, что за последние два года стали появляться фильмы, к примеру, на манер «Тома и Джерри» по-узбекски, где кошка бегает за собакой. Это пошлость, преступление, такое снимать нельзя! Вся картина построена на немотивированной агрессии. Если в мультике «Том и Джерри» все выдержанно в рамках стилистики, гармонизировано, здесь же пародия – да какая пародия! – подделка просто. И никто не думает о зрителе, о том, как такие мультфильмы повлияют на психику ребенка. Происходит обесценивание мультипликации как вида искусства.

А на самом деле анимация – это сложнейший, кропотливый труд. Заставить персонажей двигаться – это не анимация. Анимация – это придание жизни и души предмету, наделение его какими-то свойствами, отличительными особенностями. Это способность режиссера делать так, чтобы зритель понял героя, понял каждое его движение, взгляд.

Мультобъединение – студия, считающаяся профессиональной и авторитетной, и мы стараемся делать мультфильмы, выдержанные в рамках законов жанра. Вот сейчас полным ходом идет работа над проектом «Чархпалак». Идея проекта не нова, его можно сравнить со знаменитой «Каруселью». Но для мультобъединения этот проект, формат все же экспериментальный. Сейчас над проектом работают несколько режиссеров, снимающих короткие – не более 4 минут мультфильмы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мы стремимся к тому, чтобы тематика мультиков была разнообразной и интересной малышам. Мы очень надеемся, что придут новые художники, мультипликаторы, и наше застоявшееся болото анимации пополнится свежими идеями. Ведь основная проблема, стоящая перед нами на данный момент – отсутствие или маленькое число профессиональных кадров. Анимации не учат ни в одном нашем колледже или Университете. Поэтому все приходящие учатся у уже опытных режиссеров.

Моя мечта – открыть студию, где дети сами были бы и сценаристами, и художниками-постановщиками, и режиссерами. В мире это очень распространенно. С 2000 года я пытаюсь открыть детскую анимационную студию. Но это никому не нужно, потому что правильно делать кино с детьми – это возня, это обязательное наличие методики. А на самом деле в этом есть большой смысл — какое многообразие разных профессий осваивается одновременно – ведь дети сами рисуют, оживляют персонажей, озвучивают, придумывают музыку!

В самом режиссере должен сидеть этот ребенок, его нужно искать и не убивать в себе, это ощущение детской непосредственности, детского восприятия мира. Если оно есть, то ты снимешь хороший детский фильм, и дети тебя поймут.

Для каждого возраста есть свои фильмы, до какого-то момента определенные мультфильмы лучше ребенку не показывать, до того момента, когда психика будет более устойчивой, конечно, оградить от всего родители не смогут, но отодвинуть просмотр некоторых мультфильмов на какой-то срок, когда ребенок будет готов отличить плохое от хорошего, вполне возможно.

О своей работе, идеях и анимации рассказывает Мативасян Гаянэ, режиссер

Сейчас я снимаю свой пятый фильм, в рамках проекта Чархпалак я делаю детский мультфильм «Молочный зуб». Это совсем детский, незатейливый мультик про зайчика, у которого выпал молочный зуб, а злая сорока сказала ему, что он старый и умирает, все стали плакать, а потом пришел дедушка-ежик, сказал, что зайчик просто растет, сороку прогнали, зайчик радостный, что будет жить долго, и все закончилось хорошо. Мне нравится детская тематика, тем более у меня сейчас маленькая дочка.

Первый мой мультфильм – «Маленькая Пэри», восточная красивая сказка о любви. Затем появились «Еще одна сказка» — смешная история о принцессе, у которой все время росли волосы, поучительный фильм «Три подружки», «Грязнуля и Чистюля» — мультик-аналог «Мойдодыра», о мальчике, который не хотел мыться и превратился в муху.

В «Грязнуле и Чистюле» я пригласил на озвучивание ролей детишек из музыкальной школы им. Глиера. И мне это так понравилось, что в «Молочном зубе» я решила поддержать традицию. С детьми ними вообще очень интересно работать — даже если у тебя есть четкая идея, они могут вдохновить на создание чего-то более захватывающего, нового, и перевернуть все с ног на голову.

Взрослый фильм можно сделать любым, и объяснить это тем, что у каждого режиссера свое мировоззрение, и у фильма все равно появятся солидарные с создателями зрители. С детским кино все сложнее, хотя формула проста — плохо сделаешь – смотреть не будут.

Как проходит процесс съемок мультфильма, о себе, своих режиссерских работах и планах, о проблемах режиссера-мультипликатора рассказывает режиссер Мавзур Махмудов.

Самая большая проблема режиссера – найти автора сценария. У нас катастрофически не хватает пишущих авторов, да еще и для мультипликационного фильма. Сценарий для мультика принципиально отличается о детской литературы, потому что мультипликация – это визуальное искусство, подразумевающее динамику, богатство событиями, интересных персонажей, разнообразие их характеров. Поэтому обычно в основу ленты ложатся узбекские народные сказки.

Бесспорно, и у нас есть свои Заходеры, Маршаки, но они, к сожалению, не в полной мере понимают специфику мультипликации. У них слишком книжный, литературный язык.

Но допустим, что сценарий мультфильма написан и утвержден. Режиссер, если конечно ему нравится этот сценарий или даже какая-то деталь, образ, берется за съемки. Пишется режиссерский сценарий, поэпизодно распределяется картина, художник-постановщик создает эскизы, рисует персонажей, делает раскадровки на каждый кадр, и потом аниматоры совместно с режиссером начинают одушевлять персонажей. Сначала на кальке рисуется каждое движение пофазно. На одно секундное движение персонажа, например, взмах руки, может быть нарисовано 24 положения. Потом это все обрабатывается на компьютере. Далее следует озвучка – приглашаются актеры, подбирается голос.

Можно снимать любой материал – из пластилина, из соломы, из спичек, из песка – это неважно. Важно, чтобы материал, из которого изготовлены персонажи, подходил под тематику и идею мультфильма. Например, пластилин прекрасно подходит для мультиков динамичных, с быстро меняющимся сюжетом, трансформацией героев.

Я работаю здесь с 1976 года. Окончил ВГИК, учился у основателя советской мультипликации, снявшего мультфильмы «Левша», «Двенадцать месяцев», «Времена года» — Ивана Иванова-Вано. В то время здесь мультипликация только начинала развиваться. Первая моя работа – рисованный мультфильм «Баллада о Соколе и Звезде». Получал призы на международных кинофестивалях. Мне нравятся мои мультфильмы, снятые при помощи метода перекладки о Ходже Насреддине. До сих пор он смотрится хорошо. Также были и другие — «Счастливый принц» по Уайльду, фильм «Бильярдная история» , получивший приз в Турции — это аллегорическая, притчевая картина, действие происходит на бильярдном столе, но подразумевается наша жизнь, мультфильм «Соловей» по Андерсену, только я изменил его, построив на среднеазиатских реалиях. Он получил приз на Московском кинофестивале «Золотая рыбка». В общей сложности мной было снято около 30 мультипликационных фильмов.

Я бы очень хотел снять музыкальный фильм, может быть по узбекской сказке, например, «Зумрад и Киммат», с танцами и песнями. По рубаи Омара Хаяйями хочу сделать фильм о страннике или двух странниках, идущих по миру, и у одного один взгляд на жизнь, а у второго – другой, совершенно противоположный. Но это только ради эксперимента, а в основном я сторонник веселых, юморных мультфильмов.

О своих фильмах, о сложностях работы аниматора рассказывает Кудрина Марина, режиссер.
У меня всего две работы, начинала с художника-мультипликатора, и потихоньку стала режиссером. Мы все учились у наших опытных коллег, да и сейчас приходится обращаться за советом.

Первый мультипликационный фильм «Золотая монетка» понятен и детям, и интересен взрослым. А второй мультик рассчитан на детскую аудиторию. Это приключение маленьких зверюшек, которые спасают своего друга, там есть даже формирование характеров – трусишка в начале становится храбрым в конце.

Основная сложность работы аниматора – передать настроение персонажа, характер. Ведь аниматоры – не просто художники, это еще и актеры, они вживаются в образ, проигрывают его про себя, и эмоции нужно передать за считанные секунды, мультфильмы ведь совсем короткие.

О мультфильмах-призерах, о картинах, готовящихся к выпуску в 2010 году, рассказывает Виктория Магдиева, и.о. мультобъединения.

Призы и дипломы, присвоенные нашим мультфильмам, довольно многочисленны, и некоторые из них были отмечены не один раз. Так, к примеру, мультфильм «Кулол» режиссера Д. Власова, выпущенный в 2002 году, выиграл сразу 4 награды – в 2003 году – специальный диплом КФ в г.Хиросима, в 2004 году – приз на Фестивале «Крок» в Киеве «За верность традициям в анимационном искусстве», в 2005 году – Золотой приз МКФ в г. Тегеране «За лучший философский фильм», в 2006 году лента получила в Узбекистане специальный диплом «За лучший сценарий».

Призерами на международных фестивалях становились мультфильмы «Эхограмма» режиссера С.Алибекова (приз «За лучшее изобразительное решение»), «Бор барака» («Была-не была») режиссера Д.Власова, «Куш»(«Птица») режиссера Н.Туляходжаева, «Ур, тукмок!» («Бей, дубинка!») режиссера С. Чуфарнова, «Икки кушни ва ковун» («Два соседа и дыня») режиссера А.Мухамедова, «Букри ошик» («Влюбленный горбун») режиссера Н. Туляходжаева.

В 2010 году выйдут в свет 4 новых мультфильма, а также первый выпуск проекта «Чархпалак». Он включит в себя три сюжета – «Сут тиши», «Мехмон» и «Мен кимман?».

Также уже в этом году маленькие зрители увидят на экранах картины «Спитамен», «Шер билан Дуррож», «Уч дуст», «Фархад ва Ширин».

Беседовала Анна Гриценко
Источник.

13 комментариев

  • Фото аватара Тамара:

    Хороший материал. Только странно, что в нем не упомянуто имя поэта Александра Файнберга (или я не углядела?), а ведь он был сценаристом ряда мультфильмов, не один год работал в студии, с любовью говорил об этой грани своего творчества.
    Может, знатоки добавят об этом в комментах?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Марат:

    Подскажи пожалуйста а где на творчество наших мультипликаторов можно посмотреть (кроме кинофестивалей)? Продается ли ваша продукция где-то?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Светлана:

    Добрый день! Спасибо за очень интересный и познавательный материал. Подскажите координаты студии, Хотим связаться для сотрудничества. Дирекция Международного фестиваля анимационных фильмов «Анимаевка» (г.Могилев, Республика Беларусь)

      [Цитировать]

  • Фото аватара Мадина:

    Добрый день, а для озвучки таких мульт- персонажей вы устраиваете кастинги?
    Просто я бы очень хотела попробовать себя в этой сфере) Могу даже придумать интересные сюжеты для них.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Farruh:

    Salom meni ismim Farruh Yangi nurafshon shaxrida yashayman. Menda senari bor kim va chizilgan qahramonlariham 1;00 soatdan ko`p davom etadi multik zamonavi kimga murojat qilay? O`zim Rassomman Zbrush va 3d max da ishlayman anime qahramonlar yasayman.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Farruh:

    Rahmat manda odi multiklar emas 3d multiklar

      [Цитировать]

  • Фото аватара вован1:

    да пожалуйста, вот вам новый ташкентский мульт)

    строго по тексту, никакой отсебятины.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.